Проект выполнен воспитанниками и родителями группы “Теремок”
Воспитатель: Панкова Анна Владимировна
А - Адмиралтейские ворота
Адмиралте́йские воро́та — ворота на границе гатчинского Дворцового парка, обращены на проспект 25 Октября. В XVIII веке у них было другое название — Ворота из пудостского камня у гавани.
Ворота были построены в 1794—1796 годах, архитектором проекта считают Винченцо Бренну. Название дано по находящемуся поблизости зданию Адмиралтейства.
Во время Великой Отечественной войны ворота пострадали незначительно, в 1970 году была проведена их реставрация.
Описание:
Ворота представляют собой подобие античной триумфальной арки и по проекту должны были служить главным въездом в парк. Это мощное строение высотой 13 метров, шириной — 10. Ворота украшены коринфскими колоннами, стоящими на невысоких пьедесталах по сторонам арки проезда. Колонны несут треугольный фронтон, посреди которого в дубовом венке помещён вензель «П». Ворота симметричны, то есть выглядят одинаково и со стороны города и со стороны парка. Сооружение гармонично вписывается в ландшафт парка, не нарушает его гармонии, на что во многом влияет выбранный автором материал — тёсаный пудостский камень.
Ворота украшают простые по рисунку кованые железные створы, которые были изготовлены в 1796 году на Ижорском заводе в Колпине.
Б – Берёзовые ворота
Берёзовые ворота - каменные ворота, расположенные на восточной границе Дворцового парка в городе Гатчина. Они были построены в 1795-1798 годах по проекту архитектора Винченцо Бренны. Строительством ворот занимался каменных дел мастер Джованни Висконти. В качестве материала использовался пудостский камень, традиционный для Гатчины материал. Строение имеет необычную форму и состоит и трех частей: Это - два павильона и арка с полукруглым сводом и аттиковой стенкой над ней. Изначально назывались "ворота у Берёзового домика" от находящегося поблизости и построенного ранее Берёзового домика. Крыши павильонов выполнены в виде смотровых площадок, откуда гости Павла1 могли следить за потешными боями на Белом озере. По своей архитектуре строение напоминает триумфальные арки Древнего Рима. В середине 19 века их название изменилось на "Большие каменные ворота", а в настоящее время из общепринятое название - 'Берёзовые ворота".
Сооружение не имеет аналогов среди других дворцово-парковых сооружений пригородов Санкт-Петербурга. Березовые ворота считаются одним из лучших творений архитектора в гатчинском дворцово-парковом ансамбле. После Великой Отечественной войны проводились реставрационные работы Берёзовых ворот.
В – Водный лабиринт
Это искусственно созданный объект, который образован четырьмя искусственными островками. Острова устроены в заливе Белого озера, который вдаётся далеко в сушу. Был создан в конце XVIII века по проекту неизвестного автора. Лабиринт был предназначен для лодочных прогулок, но был оборудован и для пешеходов. Для этого между двумя его большими островами были перекинуты три деревянных моста, по которым проходила Берёзовая дорога. В 1881 году вместо деревянных были поставлены чугунные мосты с ажурными решётками, выполненные по проекту русского архитектора Людвига Францевича Шперера.
В Водном лабиринте аллеи заменены петляющими между островами и сушей узкими, около 10 метров в ширину, протоками. Благодаря множеству небольших мысов, бухточек и тупиков, непросто найти выход обратно к Белому озеру, оказавшись в лабиринте на лодке.
В 2010 году были проведены расчистка островов и проток, восстановление дорожек и реставрация мостов Водного лабиринта. Эти мосты, сохранившиеся до нашего времени, являются декоративным украшением не только Водного лабиринта, но и всего Дворцового парка в Гатчине.
Г – Горбатый мостик
Архитектор моста — Адреян Дмитриевич Захаров. Старое название моста — Мост между островами происходит от того, что это единственный из множества мостов Дворцового парка, связывающий между собой два острова Белого озера, остальные мосты связывают острова с континентом.
Мост имеет два широких береговых устоя, оформленных в виде террас — обзорных площадок. Террасы и пролёт моста обнесены балюстрадой, в средней части моста устроены каменные скамьи для отдыха.
Во время Великой Отечественной войны мост был повреждён осколками, разрушены балюстрада и скамьи. При отступлении немецких войск из Гатчины мост планировалось взорвать (после освобождения города в устоях моста были обнаружены шахты для взрывчатки).
После этого мост дважды полностью реставрировался — в 1969 году и в 1980-х годах. В настоящее время мост снова находится в полуразрушенном состоянии.
Д – Домик Егеря
Егерь - 1) Работник охотничьего хозяйства , в ведении которого находится
охота и охрана угодий и обитающих в них животных.
2) Наемный охотник, участвовавший в царской, королевской охоте.
3) Слуга при царском, королевском дворе, занимавшийся подготовкой охоты
Егерская слобода возникла в связи с переводом в Гатчину из придворной императорской охоты, так как император Александр II был страстным охотником. В 1857 году приступили к постройке под Гатчиной охотничьей слободы. На отведенном участке выстроили комплекс, насчитывавший около 60 построек и включающий управление охоты, канцелярию, школу, жилые дома для семейных егерей, большую казарму для холостых егерей, кузницу, водокачку, баню с кухней и лазаретом для больных собак и т.д. Впоследствии к ним прибавились вдовий дом, чайный домик на Лисьих буграх, оранжерея, фазанник с домом егеря, церковь, каменные конюшни. Это было сложное, разветвленное хозяйство. При всем этом хозяева заботились также о красоте и благоустройстве ансамбля. Главная улица была вымощена булыжником, между домами устроена живая изгородь и в каждом дворе посажено по сосне, как признак долголетия, через неширокую речку был перекинут каменный мост. Дом для холостых охотников был украшен башней с часами с колокольным боем, который было слышно за две версты. Вдоль дорог были посажены липовые аллеи, кусты сирени, разбиты цветочные клумбы.
Е – Башня Екатеринведер
Застраивая любимую Гатчину, Павел решает разделить ее на четыре района. Один из них, расположенный западнее дворца, получает название Екатеринвердер. Именно так, по замыслу императора, должна была называться крепость, проектировавшаяся на этом месте. “Екатерина” — по имени матери Павла, а “вер”, видимо, от немецкого “wehr” — "укрепление". Вокруг предполагалось построить жилые кварталы, удивительной красоты собор, воинские казармы, продуктовые магазины, дома для офицеров, гостиный двор… Все постройки должны были объединяться арками. Увы, многое из этого так и осталось только замыслом.
Проект крепости разрабатывал любимый придворный архитектор Павла I — Винченцо Бренна. В 1796 году строительство было завершено. В нижнем этаже, практически на уровне земли, расположились по два окна. Над окнами второго этажа находятся круглые проемы — люкарны, дающие тусклое освещение для чердачного помещения. В то время Екатеринвердер внешне полностью повторяла угловые башни Арсенального и Кухонного каре дворца. За весь период существования Екатеринвердер ни разу не перестраивалась. Проект застройки района не был реализован, и пустующие помещения башни использовали для проживания дворцовых слуг. В дальнейшем в них располагались телеграф и аптека, а затем они опять стали жилыми.
В настоящее время в Дворцовом парке продолжаются реставрационные работы, и в Екатеринвердерской башне планируется открытие экспозиции, рассказывающей о тайнах Гатчины.
Ё – Берёзовый домик
Берёзовый домик и портал «Маска» — единый ансамбль, построенный в конце XVIII века в Дворцовом парке Гатчины. Сложенный из пудостского камня портал «Маска» (архитектор В. Бренна) закрывает внешне скромный павильон (берёзовый домик), отделанный берёзовыми поленьями с неснятой корой. Такого рода павильоны-сюрпризы типичны для российских парков второй половины XVIII века. За их скромным видом (шалаш, бревенчато-соломенная хижина, сарай и т. п.) скрывается роскошный интерьер. Павильоны были предназначены для отдыха небольших, гуляющих по парку компаний.
Гатчинский березовый домик вначале воспринимается как большая сложенная поленница. Эффект достигается контрастом облика павильона с его великолепным внутренним убранством. Обилие зеркал и удачно расположенные друг напротив друга окна зрительно увеличивают небольшую площадь зала павильона (около 25 кв. м.).
Среди возможных авторов Берёзового домика называют В. Бренну, Н. А. Львова, Ф. Виолье. Портал сохранился в годы войны. Березовый домик, уничтоженный в период фашистской оккупации Гатчины, воссоздан в 1975 г. по проекту архитектора А. А. Кедринского.
В 1851 году в России началось строительство Петербурго-Варшавской железной дороги. Эта линия имела стратегическое значение, так как связывала кратчайшим путем Санкт-Петербург с Польшей и с прусской границей.
Дорога строилась быстро. Уже 1 ноября 1853 года открылось движение на участке Петербург - Гатчина Варшавская (до царской резиденции) длиной 43 км. На участке тогда обращались только две пары поездов в сутки.
В 1858 году был готов проект постоянной станции и пассажирского вокзала, который разработал архитектор П.О. Сальманович. Это было здание в виде вытянутого павильона с арочными окнами и дверями, в котором императорскую половину от кассового зала и вестибюлей 1-го, 2-го и 3-го классов отделял сквозной проход. В 1895 году была построена электрическая станция для освещения железнодорожной станции.
Варшавский вокзал.
Движение по Балтийской линии до Гатчины было открыто 12 декабря 1872 года. В следующем году было построено здание пассажирского вокзала по проекту П.С. Купинского. Оно отличалось сложным пространственно-композиционным решением. Несколько разновеликих объемов с двускатными и четырехскатными кровлями, украшенными резными подзорами, полотенцами и гребешками, причудливо соединялись переходами. К этому добавлялись балконы и навесы над крыльцами с ажурными балясинами и резными столбами. Стены были сложены из бревен.
Но это здание оказалось тесным для все увеличивавшегося потока пассажиров, особенно летом. 19 декабря 1889 года состоялось открытие нового вокзала, а летом 1890 года - Царского павильона.
Новое здание Балтийского вокзала имело более строгий облик. На фоне гладких стен выделялись лишь резные столбы, поддерживавшие навесы над крыльцами, ажурные кронштейны под карнизами крыши да кружевной металлический гребешок по самому верху кровли. Царский павильон был украшен высокой шатровой башней с перехватом посередине. Над входом на тонких фигурных столбиках был устроен металлический навес.
Разрушенные во время войны старинные здания Варшавского и Балтийского вокзалов, в послевоенные годы заново отстроены уже в сегодняшнем виде.
Находятся в северной части Дворцового парка. К монументальным воротам примыкает каменная стена, отделяющая территорию Дворцового парка от парка Зверинец, который был спланирован еще при Г.Г. Орлове. В Зверинце содержались животные, предназначенные для императорской охоты: зубры, волки, сотни оленей, медведи, дикие кабаны. Недалеко от Зверинских ворот располагается шлюз, регулирующий уровень воды в Белом озере.
И – Ингенрбургсие ворота
Ворота при въезде в Гатчину со стороны Санкт-Петербурга носят название Ингербургских. В конце XVIII века здесь находилось небольшое укрепленное предместье Гатчины — Ингербург. Проехать в Гатчину из Петербурга можно было только через Ингербургские ворота, служившие городской заставой. Ворота были построены в 1795 году. По обеим их сторонам располагались двухэтажные каменные караульни. Проезд между ними перекрывал кирпичный свод, а над черепичной крышей возвышался деревянный постамент с флагштоком. В 1829 году в Гатчину был переведен гвардейский гарнизонный батальон. В связи с этим весь район Ингербурга подвергся перестройке, а находившиеся здесь казармы и ворота разобраны.
Новые Ингербургские ворота, сохранившиеся до нашего времени, построены в 1831-1832 годах по проекту архитектора В.А. Глинки. Ворота решены в виде двух пилонов, увенчанных военными арматурами, вычеканенными из листовой меди. Пилоны ворот со стороны въезда в город декорированы римско-дорическими колоннами, поставленными по диагоналям пилонов. Пилоны ворот и колонны, сложенные из пудостского известняка, в начале XX столетия были оштукатурены. Имитация каменной кладки создается окраской ворот под цвет естественного камня и разделкой поверхности пилонов рустами. Между пилонами ворот проезд закрывался звеньями металлической решетки. В наше время в связи с усилением движения транспорта по шоссе металлические части ворот были сняты.
Й – Приоратский Дворец
Приоратский дворец - один из выдающихся архитектурных символов Гатчины. Дворец был построен в 1799году для рыцарей мальтийского ордена .В конце XVIII века мальтийский орден попросил помощи у российского императора Павла 1 .Сам император Павел 1 был магистром мальтийского ордена .Строительство дворца было поручено архитектору Львову, который был известен как выдающийся инженер, изобретатель, конструктор. Он применил для строительства дворца необычную технику строительства - землебитный способ строительства (строительство из утрамбованных подсобных материалов - суглинка , земли укрепленных известью).Приоратский дворец был построен в необычном для той эпохи стиле - он отдаленно напоминает фортификационное сооружение, при этом одна из его частей похожа на готическую капеллу и со стороны Черного озера, на берегу которого он построен , дворец стоит на подпорной стене из пудостского камня , как бы вырастая из воды. Приоратский дворец был построен за рекордно быстрые сроки с 1797 по 1799 годы . Приоратский дворец также интересен и тем, что он был построен на болоте, как и Санкт- Петербург. Само название Приоратский пошло от французского слова prieure. Приорством в Европе называлось небольшое землевладение при монастыре. И так как Император обязался построить дворец для ордена в Гатчине, его тоже назвали Приоратом.
К – Карпин мост
Если из Гатчинского дворца пойти в парк, то первый мост у Вас на пути - Карпин. Он находится рядом с Карпиным прудом, поэтому так и называется. А в пруду в прошлом разводили рыбу - карпов. Их ловили и готовили для стола Императора. Под мостом - арка. Под ней течёт вода из Карпина пруда в большое Белое озеро, где всегда много уток. Сам мост большой, крепкий, сделан из камня. Этот камень привозили из деревень вокруг Гатчины. Под аркой валяются валуны - большие камни, через них красиво переливается вода и получается небольшой водный каскад. Построен мост 200 лет тому назад, когда хозяином Гатчины был император Павел 1 и для него работал здесь архитектор, который приехал из Италии и звали его Винченцо Бренна. На мосту из камня сделаны скамейки, на которых приятно посидеть и посмотреть вокруг. Виден красивый парк, вода, дворец.
Л – Львиный мост
Одним из самых красивых дворцовых мостов по праву считается Львиный мост. Свое первое название мост получил, благодаря, Львиным маскам, расположенным над каждой из трех арок моста.
Этот мост имеет еще два названия, одно из них Карпичный мост. Это название дал Карпин пруд, расположенный рядом с мостом. В конце 18 века Павлом I было принято решение соединить Черное озеро Приоратского парка и Карпин пруд, по его приказу был прорыт канал, а соединить его берега было решено монументальным мостом, достойным украшением дворцового ансамбля. В 1701 году мост был построен по проекту Андриана Захарова. С обеих сторон моста есть постаменты, на которых, архитектор планировал установить скульптурные группы «Изобилия рек», однако их так и не поместили на предполагаемые места по причине смерти Павла I.
Третье название моста - Трехарочный, подарила мосту его конструкция, три величественных арки-свода делают монументальное сооружение легким и невесомым, гармонично вписывая мост в ландшафт парков. Именно с этого моста можно любоваться красотой Гатчинского дворца, с него открывается прекрасный вид на Дворцовый парк с его прудами, аллеями, садами и скульптурами.
Во время Великой Отечественной войны Львиный мост сильно пострадал. В 1944 году при отступлении немцы взорвали мост, от него остались только береговые устои с постаментами для скульптуры и, частично, арки. В 1991 году мост был восстановлен в первозданном виде и радует нас своей красотой по сей день.
М – Музыкальная школа
В городе Гатчина на улице Чкалова находится музыкальная школа имени М.М. Ипполитова - Иванова.
Старейшая в Ленинградской области 1-я Гатчинская музыкальная школа открыта в октябре 1930 года по инициативе Дмитрия Петровича Губарева, ставшего первым ее директором.
В 1939 году школе присваивается имя русского композитора, жителя Гатчины, Народного артиста республики Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова.
Первые классы располагались в здании бывшей женской гимназии на пр. 25 Октября (ныне дом № 18). Впоследствии школа не раз переезжала: в разное время музыку изучали в бывшем реальном училище - ныне средняя школа № 4, в домах № 32 и № 51 по ул. Чкалова, после войны (с 1949 по 1958 годы) школа размещалась в Приоратском дворце.
Заслуга строительства здания на улице Чкалова, в котором она находится сейчас, принадлежит первому послевоенному директору, Заслуженному учителю России Георгию Петровичу Борисову.
Н – Нижний сад
Нижний Голландский сад создан в 1794-1795 годах. Сад расположен в непосредственной близости от дворца, имеет прямоугольную форму и занимает территорию площадью около 0,6 гектаров. Этот сад распланирован по образцу голландских садов с фигурными цветочными партерами, здесь созданы цветники, оригинальной формы газоны и прямые, посыпанные гравием и толчёным кирпичом
дорожки. В местах их пересечения созданы круглые площадки. Нижний сад лежит ниже уровня дворца и соединен лестницами с Верхним Голландским садом. В нижнем саду установлено семь каменных лестниц. Все эти лестницы - это видовые площадки. С каждой из них открывается удивительный вид.
Скульптура Нижнего сада При Павле I в 1797 году для Нижнего Голландского сада были куплены у архитектора В. Бренны или при его посредничестве привезенные из Италии мраморные статуи : «Амазонка» и «Юный Марс».
Как располагалась скульптура в Нижнем саду при Павле - неизвестно. В начале XIX в. Нижний сад подвергся значительной перепланировке. Опись 1828 года фиксирует в Нижнем Голландском саду уже три скульптуры. Третья скульптура Нижнего Голландского сада - Сатир, играющий на дудочке (при Павле - Мальчик Силен), была перенесена уже при Марии Федоровне из Сильвии.
Ближе к дворцу стояла копия XVIII в. Амазонки Фидия, за ней Сатир, играющий на дудочке, в стороне от них - на одной оси со статуей Флоры Собственного садика и Афины Верхнего Голландского сада - Молодой Марс.
О – Остров любви
Остров Любви – один из искусственно созданных островов. Территория 0,67 га с регулярным садом и ансамблем архитектурных сооружений.
В 1792 году на дальней оконечности острова вырос павильон, посвященный прекрасной Венере. Как богиня, родившаяся из пены морской, этот храм, посвященный ей, стоит, отражаясь в водах Белого озера. Перед павильоном разбит сад, две прямые дорожки ведут к зданию от двух мостиков. А по сторонам этих дорожек стоят прекрасные статуи античных богов, настоящее воплощение великолепия и совершенства форм. Внутри павильон Венеры небольшой – всего два зала разных размеров, но благодаря ценности сокровищ, состоящих из подлинных живописных полотен и античных статуй, он стал одним из самых посещаемых музеев в Гатчине.
Павильон Венеры на острове Любви полностью выполнен из дерева, поставлен на деревянное свайное основание, а на фундамент и на цоколь использовали местный известняк – парицкую плиту и пудостский камень. Он чудом пережил два предшествующих века, разрушительные годы революций и войн. Конечно, в течение этого времени постоянно производились капитальные ремонты. Последний в 60-е годы уже прошлого века. Сегодня, возможно, это архитектурное сооружение является единственным деревянным парковым павильоном на тему античной мифологии с подлинной живописью не только в дворцово-парковых ансамблях Санкт-Петербурга, но и в целом в России, которое нам подарил ХVIII век. А если учесть, что прообраз павильона заимствованный во Франции, сегодня не существует, то уникальность гатчинского павильона Венеры еще более возрастает.
П – Памятник ПавлуI
Па́мятник Па́влу I рабо́ты Витали и его́ ко́пия установлены в двух городах, тесно связанных с именем российского императора Павла I — Гатчине и Павловске.
Скульптура Павла I установлена на четырёхгранном отполированном фигурном пьедестале, выполненном из финского гранита. Император изображён в парадном мундире и треуголке, опирающимся на трость. В Гатчине статуя установлена на плацу перед Большим Гатчинским дворцом, около парапета, лицом к дворцу и плацу, как если бы император принимал парад. Статуя была установлена в Гатчине 1 августа 1851 года во время правления императора Николая I, сына Павла I. В честь открытия памятника был устроен парад, в котором принимали участие Павловский, Егерский, Кавалергардский и Гусарский полки. На параде присутствовал император Николай I. Это событие было запечатлено —художник Г. Шварц написал картину «Открытие памятника императору Павлу I» (1851 год).
В 1919 году памятник подвергался угрозе сноса — городские власти решили избавиться от фигуры монарха. Но памятник удалось отстоять, во многом благодаря хранителю музея Владимиру Кузьмичу Макарову. Памятник Павлу I в Гатчине является одним из неофициальных символов города — его изображение часто можно встретить на сувенирной продукции, на обложках книг, посвящённых городу.
Р – Реальное училище (Га́тчинская сре́дняя общеобразова́тельная шко́ла № 4)
Гатчинское реальное училище – это самая старая из действующих школ Гатчины и всего Гатчинского района, расположенная в исторической части города. Здание училища было построено в ноябре 1900 года. При его освящении, проводившемся в декабре того же года, лично присутствовала императрица Мария Фёдоровна. Здание Гатчинского реального училища в плане имеет Н-образную форму. Его главный фасад выходит на улицу Чкалова. Он богато украшен различными архитектурными элементами – карнизами, рустовкой, лепными узорами, пилястрами. Ряд окон на втором этаже имеет треугольные сандрики. В 1911 году к зданию училища была пристроена домовая церковь, помещение которой после закрытия храма в 1918 году было передано в распоряжение школы. В 1918 году Гатчинское реальное училище было преобразовано в школу второй ступени им. В. И. Ленина. Сейчас это средняя образовательная школа № 4.
С – Смоленские ворота
За Круглой ригой, недалеко от линии железной дороги, стоят Смоленские ворота. Они были названы так в 1830-х годах, в честь Смоленской дороги.
В конце 1820-х годов в Петербурге при реконструкции территории, прилегающей к Михайловскому замку, было сломано трое ворот с коваными железными створами, великолепными по рисунку и мастерскому исполнению. По распоряжению Николая I в апреле 1830 года двое ворот были отправлены в Гатчину, а третьи в Варшаву.. Сооружение ворот в Гатчине было поручено архитектору В. А. Глинке. Он использовал не только металлические створы ворот, но и оставшийся от сломанных ворот гранит и четыре мраморные колонны «с украшениями». Начатые в 1831 году работы по постройке ворот были закончены в 1832 году. По сторонам дороги, при въезде в Гатчину с юга, высятся массивные пилоны Смоленских ворот.
В 1889 году обветшавшие ворота разобрали и отстроили заново. Мраморные колонны ворот, имевшие повреждения, были заменены новыми из цельных кусков серого мрамора.
В послевоенные годы сохранившиеся пилоны ворот реставрировались. Арматуры, похищенные фашистскими захватчиками, были изготовлены заново.
Т – Терресса “Пристань”
Терраса-пристань (Большая терраса на Длинном острове) является одним из центральных сооружений дворцового парка в Гатчине. Использовалась как пристань для судов гатчинской флотилии. Строительство террасы началось в 1792 году по проекту Винченцо Бренны. Основные работы закончились уже к зиме этого же года.
Стена террасы, обращенная к озеру, поднимается прямо из воды. Стена облицована пудостским камнем. С двух сторон устроены лестницы из черницкого камня, служащие для спуска к воде. Верхняя, береговая, часть террасы организована в виде площадки, со стороны озера обрамлённой балюстрадой. При входе находятся две скульптуры, изображающие лежащих львов, однако в документах о постройке террасы упоминаний о них нет. Кроме балюстрады, ограждающей верхнюю площадку, террасу украшали 18 ваз из пудостского камня.
При Павле Петровиче на террасе были установлены четыре мраморные статуи на пьедесталах, изображающие «Скульптуру», «Живопись», «Архитектуру» и «Математику». В последующем времени скульптуре «Математика» изменили название на «Поэзия».
Во время Великой Отечественной войны была разбита балюстрада террасы, скульптуры львов повреждены. Статуи «Архитектура» и «Живопись» были сброшены с пьедесталов, а «Скульптура» и «Поэзия» — пропали. Их нашли только в 1971 году на дне Белого озера. Там же были найдены несколько ваз и части балюстрады.
У – Улица Красная
У этой улицы три имени. Первое - Госпитальная - появилось в середине 1790-х в связи с постройкой городового госпиталя, к которому вела улица. Название существовало до 1901 года, когда улицу переименовали в Михайловскую, но многие её жители, указывая адрес, по-прежнему писали «Госпитальная». В 1922 улица стала называться Красной. Однако, её изначальное имя - Госпитальная - опять-таки не исчезло и было в ходу у жителей города вплоть до 1950-х! И это понятно: в том же 1922 бывшую улицу Мариинскую, фактически являющуюся продолжением Госпитальной, переименовали в Госпитальную. В 1949 эту новую Госпитальную улицу опять переименовали и она стала называться улицей Киргетова. А улица Госпитальная окончательно исчезла с карты Гатчины.
Сквозное движение транспорта по Госпитальной было небольшим, а потому эта часть города оставалась относительно тихой, оживляясь лишь во время базарных дней, когда к рынку на Торговой площади, возле монастырского подворья, съезжались подводы местных торговцев и крестьян. Да ещё во время нечастых, к счастью, пожаров покой обывателей тревожили грохот колёс и сигналы пожарных повозок, спешно вылетающих из ворот находящейся возле Съезжего дома пожарной части. Госпитальная, однако, всегда считалась одной из центральных улиц и её благоустройству уделялось повышенное внимание. Так, к середине 1830-х только три улицы города были вымощены камнем, и в их числе Госпитальная.
Ф – Филькино озеро
В середине XIX столетия на планах Гатчины впервые появилось двойное название озера – Глухое и Филькино.
Старинное предание гласит, что жил в свое время в Гатчине крестьянский парень, которого называли по-простецки Филькой. Была зима, но погода стояла слякотная, с оттепелями. Чтобы сократить путь, Филька решил перевезти возок по тонкому льду Глухого озера. А лед оказался хрупким, не выдержал он тяжести филькиного возка, провалился, утонул Филька в озере. С тех пор и прозвали гатчинцы это озеро Филькиным. По другой версии прозвано оно жителями города пренебрежительно Филькиным за малый размер.
Глухое озеро имеет искусственное происхождение. Оно расположено в глубине парка в районе, прилегающем к Варшавскому вокзалу. Само название озера говорит о характере этой части парка: в старину к его берегам со всех сторон вплотную подступала лесная чаща.
Уровень воды в Глухом озере выше, чем в других гатчинских озерах. Это озеро, как и Черное озеро,– звенья сложной гидросистемы. Они играют заметную роль в обводнении Белого озера, так как соединены между собой.
Х – Кирха
Кирха Святого Николая— лютеранская церковь в городе Гатчина.
В 1793 году в городском посаде был отведён участок для строительства церкви. Первое её здание, построенное в том же году было деревянным.
В 1825 году на её месте заложили новый, каменный храм. Кирха, рассчитанная на 220 мест, была торжественно освящена 22 октября 1828 года. Здание прямоугольное. Портик из четырёх римско-дорических колонн, несущих фронтон, подчёркивает главный вход в здание. Над основным объёмом здания возвышается барабан с куполом. Фасады здания облицованы ротковским известняком, выламывавшемся в каменоломнях близ деревни Ротково.
Здание серьёзно пострадало в годы войны и в 1950 году было передано строительной организации. К 1959 году здание было восстановлено и с начала 1960-х до апреля 1994 года в нём размещалась детская спортивная школа.
Отреставрированное здание евангелическо-лютеранской церкви было вновь торжественно освящено после реставрации 16 апреля 1995 года. Указом Президента РФ от 20 марта 1995 года церковь была включена в число памятников архитектуры федерального значения.
Ц –Церковь Пресвятой Богородицы
Покровская церковь была торжественно освящена в присутствии Императора Александра III 20 ноября 1888 года в Егерской слободе. Служила приходским храмом Императорской Охоты (придворных егерей).
В храме находился роскошный трёхъярусный резной иконостас, изготовленный из темного дуба на петербургской фабрике Е.Шредера.
Церковь была закрыта в 1933 году, а всё её внутреннее убранство было разграблено или уничтожено.
После оккупации Гатчины немецкими войсками, с октября 1941 года в ней возобновились богослужения. После проведённого в храме ремонта Покровская церковь была вновь торжественно освящена 14 января 1952 года.
Ч – Чёрное озеро
Озеро естественного происхождения. Расположено в Приоратском парке, является центром его композиции. В 1790-х годах при создании Приоратского парка из озера были вынуты десятки тысяч кубометров земли, которые использовали для формирования берегов.
На южном берегу озера расположено единственное крупное сооружение Приоратского парка — уникальный землебитный Приоратский дворец. На северной оконечности озера находится Адмиралтейский мост, отделяющий его от Белого озера. На озере находятся два небольших острова.
Питается озеро подземными ключами. У озера был единственный сток, соединяющий его с Белым озером, но в 2003 году произошла авария канализационного коллектора города, в результате которой канализационные стоки попали в озеро. Для локализации аварии единственный сток озера был перекрыт земляной дамбой.
Были проведены крупномасштабные работы по очистке Чёрного озера.
Ш –Шпиль Приоратского дворца
Шпиль [гол. Spil] - вертикальное остроконечное завершение башни или здания в виде очень сильно вытянутых вверх конуса или пирамиды.
Флюгер [нем. Flugel - крыло] - прибор для указания направления и скорости ветра, состоящий из металлической пластинки, поворачивающейся вокруг вертикальной оси по направлению ветра, устанавливающийся обычно на кровле зданий. Обычно флюгеры делают в виде флажка, в отдельных случаях в виде ангела, человеческой фигуры, животного и др.
Приоратский дворец состоит из основного корпуса и скомпонованной с ним башни, как бы вырастающей из общего массива. Особый интерес являла собой сложенная из парицкого камня башня. В восьмигранный объем высотой до крыши семнадцать метров, со стенами толщиной более семидесяти сантиметров вписана винтовая лестница, состоящая из восьмидесяти восьми ступеней. По ней поднимались на пятый ярус, откуда из окон открывалась панорама Приоратского и Дворцового парков. В силуэт здания особую ноту вносят завершения кровли - пять золоченых шаров на концах коньков и девять дымников с флюгерами над печными трубами. Этот аккорд шаров и флюгеров завершается как бы плывущим в облаках шаром и флюгером башни
Щ – Домик Щербова
Музе́й-уса́дьба П. Е. Щербова — литературно-мемориальный музей в Гатчине. Усадьба художника-карикатуриста П. Е. Щербова и является одним из оригинальных произведений начала XX века, выполненное в стиле северного модерна. Усадьба построена в 1911 году по проекту архитектора С. С. Кричинского. По воспоминаниям современников, оригинальность дома в полной мере соответствовала его владельцу, художнику-карикатуристу Щербову. В доме 10 комнат, не считая служебных помещений. В начале XXI века с восточной стороны сохранилась небольшая часть глухой каменной ограды с калиткой. В двухэтажной части дома сохранилась резная дубовая лестница, камин, подвал. Практически полностью сохранилась черепица. Из хозяйственных построек не сохранился ледник.
В 1992 году в доме был организован «Литературно-мемориальный музей-усадьба художника П. Е. Щербова».
Экспозиция музея состоит из двух разделов: краеведческого и мемориального. В краеведческом разделе («История Гатчины конца XIX — начала XX вв.») рассказывается об истории Гатчины, её архитектуре. Большое внимание уделено Гатчине как одному из тех мест, где начала развиваться русская авиация.
В мемориальном разделе развёрнуты выставки «П. Е. Щербов — жизнь и творчество», «Мемориальный кабинет П. Е. Щербова». В них рассказывается о жизни и творчестве художника и его часто бывавших в Гатчине друзьях Ф. И. Шаляпине, А. И. Куприне, художниках М. Нестерове, К. К. Первухине, композиторе В. Андрееве.
Ъ – Съезжий дом ( полиция )
На улице Красной есть двухэтажное строение с башней. Это здание бывшей полицейской части с пожарной каланчой - так называемого съезжего дома, возведенного в 1868 году по проекту архитектора А. Кокорева на месте подобного деревянного дома. Съезжие дома были административными сооружениями, совмещавшими в себе функции местного полицейского управления и пожарной части (прообраз МЧС).
Бывший съезжий дом - типичное для небольших российских городов казенное строение. Здание обладает определенной образностью и архитектурной выразительностью, подчиненной функциональному назначению. Оно имеет трехчастное деление. Средняя его часть с входом. Над ней высится двухъярусная восьмигранная башня. Башню завершает наблюдательная площадка с металлическим ограждением. Оттуда дежурный наблюдал, не появился ли где-нибудь дым - вестник пожара.
В настоящее время здание занимает Управление МВД по Гатчинскому району.
Ы – Гатчина с высоты
Все, кто видел Гатчинский дворец, обращали внимание на две пятиугольные башни, располагающиеся в центральной части дворца. Они носят названия Сигнальная и Часовая. А в царствование Николая I ее стали называть Сигнальной – на ней был устроен оптический телеграф. У всех туристов есть шанс подняться на одну из них. Пересчитав 191 ступень, можно сколько угодно фотографироваться и созерцать окружающие красоты. Здесь действительно, очень красиво.
Залезать на Сигнальную башню Гатчинского дворца и любоваться видами – развлечение не новое. Еще в девятнадцатом веке дамы и кавалеры часами рассматривали окрестности с этой удобной точки. А теперь это доступно всем!
Сигнальная башня — смотровая площадка Гатчинского дворца – уникальная возможность взглянуть на город с высоты 34 метров. А так как высотных зданий в Гатчине нет, весь город открывается как на ладони.
Ь – Павильон Орла
Круглая беседка (или Тампль, или Павильон Орла) на Длинном острове - сооружение о дате постройки и авторе которого ничего неизвестно. Первое упоминание к 1792 году. Расположение павильона неслучайно: он установлен в конце просеки, прорубленной от колонны Орла, и создает с ней единый архитектурный ансамбль. Почему автор стремился подчеркнуть единство этих сооружений неизвестно.
Высота сооружения составляет почти десять метров, круглое основание диаметром восемь метров. Визуально круглая беседка разделена на две части. Задняя полукруглая глухая стена, ее венчает полукруглый сферический купол. Во внутренней стене павильона находятся три прямоугольные ниши, в которых предполагалось разместить статуи Дианы, Венеры и Аполлона. Вместо передней стены расположены десять тосканских колонн. Между колоннами устроены три трехступенчатые лестницы, ориентированные на пустые ниши.
Своим названием Павильон Орла обязан беломраморной скульптуре этой гордой птицы, располагавшейся ранее на балке. Одноглавый орел, увенчанный короной, держал в когтях щит с вензелем Павла I.
Название “Тампль”, вероятно, происходит от “temple” - “храм”. Откуда взялось это название и с чем оно связано неизвестно. В 1846 году Николай I специальным указом переименовывал Павильон Орла в Круглую беседку.
Во время войны ротонда была сильно повреждена. В 1969 году после проведения реставрационных работ Павильон Орла полностью восстановили.
Э – грот “Эхо”
Грот «Эхо» — грот, которым оканчивается подземный ход, соединяющий дворец с берегом Серебряного озера. Построен в конце XVIII века одновременно с дворцом. Это одно из увеселительных сооружений парка, не имевшее никакого иного функционального назначения.
Длина подземного хода — около 120 метров. Выход на берег озера оформлен полуциркульной аркой в виде пещеры, выложенной глыбами дикого туфа, имеющими различные формы и размеры. Сам ход представляет собой длинную прямую сводчатую галерею, сложенную из местного известняка. Ход имеет вертикальные вентиляционные и световые шахты, выходы из которых на луг перед дворцом перекрыты решётками. Выход из грота на берег также запирался металлической решёткой; сверху над гротом свисали густые кусты. Перед гротом на берегу Серебряного озера была устроена площадка, имеющая полукруглую каменную пристань.
Название «Эхо» получено гротом за свои акустические свойства: внутри подземного хода имеет место эффект повторения звуков. Особенно хорошо эхо прослушивается, если слушатель находится на некотором удалении от подвала (у второй пары фонарей).
Во время Великой Отечественной войны грот «Эхо» повреждений практически не получил.В настоящее время на берегу Серебряного озера рядом с гротом расположена насосная станция местного Водоканала. Территория вокруг огорожена и недоступна. Проход возможен изнутри без выхода к берегу.
Ю – ЦТЮ(центр творчества юных)
Культурно-досуговое учреждение, пользующееся заслуженной популярностью у жителей города и Гатчинского района. Расположен в самом центре Гатчины. Отсчет своей творческой деятельности Центр ведет с 1992 года. За это время появилось много студий, ансамблей, клубов, ставших незаменимыми в культурной жизни нашего города. Богатая палитра коллективов дает возможность реализовать творческие, духовные, образовательные интересы жителей любого возраста. Возраст участников клубных формирований – от 1,5 лет и выше. Постоянный поиск инновационных форм работы позволяет сотрудникам Центра идти в ногу со временем, предлагать различные мероприятия для широкого круга населения города и района, как на бесплатной, так и на частично платной основе.
ЦТЮ имеет концертный зал на 340 мест и малый лекционный зал на 50 мест. На сцене проходят городские, районные, областные, международные мероприятия: конкурсы,
Я – Глухая аллея
Глухая аллея - один из лучших в парке пейзажных уголков, в котором ореховые и ольховые кустарники чередуются с лужайками. На месте стыка Глухой аллеи с Береговой, на границе Дворцового парка, стоят Зверинские ворота, представляющие собой два четырехгранных столба с широкими карнизами с большими каменными шарами наверху.
Основной прием, используемый в планировке Сильвии – радиальное трехлучие. Лучевые аллеи парка обрамляет дорога, которая по всему периметру охватывает площадь парка. Система аллей дополнена тремя дорогами. Та, которая расположена ближе к реке Колпанке подходит к Руинному мосту, средняя как бы привязывает систему аллей в глубокой излучине реки, нижняя – ведет к воротам Зверинца.
Сетка, которую образуют пересечения аллей, была искусно заполнена деталями регулярного стиля. Здесь размещались боскеты, лабиринты, спиральные, радиально-концентрические, прямоугольные площадки, которые располагались в углах боскетов, на концах перпендикулярных дорожек и на общей оси.