Официальный сайт panajotov 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Восточные славяне

Submitted by Светлана Владимировна Валова on Fri, 18/11/2016 - 12:43
Данные об авторе
Автор(ы): 
Валова С.В.
Место работы, должность: 

ГБОУ Школа 2070

Регион: 
Город Москва
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
История
Цель урока: 
  1. Сформировать общее представление о предках славян, расселении восточнославянских племён  в древности; дать ученикам общее представление о занятиях, быте, управлении, религии древних славян.
  2. Формировать умение работать с картой; способствовать овладению технологией исторического исследования на основе использования комплекса исторических источников (письменных, устных, вещественных).
  3. Воспитывать глубокое уважение к истории Отечества и чувство патриотизма.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Краткое описание: 
<p>Вводный урок &quot;Восточные славяне&quot;</p>

«Восточные славяне» урок по истории 6 класс

 

Учитель истории Валова С.В.

 

 

Цели и задачи:

  1. Сформировать общее представление о предках славян, расселении восточнославянских племён  в древности; дать ученикам общее представление о занятиях, быте, управлении, религии древних славян.
  2. Формировать умение работать с картой; способствовать овладению технологией исторического исследования на основе использования комплекса исторических источников (письменных, устных, вещественных).
  3. Воспитывать глубокое уважение к истории Отечества и чувство патриотизма.

Тип и место урока: Комбинированный урок.

Оборудование:

  • учебник А.А.Данилов, Л.Г. Косулина “История России с древнейших времён до конца XVI века”. Москва, “Просвещение”, 2007 год;
  • Рабочая тетрадь
  • Карта “Киевская Русь в IX-XI веках,  Атласы
  • Картина «Славянский посёлок», Кнебель.
  • Опорный конспект
  • Сообщения уч-ся
  • Документы
  • ТСО ( компьютер, медиапроектор)
  • Иллюстрации
  • Схема «Управление»

Основные понятия:

Индоевропейцы, балты, славяне,

Подсека, перелог, бортничество, соха, вече, ополчение.

План урока:

I. Оргмомент

II. Опрос д/з.( тест)

III. Изучение нового материала:

1.Происхождение восточных славян ( учитель – р/т )

2. Племенные союзы  ( док. 1 + карта)

3.Занятия славян  ( Беседа – картина учительиллюстрации, экспонаты)

4. Быт и нравы ( док.2 + сообщение)

5. Верования ( учитель – иллюстрации)

6. Управление ( учитель – схема)

IY. Закрепление – кроссворд

Y. Итоги

                                         ХОД УРОКА

1.   Утро, пробуждается природа,        
     Первые рассветные лучи,
     На посёлке древнего народа
     Отблески оставили свои.
     Здесь живет народ,
     Высокий и красивый, -
     Светлоокие и сильные мужи,
     Женщины, изящные как ивы,
     Дети, словно крепкие дубы.

       Такими словами описывает своих далёких предков   наш с вами современник. И речь здесь идёт о славянах, чьими потомками являемся и мы. Сегодняшний урок мы посвятим истории древних славян: их происхождению, образу жизни, занятиям, верованиям. Знать историю своих предков должен каждый образованный человек. Как сказал историк Н.М. Карамзин «..Но добрые россияне не обязаны ли иметь более терпения, следуя правилу государственной нравственности, которая ставит уважение к предкам в достоинство гражданину образованному….

       Мы одно любим, одного желаем  любим Отечество, желаем ему благоденствия ещё более, нежели славы, желаем, да не изменится никогда твёрдое основание нашего величия, да цветёт Россия… по крайней мере долго, долго, если на земле нет ничего бессмертного, кроме души человеческой!»

   

                   Изучение нового материала

Знакомство с восточными славянами мы начнём с истории происхождения народа.

