Программное содержание:
-Доказать значимость И.Яковлева в истории страны.
-Развивать любовь детей к родному языку, культуре, истории чувашского народа.
-Воспитывать чувство любви к своей малой Родине и чувства гордости и восхищения представителей чувашского народа.
Материал:
-Электронные слайды с изображениями чувашского алфавита, первого чувашского букваря, изображение ЧГПУ им.И.Яковлева, памятника И.Яковлеву и проспекта И.Яковлева.
девиз и заповедь великого просветителя в письменном варианте.
-Книга- фотоальбом «И.Я.Яковлев»
-Карточки со словами для составления девиза и заповеди
-Диск с чувашской мелодией.
-Карта Чувашской Республики.
-Современные русский и чувашский алфавиты.
Предварительная работа: Заучивание стихотворений Моляровой Дианой «Мой Шупашкар», и Кутовым Егором «Сбылась его мечта», беседа о выдающихся людях Чувашской земли.
Методические приемы:
-Вход детей под чувашскую мелодию.
-Приветствие на чувашском языке.
-Беседа о малой Родине.
-Чтение стихотворения Моляровой Дианой .
-Знакомство с книгой « И.Я.Яковлев.Фотоальбом»
-Рассказ воспитателя об И.Я.Яковлеве с показом слайдов.
-Сравнение русского и чувашского алфавитов в игре «Назови буквы».
-Чтение рассказа «Как мужик лошадь искал».
-Работа с карточками в подгруппах.
-Чтение стихотворения Кутовым Егором «Сбылась его мечта»
.Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Под звуки чувашской народной песни воспитатель приглашает детей в круг.
-Послушайте, ребята, какая красивая песня в этот замечательный весенний день сегодня нас встречает. Как вы думаете, на каком языке звучит эта песня?
-Правильно, на чувашском. Я думаю, что это неспроста, она зовет нас, чтобы мы вновь собрались вместе, и узнали что-то новое и интересное. И я предлагаю вам нашу сегодняшнюю встречу начать с приветствия на чувашском языке.
Дети вместе с воспитателем приветствуют друг друга на чувашском языке:
Ыра кун, ыра кун!
Ситре ыра кун!
Эпе сире курма хавас,
Ыр сунатап камалтан.
-Присаживайтесь, ребята. В большой стране у каждого из нас есть свой родной уголок-город, деревня, где он родился, провел свои детские годы, ходил в детский сад, как вы, ребята. Это его маленький дом - его малая Родина. И где бы ни жил человек, он всегда с любовью и трепетом вспоминает ее.
-Скажите мне, ребята, а как называется ваша малая Родина?
Ответы детей.
-Правильно, город Чебоксары, столица нашей Республики Чувашия.
Сейчас я хочу пригласить сюда Диану. Она выразит любовь к своей Родине стихами.
Чтение стихотворения.
Над Волгою в Чувашии
Шумит листвой бульвар.
Для сердца в мире краше нет,
Чем ты мой Шупашкар.
Стоят, сверкая маяками,
Мои дворцы на берегу.
И песни, впитанные в камень,
Забыть бы мне-да не могу.
В тех песнях есть души частица,
Мои труды, мечты полет.
Люблю тебя, моя столица,
И оттого душа поет.
Чувашская земля родила многих выдающихся людей-героев войны, космонавтов, просветителей, писателей, ученых, поэтов и артистов.
-Вспомните, ребята с кем из выдающихся людей , родившихся на нашей земле, мы с вами знакомились?
Ответы детей:
-А.Г.Николаев, В.И.Чапаев- герой гражданской войны, поэт- Михаил Сеспель, известная балерина - А. Павлова.
-Правильно, ребята. Жизнь этих людей является частицей истории, национальной гордостью. Сегодня мне бы хотелось познакомить вас еще с одним великим человеком –сыном чувашского народа- И.Я.Яковлевым, с некоторыми страничками из его жизни, и нашу встречу посвятить ему.
-Посмотрите, у меня в руках очень старая книга. Называется она «Иван Яковлевич Яковлев» В этой книге собрано очень много фотографий, и описана его жизнь. Открыв первую страницу, мы сразу увидим портрет этого человека -вот он - И.Я.Яковлев.(Показывает портрет в книге)
Давайте рассмотрим еще один его портрет. Здесь он изображен совсем молодым.
-Ребята, что вы можете сказать об этом человеке, внимательно рассмотрев его лицо.(Ответы детей)
Правильно, по его глазам можно определить, что это человек умный, добрый, честный, искренний .
Любая биография человека начинается с его рождения.
Итак, И.Я.Яковлев родился 25 апреля, в 1848 году, в деревне Кошки-Новотимбаево.(показывает изображение деревни в книге ). Когда ему было 3 дня, умерла его мать, а отца он вовсе не помнил. Мальчик долго не знал ,что семья Кирилловых, где он вырос, ему не родная. Семья Кирилловых его любила и воспитывала как своего. В19 лет он поступает учиться в Симбирскую гимназию. Гимназия находилась в городе Симбирск, а ныне, ребята, это город Ульяновск.(Показывает на карте). И тут время его подвига пришло. Во время учебы он начинает составлять новый чувашский алфавит, букварь и другие учебники для чувашских детей. В те времена детей нерусских народов учили на русском языке. Учиться было трудно. И школ для сельских детей было не много. Иван Яковлев окончил гимназию с золотой медалью и поступил в Казанский университет. В первый же год учебы в университете он создал ныне существующий чувашский алфавит, а через год был выпущен первый чувашский букварь. Обращаю ваше внимание на экран: вот он чувашский алфавит и вот изображение первой чувашской азбуки.
Вы, наверное, многие слышали, что создателями русского алфавита стали Кирилл и Мефодий, а вот создателем чувашского алфавита стал….(дети продолжают)И.Я.Яковлев. Посмотрите (обращает внимание на современные алфавиты), вот они два алфавита-русский и чувашский.
Согласитесь, они очень похожи, но в чувашском алфавите, который издал И.Я.Яковлев, есть несколько букв, которых нет в русском алфавите. И я могу вам это доказать, но только с помощью вас, ребята. Я напишу вам слово на чувашском языке, а вы попробуйте догадаться, какие чувашские буквы в этом слове есть.. Воспитатель пишет хорошо известное слово «САКАР».
-Как оно переводится? Правильно- хлеб. Какие же здесь буквы вы заметили из чувашского алфавита? Правильно, это буквы «А», и «С».Когда-то мы с вами делали звуковую зарядку и говорили, что эти звуки очень похожи на русские «Щ» и «О» по звучанию? Показывает на алфавите, если дети затрудняются ответить воспитатель помогает).
-Маттур, ачасем. Молодцы, ребята. Скоро вы пойдете в школу, вы обязательно будете изучать чувашский язык и вы несомненно столкнетесь с чувашским алфавитом, который создал, напомните мне, ребята, кто?-Правильно, Иван Яковлевич Яковлев.
Он сумел сделать то, что не смог сделать никто другой. Поразительные способности, огромное трудолюбие и настойчивость позволили добиться Яковлеву больших успехов. Он владел латынью, греческим, немецким и французским языками.
В первый его букварь входили старинные чувашские, народные песни, загадки, пословицы, поговорки и рассказы, которые он писал сам.
Послушайте один из его поучительных рассказов «Как мужик лошадь искал»:
Три дня искал мужик лошадь, на которой сидел верхом. Приезжает он в одну деревню и спрашивает:
-Братцы, не видел ли кто-нибудь приблудную лошадь?
-Нет, не видели.
Приезжает в другую деревню.
-Братцы, не видел ли кто приблудную лошадь?
-Нет, не видели.
Из сил выбился мужик, а лошади нет как нет. Повстречал, наконец, он рассудительного старика.
-Не видел ли, дед ,где приблудную лошадь?
-нет,не видел. А когда она у тебя пропала?
-Да вот, третий день ищу.
-А какой она масти?
-Пегая, дед, пегая.
-А не то, что под тобой?
Мужика как ветром сдуло с коня. Соскочил и смотрит. Смотрел, смотрел на лошадь, что была под ним, да как закричит:
-Эта! Эта! Эта!
Проворно взобрался на нее и, радостный, вихрем помчался домой.
Воспитатель: Все его рассказы не простые, а поучительные.В этом вы убедились, прослушав рассказ. Если мужик был бы повнимательнее, то не тратил бы времени напрасно на поиски приблудной лошади.
Следующая заслуга Яковлева в том, что он на свои средства создал Симбирскую учительскую школу, которой руководил более 50 лет. Из нее вышло более тысячи учителей. Многие из них своим трудом прославили чувашский народ, один из них это-К.Иванов, написавший известную поэму «Нарспи»
А сейчас я хочу вам предложить небольшое задание. Для начала вы мне скажите, какой у нас с вами девиз группы?
-Правильно, «Один за всех и все за одного!»
Сейчас я вам раздам карточки, на которых написаны слова. Ваша задача –правильно расставить заданные карточки, получить девиз и заповедь этого просветителя.
Дети распределяются на две подгруппы и выполняют задание. При необходимости воспитатель помогает. После выполнения задания девиз и заповедь появляются на экране.
Девиз: «Ничего для себя- и все для народа»
Заповедь «Доброта-главное в человеке, доброта есть человечность.»
Воспитатель:
Со всех концов шли к Яковлеву чувашские крестьяне-ходоки, которых он принимал как своих родных братьев. Имя Яковлева живет в наших сердцах, потому что много доброго он сделал не только для чувашского народа, но и для всей нашей Родины.
Его имя присвоено Чувашскому Государственному Педагогическому университету . В нашем городе перед зданием Национальной библиотеки в сквере воздвигнут бронзовый памятник И.Я.Яковлеву. Один из проспектов города назван в его честь.(Показывает на экране), а день его рождения , 25 апреля, объявлен днем чувашского языка.
Сегодняшнюю нашу встречу мы завершаем и закончить мне бы его хотелось отрывком из стихотворения « Сбылась его мечта», посвященное 150-летию чувашского просветителя Ивана Яковлева. Его нам расскажет Кутов Егор.
Хотел помочь тебе, земля родная,
Чтоб свет увидел край привольный наш,
Учились дети, радость познавая,
Чтоб жили в дружбе русский и чуваш.
Он верил, это будет, точно будет.
За парту сядут дети чувашей.
Нас только выведет учеба в люди
И труд во имя Родины своей.
Программное содержание:
-Доказать значимость И.Яковлева в истории страны.
-Развивать любовь детей к родному языку, культуре, истории чувашского народа.
-Воспитывать чувство любви к своей малой Родине и чувства гордости и восхищения представителей чувашского народа.
Материал:
-Электронные слайды с изображениями чувашского алфавита, первого чувашского букваря, изображение ЧГПУ им.И.Яковлева, памятника И.Яковлеву и проспекта И.Яковлева.
девиз и заповедь великого просветителя в письменном варианте.
-Книга- фотоальбом «И.Я.Яковлев»
-Карточки со словами для составления девиза и заповеди
-Диск с чувашской мелодией.
-Карта Чувашской Республики.
-Современные русский и чувашский алфавиты.
Предварительная работа: Заучивание стихотворений Моляровой Дианой «Мой Шупашкар», и Кутовым Егором «Сбылась его мечта», беседа о выдающихся людях Чувашской земли.
Методические приемы:
-Вход детей под чувашскую мелодию.
-Приветствие на чувашском языке.
-Беседа о малой Родине.
-Чтение стихотворения Моляровой Дианой .
-Знакомство с книгой « И.Я.Яковлев.Фотоальбом»
-Рассказ воспитателя об И.Я.Яковлеве с показом слайдов.
-Сравнение русского и чувашского алфавитов в игре «Назови буквы».
-Чтение рассказа «Как мужик лошадь искал».
-Работа с карточками в подгруппах.
-Чтение стихотворения Кутовым Егором «Сбылась его мечта»
.Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Под звуки чувашской народной песни воспитатель приглашает детей в круг.
-Послушайте, ребята, какая красивая песня в этот замечательный весенний день сегодня нас встречает. Как вы думаете, на каком языке звучит эта песня?
-Правильно, на чувашском. Я думаю, что это неспроста, она зовет нас, чтобы мы вновь собрались вместе, и узнали что-то новое и интересное. И я предлагаю вам нашу сегодняшнюю встречу начать с приветствия на чувашском языке.
Дети вместе с воспитателем приветствуют друг друга на чувашском языке:
Ыра кун, ыра кун!
Ситре ыра кун!
Эпе сире курма хавас,
Ыр сунатап камалтан.
-Присаживайтесь, ребята. В большой стране у каждого из нас есть свой родной уголок-город, деревня, где он родился, провел свои детские годы, ходил в детский сад, как вы, ребята. Это его маленький дом - его малая Родина. И где бы ни жил человек, он всегда с любовью и трепетом вспоминает ее.
-Скажите мне, ребята, а как называется ваша малая Родина?
Ответы детей.
-Правильно, город Чебоксары, столица нашей Республики Чувашия.
Сейчас я хочу пригласить сюда Диану. Она выразит любовь к своей Родине стихами.
Чтение стихотворения.
Над Волгою в Чувашии
Шумит листвой бульвар.
Для сердца в мире краше нет,
Чем ты мой Шупашкар.
Стоят, сверкая маяками,
Мои дворцы на берегу.
И песни, впитанные в камень,
Забыть бы мне-да не могу.
В тех песнях есть души частица,
Мои труды, мечты полет.
Люблю тебя, моя столица,
И оттого душа поет.
Чувашская земля родила многих выдающихся людей-героев войны, космонавтов, просветителей, писателей, ученых, поэтов и артистов.
-Вспомните, ребята с кем из выдающихся людей , родившихся на нашей земле, мы с вами знакомились?
Ответы детей:
-А.Г.Николаев, В.И.Чапаев- герой гражданской войны, поэт- Михаил Сеспель, известная балерина - А. Павлова.
-Правильно, ребята. Жизнь этих людей является частицей истории, национальной гордостью. Сегодня мне бы хотелось познакомить вас еще с одним великим человеком –сыном чувашского народа- И.Я.Яковлевым, с некоторыми страничками из его жизни, и нашу встречу посвятить ему.
-Посмотрите, у меня в руках очень старая книга. Называется она «Иван Яковлевич Яковлев» В этой книге собрано очень много фотографий, и описана его жизнь. Открыв первую страницу, мы сразу увидим портрет этого человека -вот он - И.Я.Яковлев.(Показывает портрет в книге)
Давайте рассмотрим еще один его портрет. Здесь он изображен совсем молодым.
-Ребята, что вы можете сказать об этом человеке, внимательно рассмотрев его лицо.(Ответы детей)
Правильно, по его глазам можно определить, что это человек умный, добрый, честный, искренний .
Любая биография человека начинается с его рождения.
Итак, И.Я.Яковлев родился 25 апреля, в 1848 году, в деревне Кошки-Новотимбаево.(показывает изображение деревни в книге ). Когда ему было 3 дня, умерла его мать, а отца он вовсе не помнил. Мальчик долго не знал ,что семья Кирилловых, где он вырос, ему не родная. Семья Кирилловых его любила и воспитывала как своего. В19 лет он поступает учиться в Симбирскую гимназию. Гимназия находилась в городе Симбирск, а ныне, ребята, это город Ульяновск.(Показывает на карте). И тут время его подвига пришло. Во время учебы он начинает составлять новый чувашский алфавит, букварь и другие учебники для чувашских детей. В те времена детей нерусских народов учили на русском языке. Учиться было трудно. И школ для сельских детей было не много. Иван Яковлев окончил гимназию с золотой медалью и поступил в Казанский университет. В первый же год учебы в университете он создал ныне существующий чувашский алфавит, а через год был выпущен первый чувашский букварь. Обращаю ваше внимание на экран: вот он чувашский алфавит и вот изображение первой чувашской азбуки.
Вы, наверное, многие слышали, что создателями русского алфавита стали Кирилл и Мефодий, а вот создателем чувашского алфавита стал….(дети продолжают)И.Я.Яковлев. Посмотрите (обращает внимание на современные алфавиты), вот они два алфавита-русский и чувашский.
Согласитесь, они очень похожи, но в чувашском алфавите, который издал И.Я.Яковлев, есть несколько букв, которых нет в русском алфавите. И я могу вам это доказать, но только с помощью вас, ребята. Я напишу вам слово на чувашском языке, а вы попробуйте догадаться, какие чувашские буквы в этом слове есть.. Воспитатель пишет хорошо известное слово «САКАР».
-Как оно переводится? Правильно- хлеб. Какие же здесь буквы вы заметили из чувашского алфавита? Правильно, это буквы «А», и «С».Когда-то мы с вами делали звуковую зарядку и говорили, что эти звуки очень похожи на русские «Щ» и «О» по звучанию? Показывает на алфавите, если дети затрудняются ответить воспитатель помогает).
-Маттур, ачасем. Молодцы, ребята. Скоро вы пойдете в школу, вы обязательно будете изучать чувашский язык и вы несомненно столкнетесь с чувашским алфавитом, который создал, напомните мне, ребята, кто?-Правильно, Иван Яковлевич Яковлев.
Он сумел сделать то, что не смог сделать никто другой. Поразительные способности, огромное трудолюбие и настойчивость позволили добиться Яковлеву больших успехов. Он владел латынью, греческим, немецким и французским языками.
В первый его букварь входили старинные чувашские, народные песни, загадки, пословицы, поговорки и рассказы, которые он писал сам.
Послушайте один из его поучительных рассказов «Как мужик лошадь искал»:
Три дня искал мужик лошадь, на которой сидел верхом. Приезжает он в одну деревню и спрашивает:
-Братцы, не видел ли кто-нибудь приблудную лошадь?
-Нет, не видели.
Приезжает в другую деревню.
-Братцы, не видел ли кто приблудную лошадь?
-Нет, не видели.
Из сил выбился мужик, а лошади нет как нет. Повстречал, наконец, он рассудительного старика.
-Не видел ли, дед ,где приблудную лошадь?
-нет,не видел. А когда она у тебя пропала?
-Да вот, третий день ищу.
-А какой она масти?
-Пегая, дед, пегая.
-А не то, что под тобой?
Мужика как ветром сдуло с коня. Соскочил и смотрит. Смотрел, смотрел на лошадь, что была под ним, да как закричит:
-Эта! Эта! Эта!
Проворно взобрался на нее и, радостный, вихрем помчался домой.
Воспитатель: Все его рассказы не простые, а поучительные.В этом вы убедились, прослушав рассказ. Если мужик был бы повнимательнее, то не тратил бы времени напрасно на поиски приблудной лошади.
Следующая заслуга Яковлева в том, что он на свои средства создал Симбирскую учительскую школу, которой руководил более 50 лет. Из нее вышло более тысячи учителей. Многие из них своим трудом прославили чувашский народ, один из них это-К.Иванов, написавший известную поэму «Нарспи»
А сейчас я хочу вам предложить небольшое задание. Для начала вы мне скажите, какой у нас с вами девиз группы?
-Правильно, «Один за всех и все за одного!»
Сейчас я вам раздам карточки, на которых написаны слова. Ваша задача –правильно расставить заданные карточки, получить девиз и заповедь этого просветителя.
Дети распределяются на две подгруппы и выполняют задание. При необходимости воспитатель помогает. После выполнения задания девиз и заповедь появляются на экране.
Девиз: «Ничего для себя- и все для народа»
Заповедь «Доброта-главное в человеке, доброта есть человечность.»
Воспитатель:
Со всех концов шли к Яковлеву чувашские крестьяне-ходоки, которых он принимал как своих родных братьев. Имя Яковлева живет в наших сердцах, потому что много доброго он сделал не только для чувашского народа, но и для всей нашей Родины.
Его имя присвоено Чувашскому Государственному Педагогическому университету . В нашем городе перед зданием Национальной библиотеки в сквере воздвигнут бронзовый памятник И.Я.Яковлеву. Один из проспектов города назван в его честь.(Показывает на экране), а день его рождения , 25 апреля, объявлен днем чувашского языка.
Сегодняшнюю нашу встречу мы завершаем и закончить мне бы его хотелось отрывком из стихотворения « Сбылась его мечта», посвященное 150-летию чувашского просветителя Ивана Яковлева. Его нам расскажет Егор.
Хотел помочь тебе, земля родная,
Чтоб свет увидел край привольный наш,
Учились дети, радость познавая,
Чтоб жили в дружбе русский и чуваш.
Он верил, это будет, точно будет.
За парту сядут дети чувашей.
Нас только выведет учеба в люди
И труд во имя Родины своей.
|