Композиция соревновательного упражнения и методика его составления
Submitted by Ольга Юрьевна Лохина on вс, 30/10/2016 - 23:44
В конце XX столетия возникло большое количество новых видов спорта, которые завоевали широкую популярность у жителей всех континентов, в их число можно включить спортивную аэробику.
В настоящее время по спортивной аэробике проводятся Чемпионаты Европы, Чемпионаты Мира, Этапы Кубка Мира. Данный вид спорта включен в программу Мировых игр (аналог Олимпийских игр) и Всемирной Универсиады в 2013 году.
Спортивная аэробика благодаря большому арсеналу используемых средств способствует гармоничному развитию занимающихся, а именно кардиовыносливости, силовых качеств различных мышечных групп, гибкости, скоростных и координационных качеств, а также таких способностей как артистичность, выразительность, музыкальность. Занятия спортивной аэробикой способствуют созданию у спортсменок правильной мотивации и формированию жизненно важных привычек и потребности к занятиям физическими упражнениями, которые в дальнейшем помогут вести здоровый образ жизни, укреплять здоровье, максимально реализовывать свои способности и уменьшить риск возникновения заболеваний.
Соревновательная программа в спортивной аэробике - это произвольное упражнение, в котором спортсмены демонстрируют непрерывный комплекс, включающий сочетания ациклических движений со сложной координацией, а также различные по сложности элементы разных структурных групп и взаимодействия между партнерами (в программах смешанных пар, троек и групп). Основу хореографии в этих упражнениях составляют традиционные «базовые» шаги аэробики и их разновидности (Е.С. Крючек, 2001). Аэробными хореографическими соединениями являются комбинации базовых аэробных шагов, сочетающихся с движениями рук: это соединения движений с высокой и низкой ударной нагрузкой исполняется в полном соответствии с музыкой с творческой интерпретацией ее динамики, ритма и длительности (Аэробная гимнастика, Правила Соревнований 2013-2016). Выделяют семь основных базовых шагов спортивной аэробики заимствованных из оздоровительной аэробики, это ходьба (March), бег (Jog), подъем колена (Knee lift), мах ногой вперед и в сторону (Kick), прыжок ноги врозь - ноги вместе (Jumping Jack), выпад (Lunge), скип (Skip). Движения руками в хореографических связках соревновательного упражнения имеют специфические особенности для этого вида спорта. Они выполняются под мышечным контролем, четко, без плавных движений в суставах.
Соревновательная программа гимнастов, занимающихся спортивной аэробикой, длится у детей младшей возрастной категории (6-8 лет) - 1,05±5 с, у детей 1 и 2 возрастной категории (9-11 лет и 12-14 лет соответственно) – 1,15±5с, у юношей 3 возрастной категории (15-17 лет) – 1,30±5 с. Соревновательная площадка имеет размер: 7x7 метров для индивидуальных выступлений, сешанных пар и трио, 10x10 метров для групп, для номинаций «танцевальная гимнастика» и «гимнастическая платформа».
Соревновательная программа по спортивной аэробике оценивается по трем критериям: артистичность, исполнение, сложность.
Судьи по артистичности оценивают хореографию упражнения по представлению программы и единству действий (партнерства), содержанию комбинаций аэробных движений (комбинация аэробных связок - шаги/руки) с музыкальным сопровождением, элементов сложности, взаимодействий и пирамид, использование соревновательной площадки.
Оценка исполнения основана на показателях технического мастерства, т.е. способности демонстрировать движения с максимальной точностью и согласованности движений с музыкой (способность двигаться в соответствии с музыкой) и одновременность действий (или синхронность для смешанных пар, трио и групп выполняя все движения как один).
Оценка сложности складывается выполненных элементов, в соответствии с их уровнем сложности делится на соответствующий коэффициент. В последней редакции правил соревнований на 2013-2016 все элементы объединены в четыре группы:
А - Динамическая сила;
В - Статическая сила;
С - Прыжки;
D - Равновесия и гибкость.
При этом по сложности все элементы сложности оцениваются в пределах от 0,1 до 1,0 балла.
Группа «А» - это элементы сложности, характеризующие уровень развития динамической силы плечевого пояса спортсмена, такие как сгибание-разгибание рук в упоре лежа в различных исходных положениях (разные варианты постановки рук и ног), круги ногами и перемахи, геликоптеры.
Группа «В» - это элементы сложности, характеризующие уровень развития статической силы мышц спортсмена. Сюда включены упоры углом ноги врозь и ноги вместе, а также горизонтальные упоры.
Группа «С» - это элементы сложности, характеризующие уровень развития динамической силы мышц ног спортсмена. Составляющие этой группы прыжки с одной или двух ног с вертикальным или горизонтальным вращением, с принятием в фазе полета положения шпагата (фронтального или сагиттального), «группировки», положения «складки» ноги врозь («страдл») и «складки» ноги вместе («пайк»), положения «казак».
Группа «D» - это элементы сложности, характеризующие уровень развития подвижности в суставах, большой амплитудой движения за счет сокращения мышечных групп проходящих через этот сустав. Эту группу составляют элементы, характеризующие уровень развития гибкости мышц ног, а также умение сохранять равновесие при выполнении элементов этой группы.
Большинство элементов сложности спортивной аэробики заимствованы из других видов спорта, таких как, спортивная, художественная, акробатическая гимнастика, восточные единоборства, но также есть элементы, которые недопустимы к использованию в соревновательных программах: различные виды сальто, перепрогибов, мостов.
По последним правилам соревнований 2013-2016 гг. количество элементов сложности, разрешенных для использования в упражнении 5 для возрастной категории 6-8 лет, 6 элементов для возрастной категории 9-11 лет, 8 для возрастной категории 12-14 лет, 10 элементов для возрастной категории 15-17 лет. Элементы должны быть из разных структурных групп.
Таким образом, соревновательная программа гимнастов, занимающихся спортивной аэробикой должна демонстрировать гармоничное развитие спортсмена, которое включает себя умение качественно выполнять элементы сложности, демонстрирующие уровень его физической подготовленности и артистические способности (умение раскрыть содержание музыкального произведения с помощью движений и презентовать его).
Работа над составлением композиций - это достаточно длительный, творчески напряженный процесс. Начинать составление композиции следует с изучения регламентирующей документации, так как правила соревнований постоянно меняются, а при составлении новых упражнений целесообразно выдержать все требования, чтобы получить максимальную оценку на соревнованиях.
После того как были изучены требования к составлению композиций по спортивной аэробике, следует приступить к отбору элементов и соединений. При этом следует учитывать уровень физической подготовки аэробистов, их технические способности и возраст.
Следующим этапом в составление композиции является выбор музыки. Музыкальное сопровождение должно быть выразительным, характерным для каждого вида упражнения, где ясно прослушивается музыкальная фраза, укладывающееся количество тактов, соответствующее продолжительности упражнения. Давая определенный темп, метр и ритмический рисунок, музыка выявляет и подчеркивает характерные особенности движения, помогает его выполнению и одновременно приучает спортсменов понимать соответствие между характером музыки и характер движения. Определенный метр, темп рисунок выявляют и подчеркивают технический характер движения: мелодия, разнообразно гармонизированная, создает эмоциональную окраску движений, подчиняет движения музыке и обеспечивает музыкальную насыщенность соревновательной композиции.
После того, как композиция составлена и проверена на соответствие судейским требованиям и подобрана музыка, начинается ее углубленное изучение и совершенствование. Когда составлено упражнение, нужно несколько раз проверить его трудность, разнообразие, специфичность, логичность, музыкальность, пространственную композицию и, при необходимости, внести соответствующие коррективы. Специальное внимание следует уделить тому, все ли упражнения подходят аэробистке, выгодно ли подчеркивают ее особенности.
Таким образом, композиция соревновательного упражнения – это совместный труд тренера и воспитанника, требующий учёта возможностей ребёнка, а также раскрытие его таланта.
Литература
Крючек, Е.С. Аэробика: содержание и методика проведения оздоровительных занятий / Е.С. Крючек. - М. : Олимпия PRESS, 2001. – 59 с.
Правила соревнований 2013-2016 гг. по аэробной гимнастике.
Руденко, Л.К. Начальная подготовка детей 6-9 лет в спортивной аэробике : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.К. Руденко : Нац. гос. ун-т. физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2002. - 24 с.