· привлечение внимания учащихся, молодёжи и общественности к проблемам окружающей среды, а именно сохранению и приумножению флоры родного края;
· воспитание культуры общения с природой и изменение потребительского отношения к её богатствам, пропаганда идей охраны природы;
· практическая природоохранная деятельность учащихся и населения
· изучение и сохранение естественных мест произрастания первоцветов.
Данную разработку можно использовать при реализации дополнительных общеобразовательных программ по экологии, а так же школьных программ по Окружающему миру, биологии.
Тип: Комбинированный урок приобретения учащимися новых знаний и формирования умений и навыков.
Продолжительность занятия: 2 урока по 45 минут. Первое занятие состоит из двух частей: теоретическая – знакомство с представителями первоцветов; практическая – изготовление листовок и стенгазеты «Сохраним первоцветы». На втором занятии: посадка первоцветов на клумбу у МБОО ДО «ДООЦ «Кристалл», конкурс рисунков на тему «Первоцветы нашего края».
Методическая разработка предназначена для детей 6- 10 лет, дополнительной подготовки обучающихся не требуется.
Актуальность: проблема исчезновения особо охраняемых дикорастущих лекарственных и декоративных растений.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая работа.
Оборудование и материалы: изображения первоцветов, клей, ножницы, карандаши, картон, цветная бумага, лопата, лейка, перчатки хозяйственные, посадочный материал.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический.
Часть первая.
План занятия
1.Организационный момент.
1.1. Подготовка аудитории к работе.
1.2 . Приветствие.
2.Основная часть.
2.1. Вступительное слово педагога.
2.2. Постановка целей и задач, озвучивание плана мероприятия.
2.3. Изучение нового материала о первоцветах.
2.4. Физкультминутка.
2.5.Повторение правил по технике безопасности перед началом работы.
2.6. Практическая работа – изготовление листовок и стенгазеты «Сохраним первоцветы».
3.Подведение итогов.
3.1. Уборка рабочего места.
3.2. Анализ проделанной работы.
3.3. Раздача листовок населению города Уварово.
Ход занятия.
№ п/п
Части занятия
Организационно-методические указания
Длительность
Организационный момент
1.1
Подготовка аудитории к работе
В кабинете на столах разложены ножницы, цветная бумага, клей, карандаши, изображения первоцветов.
1 мин.
1.2
Приветствие
Добрый день, мои юные друзья!
1 мин.
Основная часть
2.1
Вступительное слово педагога.
Издавна люди любили весну, называли её «весна-красна», уставшие от чёрно-белой зимы, радовались многообразию ярких весенних красок. Весну люди воспевают в стихах, песнях, пишут музыку о весне. Ведь весной природа просыпается, распускаются листочки на деревьях, начинают цвести цветы.
2 мин.
2.2
Постановка целей и задач, озвучивание плана мероприятия.
В настоящее время проблема исчезновения особо охраняемых дикорастущих лекарственных и декоративных растений является актуальной. Многие из них занесены в Красную книгу и охраняются законом, однако случаи браконьерства до сих пор широко распространены. Основная цель нашей акции - привлечение внимания местного населения к проблеме сохранения раннецветущих растений, находящихся под угрозой исчезновения.
На сегодняшнем занятии мы познакомимся с представителями первоцветов и изготовим листовки и стенгазету на тему «Сохраним первоцветы».
4 мин.
2.3
Изучение нового материала о первоцветах.
В апреле-мае в наших лесах начинают цвести первоцветы, называемые эфемероидами. Это слово греческого происхождения и в переводе означает «скоропреходящий», «быстротечный». Такое название связано с тем, что эти растения быстро зацветают, у них созревают семена, и на лето, накопив запасы питательных веществ в подземных органах, переходят в состояние покоя до следующей весны.
В наших лесах и на лугах можно встретить следующие растения – первоцветы: Первоцвет (примула).
Цветок этот известен всему миру как примула. В России его называют первоцвет весенний. Расцветает в апреле-мае. В это время полянки, где растут первоцветы, кажутся золотистыми. И правда, на тонком бархатистом стебельке красуется букетик жёлтых цветков, похожих на маленькие колокольчики. Первоцветы растут на полянах, где много солнца. Бабочки и шмели находят в его цветках сладкий сок-нектар. Люди лечатся первоцветом от кашля. Вот какой это чудесный цветок! Золотые ключи весны… золотые ключики… Так называют первоцветы в народе. Трудно сказать, кто первый заметил, что цветки первоцвета и вправду похожи на связку ключей, и не каких-нибудь, а сделанных из чистого золота. И сложили люди такую легенду. Послушайте её.
Сторожил будто бы апостол Пётр райские врата, и доложили ему, что кто-то, добыв поддельные ключи, хочет пробраться без разрешения в рай. В испуге Пётр выронил связку золотых ключей и, она, падая от звезды к звезде, полетела на Землю. Послал апостол вдогонку ангела, да уже было поздно. Связка упала на Землю, и из неё вырос похожий на ключи цветок.
Хохлатка.
Когда в лесу расцветают пышные цветы хохлаток, кажется, что земля устлана роскошным ковром. Цветки у хохлаток розовато-фиолетового, бледно-жёлтого и белого цветов, но их много. Собраны они в пышную кисточку, поэтому её, наверное, и назвали хохлаткой. Красоту растения дополняют резные тройчатые листки. Цветёт хохлатка в апреле и мае.
Цветы хохлатки привлекают шмелей и пчёл сладким соком-нектаром. А люди любят эти цветы за их красоту, за то, что клубнями хохлатки можно лечить некоторые болезни. Когда цветы хохлатки отцветут, соберите их семена и посейте в саду или на клумбе. Каждую весну они будут напоминать вам о красоте весеннего леса.
Пролеска.
За красоту и нежность цветков пролеску называют голубой звёздочкой. Увидеть её можно в лесу в марте и апреле, когда земля уже проснулась от зимнего сна. Присмотритесь внимательнее к её нежному стебельку с цветами. У каждого цветка шесть изящных голубых лепестков. Когда расцветают пролески, кажется, будто на землю упали кусочки голубого неба. Пролеска ещё с лета запасает в луковице питательные вещества, и поэтому её цветочки раскрываются, как только сойдёт снег. Пролески украшают лес, их сладким соком-нектаром питаются пчёлы. Поэтому пролески нужно беречь. Если вы сами захотите вырастить эти цветы, соберите семена и посейте их возле дома, в саду или на клумбе.
Гусиный лук.
Жёлтые цветки гусиного лука появляются весной прямо из-под снега. В солнечный день они поднимают головки к солнцу и похожи на лучистые звёзды. Вечером и в пасмурную погоду гусиный лук складывает свои лепестки, опускает головку и весёлые звёздочки гаснут.
Отцветёт гусиный лук, его стебелёк ляжет на землю и будет тихо дремать до следующей весны. Его семена высыплются на землю, а это любимое лакомство муравьёв. Возьмёт муравьишка маленькое семечко и потащит его в свой муравейник. Да вдруг зазевается, или напугает его кто-нибудь, и уронит муравьишка зёрнышко. Через год весной оно прорастёт, и ещё один красивый жёлтый островок гусиного лука появится в лесу. Вместо корешка у гусиного лука – луковка величиной с горошину. Поэтому он и называется луком. А гусиный – потому что его любят гуси, и домашние, и дикие.
Гусиный лук украшает весенний лес, кормит первых пчёл и шмелей. Если вы пойдёте в весенний лес, обязательно полюбуйтесь этим нежным цветком.
12 мин.
2.4
Физкультминутка.
Представьте себе, что вы цветочки. Встали все, тянемся к солнышку руками, поднимаем выше головы, поднимаемся на носочки. Пролетел ветерок. Покачались цветочки. Подошла ночь. Заснули цветочки.
2 мин.
2.5
Повторение правил по технике безопасности перед началом работы.
Правила по технике безопасности
при работе с ножницами и клеем.
Нельзя делать резких движений рукой с ножницами, – можно поранить сидящего рядом товарища.
Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их только кольцами вперёд с сомкнутыми лезвиями.
Ножницы во время работы должны находиться справа.
Не класть ножницы на краю стола, следить, чтобы ножницы и инструменты не падали на пол.
Осторожно обращаться с клеем, не пачкать стол и одежду, не допускать попадания клея в глаза. При работе пользоваться клеёнкой, баночкой и кисточкой.
2 мин.
2.6
Практическая работа – изготовление листовок и стенгазеты «Сохраним первоцветы».
Сбор растений для букетов - очень мощный фактор воздействия человека на природу. Его часто недооценивают, считая, что вред, наносимый при этом растительному миру, не заслуживает внимания. Однако именно наша давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению очень многих растений в местах, часто посещаемых людьми. Жертвами нашей любви к цветам стали не только изначально редкие растения, но и когда-то вполне обычные, даже массовые виды, такие как ландыш, колокольчик, ветреница.
Для того чтобы напомнить людям нашего города о проблеме исчезновения первоцветов давайте изготовим листовки с лозунгом «Сохраним первоцветы», а в нашем Центре «Кристалл» разместим стенгазету - «Первоцветы нашего края».
Из ненужных журналов необходимо вырезать изображения первоцветов и наклеить их в подготовленные буклеты, стенгазету так же украшаем вырезанными цветами (Приложение 4, 5).
10 мин.
Подведение итогов.
3.1
Уборка рабочего места.
Обучающиеся вместе с педагогом убирают рабочие места
2 мин.
3.2
Анализ проделанной работы.
Дети делятся впечатлениями об уроке, что больше всего запомнилось, почему необходимо сохранять растения.
2 мин.
3.3
Раздача листовок населению города Уварово.
Воспитанники объединения «Друзья природы» и педагог раздают листовки на улицах города Уварово (Приложение 6).
ин.
Часть вторая.
План занятия.
1.Организационный момент.
1.1. Подготовка аудитории к работе.
1.2 . Приветствие.
2.Основная часть.
2.1. Вступительное слово педагога.
2.2. Постановка целей и задач, озвучивание плана мероприятия.
2.3. Изучение правил посадки пролески.
2.4. Повторение правил по технике безопасности перед посадкой.
2.5. Посадка растений на клумбе МБОО ДО «ДООЦ «Кристалл».
2.6. Перемещение в класс.
2.7.Повторение правил по технике безопасности перед рисованием.
2.8. Практическая работа – рисование цветов.
3.Подведение итогов.
3.1. Уборка рабочего места.
3.2.Оформление выставки рисунков.
3.3. Анализ проделанной работы.
Ход занятия.
№ п/п
Части занятия
Организационно-методические указания
Длительность
Организационный момент
1.1
Подготовка аудитории к работе
На уличной клумбе подготовлены лопаты, лейки, посадочный материал (цветы пролески).
В классе на партах – краски, кисточки, баночки с водой, бумага.
1 мин.
1.2
Приветствие
Добрый день, мои юные друзья!
1 мин.
Основная часть
2.1
Вступительное слово педагога.
Перед вами самые распространенные первоцветы нашего края пролески. Я принесла их из своего сада для посадки на клумбу.
1 мин.
2.2
Постановка целей и задач, озвучивание плана мероприятия.
На сегодняшнем занятии мы научимся сажать луковичные первоцветы, а затем переместимся в класс, где нарисуем цветы для нашей выставки под названием «Первоцветы».
1 мин.
2.3
Изучение правил посадки пролески.
Пролеска.
За красоту и нежность цветков пролеску называют голубой звёздочкой. Увидеть её можно в лесу в марте и апреле, когда земля уже проснулась от зимнего сна. Присмотритесь внимательнее к её нежному стебельку с цветами. У каждого цветка шесть изящных голубых лепестков. Когда расцветают пролески, кажется, будто на землю упали кусочки голубого неба. Пролеска ещё с лета запасает в луковице питательные вещества, и поэтому её цветочки раскрываются, как только сойдёт снег. Пролески украшают лес, их сладким соком-нектаром питаются пчёлы. Поэтому пролески нужно беречь. Если вы сами захотите вырастить эти цветы, соберите семена и посейте их возле дома, в саду или на клумбе.
Пролески очень распространены в наших краях, у многих растут в садах. Вот и я принесла немного цветов из своего сада.
Луковицы пролески нужно сажать на глубину 7-10 см. Иногда поливать, по мере необходимости, беречь от вытаптывания.
5 мин.
2.4
Повторение правил по технике безопасности перед посадкой.
Правила по технике безопасности:
Все работы производим в перчатках
Перед тем как начать копать, необходимо убедиться, что никого не заденете черенком
Воду из леек лить в строго в лунку.
2 мин.
2.5
Посадка растений на клумбе МБОО ДО «ДООЦ «Кристалл».
Воспитанники под присмотром педагога высаживают цветы (Приложение 7).
7 мин.
2.6
Перемещение в класс.
Воспитанники вместе с педагогом переходят в класс для дальнейшей работы.
3 мин.
2.7
Повторение правил по технике безопасности перед рисованием.
Правила по технике безопасности
при работе с красками и кисточками.
Нельзя делать резких движений рукой с кисточкой, – можно испачкать сидящего рядом товарища.
Краски и баночку с водой во время работы должны находиться перед вами.
Не класть краски и баночку с водой на краю стола, следить, чтобы краски и кисточки не падали на пол.
2 мин.
2.8
Практическая работа – рисование цветов.
Дети перед началом работы посмотрите на изображения цветов. Вспомните, как первоцветы растут в лесу. Сделайте набросок карандашом. А потом рисуйте красками.
10 мин.
3.Подведение итогов.
3.1
Уборка рабочего места.
Обучающиеся вместе с педагогом убирают рабочие места
2 мин.
3.2
Оформление выставки рисунков.
Дети и педагог рассматривают рисунки, оформляют выставку (Приложение 8).
5 мин.
3.3
Анализ проделанной работы.
Дети делятся впечатлениями об уроке, что больше всего запомнилось, вспоминают правила посадки растений, рассказывают о своих рисунках.
На: Природоохранная акция "Сохраним первоцветы"
Огромное спасибо))) Очень нужный материал!