I. Происхождение восточных славян.

Прослушать объяснение и выполнить задание 1 в р/т

Когда-то большую часть Европы и Азии населяли индоевропейские племена, говорящие на одном языке. Эти племена находились в постоянном движении, осваивали новые территории, отдаляясь друг от друга. Примерно 4 тысячи лет назад произошло выделение балтославянскихиндоевропейских племён. Они заселили Центральную и Восточную Европу приблизительно в V веке до н.э. Эти племена разделились на балтов и славян. Славянские племена освоили территорию около рек Днепр, Одер, Припять. В V веке славяне устремились на  земли, простиравшиеся от Черного моря до Балтийского. На севере они дошли до верхнего течения Волги, на южном – до  Греции. В ходе этого движения они разделились на три ветви: восточную, западную, южную. Восточные славяне в VI-VIII веках заселили обширную территорию Восточной Европы от озера Ильмень на севере до Причерноморских степей на юге, от Карпатских гор на западе, до Волги на востоке. ( проверка задания)

   II. Племенные союзы (карта, док.1) Кроссворд – концу урока

    На этой территории проживало 12, а по некоторым данным 15, восточнославянских племенным союзов.  Об этих племенах упоминает в своей летописи Нестор.

Прочитаем документ и ответим на вопросы к нему.

 Документ 1 + карта

III. Занятия славян.  ( картина, экспонаты, иллюстрации)

1) Любая деятельность зависит от потребностей человека. Главные потребности – биологические ( в пище, одежде, и тд. ). От их выполнения зависит жизнь человека.

Картина:

  • Как, живя в деревне можно удовлетворить свои потребности?

     Чем могли заниматься славяне?

 ( земледелие, скотоводство, бортничество, охота, рыболовство, собирательство, ремесло, + торговля)

2) Земледелие – одно из главных занятий славян. Как же они обрабатывали землю? Существовали 2 системы земледелия: подсечно-огневое (лесная зона), переложное (степь и лесостепь).

  • Найти в учебнике и объяснить принцип работы каждой системы.
  • Где существовали? Почему они существовали в разных зонах?
  • Какие орудия труда использовали?( соха, борона, серп, цеп)
  • Какие с/х культуры выращивали? (пшеница, просо, ячмень, гречиха)

Зерно – жито

Экспонаты: серп, цеп,

3) Скотоводство ( всех известных животных)

4) Собирательство, охота, рыболовство.

5) Бортничество

6) Ремесло (выплавка железа, кузнечное, ювелирное дело, прядение, ткачество) Иллюстрации

7) Торговля ( шкурки – роль денег – куны)

IY.  Быт и нравы славян    ( документы, сообщение ) Приложения 2, 3

1) А какими же были славяне? Как выглядели? Какими качествами обладали? Какие обычаи у них существовали?

Документы 2, 3.

2) О том, как жили славяне, послушаем сообщение.

Сообщение.

Y. Верования.   ( Иллюстрации )

 Славяне были язычниками ( что это такое?)

 И обожествляли различные силы природы. Самыми почитаемыми богами  были:

Перун – бог грома и молнии ( =Зевс )

Стрибог – бог ветра

Велес – покровитель скотоводства

Макошь – богиня плодородия

Ярило – бог солнца

Кроме того, они верили в домовых (Щур), леших, водяных, русалок. Эти персонажи  встречаются в народных сказках.

      Своим богам славяне в укромных местах ставили идолов, совершали здесь обряды, приносили жертвы.  Общаться с богами по мнению славян могли только волхвы и кудесники.

  • Какие пережитки язычества существуют и поныне?

YI. Управление. ( схема)    

Родовая община             соседская община             племя

                                                 вервь )

                  Вече                                              Народное ополчение

  ( народное собрание )                     ( добровольное военное формирование)

Домохозяева                                                мужчины – в случае военной

Решение общих вопросов                           опасности

 

YII. Закрепление: Термины:

      Итоги.

                                   

                                                                                           

1. Бог грома и молнии (Перун)

2.Главное занятие славян. (Земледелие)

3. Так славяне называли зерно. (Жито)

4. Народное собрание. (Вече)

5. Сбор мёда диких пчёл. (Бортничество)

6. «Деньги» из шкурок животных. (Куны)

7. Одна из систем земледелия у славян. (Перелог)

8. Статуя языческого бога. (Идол)

9. Один из славянских племенных союзов. (Поляне)

10. Соседская община славян. (Вевь)

11. Орудие для обработки земли. (Соха)

                                                                                                   Приложение 2

Документ 1

«… По многим временам осели славяне по Дунаю, где ныне Венгерская земля и Болгарская, от тех славян разошлись по земле и назвались именами своими… Славяне, которые пришли и поселились по Днепру, назвались полянами, а другие древлянами, потому что жили они в лесах, а другие поселились между Припятью и Двиной и назывались полочанами по речке Полота, впадающей в Двину. Словене же сели около озера Ильменя и назвались ильменскими словенами и сделали свой город и назвали его Новгород. Другие поселились по Десне, Сейму, по Суле и назвались северянами. И так распространился славянский народ».

               ( Повесть временных лет )

  • Какие славянские племенные союзы упоминает Нестор?
  • Как объясняет их названия?

Документ  2

“… Они(славяне)  очень красивы и рослы, волосы их отливают в русый цвет. Они  огромной силы, … это неплохие и совсем не злобные люди. Взгляд у них скорее воинственный, чем свирепый. Они гостеприимны, радушны …, ласковы к чужестранцам, об угощении и безопасности которых заботятся больше всего: ставят на стол всевозможные кушанья, отказывая себе, провожают их от места до места и мстят соседу, если по его беспечности чужеземец потерпит несчастье

Они сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никаким образом нельзя склонить к рабству, или подчинению…»

  • О каких качествах славян говорит древний автор?
  • Как описывает их внешность?

Документ  3

«… Они выносливы, мужественно переносят жару, холод, дождь, голод. Они превосходные воины. Мужественно выдерживают пребывание в воде …, будучи застигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту большие выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне, дышат с помощью их; и это могут проделывать в течении многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их присутствии…

… В бой идут с двумя небольшими копьями, а некоторые имеют прочные тяжелые щиты. Вооружение их составляют луки и стрелы. В сражении славяне избегают открытых местностей, встречая врага в лесах или у обрывов; при этом они широко пользуются искусством засады”.

  • Сделайте вывод о военном искусстве славян.

 

                                                                 

                                      Сообщение 1

         Селились славяне по берегам рек и озёр, на прибрежных возвышениях или в  труднопроходимых для врагов заболоченных низинах. Свой посёлок огораживали частоколом – тесно врытыми в землю заострёнными брёвнами.

      Жили они в небольших полуземлянках, углублённых на 1,5 – 2 метра в землю, так что над поверхностью была видна только крыша. Крышу крыли ветками и обмазывали глиной. В доме было только одно помещение, которое топилось по-чёрному: дым от очага выходил через отверстие в крыше и в дверь.      

       Выходов в доме было несколько, чтобы можно было скрыться в случае опасности. В древних документах говорится, что все ценные и  необходимые для себя вещи славяне зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую.

     

                                            Сообщение 2

         Селились славяне по берегам рек и озёр, на прибрежных возвышениях или в  труднопроходимых для врагов заболоченных низинах. Свой посёлок огораживали частоколом – тесно врытыми в землю заострёнными брёвнами.

      Жили они в небольших полуземлянках, углублённых на 1,5 – 2 метра в землю, так что над поверхностью была видна только крыша. Крышу крыли ветками и обмазывали глиной. В доме было только одно помещение, которое топилось по-чёрному: дым от очага выходил через отверстие в крыше и в дверь.      

       Выходов в доме было несколько, чтобы можно было скрыться в случае опасности. В древних документах говорится, что все ценные и  необходимые для себя вещи славяне зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую.

       

 


»  Tags for document:

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн