Официальный сайт terra-z 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



План работы кружка "Умники и умницы" 3 класс

Submitted by Антонина Витальевна Глухова on Wed, 26/10/2016 - 10:09
Данные об авторе
Автор(ы): 
Глухова Антонина Витальевна
Место работы, должность: 

МОУ - СОШ № 1 г. Аткарска 

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Тип ресурса: 
образовательная программа
Краткое описание ресурса: 
<p>Дополнительная образовательная программа предназначена педагогам начальных классов. В ней содержится план работы кружка &quot;Умники и умницы&quot; для 3 класса.</p>

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение -

средняя общеобразовательная школа №1 имени 397 –й Сарненской дивизии

города Аткарска Саратовской области

 

 

 

«Рассмотрено»

Руководитель МО

 

_____________ /Л.В. Милякова/

 

Протокол № __

от «__» августа 2016 г.

 

 «Согласовано»

Заместитель директора по ВР

МОУ - СОШ №1 г. Аткарска

________ /О.С. Бочкарёва/

 

«__» сентября  2016 г.

 

«Утверждаю»

Руководитель МОУ- СОШ №1

___________ /И.Ю. Тарасова/

 

Приказ № ___

от «__» сентября 2016 г.

 

 

 

 

 

Дополнительная образовательная программа

учителя начальных классов

Глуховой Антонины Витальевны

( I квалификационная категория)

 

 «УМНИКИ и УМНИЦЫ»

 

3 класс

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                     Рассмотрено на заседании

                                                                                                    педагогического совета

                                                                                                    протокол № __

                                                                                                   от  «__» августа 2016 г.

 

 

 

 

 

 

2016 – 2017 учебный год

 

г. Аткарск

 

 

 

                  Пояснительная записка.

                                            

      Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы»,  с использованием   методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2007 г.  

       Познавательные способности можно развивать, вырабатывая определённые навыки и умения, а главное – привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению. Неспособных детей нет, нужно помочь ребёнку развить свои способности, и сделать обучение увлекательным и интересным. В этом и поможет ребёнку специальный курс «Развитие познавательных способностей» реализуемый в  дополнительной образовательной программе  «Умники и умницы».

       Система развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность гуманизирует начальное образование. Занятия в дополнительной образовательной программе создают условия для развития памяти, внимания, мышления. Реализуется стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самовыражения и самоконтроля, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

Курс  введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления. 

Цель: формировать и развивать логическое мышление через образовательную область «математика»: т. е. научить обобщать математический материал; логически рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать; развивать гибкость мышления учащихся.

Основные задачи курса:

1. интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для

математической деятельности;

2. овладение приемами поисковой и исследовательской деятельности;

3. овладение конкретными математическими знаниями;

4. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

 5. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

6. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

7. формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи;

8. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

9. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

10. воспитание трудолюбия и достижения своей цели.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Основные формы работы кружка:
      Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

 Режим и продолжительность занятий.

    В соответствии с учебным планом МОУ – СОШ № 1 на кружок «Умники и умницы» в 3 классе отводится 1 час в неделю. Занятия кружка проходят по вторникам с 1300  до 1400 ч.    

Количество занятий и учебных часов

     В 3 классе 1 час в неделю, в год – 38 часов.

Количество обучающихся в кружке «Умники и умницы» составляет 10 - 12 человек. Возраст обучающихся 8 – 9 лет.

 

Контроль и оценка планируемых результатов.

  В основу изучения кружка  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности   оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

 Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

          Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

  Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, юный человек действи­тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

 

Особенности организации учебного процесса.

             Во время занятий у ребенка происходит становление  развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются  занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное реше­ние детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируют­ся умения самостоятельно действовать, принимать решения, уп­равлять собой в сложных ситуациях.

          На каждом занятии проводится коллективное обсуждение ре­шения задачи определенного вида. На этом этапе у детей форми­руется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возмож­ность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

         На занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо разви­ты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и стара­тельностью,

       В курсе используются задачи разной сложности, поэтому сла­бые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, кото­рые они могут решать успешно).

      Ребенок на этих заняти­ях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

      Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы  и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

    В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

     Для проведения занятий  разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:

 а)  двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;

 б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.

  В предлагаемом пособии создана сис­тема учебных заданий и задач, направленных на развитие позна­вательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя  простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных про­цессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и воз­можностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.

В процессе выполнения каждого задания    происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент  делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания ус­ловно можно разбить на несколько групп:

  • задания на развитие внимания;
  • задания на развитие памяти;
  • задания на совершенствование воображения;
  • задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания.

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и це­лый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и рас­пределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формирова­нию таких жизненно важных умений, как умение целенаправлен­но сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, ре­шая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память.

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совер­шенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять спе­циальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти раз­личные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей уве­личивается объем зрительного и слухового запоминания, развива­ется смысловая память, восприятие и наблюдательность, заклады­вается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения.

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо на­чертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выяв­ления замаскированного рисунка;
  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
  • складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

 Задания, развивающие мышление.

 Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения  самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгорит­мическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

Основные формы работы.

        Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

        Методы и приёмы организации деятельности второ­классников на занятиях по РПС ориентированы на усиление само­стоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.

        Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях по РПС обращено на такие каче­ства ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной самостоя­тельно мыслящей личности. Это - внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.

   Занятия построены таким образом, что один вид дея­тельности сменяется другим. Это позволяет сделать рабо­ту детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

С каждым занятием задания усложняются: увеличива­ется объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.

Продолжительность и общая характе­ристика составляющих занятия.

«Мозговая гимнастика» (2-3 минуты). Выполне­ние упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения является важной ча­стью занятия по РПС. Исследования учёных доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыст­ряются психомоторные процессы

Разминка (3-5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положи­тельного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому в разминку вклю­чены достаточно легкие, способные вызвать интерес вопро­сы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора и потому помогающие подготовить ребёнка к активной познавательной деятель­ности.

Тренировка и развитие психических механизмов, ле­жащих в основе творческих способностей - памяти, внимания, воображения, мышления (15 минут). Используемые на этом этапе занятия задания не только способ­ствуют развитию перечисленных качеств, но и позволяют углублять знания детей, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности.

Весёлая переменка (3-5 минут). Динамическая па­уза в составе занятия развивает не только двигательную сферу ребёнка, но и умение выполнять несколько различ­ных заданий одновременно.

Решение творческо-поисковых и творческих задач (15 минут). Возможность решать нетиповые, поисково-творческие задачи, не связанные с учебным материалом, очень важна для ребёнка, так как позволяет тому, кто не усвоил какой-либо учебный материал и поэтому пло­хо решает типовые задачи, почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах,  ведь решение не учебных задач опирается на поисковую активность и со­образительность ребёнка, на умение в нужный момент «достать» из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения.

Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты). Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз помо­жет как повышению остроты зрения, так и снятию зри­тельного утомления и достижению состояния зрительно­го комфорта. 

Логические задачи на развитие аналитических спо­собностей и способности рассуждать            (5 минут). В це­лях развития логического мышления предлагаются зада­чи, при решении которых ребенок учится производить анализ, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.

 

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:

  • логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
  • обоснованно делать выводы, доказывать;
  • обобщать математический материал;
  • находить разные решения нестандартных задач.

     Основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе. Предполагается участие школьников в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях; участие в математических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.) участие в интеллектуальных играх (КВН; Парад умников; Брейн - ринги; Математические турниры и т.д.)

 

Основные требования к уровню подготовки  учащихся 3 класса:

Для оценки эффективности занятий по РПС можно использовать следующие показатели:

-  степень помощи, которую оказывает взрослый учащимся при выполнении заданий: чем помощь взрослого меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

-  поведение учащихся на занятиях: живость, активность заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

- результаты выполнения тестовых заданий и заданий для конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно

- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

                      

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса


     В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:

  • уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
  • сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

 

Метапредметными результатами  является формирование УДД:

Регулятивные УДД:

  • формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • осваивать начальные формы рефлексии.

Познавательные УДД:

  • овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
  • соблюдать нормы этики и этикета;
  • овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  • учиться аргументировать, доказывать;
  • учиться вести дискуссию.

 

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:

  • выделять свойства предметов;
  • обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
  • сопоставлять части и целое для предметов и действий;
  • описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
  • приводить примеры истинных и ложных высказываний;
  • приводить примеры отрицаний;
  • проводить аналогию между разными предметами;
  • выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
  • рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение. 

  •                     

 

Учебно - тематический план

п/п

Тема

Количество часов

 
 

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Диагностика

1

 

2

Развитие концентрации внимания.

4

 

3

Тренировка внимания.

4

 

4

Тренировка слуховой памяти.

3

 

5

Тренировка зрительной памяти.

