Официальный сайт aktuell 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Создание проблемных ситуаций

Фото пользователя Анна Владимировна Панкова
Submitted by Анна Владимировна Панкова on чт, 27/10/2016 - 15:30
Данные об авторе
Автор(ы): 
Панкова Анна Владимировна
Место работы, должность: 

МБДОУ № 10 комбинированного вида

воспитатель

Регион: 
Ленинградская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дошкольное образование
Предмет(ы): 
Другое
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
<p>Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности -&nbsp; игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно &ndash; следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснение явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, эксперементировать.</p>

.Создание проблемных ситуаций – как средство развития логического мышления.

Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности -  игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснение явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, эксперементировать.

Особая роль в умственном воспитании,  в развитии интеллекта играет математика. Результатами обучения математики является не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения. Как научить маленького ребенка думать, рассуждать? Развивать интерес к познавательной деятельности? «Мышление обычно начинается с  проблемы  или вопроса, с противоречия» . Рубинштейн С.Л.

 Проблемная ситуация  -  это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Чтобы у дошкольника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал любопытство и удивление.

  Этапы процесса постановки и решения проблемной ситуации: постановка, формулирование проблемы;  выдвижение  предположений и гипотез; выбор, проверка гипотез;  подведение итогов, вывод.

 Приемы организации поисковой деятельности: система вопросов, переформулирование условий задачи, наводящие задачи или задачи – подсказки; цепочка наводящих задач, готовый вариант решения.

 Из проблемной ситуации может быть четыре выхода:

- воспитатель сам ставит и решает проблему;

 - воспитатель сам ставит и решает проблему, привлекая детей к формулировке проблемы, выдвижению предположений, доказательств гипотезы и проверке решения;

- более высокий уровень, когда дети самостоятельно ставят и решают проблему без помощи воспитателя (но, как правило, под его руководством).

Проблемная ситуация может создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Создать проблемную ситуацию можно везде - на прогулке, в режимных моментах, в  совместной деятельности, в процессе образовательной деятельности.

Проблемные ситуации в непосредственно-образовательной деятельности

 

В качестве примера приведу фрагменты НОД «Космическое путешествие», в котором обучение построено как увлекательная проблемно-игровая деятельность. Целью данной непосредственно образовательной деятельности являлось формирование математических представлений, а математические представления – это мощный фактор интеллектуального развития дошкольников.

Чтобы заинтересовать ребенка, активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности, овладению программных задач, повысить эффективность обучения вначале была создана игровая мотивация: «предстоит совершить фантастический полет в космос, где вы встретитесь с чудесами, неизведанными открытиями, где ожидают нас таинственные и захватывающие приключения». После принятия цели, перед детьми встала проблема: «На чем же можно полететь в космос? ». Здесь были показаны иллюстрации с изображениями самолета, воздушного шара, ракеты. Дети высказывали свои предложения и доказывали правильность выбора, т. е. учились самостоятельно думать, рассуждать, фантазировать. У детей развивались речь, мышление, углублялись знания.

В игре «Построй ракету» дети не только закрепляли названия геометрических фигур, количественный счет (сколько квадратов, прямоугольников и т. д., но и учились выделять элементы объекта и соединять их в единое целое.) Игра развивала у детей геометрическую зоркость, способность к умственным действиям: анализу, синтезу, сравнению.

Другая игровая ситуация с элементами проблемности («Космический вирус нарушил работу компьютеров и наше путешествие далее становится невозможным») подвела детей к размышлениям - «Что же можно сделать? ». Дети решают – «вылечить» компьютер, ввести программы, уничтожить вирус. Была предложена игра «Кто следует за тобой». Ребята работали самостоятельно в индивидуальных тетрадях, им предлагалось навести порядок в числах, пользуясь стрелками. В этой игре дошкольники определяли прямую и обратную последовательность чисел, место чисел в натуральном ряду, ориентировались в пространстве, у них развивались память, мышление.

Следующий этап игры – «Поступил сигнал с планеты «Геометрических фигур»: сильный ураган разбросал фигурки по всей планете». В игре «Рассели жильцов» дети поспешили на помощь и поселили фигурки в уютном многоэтажном доме. Игра развивала умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам (цвет, форма, развивала ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.)

Также в НОД детям предлагалось «пройти сквозь метеоритный поток». Через игру «На что похоже? » дети учились придумывать свои разнообразные оригинальные ответы, понимать и «читать» схематичное изображение предмета, развивалось воображение, способность к замещению, созданию новых образов.

Новая проблемная ситуация встала перед детьми в конце НОД: «Из космического центра Земли поступил сигнал о возвращении домой, на Землю». Но чтобы вернуться надо дать правильные ответы на задачи, типа: «Сколько солнышек на небе? », «Сколько концов у одной палки? А у двух?», «Найди отличие», «Цепочка закономерностей».

 Занимательные задачи способствовали развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения, развивалось произвольное внимание, мыслительные операции, речь, пространственные представления, на основе сравнения учились выявлять закономерности.

И, конечно же, в НОД были включены физкультминутки, тематически связанные с учебными заданиями, играющие положительную роль в усвоении программного материала. Это позволяло переключить активность (умственную, двигательную, речевую, не выходя из учебной ситуации.)

Таким образом, можно сделать вывод, что в игровой форме происходило прививание ребенку знания в области математики, он обучался выполнять различные действия, умственные операции, развивал память, внимание, мышление, творческие и познавательные способности. А проблемность обучения способствовала развитию гибкости, вариативности мышления, формировала активную творческую позицию ребенка.

 

 

Проблемные ситуации в режимных моментах

Задачи:  - развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;

                 - формировать обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;

                 - развивать способности к прогнозированию будущих изменений.

Счет предметов по парам.

Ситуация: «Определить, сколько детей в группе?»

Сюжет: На батарее лежат перчатки.

Проблема: Можно ли узнать, сколько детей было на прогулке? Как это сделать?

Варианты ответов:

1. Чтобы узнать количество детей, надо узнать количество перчаток.

2. Если перчатки  сложить парами и пересчитать их, то можно узнать количество детей.

Решение проблемы:

Кто-то из детей пересчитывает перчатки.  Перчаток  двадцать, значит, и детей – двадцать. Тогда у  каждого, получается,  по одной перчатке. Другие замечают ошибку, ведь у каждого должно быть по две перчатки. Дети выбирают другой способ, они складывают перчатки парами.

 

 

 

 

 

Деление целого на части.

Ситуация: «Как разделить справедливо?».

Сюжет: Сашу и Машу угостили двумя грушами, причем одна груша была больше другой. Они решили разделить их так, чтобы каждый получил поровну. Саша и Маша делили их долго и никак не могли договориться.

Проблема: Как помочь Саше и Маше не поссориться и разделить две разных по размеру груши поровну?

Варианты ответов:

1. Большую грушу отдать Саше, а маленькую – Маше.

2. Поменять маленькую грушу на большую.

Решение проблемы:

Ребята утверждают, что первое и второе предположение правильны. По их мнению, так можно разделить груши. Однако, первое предположение не совсем справедливо (т.к. груши разные по размеру).

Всем понравился второй вариант. Но он также не подошел, т.к. не было второй большой груши.

Что же делать? Наконец, вспомнив правило деления целого предмета на две равные части (половинки), дети самостоятельно предлагают правильное решение: разделить каждую грушу на две половинки и дать каждому из детей по маленькой и большой половинке груши.

 

Вывод: Систематическая работа по интеллектуальному развитию дошкольников через использование игровых технологий, через решение проблемных ситуаций позволяет повысить уровень их познавательной и умственной активности, формировать элементарные математические представления.

 

 

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн