Официальный сайт медиатэк 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Сочинение Богачевой Марины, ученицы 10 класса МБОУ "СОШ №8 г. Красноармейска" на конференцию "Этот удивительный термин"

Литература: вчера, сегодня, завтра.

       Русская литература так же необъятна и специфична, как русская земля. Где еще найдешь великий талант Пушкина, простоту и глубину Чехова, щемящую душевность Васильева? Чтобы по достоинству оценить произведения, нужно читать их в оригинале, именно поэтому многие иностранцы учат русский язык. Язык- это дорога к пониманию, не зря существует фразеологизм «найти общий язык».

       Чтобы лучше что-то понять, нужно узнать исток, путь -  узнать историю. Тогда можно судить о будущем. И русская литература имеет свою, самобытную, порой непростую историю.

       Принято считать, что корни ее теряются в средневековье, что до светского «Слова о полку Игореве» ХI века существовали другие древнейшие памятники, которые до нас не дошли. Не рассматривая церковно-славянские книги, переводы византийский и античных авторов, можно сказать, что та немногая часть светской литературы, что существовала в те годы, имела такие черты как патриотизм и историзм, что мы видим в «Слове о полку Игореве».  Также некоторые авторы (как летописец Никон, автор «Повести временных лет») смели не просто описывать, но и критиковать действительность, за что подвергались гонениям со стороны действующей власти. Конечно, летопись и слово были не единственными жанрами литературы. Стоит отметить также «Поучение детям» великого князя киевского Владимира Мономаха, эту своеобразную «светскую проповедь», где смешались воспоминания князя о его походах и битвах, цитаты Псалтыря и наказы в пользу нравственности.

      Нельзя не отметить, что большая часть творчества наших предков была устной и преобладал фольклор. Те же произведения, что дошли до нас в рукописном виде, имели вид летописей, записанных сказаний, поучений, правд и церковных жанров. Литература была сильно связана с церковью, но в ней, например, в «Слове о полку Игореве» и «Поучении детям» имеют место светские темы: проблематика феодальной раздробленности и необходимости объединения русского народа.

      В XVI-XVII веках светская литература уже полностью «оторвана» от церкви. Начинает развиваться публицистика, грамотный читатель имеет возможность следить за жизнью и политикой государства ( насколько это позволяет цензура). Беллетристика развивается, развиваются вкусы и стили, как читателей, так и авторов. В произведениях все больше проявляется индивидуализм.

      Наконец, XVIII век. Открывает, обрезая красную ленточку качественно новой страницы русской литературы, «отец и Петр Великий» ее –Михаил Васильевич Ломоносов. Он сделал огромный шаг- открыл богатство живого русского языка, стал первым национальным русским поэтом. Он сумел сблизить народный и литературный язык, освободил его от чужого влияния. Ломоносов- классицист  смог сделать русский язык языком науки, философии и, конечно, литературы.  В его заслуги входит также написание теории «трех штилей», реформа стихосложения.

      Но не только Ломоносов прославил XVIII век. Фонвизин создал первую русскую бытовую комедию, Радищев своим романом «Путешествие из Петербурга в Москву» прогремел на всю образованную Россию, получил оценку своего творчества от самой императрицы: «Бунтовщик -хуже Пугачева!», - и был сослан в ссылку. Уже тогда в литературе проскальзывали революционные и либеральные настроения.

      В это время в русскую литературу, пусть и запоздало, пришел чувственный сентиментализм (ярким представителем которого является Карамзин), а за ним пылкий романтизм, противопоставляющий себя классицизму. Романтизм относится больше к началу XIX века, он характерен для раннего творчества и Пушкина, и Лермонтова, и Гоголя.

      Великолепный XIX - Золотой век русской литературы. Он подарил миру целую плеяду знаменитых писателей и поэтов: Пушкин, Лермонтов, Крылов, Толстой, Достоевский, Баратынский, Тютчев, Фет… Конечно, центральной фигурой этого времени был Александр Сергеевич Пушкин. Начинает он как романтист, но последние его произведения являются яркими образцами реализма.  

       Писатели этого периода хорошо сумели передать настроения своей эпохи: начало века- это новые веяния, идеи, война 1812 года и мечты о Конституции. После - суровая действительность: подавление восстания на Сенатской площади, казнь и ссылка декабристов. Романтизм закономерно переходит в реализм, чтобы обострится до критического реализма, родоначальником которого является Гоголь.

       XX век оказался под властью социалистического реализма, начало которому положил Максим Горький. Писатель – это пропагандист, и всем известно, что он должен пропагандировать. Создается впечатление, что цензура в СССР была едва ли не жестче цензуры Николаевской эпохи.

       Пути поэтов времен революции разошлись. Появились три основных направления: футуризм (Маяковский, Северянин), символизм (Блок, Бальмонт), акмеизм (Ахматова, Гумилёв) и имажинизм (Есенин). Каждый шёл к ответам на извечные вопросы своим путём. Это был Серебряный век русской поэзии.

      Конец XX века знаменуется приходом к постмодернизму. После того, как рухнула марксистская идеология, рационализм уступил место раздробленности и иррациональности.

      Уже в конце XX- начале XXI века литература возвращается к своему прошлому в обновленном виде. Появляется неореализм (где смешиваются реальность и фантасмагория), неосентиментализм (чаще всего –описание личной жизни, чувств Новейшего времени) и прочие «нео». Как говорится, «новое- это хорошо забытое старое».

      Современная аудитория весьма обширна, по сравнению с другими эпохами. Доступ к книгам открыт через интернет, библиотеки и книжные магазины. Огромное количество авторов творят для еще более огромного числа читателей. Особой популярностью пользуются такие жанры, как детектив, фэнтэзи, прикладная литература характера «как достичь успеха» и комиксы. Детектив, фэнтези и комиксы вполне объясняются попыткой современного человека «убежать» в выдуманный мир с яркими личностями, тогда как в бешенном круговороте жизни с ускорением времени и глобализацией вкупе с интеграцией он просто теряется. Большой популярностью сегодня пользуется реалистичная (пусть с элементами фэнтэзи, как бы это противоречиво не звучало) серийная литература. Здесь дело уже в коммерции (за серию больше выручки) и работе головного мозга: к знакомым с первой книги персонажам привыкать не нужно, энергию на осмысление тратить тоже не нужно, значит, для легкого чтения в самый раз.

      Проследив ход истории русской литературы, можно попытаться предугадать ее следующий шаг. Возможно, в связи с мировой обстановкой, мы вернемся к критическому реализму с элементами славянофильских веяний. Или же воображение писателей разыграется еще больше, и книжный рынок наполнят истории будущего, новые миры и прочие нереальные истории с элементами реальной жизни. Но маловероятно, что русская литература перейдет на комиксы, как основное направление деятельности: комиксистам тоже нужно платить, гораздо чаще писателей, а это уже проблема.

      Что бы ни ждало в будущем русскую литературу, она всегда будет дарить миру самобытных и талантливых писателей. Сомнений в этом быть не может!

 

 

 

 

 

 

 

 

 


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн