Активизация ранее изученного (Опрос по теме «Работа. Мощность»).
Объяснение нового материала.
Закрепление.
Итог урока.
Постановка домашнего задания.
Ход урока:
Приветствие.
Объявить план работы на урок: повторим тему «Работа и мощность» и познакомимся с новой темой «Энергия» и закрепим ее.
Записываем в тетрадь для «лекций» число и тему урока «Энергия».
План урока: (вопросы для учеников)
Энергия.
Кинетическая энергия.
Потенциальная энергия.
Фронтальный опрос-беседа по пройденному материалу:
Учитель: - Что такое работа? (или – Когда тело совершает работу?)
Ученик: - Если приложить силу и тело переместить.
Учитель: - По какой формуле вычисляется работа?
Ученик: - A=F*S
Учитель: - От чего зависит?
Ученик: - От силы и пути.
Учитель: - Как зависит?
Ученик: - Чем больше сила или путь, тем больше работа (или наоборот).
Учитель: - В каких единицах измеряется?
Ученик: - В Джоулях.
Учитель: - Для характеристики чего введено понятие мощность?
Ученик: - Для характеристики быстроты выполнения работы.
Учитель: - По какой формуле вычисляется и в каких единицах измеряется?
Ученик: - N=A/t; N – ваттах.
Можно привести пример:
Одинаковую ли вы совершите работу поднявшись с первого этажа школы на второй и с первого на третий.
Ученик: - Нет, т.к. сила одинаковая, а путь разный.
Учитель: - В каком случае вы поднимаясь на один и тот же этаж вы затратите разную мощность? (Ведь работа одинакова, F=mg, S=второй этаж)
Ученик: - Разное время (бегом и медленно).
Хорошо ребята. А вот ситуация: - мы поднимаемся не в нашей школе, а в высотном здании. Значит, чем выше мы поднимаемся, тем большую работу совершаем (увеличивая S), и нам становится тяжелее идти, говорят теряем ЭНЕРГИЮ.
Пишем в тетрадь ответ на первый пункт плана:
При совершении телом работы его энергия уменьшается.
Значит:
Энергия- физическая величина, характеризующая способность тел совершать работу.
В учебнике § 62
Примеры потребления энергии.
Работа с учебником (диском,слайдами): ученики читают примеры потребления (затраты) энергии.
- обогреватель потребляя электроэнергию совершает работу (нагрев воздуха).
- человек кушает, пополняет запас энергии что бы совершать работу и т.д..
Записываем в тетрадь: - Совершаемая работа равна изменению энергии.
Учитель: - Рассмотрим два вида механической энергии.
Опыт с наклонной плоскостью и брусками.
Скатываясь передвигает тело, т.е. совершает работу, а значит теряет энергию.
Скатывающийся брусок обладает скоростью и меняет ее, говорят что брусок обладает кинетической энергией.
Записываем в тетрадь ответ на второй пункт плана:
Кинетическая энергия – энергия движущихся тел.
Меняем массу бруска на наклонной плоскости (опыт) и доказываем, что кинетическая энергия зависит от скорости и массы тела.
Запишем формулу:
- кинетическая энергия.
m- масса [кг]
ν- скорость [м/с]
- кинетическая энергия [Дж]
Учитель: - Отработаем, если массу увеличим в два раза. Что произойдет с кинетической энергией? А если скорость увеличим в два раза?
Хорошо приступаем к третьему опыту.(поднимаем брусок и опускаем) Какие два тела взаимодействуют друг с другом?
Ученик: - Земля и брусок.
Смотрим определение потенциальной энергии в параграфе. Еще раз проводим опыт и поясняя делаем вывод чем выше поднят брусок и чем больше масса, тем больше потенциальная энергия. Запишем формулу с расшифровкой:
E=mgh
m- масса [кг]
h- высота[м]
- потенциальная энергия [Дж]
А теперь запишем домашнее задание и закрепим изученный материал решением задач.