Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ
Submitted by Анастасия Ваграмовна Законова on Sat, 22/10/2016 - 12:50
МБОУ «Сиверская гимназия»
Индивидуальная программа
психолого-педагогического сопровождения образования
Срок реализации: 2016-2017 учебный год
Пояснительная записка. Актуальность данной программы.
Данная программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка, находящегося на индивидуальном обучении создана для решения проблемы образования данного ребенка. Программа позволяет организовать обучение ребенка с учётом его особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения его развития и оценить полученные результаты. Под сопровождением понимается комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей данной категории. Технология педагогического сопровождения опирается на скоординированное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями, обучающимися на дому, заключается в нарушении его связи с миром, ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей. В период младшего школьного возраста происходит физическое и психическое развитие ребенка, формирование его личности, социализация и интеграция в общество. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения образования ребенка. Индивидуальная программа сопровождения направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации. Обучение в связи с ограниченными возможностями здоровья ребенка происходит на дому, путем интеграции очного и дистанционного обучения.
Цель данной программы: Комплексная поддержка и помощь ребенку с ограниченными возможностями здоровья для решения задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Задачи:
1) предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
2) помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);
3) развитие психолого-педагогической компетентности ребенка в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями.
4) психологическое обеспечение образовательных программ;
обеспечение адаптации к школе;
6) развитие учебной и познавательной мотивации;
7) развитие самостоятельности и самоорганизации;
8) развитие творческих способностей.
Структура программы:
Программа психолого-педагогического сопровождения образования ребёнка включает в себя взаимосвязанные модули (направления). Данные модули отражают её основное содержание:
Диагностический модуль. Диагностическая работа обеспечивает проведение комплексное обследование ребенка и подготовку рекомендаций по оказанию ему психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
Коррекционно-развивающий модуль. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии ребенка в условиях общеобразовательного учреждения;
Социально-консультативный модуль. Социально-консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения ребенка и его семьи по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
Предметно-образовательный модуль. Организация обучения ребенка с учетом его особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения его развития. Создание специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся (использование специальных методов, приемов, средств обучения, специальных образовательных программ).
Основные этапы процесса психолого-педагогического сопровождения:
этап
содержание
сроки
1этап
-диагностическое сопровождение ребенка и его семьи;
- координация действий всех участников сопровождения образования ребенка;
-психолого-педагогическая диаг-ностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития;
-определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик (составление социально- психологической карты семьи).
Сентябрь -октябрь 2016г.
2 этап
-реализация индивидуальной программы и групповых занятий;
-оказание необходимой помощи родителям ребенка - инвалида (консультирование, беседы, обсуждения);
-просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком;
-психологические занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы;
-проведение совместных мероприятий с родителями и детьми;
-разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей.
ноябрь 2016г. - май 2017г.
3 этап
-проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы;
-анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.
май 2017г.
Основные методы, средства и формы сопровождения:
Данная программа реализуется посредством следующих методов и методик:
- Дискуссия, обсуждение, беседа, лекция;
- Наблюдение;
- Педагогический консилиум, педсовет;
- Создание проблемной ситуации;
- Тренинговые занятия;
- Консультирование;
- Развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы;
- Методы групповой работы;
- Методы индивидуальной работы;
- Проективные методы.
Основные воспитательные средства и формы:
· беседы;
· сюжетно-ролевые игры;
· творческие конкурсы;
· праздники;
· тренинги;
· наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей.
В системе повышения педагогической культуры родителей могут быть использованы следующие формы работы:
собрание;
родительская конференция;
собрание-диспут;
семинар;
тренинг для родителей;
праздник и др.
Процедура и критерии оценки эффективности программы:
Эффективность проделанной работы в ходе реализации данной индивидуальной программы можно определить по следующим критериям:
повышение уровня теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с учебной программой;
развитие личности учащегося;
школьная успешность ребенка;
социализация ребенка;
Оценить качество проводимой воспитательной деятельности и уровень сформи-рованности того или иного качества у обучающихся можно следующими методами:
восстановление (компенсация) функций общения, контроля своего поведения;
успешная адаптация к школьному обучению;
развитие познавательной и учебной мотивации;
развитие творческих способностей;
развитие самостоятельности и самоорганизации
Особенности реализации программы: Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью ученика, повышенной утомляемостью и истощаемостью, нарушением внимания и восприятия, особенностями личности и нарушениями коммуникативной сферы. Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка, коррекции коммуникативной сферы, формированию навыков общения и взаимодействия со сверстниками через систему индивидуальных коррекционных занятий и постепенным включением в малые тренинговые группы и образовательный процесс в условиях класса.
Индивидуальный план психологического сопровождения
Фамилия, имя ребенка: А.Д.
Дата рождения: 2006 г.
Основание для индивидуального обучения: РАС (по заключению психиатра).
Организационно-педагогические условия реализации индивидуального плана:
Здоровьесберегающие технологии: динамические паузы, выполнение физических упражнений, позволяющих снять психоэмоциональное напряжение;
Формы контроля и учета достижений ребенка: входная диагностика (ноябрь .), итоговая диагностика (май )
Психологическое сопровождение осуществляется с 15 сентября по 15 мая. Периодичность занятий – 1 раза в неделю, длительностью 30 минут. Занятия не проводятся в каникулярное время.
Направление (вид) коррекционно-развивающей работы
Основные пути их решения
Диагностика уровня сформированности пси-хических процессов (памяти, внимания, мышления). Наблюдение за сформированностью процессов коммуникации –метод наблюдений (при посещении знятий в группе, выборочно – уроков) Построение коррекционно-развива-ющей работы
Коррекция выявленных проблем, развитие коммуникативных навыков, профилактика социальной дезадаптации.
Формирование навыков общения и взаимодействия со сверстниками
Мониторинг динамики развития.
Выявление актуального уровня развития психических функций для адекватного построения коррекционно-развивающей работы. (Ноябрь)
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия
(в течение учебного года)
Введение в группу. Работа в малых группах – тренинг развития навков общения с применением арттерапевтических техник. (январь-май)
Диагностика уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления), уровень социальной адаптации, развитие коммуникативных навыков. Подведение итогов работы за год (Май)