Submitted by Анна Владимировна Панкова on чт, 13/10/2016 - 16:12
Занимательный математический материал
Одной из важнейших задач воспитания ребенка является развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют освоить новое.
Каждый дошкольник – это маленький исследователь, открывающий для себя мир.
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточить внимание на проблеме.
Огромное значение в обучении дошкольников математике имеет наглядность. Она отвечает психологическим особенностям детей, обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, служит основой для развития мышления.
Наибольшей степенью обеспечить принцип наглядности помогает дидактический материал, используемый на занятиях. Опыт работы с детьми показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание материала, но также и его подача воспитателем (чтобы заинтересовать детей и вызвать познавательную активность).
Дети все разные, поэтому занятия должны быть направлены на то, чтобы даже пассивные дети превратились в активных.
Форма занятий должна быть разнообразной: необходима смена деятельности, перемещение по группе, чередование спокойных игр и подвижных, использование физкультурных минуток.
Свои занятия я часто провожу небольшими группами. При такой организации занятий практически все дети включены в процесс обучения, каждый может задать вопрос, предложить свой способ, что дает возможность быть активным участником.
Занятия должны проходить эмоционально, с опорой на настроение ребенка. Можно использовать игры – соревнования, игры в паре – именно в таких играх дошкольники учатся достигать поставленной цели. Это способствует взаимообучению и взаимопроверке, развивает познавательную активность детей.
Как правило, дети не всегда могут выполнить все задания с первого раза, но это имеет позитивные стороны – если ребенок вынужден что-то делать несколько раз, происходит развитие волевой сферы.
В каждое занятие по математике я включаю логические задачи и задачи с ответами. Это необходимо для того, чтобы ребенок смог уверовать в существование причинно – следственных связей.
Например: «Если это не так, то это потому что…» или «Что будет, если я сделаю все наоборот?»
Стараюсь поднимать самооценку детей, чтобы ребенок чувствовал уверенность в своих силах: «Какая ты сегодня молодец. Спасибо тебе за предложенный способ!» Или «Посмотрите на Егора, какой он сегодня внимательный. Ни кто это не заметил, кроме него!»
Чтобы ребенок не потерял уверенность в своих силах, поощряю не только удачное решение. Часто в конце занятий использую похвалу детей: «Максим, чьи тебе ответы сегодня понравились больше всего и за что?» Поощряю самостоятельность.
Необходимым условием для развития детского математического творчества является обогащенная предметно – развивающая среда. Это наличие интересных развивающих игр, разнообразие игровых материалов, а также занимательный игровой материал.
Основной целью использования занимательного материала является формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний.
Занимательный по содержанию, направленный на развитие внимания, памяти, воображения эти материалы способствуют проявлению у детей познавательной активности.
Обучение лучше осуществлять в самом доступном виде деятельности – использовании занимательных игр, задач, развлечений.
Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.
Обучение математике детей дошкольного возраста невозможно без использования занимательного материала. При этом роль несложного игрового материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач развития и воспитания: заинтересовать малышей математическим материалом.
Дети очень активны в восприятии задач – шуток, логических упражнений, головоломок. Они ищут разные способы, которые приведут их к результату. Когда математика понятна ребенку, у него складывается положительное отношение к ней, а это стимулирует мыслительную познавательную активность. Ребенку интересен итог.
Занимательного материала по математике очень много – это и игры, и задачи, и головоломки, и лабиринты, и сюжетно – дидактические игры, и шуточные задачи. Поэтому его можно разделить на 3 группы:
1 группа – развлечения
Математические загадки – это замысловатые вопросы или описание какого-то предмета, явления, которое ребенок должен отгадать. Так как загадки математические, в них обязательно будут присутствовать цифры, и надо будет производить вычислительные действия.
Например: «Два конца, два кольца, посередине гвоздик».
«Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы
проливает».
Задачи – шутки – это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для их решения надо проявить смекалку, находчивость, умение выделить главные свойства.
Например: Карандаши. Я беру карандаши.
Ты считай, но не спеши.
Вот смотри, не будь разиней:
Красный, черный, желтый, синий.
Отвечай – в руке моей
Сколько всех карандашей? (4)
Котлеты. Папа, мама, братик, я –
Вот и вся моя семья.
Все мы любим на обед
Съесть по парочке котлет.
Сколько маме, каждый раз,
Нужно жарить их для нас? (8)
«Что тяжелее: 1кг песка или 1кг ваты?»
«Если петух стоит на одной ноге, то он весит 2кг. Сколько будет весить петух, если будет стоять на двух ногах?»
«Сколько лап у двух медвежат?»
«Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы. Сколько птиц, ответь скорей?
«Одно яйцо варится 4 минуты. Сколько времени потребуется, чтобы сварить 5 яиц?
Задания, относящиеся к этой категории, отлично подходят для использования в начале занятия, чтобы подготовить детей к интеллектуальной работе, с целью разминки.
Ребусы – способны заинтересовать ребенка, помогают лучше запоминать основы математики, тренируют логику, мышление, развивают нестандартное мышление. Ребенок может не только разгадывать ребусы, но и придумывать свои собственные.
Например: 40а – сорока; 100лб – столб; 7я – семья.
Головоломки, кроссворды – стараюсь выбирать задачи с различным условием и способом решения, чтобы стимулировать поисковую активность малышей.
Например: «Составление предметов по картинкам».
(Перед детьми образец. Дети должны, ориентируясь на образец, сложить из палочек аналогичный предмет.) Впоследствии можно усложнить задания, попросив ребенка сложить, показанную картинку, не имея перед глазами пример, т.е. по памяти (машинка, звездочка, флажок и т.д.)
«Преобразование фигуры». (1-ый этап – воспитатель показывает ребенку фигуру и просит составить из палочек такую же; 2-ой этап – определить, какие и сколько палочек надо убрать, чтобы получилась другая фигура)
Математические фокусы; шашки; шахматы
2 группа – математические (логические) игры, задачи упражнения
Палочки Кюизенера – помогут в игровой форме уточнить представления детей о цвете, длине, ширине, высоте; научат сравнивать и измерять предметы; осваивать состав чисел; решать простые арифметические и логические задачи. С помощью палочек Кюизенера детей легко подвести к осознанию отношений «больше – меньше».
Математический планшет – позволяет эффективно решать задачи познавательно – речевого развития детей.
Блоки Дьенеша – учат детей решать логические задачи на разбиение по свойствам.
Кубики Никитина «Сложи узор» - развивают у детей воображение, аккуратность, внимание, графические способности. Учат анализировать, синтезировать, комбинировать.
Графические диктанты (рисование по клеточкам) – это увлекательное и полезное занятие для детей.
Я регулярно использую в своей работе графические диктанты.
Во-первых, дети очень любят это задание; во-вторых, они развивают у ребенка воображение, мелкую моторику пальцев рук, усидчивость. У детей расширяется кругозор, увеличивается словарный запас, они учатся ориентироваться в тетрадях, знакомятся с разными способами изображения предметов.
1 вариант – детям предлагается образец геометрического рисунка, надо повторить точно такой же в тетрадях в клетку.
2 вариант – диктуется последовательность действий с указанием числа клеток и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз); дети выполняют работу на слух.
3 вариант – можно дополнить загадками, скороговорками, пальчиковой гимнастикой. Это способствует отработке правильной, четкой, грамотной речи. Дети учатся выделять отличительные особенности предметов, пополняют свой словарный запас.
Лабиринты – я часто использую для индивидуальной работы. С помощью них дети учатся логически прокладывать ходы, перебирать все возможные варианты. Таким образом, ребенок может самостоятельно прийти к верному решению.
3 группа – дидактические игры, упражнения
Дидактические игры и упражнения помогут детям активно познавать мир, исследуя все происходящее вокруг. Они расширят представление детей об окружающем мире, обучат ребенка наблюдать и выделять характерные признаки предметов; различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Решая несложные развивающие игровые задания, дети будут радоваться своим результатам и достижениям.
Игры с наглядным материалом
На внимательность
«Найди 7 отличий»;
«Найди правильную тень»;
«Найди цифру без пары»;
«Чьи следы».
На закрепление навыков счета
«Сосчитай утят»;
«Помоги мишке решить примеры»;
«Реши примеры и раскрась рисунок в соответствующие цвета»;
«Раскрась цветок»;
«Арифметические цепочки».
Дидактические игры
«Составь геометрическую фигуру» (составить 2 равных треугольника из 5 палочек);
«Найди и назови» (закрепляет умение быстро находить геометрическую фигуру определенного размера, цвета);
«Назови число»;
«Помоги Чебурашке найти и исправить ошибку»;
«Только одно свойство» (закрепляет знакомые свойства геометрических фигур, развивает умение быстро выбрать нужную фигуру).
«Чудесный мешочек» (закрепляет умение узнавать предмет по характерным признакам).
Сюжетно – дидактические игры
«На корабле»;
«В зоопарке»;
«Магазин»…
В процессе этих игр у детей формируется представление о расположении предметов в пространстве относительно друг друга; с помощью наглядного материала выполняются элементарные математические задачи.
Вначале игра может иметь сюжетно – дидактический характер. Ведущая роль отводится воспитателю, который следит за арифметическими действиями детей, направляет процесс в нужное русло.
Затем сюжетно – дидактическая игра переходит в сюжетно – ролевую игру, где роли уже исполняют сами дети. Затем дети самостоятельно придумывают новую игру, используя приобретенные навыки счета. Воспитатель лишь следит за ходом игровой деятельности.
Уголок занимательной математики
Уголок занимательной математики – это специально отведенное, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами и определенным образом художественно – оформленное место, которое обеспечивает свободный доступ детей к находящимся там материалам.
Детям предоставляется возможность в свободное от непосредственно – образовательной деятельности время выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть как индивидуально, так и совместно с другими детьми, небольшими подгруппами.
Созданию уголка занимательными математическими материалами предшествовал подбор игр, который определялся возрастными возможностями и уровнем развития детей группы.
В уголок я помещала разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый ребенок смог выбрать для себя игру по интересам. Это и настольно – печатные игры и игры для развития логического мышления; игры на внимание; лабиринты; игры на составление целого из частей; на воссоздание фигур. Все они занимательны и интересны.
В уголке у меня имеются специальные альбомы, в которых сосредоточен разнообразный занимательный материал (это рубрики и задания из детских журналов: «Веселые картинки»; «Затейник» и т.д.). В подборе материала принимаю участие не только я, но и сами дети. Это создает у них положительное отношение, интерес, желание играть.
На родительских собраниях, в индивидуальных беседах я рекомендую родителям участвовать в подборе занимательного материала; изготавливать игры и даю советы в приобретении игр промышленного производства.
Взаимосвязь воспитателя и родителей в данном вопросе способствует развитию у детей интереса к занимательной математике, умственных способностей.
Этот материал с каждым годом постепенно накапливается и меняется.
Организуя уголок занимательной математики, я исхожу из принципа доступности игр детям в данный момент, помещаю в уголок такие игровые материалы, которые подходят им по возрасту.
В течение года, по мере освоения игр, я вношу новый, более сложный игровой занимательный материал.
Так же в родительский уголок я периодически помещаю консультации для родителей по этой теме.
- «Что такое занимательный уголок?»
Консультация знакомит родителей с общей характеристикой занимательного математического материала, подчеркивая его игровой характер; виды занимательных игр, упражнений, доступных детям данного возраста. Рекомендации по изготовлению игр математического содержания совместно с детьми; советы, какие игры можно приобрести в магазинах.
- «Значение занимательного математического материала для детей».
Консультация знакомит с ролью игр в умственном развитии; познавательных интересов, личностных качеств.
- «Роль занимательного математического материала в подготовке к школе».