3

 

6

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

11

 

7

Развитие быстроты реакции

4

 

8

Совершенствование воображения.

4

 

9

Конкурсы

4

 

 

Итого

38

 

                                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое  планирование курса  «Умники и умницы»            

                                                                                     (1 час в неделю – 38 часов)

 

п/п

Тема урока

Виды деятельности/ Элементы содержания

Планируемые результаты

Дата

 

 

 

предметные

метапредметные

личностные

план

факт

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Диагностика

Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы

Уметь различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы

Потребность в общении

 со взрослыми и сверстниками.

 

Осмысление основных критериев оценивания своей деятельности

06.09

 

2

 

Волшебные нити. Развитие концентрации внимания. Решение логических задач.

 

Целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, находить самый короткий путь

Уметь демонстрировать способность распределять внимание

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. 

Формирование

учебных мотивов.

13.09

 

3

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

Проводить анализ и синтез предложенных задач, выбирать удобный способ решения

Уметь демонстрировать способность распределять внимание

Стимулировать учащихся к выражению собственного мнения

Объективная оценка результатов деятельности

20.09

 

4

Тренировка внимания. Логически-поисковые задания

Целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, находить самый короткий путь

Уметь концентрировать внимание, выделять закономерности, завершать схемы.

Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности

Интерес к способу решения и общему способу действия

27.09

 

5

 

Палиндромы. Тренировка слуховой памяти.

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Знать понятие палиндром.  Уметь

узнавать предметы по их признакам.

Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний

04.10

 

6

Сравнение предметов

по признакам. Тренировка зрительной памяти.

 

Находить и выделять общие и отличительные признаки разных предметов.

 

Уметь сравнивать предметы, выделяя общие и отличительные

признаки

Анализ объектов с целью выделения общих признаков.

 

Объективная оценка результатов деятельности

11.10

 

7

Царство дядюшки Закона. Поиск закономерностей

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно - следственные связи.

Уметь анализировать ситуацию, устанавливая причинно – следственные связи.

Выбор оснований и критериев для классификации объектов.

Формирование

учебных мотивов.

18.10

 

8

 

Поиск закономерностей. Учись решать, стараясь рассуждать

Определять  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач 

Уметь выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями

Творчески использовать

приобретенные знания и

умения в своей деятельности.

Соблюдение правил поведения при сотрудничестве

25.10

 

9

Изографы. Совершенствование воображения.

Дорисовывание несложных композиций из геометрических линий до какого-либо целого изображения. Составлять и преобразовывать фигуры.

Уметь составлять и преобразовывать фигуры, дорисовывать несложные композиции

 

Осознанное построение речевого высказывания в устной форме

Развитие доверия, готовности к сотрудничеству и дружбе.

01.11

 

10

Логически–поисковые задачи. Задания по перекладыванию спичек.

Выделять свойства предметов; обобщать по некоторому признаку, находить закономерности

 

Уметь выделять свойства предметов, проводить обобщение

Создание условий для проявления способностей учащихся

Эмоционально-положительное восприятие учения

08.11

 

11

Игра «Шифровальщик».

Развитие быстроты реакции.

Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

Уметь излагать свои мысли ясно и последовательно.

 

Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта

Формирование ответственности за свою деятельность

15.11

 

12

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.  

Выделять свойства предметов; обобщать по некоторому признаку, находить закономерности

 

Уметь выделять свойства предметов, проводить обобщение, находить закономерности

Выбор оснований и критериев для классификации объектов.

Интерес к способу решения и общему способу действия.

22.11

 

13

Волшебные нити. Развитие концентрации внимания.

 

Демонстрировать способность переключать и распределять внимание, вести поиск нужного пути

Уметь демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. 

Рефлексия как адекватное осознанное представление о качествах ученика.

29.11

 

14

Поиск закономерностей. Учись решать, стараясь рассуждать

Определять  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач 

Уметь выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями

Адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстников

Эмоционально-положительное восприятие учения

06.12

 

15

 

Следопыты. Тренировка внимания.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру. Составлять и преобразовывать фигуры.

Уметь переключать, распределять внимание.
 

Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания

Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений

13.12

 

16

 

Тренируем внимание. Синонимы

Узнавать предметы по их признакам и давать их описание.  Объяснять  значение слов и выражений.

 Уметь описывать предметы, ориентироваться в пространстве листа

Осознанное построение речевого высказывания в устной форме.

Развитие доверия, доброжелательности  к людям

20.12

 

17

«Кодированное слово».

Развиваем слуховую память. Логически-поисковые задания

Формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями. Выделять черты сходства и различия

 Уметь выделять черты сходства и различия, составлять алгоритм и работать по нему

Анализ объектов с целью выделения признаков сходства и отличия

Широкая мотивационная основа учебной деятельности

27.12

 

18

«Шифровальщик». Развитие зрительной памяти, логически-поисковые задания

Осмысление и сохранение в памяти различных учебных терминов и определений.

Уметь сохранять в памяти различные учебные задания

Осуществлять организацию и планирование собственной деятельности

Осознание социально значимой и социально оцениваемой деятельности

03.01

 

19

 

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.   

Осмысливать и сохранять в памяти различные учебные термины и определения. Описывать признаки геометрических фигур.

Уметь сохранять в памяти различные учебные задания и описывать признаки фигур

Осуществлять организацию и планирование собственной деятельности

Интерес к способу решения и общему способу действия.

10.01

 

20

Царство дядюшки Закона. Поиск закономерностей

Определять  главное и существенное на основе развивающих заданий, путем решения логических задач  и  дидактических игр.

Уметь выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями

Высказывать свою точку зрения и

 пытаться её обосновать, приводя аргументы

Развитие доверия, готовности к сотрудничеству и дружбе.

17.01

 

21

Изографы. Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек

Узнавать предметы по их  признакам.

Складывать и перекладывать спички с целью составления заданных фигур

Уметь узнавать предметы по их признакам, составлять из спичек заданные фигуры

Принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации

Формирование

доброжелатель-

ного отношения к товарищам

24.01

 

22

Что сначала, что потом? Развитие быстроты реакции

Различать  предметы по цвету, форме, размеру. Составлять и преобразовывать фигуры.

Уметь переключать, распределять внимание.
 

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. 

Осознание своих возможностей в учении

31.01

 

23

 

Не верь глазам своим. Развиваем внимание.

Целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, находить самый короткий путь

Уметь демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла

Осмысление основных критериев оценивания своей деятельности

07.02

 

24

 

«Зашифрованные имена». Развиваем слуховую память

Развивать и совершенствовать слуховую память. Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств

 Уметь узнавать и описывать предметы по их признакам.

Использовать

приобретенные знания и

умения в своей деятельности.

Соблюдение правил поведения при сотрудничестве

14.02

 

25

Фразеологизмы. Логически – поисковые задания

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.
 

Уметь сравнивать различные объекты, анализировать ситуацию

Построение логической цепи рассуждений. Доказательство.

Интерес к способу решения и способу действия.

21.02

 

26

Царство дядюшки Закона. Поиск закономерностей

Выполнять простые виды анализа и синтеза, классифицировать и обобщать понятия, устанавливать связи

Уметь анализировать ситуацию, классифицировать и обобщать понятия

Определять наиболее целесообразные способы выполнения работы.

 

Производить контроль и оценку результатов работы.

28.02

 

27

Конкурс эрудитов № 1

Сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями

Уметь анализировать ситуацию, устанавливая причинно – следственные связи.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Производить контроль и оценку результатов работы

07.03

 

28

Волшебные нити. Совершенствование воображения, логически-поисковые задания

Узнавать предметы по их  признакам. Составлять и преобразовывать фигуры.

Уметь узнавать предметы по их признакам; составлять и преобразовывать фигуры

Установление причинно-следственных связей.
Построение логической цепи рассуждений.

Рефлексия как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика.

14.03

 

29

Эстафета. Развитие быстроты реакции

Узнавать предметы по их признакам, составлять логические цепочки в соответствии с их признаками

 Уметь ориентироваться в пространстве листа, быстро строить логические цепочки

Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.

21.03

 

30

 

Волшебные нити. Развиваем внимание

Узнавать предметы по их  признакам. Составлять и преобразовывать фигуры.

Уметь узнавать предметы по их признакам

Планировать работу, обсуждать её с товарищем.

Формирование основ самоорга-низации учебной деятельности

28.03

 

31

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. 

 Давать несложные определения понятиям.
Объяснять закономерности.
Выделять черты сходства и различия

Уметь анализировать ситуацию, объяснять закономерности.

Умение договариваться, находить общее решение.

 

Интерес к способу решения и общему способу действия

04.04

 

32

 

Конкурс эрудитов № 2

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно - следственные связи, находить верное решение.

Уметь анализировать ситуацию, устанавливая причинно – следственные связи.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. 

 

Формирование

учебных мотивов.

11.04

 

33

Изографы. Совершенствование воображения. Задания со спичками

Составлять и преобразовывать фигуры. Складывать и перекладывать спички с целью составления заданных фигур

Уметь узнавать предметы по их признакам, составлять фигуры из спичек, путем перекладывания

Оценка - осознание качества и уровня усвоения

Формирование

познавательных

мотивов – интерес к новому

18.04

 

34

Страна советов. Развитие быстроты реакции

Узнавать предметы по их признакам, составлять логические цепочки в соответствии с их признаками

 Уметь ориентироваться в пространстве листа, быстро строить логические цепочки

Осознанное построение речевого высказывания в устной форме

Адекватная мотивация
учебной деятельности

25.04

 

35

Конкурс эрудитов №3

Узнавать предметы по их признакам, составлять логические цепочки в соответствии с их признаками

 Уметь ориентироваться в пространстве листа, составлять логические цепочки

Выбор наиболее эффективных способов решения задач

Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.

02.05

 

36

Изографы. Совершенствование воображения.

Дорисовывание несложных композиций из геометрических линий до какого-либо целого изображения. Составление  и преобразование фигур.

Уметь составлять и преобразовывать фигуры, дорисовывать композиции из геометрических линий

 

Высказывать свою точку зрения и

 пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Развитие доверия, готовности к сотрудничеству и дружбе.

16.05

 

37

Конкурс эрудитов № 4

Сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями

Уметь анализировать ситуацию, устанавливая причинно – следственные связи.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

 

Производить контроль и оценку результатов работы

23.05

 

38

Итоговая игра  «Умники и умницы»

Сравнивать объекты. Объяснять закономерности.

Находить и выделять признаки разных предметов.

Узнавать предметы по их  признакам.

 

Уметь сравнивать и анализировать объекты, выделять признаки сходства и отличия предметов, устанавливать причинно-следственные связи.

Осознанное построение речевого высказывания в устной форме

Формирование

познавательных

мотивов – интерес к новому.

30.05

 

                 

 

 

Содержание курса

 Задания повышенной сложности

Курс РПС в  3 классе, продолжая и углубляя общие линии этого направления, заложенные в первых двух классах, имеет и свои особенности.

Одна из таких особенностей - смещение акцента на усиление роли логически-поисковых заданий и логических задач для развития мышления учащихся. Это, конечно, не означает отсутствия материала для целенаправленного развития других познавательных процессов, но удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает, а сами задания становятся более разнообразными как по содержанию, так и по форме их представления.

Методы и приёмы организации деятельности третьеклассников на занятиях по РПС в большей степени, чем для первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.

 

Нестандартные задачи

Умение ориентироваться в тексте задачи - важный результат и важное условие общего развития ученика. Но тех задач, которые имеются в школьных учебниках, недостаточно. Очень важно приучать ребят решать и нестандартные задачи, тематика которых не является сама по себе объектом изучения. Нужно воспитывать в детях любовь к красоте логических рассуждений.

Задачи, предлагаемые в этом разделе, различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение решения задачи.

 

Тренировка внимания

Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.

 

Тренировка слуховой памяти

Также в третьем классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.

 

Тренировка зрительной памяти

Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант.

У детей, в процессе выполнения заданий, увеличивается объём зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

 

Поиск закономерностей

Задания из области математики будут перемежаться с заданиями из области русского языка или музыки: ребусами, кроссвордами и так далее. Такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций.

Это весьма важно, поскольку при выполнении таких заданий ребёнок, который не усвоил какой-то учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, может почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах. Ведь решение логически-поисковых задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребёнка.

 

Задания по перекладыванию спичек. Ребусы

В материал включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.

 

 

Список литературы для учителя:

1. Холодова О. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет)». Методическое пособие, 2013 г.  Москва:  РОСТ книга, 2014 г. 

2. Холодова О. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет)»,   Москва:  РОСТ книга, 2014 г. 

3. Криволапова Н.А. Учимся учиться: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган, 2009 г.

4.    Григорьев Д.В. «Внеурочная деятельность школьников» – М.: Просвещение, 2010 г.

5.    Демидова М. Ю [и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе»    М.: Просвещение, 2010 г.

6.   Асмолов А.Г.  [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова   «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе»     М.: Просвещение, 2010 г.

 

 

 


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн