Официальный сайт travelspo 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Рабочая программа по химии - 9 класс

Фото пользователя Татьяна Павловна Бурова
Submitted by Татьяна Павловна Бурова on Wed, 02/11/2016 - 10:33
Данные об авторе
Автор(ы): 
Бурова Татьяна Павловна
Регион: 
Нижегородская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Химия
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
программа
Краткое описание ресурса: 
<p>Рабочая программма по химии для 9 класса сосставлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по химии и программы курса химии для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений автора О.С. Габриеляна (2007 года). Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).</p>

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Школа №1»

 

 

«РАССМОТРЕНО»

на заседании методического объединения. Руководитель МО ___________________________

 __________________________

 

Протокол № ___

 

 

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

 __________________________

от  _________ 20 __г

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «Школа №1»  ___________

                                         /И.Е. Морозова/

Приказ №___      от «__» _______  201  г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

 

_______________________химия_________в__9 «В»________классе

(наименование предмета)

 

 

 

 

 

 

 

________Бурова Татьяна Павловна__

(Ф.И.О. учителя-разработчика)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20_16_г.

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

9 класс

(68 часов, 2 часа в неделю)

Авторы: О.С. Габриелян

    

      Рабочая программа учебного курса  химии  для  9  класса  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной программы основного общего образования по химии  и программы курса химии  для учащихся  9  классов общеобразовательных учреждений автора О.С.Габриеляна  (2007 года) в соответствии с учебным планом МБОУ «Школа №1».

Программа рассчитана на  68  часов, в том числе на контрольные работы  4 часа  и практические работы  6  часов.

       Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал — химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты.

     Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6—9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

     В содержании курса 9 класса вначале обобщенно раскрыты сведения о свойствах классов веществ — металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс кратким знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).

 

Цель:

         получение  и  освещение  сведений о свойствах классов веществ – металлов и неметаллов,

         ознакомление с органическими веществами.

Задачи:

  • познакомиться с общей характеристикой классов веществ – металлов и неметаллов;
  • изучить свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов;
  • раскрыть свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ;
  • познакомиться с органическими веществами.

 

     В ходе изучения материала планируется проведение лабораторных опытов и практических работ. На проведение каждой практической работы  отводится по одному академическому часу. Все работы учащихся оцениваются по пятибалльной оценочной шкале. На проведение лабораторных опытов отводится от 5 до 20 минут от урока. При этом лабораторные опыты протяженностью менее 20 минут оцениваются выборочно на усмотрение учителя.

В программу внесены следующие изменения:

  • убавлен 1 час на обобщение знаний по химии за курс основной школы
  • добавлен 1 час на изучение темы «Неметаллы»

      Рабочая программа    ориентирована     на     использование учебника О.С.Габриелян  «Химия 9 класс», М.: Дрофа, 2008.  

 

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА

 

В результате изучения химии  ученик 9-ого класса должен:

 

Учащиеся должны знать/понимать:

 

  • положение металлов и неметаллов в периодической системе Д.И. Менделеева;           

общие физические и химические свойства металлов и неметаллов и основные способы их получения;                                                                                                                                                   

  • основные свойства и применение важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия;                                                                                                                                                
  • качественные реакции на важнейшие катионы и анионы;
  • причины многообразия органических веществ, важнейшие функциональные группы и номенклатуру органических веществ;
  • строение, свойства и практическое значение углеводородов и кислородсодержащих органических веществ.

 

Учащиеся должны уметь:

 

  • давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность;                                                                                                                                                
  • характеризовать свойства классов химических элементов (металлов), групп химических элементов (щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов) и важнейших химических элементов (алюминия, железа, серы, азота, фосфора, углерода и кремния) в свете изученных теорий;
  • распознавать важнейшие катионы и анионы;                                                                                    
  • решать расчётные задачи с использованием изученных понятий;
  • разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением , свойствами и практическим использованием веществ;
  • составлять уравнения химических реакций для органических веществ;                                                                                         
  • распознавать важнейшие органические вещества.
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
  • приготовления растворов заданной концентрации.

 

 

 

Содержание  курса химии 9 класс

(2 ч в неделю; всего 68 ч)

 

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (6 ч)

   Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.

   Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

   Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.

   Лабораторный опыт. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.

 

ТЕМА 1.  Металлы (15 ч)

   Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.

   Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

   Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

   Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

   Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.

   Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

   Лабораторные опыты. 2. Ознакомление с образцами металлов. 3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 4. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа. 5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. 6. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.

 

 

ТЕМА 2.  Практикум № 1. Свойства металлов и их соединений (3 ч)

1. Практическое осуществление цепочки химических превращений металлов. 2. Получение и свойства соединений металлов. 3. Решение экспериментальных задач на качественное определение ионов.

ТЕМА 3.  Неметаллы (23 ч)

   Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».

   Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

   Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

  Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.

   Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

   Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.

   Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.

   Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

   Демонстрации. Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей.

   Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.

   Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

   Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

   Лабораторные опыты. 7. Качественная реакция на хлорид-ион. 8. Качественная реакция на сульфат-ион. 9. Распознавание солей аммония. 10. Получение углекислого газа и его распознавание. 11. Качественная реакция на карбонат-ион. 12. Ознакомление с природными силикатами. 13. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.

 

ТЕМА 4.  Практикум № 2. Свойства неметаллов и их соединений (3 ч)

4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». 5. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода». 6. Получение, собирание и распознавание газов.

 

ТЕМА 5.  Органические соединения (10 ч)

   Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.

   Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.

   Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.

   Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт — глицерин.

   Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.

   Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.

   Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.

   Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.

   Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.

   Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков.

   Лабораторные опыты. 14. Изготовление моделей молекул углеводородов. 15. Свойства глицерина. 16. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. 17. Взаимодействие крахмала с йодом.

 

ТЕМА 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (7 ч)

   Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.

   Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

   Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).

   Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления

 

Календарно-тематическое планирование

 

Тема, урок

Часы

Дата

По плану

По факту

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса

1.Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Характеристика химического элемента по положению в периодической системе.

2.Генетические ряды металлов и неметаллов. Амфотерные оксиды и гидроксиды.

3.Периодический закон Д.И.Менделеева.

4.Свойства основных классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления- восстановления.

5.Решение упражнений на «примеси», «выход продукта реакции».

6.Проверочная работа по теме «Повторение основных вопросов курса 8 класса».

6

 

 

 

1

 

1

1

 

 

1

1

 

1

 

 

Тема 1. Металлы

7.Положение металлов в периодической системе Д.И.Менделеева. Общие физические свойства металлов. Сплавы.

8.Электрохимический ряд металлов. Общие химические свойства металлов.

9.Металлы в природе. Способы их получения.

10.Коррозия металлов.

11.Общая характеристика элементов щелочных металлов.

12.Соединения щелочных металлов.

13.Минеральные удобрения. Калийные удобрения.

14.Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы.

15.Соединения магния и щелочноземельных металлов.

16.Алюминий.

17.Соединения алюминия.

18.Железо.

19.Соединения железа Fe2+ и Fe3+.

20.Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы».

21.Контрольная работа №1. Металлы.

15

 

1

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

 

Тема 2. Практикум №1.

Свойства металлов и их соединений.

22.Практическая работа №1. Практическое осуществление цепочек превращений.

23.Практическая работа №2. Получение и свойства соединений металлов.

24.Практическая работа №3. Решение экспериментальных задач на качественное определение ионов.

 

3

 

1

 

1

 

1

 

 

Тема 3. Неметаллы.

25.Общая характеристика неметаллов. Химические элементы в клетках живых организмов.

26. Водород.

27. Галогены.

28. Решение задач на «избыток и недостаток».

29. Соединения галогенов. Получение и применение галогенов.

30.Кислород

31.Сера.

32..Оксиды серы (IV)и (VI). Сероводородная и сернистая кислоты.

33.Серная кислота и ее соли.

34.Азот.

35.Аммиак.

36.Соли аммония.

37.Оксиды азота.

38. Азотная кислота.

39.Соли азотной кислоты. Азотные удобрения.

40.Фосфор.

41.Соединения фосфора. Фосфорные удобрения.

42.Углерод.

43.Оксиды углерода (II) и (IV).

44.Угольная кислота и ее соли.

45.Кремний и его соединения.

46.Силикатная промышленность.

47.Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы».

48.Контрольная работа №2. Неметаллы.

24

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

 

Тема 4. Практикум №2.

Свойства неметаллов и их соединений.

49.Практическая работа №4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».

50.Практическая работа №5. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода».

51.Практическая работа №6. Получение, собирание и распознавание газов.

 

3

 

1

 

1

 

1

 

 

Тема 5. Органические соединения.

52.Общие представления об органических веществах. Алканы. Гомологи. Номенклатура.

53.Свойства и применение алканов.

54.Алкены. Этилен.

55.Спирты.

56. Одноосновные предельные кислоты.

57. Сложные эфиры. Жиры.

58. Аминокислоты. Белки.

59.Углеводы.

60.Обобщение и систематизация знаний по теме «Органические вещества».

61.Контрольная работа №3. Органические вещества.

10

 

1

1

1

1

1

1

1

1

 

1

1

 

 

Тема 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы

62. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

63.Типы химических связей и типы кристаллических решеток.

64.Классификация химических реакций по различным признакам.

65.Простые и сложные вещества. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла.

66-67.Состав, классификация и свойства оксидов, гидроксидов и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления- восстановления.

68.Итоговая контрольная работа.

7

 

1

1

1

 

1

 

 

2

1

 

 

Итого

68

 

 

 

График проведения контрольных и  практических работ

 

Тема

 

Вид проверки

Дата проведения

Дата

факт.

1

Металлы.

 

Контрольная работа № 1

 

 

2

Практическое осуществление цепочки химических превращений.

Практическая работа 1

 

 

3

Получение и свойства соединений металлов.

Практическая работа 2

 

 

4

Решение экспериментальных задач на качественное определение ионов.

Практическая работа 3

 

 

5

Неметаллы.

 

Контрольная работа № 2

 

 

6

Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода».

Практическая работа 4

 

 

7

Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа азота и углерода».

Практическая работа 5

 

 

8

Получение, собирание и распознавание газов.

Практическая работа 6

 

 

9

Органические вещества.

 

Контрольная работа № 3

 

 

10

Обобщение знаний по химии за курс основной школы

Итоговая контрольная работа

 

 

Перечень лабораторных опытов

 

Тема

1.

Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.

2.

Ознакомление с образцами металлов.

3

Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.

4

Ознакомление с образцами природных соединений: натрия, кальция, алюминия, железа.

5

Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей.

6

Качественные реакции на ионы Fe2+ и  Fe3+.

7

Качественная реакция на хлорид-ион.

8

Качественная реакция на сульфат-ион.

9

Распознавание солей аммония.

10

Получение углекислого газа и его распознавание.

11

Качественная реакция на карбонат-ион.

12

Ознакомление с природными силикатами.

13

Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.

14

Изготовление моделей молекул углеводородов.

15

Свойства глицерина.

16

Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II)  без нагревания и при нагревании.

17

Взаимодействие крахмала с йодом.

 

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Учебное пособие (название учебника, автор, издательство, год издания, кем утвержден)

Химия – 9 класс, О.С. Габриелян, М.: «Дрофа», 2008. Допущено Министерством образования РФ.

 

 

Дополнительные учебные пособия (рабочие тетради по предмету, справочники и т.д.)

  1. О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова. Химия в тестах, задачах и упражнениях. 8-9 кл. Учебное пособие, М.: «Дрофа», 2005.
  2. С.В. Горбунцова. Тесты по основным разделам школьного курса. 8-9 классы, М.: «ВАКО», 2006.
  3. М.В. Салыгина, А.В. Козина. Тесты по химии, СПб.: ООО «Полиграфуслуги», 2007.
  4. С.И. Бочарова. Занимательные материалы по химии. 8-9 классы. Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
  5. С.Г. Щербакова. Организация проектной деятельности по химии. 8-9 классы. Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
  6. С.И. Бочарова. Внеклассная работа по химии. 8-9 классы. Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.

 

 

 

 

 

 

КРИТЕРИИ  И  НОРМЫ  ОЦЕНОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

     Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.

     Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:

  • глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
  • осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);
  • полнота (соответствие объему программы и информации учебника).

При оценке учитывают число и характер ошибок (существенные или несущественные).

     Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и пр., или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т.п.).

     Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнений реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).

     Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.

 

Оценка  устного  ответа

Отметка «5» ставится, если ученик:

  1. Дает ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
  2. Излагает материал в определенной логической последовательности, литературным языком;
  3. Дает самостоятельный ответ.

Отметка «4» ставится, если ученик:

  1. Дает полный и правильный ответ на основании изученных теорий;
  2. Излагает материал в определенной логической последовательности, при этом допускает две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3» ставится, если ученик:

  1. Дает ответ полный, но при этом допускает существенную ошибку или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2» ставится, если ученик:

  1. При ответе обнаруживает непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допускает существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «1» ставится, если ученик:

  1. Не дает ответа вообще.

 

Оценка  экспериментальных умений

  Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

  1. Работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
  2. Эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
  3. Проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно расходуются реактивы).

Отметка «4»:

  1. Работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

  1. Работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

  1. Допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Отметка «1»:

  1. Работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.

 

Оценка умений решать экспериментальные задачи

Отметка «5»:

  1. План решения составлен правильно;
  2. Правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
  3. Дано полное объяснение и сделаны выводы.

Отметка «4»:

  1. План решения составлен правильно;
  2. Правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.

Отметка «3»:

  1. План решения составлен правильно;
  2. Правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Отметка «2»:

  1. Допущены две (и более) ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.

Отметка «1»:

  1. Задача не решена.

 

Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5»:

  1. В логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Отметка «4»:

  1. В логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена не рациональным способом или допущено не более двух существенных ошибок.

Отметка «3»:

  1. В логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

  1. Имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

Отметка «1»:

  1. Отсутствие ответа на задание.

 

Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5»:

  1. Ответ правильный и полный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

Ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

  1. Работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные ошибки.

Отметка «2»:

  1. Работа выполнена менее чем на половину или содержит несколько существенных ошибок.

Отметка «1»:

  1. Работа не выполнена.

  При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать

требования единого орфографического режима.  Отметки за итоговую контрольную работу корректируют предшествующие при выставлении отметки за четверть, полугодие, год.

 

 Оценка практических (лабораторных) работ, опытов

Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Правильно определил цель опыта.
  2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
  3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
  4. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, вычисления и сделал выводы.
  5. Проявил организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
  6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:

  1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
  2. Или было допущено два-три недочета.
  3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
  4. Или эксперимент проведен не полностью.
  5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Оценка «3» ставится, если ученик:

  1. Правильно определил цель опыта, работу выполнил правильно не менее, чем на половину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным принципиально важным задачам работы.
  2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работа по началу опыта провел с помощью учителя, или в ходе проведения опыты и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формировании выводов.
  3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, таблицах и т.д.) не принципиальных  для данной работы, не повлиявших на результат выполнения.
  4. Допустил грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил ТБ при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
  2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
  3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».
  4. Допущены две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил ТБ при работе с веществами и иоборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка «1» ставится, если ученик:

  1. Полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполнил работу; показал отсутствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.

Примечание:

  1. В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.
  2. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке.

 

Оценка тестовых работ

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10-15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20-30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала:

для теста из пяти вопросов:

• нет ошибок — оценка «5»;

• одна ошибка - оценка «4»;

• две ошибки — оценка «З»;

• три ошибки — оценка «2».

Для теста из 30 вопросов:

• 25-З0 правильных ответов — оценка «5»;

• 19-24 правильных ответов — оценка «4»;

• 13-18 правильных ответов — оценка «З»;

• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».

 

Оценка реферата

Реферат оценивается по следующим критериям:

• соблюдение требований к его оформлению;

• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

• способность обучающегося понять суть задаваемых учителем вопросов и сформулировать точные ответы на них.

 

Оценка защиты презентации

Критерии оценивания:

• соблюдение требований к оформлению презентации;

• актуальность темы  и полнота ее раскрытия;

• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в презентации;

• способность обучающегося понять суть задаваемых учителем вопросов и сформулировать точные ответы на них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

9  класс

Оборудование и реактивы для лабораторных опытов

и практических работ по химии

 

класс

темы лабораторных опытов и практических работ

необходимый минимум

 (в расчете 1 комплект на 2 чел.)

9

Лабораторные опыты

 

№1 Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.

Оборудование: пробирки. Вещества: раствор соли цинка (хлорид, нитрат), раствор гидроксида натрия (калия), раствор соляной (серной кислоты).

№ 2 Ознакомление с образцами металлов.

Коллекция «Металлы» или Вещества: натрий, литий, кальций, магний, цинк, алюминий, медь, железо и др.

№ 3 Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей

Оборудование: пробирки, спиртовки

Вещества: цинк (алюминий), железо, медь;  растворы соляной (серной) кислоты, хлорида (сульфата) меди, хлорида (сульфата) железа (II).

№ 4 Ознакомление с образцами природных соединений натрия, кальция, алюминия, железа.

Коллекция «Горные породы и минералы»

№ 5 Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей.

Оборудование: пробирки

Вещества: растворы хлорида (нитрата) алюминия, гидроксида натрия (калия), соляной (серной) кислоты.

№ 6 Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+

Оборудование: пробирки. Вещества: растворы хлорида (сульфата) железа (II), хлорида (сульфата) железа (III),    гидроксида натрия (калия), желтой кровяной соли, красной кровяной соли, роданида калия.

№ 7 Качественная реакция на хлорид-ион.

Оборудование: пробирки.

Вещества: растворы хлорида натрия (калия), нитрата серебра.

№ 8 Качественная реакция на сульфат-ион.

Оборудование: пробирки

Вещества: растворы сульфата натрия (калия), хлорида бария

№ 9 Распознавание солей аммония

Оборудование: пробирки, спиртовки. Вещества: хлорид (карбонат, нитрат) аммония, гидроксид натрия (калия) (или гашеная известь), фенолфталеин или универсальный индикатор.

№ 10 Получение углекислого газа и его распознавание.

Оборудование: прибор для получения газа (пробки с газоотводными трубками), пробирки.

Вещества: карбонат кальция (натрия),  раствор соляной (серной) кислоты, известковая вода (гашеная известь).

№ 11 Качественная реакция на карбонат-ион.

Оборудование: пробирки. Вещества: карбонат кальция (натрия),  раствор соляной (серной) кислоты.

№ 12 Ознакомление с природными силикатами.

Коллекция «Горные породы и минералы»

№ 13 Ознакомление с продукцией силикатной промышленности

Коллекция «Стекло» или образцы изделий из стекла, керамики, фарфора применяемых в быту, технике, медицине иных сферах деятельности человека.

№ 14 Изготовление моделей молекул углеводородов

Набор для изготовления шаростержневых моделей.

 

№ 15 Свойства глицерина

Оборудование: пробирки. Веществ: глицерин, раствор гидроксида натрия (калия), раствор сульфата меди (II).

 № 16  Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании.

Оборудование: пробирки, спиртовки. Веществ: глюкоза, раствор гидроксида натрия (калия), раствор сульфата меди (II).

№17 Взаимодействие крахмала с йодом.

Оборудование: пробирки, спиртовки. Веществ: крахмал, спиртовый раствор иода.

Практические работы

 

№ 1. Практическое осуществление цепочки химических превращений металлов

Оборудование: пробирки, спиртовки. Веществ: растворы гидроксида натрия (калия), сульфата меди (II), карбоната магния, хлорида цинка, серной кислоты, соляной кислоты

№ 2. Получение и свойства соединений металлов

Оборудование: пробирки, спиртовки.

Вещества: железо, растворы хлорида алюминия, хлорида кальция, гидроксида натрия (калия), соляной (серной) кислоты, карбоната натрия, красной кровяной соли.

№ 3. Решение экспериментальных задач на качественное определение ионов.

Оборудование: пробирки, спиртовки. Вещества: железо, железный купорос, растворы гидроксида натрия, карбоната калия, хлорида бария, хлорида калия, хлорида алюминия, хлорида железа (III), нитрата бария, сульфата натрия, карбоната кальция.

№ 4 Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода»

Оборудование: пробирки, спиртовки. Вещества: цинк, медь, растворы соляной кислоты, серной кислоты, гидроксида натрия, иодид натрия, хлорид натрия, хлорида бария, сульфида натрия, сульфата натрия, сульфита натрия, нитрата серебра (нитрата свинца).

№ 5 Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа азота и углерода»

Оборудование: пробирки, спиртовки. Вещества: растворы хлорида аммония, сульфата аммония, нитрата аммония, карбоната натрия, нитрата аммония, силиката натрия, гидроксида натрия, соляной кислоты. Кристаллические сульфат натрия, хлорид цинка, карбонат калия, силикат натрия,

№ 6 Получение собирание и распознавание газов

Оборудование: пробирки, спиртовки, прибор для получения газов, пробки с газоотводными трубками, лучины.

Вещества: цинк, кристаллический перманганат калия, кристаллический хлорид аммония, кристаллический гидроксид кальция, растворы соляной кислоты, фенолфталеин, мрамор.

 

Список используемой литературы:

 

  1. О.С Габриелян.  «Программа курса химии для 8-11 классов     общеобразовательных учреждений». М.: Дрофа, 2007.
  2. О.С. Габриелян. Химия.  8-9 классы: Методическое пособие – 2-е изд., - М.: Дрофа, 2008.

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн