Официальный сайт jetune 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Аурикулярный массаж в коррекционно-логопедической работе с детьми с ТНР»

Фото пользователя Анна Николаевна Пирогова
Submitted by Анна Николаевна Пирогова on чт, 20/10/2016 - 20:27
Данные об авторе
Автор(ы): 
Пирогова Анна Николаевна
Место работы, должность: 

МДОУ "Детский сад №6" г.Ярославля

Регион: 
Ярославская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дошкольное образование
Предмет(ы): 
Логопедия
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Родитель
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p>В работе представлен нетрадиционный метод массажа ушных раковин</p>

I Актуальность

  В такой отрасли, как логопедия, в настоящее время нетрадиционные отрасли массажа играют значимую роль.

  В основном элементами массажа уделяется мало внимания. Не учитывается усиление в результате массажа мозгового кровообращения и метаболизма, что улучшает протекание и формирование многих психических процессов, вызывает общее оздоровление, т.е. гармонизирует все процессы, происходящие в целостном организме.

  Массаж – один из видов физического и энергетического воздействия на тело человека, может успокоить, снять боль, помочь победить болезнь и даже способствовать умственному, речевому и физическому развитию детей.

  Массаж ушных раковин (аурикул), как метод естественного оздоровления с глубокой древности был известен многим народам. Сегодня трудно сказать, где именно зародилась такая форма терапии. Из поколения в поколение передавались отдельные приемы этого метода исцеления.

  Таким образом, массаж, возникнув наряду с другими видами народной медицины в незапамятные времена, и до сегодняшнего дня не утратил своей ценности. Секрет долголетия массажа в простоте, доступности и результативности.

  В настоящее время отмечается неуклонный  рост числа детей с проблемами в речи и является актуальным системный подход к её коррекции. Нетрадиционные методы помогают разнообразить и углубить процесс коррекции речевой патологии.

  Базовыми, безусловно, являются традиционные педагогические методы, но с обязательным использованием нетрадиционных.

  Нетрадиционные методы просты доступны, эффективны, не имеют возрастных границ, а личностно- ориентированных подход в работе с ребенком способствует выбору наиболее оптимальной, результативной комплексной методики.

II  Анатомо-физиологическое обоснование массажа, механизм его воздействия на человека

  В человеческом организме все органы и функциональные системы взаимосвязаны и представляют собой единое целое. Ни одну часть тела, ни один орган, особенно вовлеченный в патологический процесс, нельзя рассматривать изолированно.

  Массаж оказывает разностороннее влияние на организм и прежде всего на нервную систему, а она координирует жизнедеятельность всех других систем организма, обеспечивая тем самым его целостность.

  Нервная система координирует метаболические процессы, кровообращение, лимфоток, контролирует работу мышц и т.д., что в свою очередь влияет на состояние нервной системы.

  Массажем, в зависимости от методики воздействия и выбора приемов, можно изменять функциональное состояние нервной системы. Одни приёмы (поглаживание, лёгкое растирание) действует на человека успокаивающе, другое ( глубокое растирание, разминание, ударные приемы) вызывают возбуждение.

  В основе механизма воздействия массажа лежат сложные взаимообусловленные рефлекторные процессы, регулируемые высшими отделами центральной нервной системы.

  В результате массажа в организме возникают различные реакции. Они не являются самостоятельными, а представляют собой генерализированную реакцию рефлекторного характера, благодаря которой происходит мобилизация защитных и приспособительных сил организма, приводящих к нормализации его функций при самых различных нарушениях, в том числе и речевых.

  Аурикулярный массаж очень действенен, т.к. при этом информация с периферии идёт непосредственно в ствол головного мозга и далее в его кору, минуя сегментарный аппарат спинного мозга.

  Несложность выполнения, отсутствие противопоказаний, позволили широко внедрить этот метод массажа в работу с детьми. Он показан детям практически от рождения, т. к. помогает лучше работать и развиваться всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает память. Такой массаж (в том числе и самомассаж) можно применять ежедневно и всю жизнь, причём делать его можно в течении дня несколько раз.

III Строение ушной раковины и положение точек речевых зон

Ушная раковина снабжена множеством нервных окончаний, осуществляющих связь с центральными и вегетативными отделами нервной системы и внутренними органами.

Большинство учёных представляют аврикулу как эмбрион человека в перевёрнутом виде (мочка уха советует голове, по мере продвижения к верхушке уха расположены зоны, представляющие туловище, его органы и конечности).

 

Воздействуя на известные сегодня 170 точек ушной раковины, можно активизировать работу всех без исключения органов и систем тела.

Точки образуют около 18 зон. Каждая из них «контролирует» определенную систему человека. В числе зон есть  те, которые служат для повышения концентрации внимания и улучшения памяти.

Точки ушной раковины расположены довольно близко друг к другу, размеры их незначительны. У здорового человека они, как бы, скрыты и не проявляют себя. При острых заболеваниях или травмах соответствующие точки становятся резко болезненными.

IV Рекомендации к массажу ушных раковин детей дошкольного возраста

- Массаж ушных раковин нужно делать одноименными руками: левое ухо –левой рукой, правое ухо – правой рукой. Массаж нужно делать мягко, без остановок, потому что прерывание массажа даже на 30 секунд отменяет весь эффект.

- Обе ушные раковины массируют одновременно указательными и большими пальцами, в положении лежа или сидя. Логопеду массаж ребенку удобнее всего выполнять, посадив его на стульчик спиной к себе.

- Аурикулярный массаж целесообразно начать с области мочки и завитка, продвигаясь к вершине ушной раковины и ножке завитка, повторяя прием несколько раз. Затем несколько раз массируют противозавиток, сначала по верхней, потом по нижней его ножке. Далее растирают границу противозавитка и раковины в направлении от противозавитка до внутренней стороны завитка (массируют и раковину, и тыльную сторону аурикулы).

-Конечно, направление движений может быть произвольным, но лучше начинать массаж с мочек уха, постепенно поднимаясь выше, к верхнему краю ушных раковин.

- После массажа самой ушной раковины надо хорошо отмассировать

козелок и прилегающую к нему область. (Козелок регулирует функцию

 

надпочечников и укрепляет нос, горло, гортань, вследствие чего отступают простуда, насморк, кашель, аллергия.) Затем 2-3 раза выполняют поглаживание сверху вниз кожи перед козелком.

-Заканчивается массаж загибанием аурикул вперед. Потом их резко отпускают.

-Массаж следует продолжать до покраснения ушной раковины и появления в ней ощущений тепла (5—7 минут).

-Не рекомендуют выполнять массаж перед сном.

-Желательно придерживаться одного ритма. Руки массажиста должны быть то же температуры, что и тело ребёнка.

-Массаж не должен вызывать неприятные ощущения.

-Для массажа необходима спокойная обстановка.

-Не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев.

-Массаж ушей детям желательно проводить ежедневно на протяжении полугода.

 

Рекомендации к выполнению самомассажа ушных раковин:

Самомассаж ушных раковин производится одновременно с обеих сторон с помощью подушечек большого и указательного пальцев рук.

При массаже используются такие приемы, как поглаживание, разминание, растирание.

Обязательно должен быть учтены гигиенические основы массажа.

Время, необходимое для самомассажа обеих ушных раковин, не превышает двух минут.

Самомассаж ушных раковин можно проводить несколько раз в день.

Дыхание при самомассаже должно быть ровным, спокойным.

 

V Практический материал

 

Приемы массажа ушных раковин

При массаже ушных раковин производят:

- плоскостное поглаживание мочки уха, при этом надо воздействовать последовательно, переходя с мочки уха на нижние, средние, верхние углубления, после чего массируют заднюю поверхность ушной раковины;

- растирание – поочерёдно прямолинейное, круговое, щипцеобразное;

- разминание – щипцеобразное надавливание;

- вибрация с использованием приспособлений (палочек, стерженьков различного диаметра с шарообразно закругленными концами);

- круговые движения, поглаживания по часовой стрелке;

 

- чередование поглаживания, надавливания, вращения, постукивания мочек уха;

- пощипывание обеих ушных раковин по всему периметру;

- сгибание-разгибание ушных раковин;

- массирование бугорка за ухом

- взяться пальцами за основание уха и тянуть его вверх, вниз, покрутить ушко.

- закрыть левое ухо ладонью левой руки, а указательными пальцами правой руки постучать по левой ладони; затем то же самое проделать с правым ухом; стучать не сильно, аккуратно;

- указательные пальцы положить в ямку под мочкой и надавливать легкими движениями около одной минуты;

- раздвинуть все пальцы и приложить к уху таким образом, чтобы указательный палец оказался сзади ушной раковины, а остальные три спереди и подвигать ладонями вверх-вниз;

-промассажировать  козелок надавливанием, вращением, поглаживанием, постукиванием;

- потянуть ушную раковину вверх и вниз, покрутить верхнюю часть уха;

 

Игры и задания по самомассажу ушных раковин

·                        «Хлопаем ушами»

Способствует укреплению организма. Попросить ребенка загнуть ушки вперёд сначала мизинцем, а потом всеми пальцами. Прижать ушные раковины к вискам, а затем отпустить.

·                        «Взяли ушки за макушки…»

 

 

Взяли ушки за макушки

 

Потянули…

Потянули…

Вниз до мочек добежали.

Мочки надо пощипать:

Пальцами скорей размять…

 

Вверх по ушкам проведем,

И к макушкам вновь пойдем

 

Взять за ушки большими и указательными пальцами

Несильно потянуть вверх

Несильные щипательные движения

С постепенным продвижением вниз

Пощипывание в такт речи

Приятными движениями разминать между пальцами

Провести по краю уха слегка сжимая большим и указательными пальцами

Астафьева Е.О.

·                        «Тянем-потянем»

Способствует профилактике заболеваний горла и полости носа.

Аккуратно потянуть мочки уха в разные стороны.

 

·                        «Крутим-вертим»

Регулярное выполнение простого приёма укрепляет носоглотку

Большой палец положить во вход слухового отверстия, а указательным пальцем прижать находящийся спереди выступ ушной раковины (козелок). Слегка сдавливать и поворачивать его в течении 20-30  секунд

·                        «Греем ушки»

Четкие энергичные растирающие движения пальцев, чтобы вызвать прилив крови к ушкам.

·                        «Растяжка»

Взять мочку уха двумя пальцами и легонько оттягивая, даём соскользнуть до 7-8 раз. Здесь расположены зоны рта, миндалин и горла.

·                        «Козелок»

Один палец на ухо, а другой на выступ спереди. Прием состоит в его легком сдавливании и поворачивании из стороны в сторону.

·                        «Разминка ушек»

Обхватить мочку уха двумя  пальцами так, как будто в руках лист бумаги. Выполнять спиралевидные движения,

·                        «Ушки слоника»

Разминание противокозелка ушка.

Хрящик, расположенный сзади наружного слухового прохода и есть противозавиток. Взяв его пальцами, начинайте легонько по нему нажимать, двигаясь по всему хрящику.

·                        «Печка»

Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трёт ими всю ушную раковину.

·                        «Послушаем тишину»

Дети расслабляются и слушают тишину

«Зарядка для ушек…»

Подходи ко мне дружок

И садись скорей в кружок.

Ушки ты свои найди

И скорей их покажи.

Ловко с ними мы играем

Вот так хлопаем ушами.

А сейчас все тянем вниз

Ушко, ты не отвались!

А  потом, а потом

Покрутили козелком

Ушко кажется отмерзло,

Отогреть его так можно

Раз, два! Раз, два!

Вот и кончилась игра.

А раз кончилась игра,

Наступила тишина.

Выполнять движения по ходу текста.

VI  Вывод

Аурикулярный массаж очень действен, не труден в выполнении и позволяет внести новые, интересные моменты в организацию образовательной деятельности.

Несложность выполнения, отсутствие противопоказаний позволили широко внедрить этот метод массажа в работу с детьми. Он показан детям практически от рождения, так как помогает лучше работать и развиваться всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает память. Такой массаж (в том числе и самомассаж) можно применять ежедневно и всю жизнь, причем делать его можно в течение дня несколько раз.

Использование нетрадиционных методов в комплексе коррекционно-образовательного процесса улучшает у детей память и внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости, улучшает коммуникативную функцию.

 

Список литературы:

1.  Блыскина И. В. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008

2.                      Апполонова Н.В. «Аурикулотерапия как один из методов активации речевых зон у детей с ОВЗ»

3.                     Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии/ В.М. Акименко. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.- 109с.

4.                     Мальгавко  Н.В. «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми» стр: 50-54.// Логопед №1, 2012

5.                     В. Васечкин Энциклопедия массажа – М.: АСТ-ПРЕСС, 2002

6.                     Пен Чжу Ву Сам себе су джок доктор – М.: СУ ДЖОК АКАДЕМИЯ, 2009

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн