"Война в произведении Б.А. Слуцкого "Лошади в океане".
Submitted by Наталья Анатольевна Сущеня on Sat, 08/10/2016 - 21:40
- Ребята, я хочу, чтобы сегодняшний урок прошел успешно, чтобы в вашей душе осталось чувство доброты, чтобы вы научились сопереживать событиям, о которых мы будем говорить. Я желаю вам успехов в работе.
- Сейчас мы послушаем стихи, которые вы готовили дома наизусть:
-Спиридон Дрожжин «Родине»,
- Анатолий Жигулин «О, Родина! В неярком блеске»
Дети читают стихотворения выразительно.
-( после чтения каждого ставим оценку)
Мы с вами живем в России, но у каждого человека есть самый дорогой уголок. Родина-это земля наших предков
- Как Родину называют ещё (отечество или отчизна ).
Из покон веку ,наши люди проливая кровь, защищали свою отчизну!
Вспомним историю;……….
Сообщение темы и целей урока. (психологический настрой)
ВЫЗОВ. Мотивация
Беседа учителя о Вов
9 мая 2014г. наша страна будет отмечать 69 лет со Дня Победы над фашистской Германией. Сейчас мы живем в мире. Это наши прадеды и деды отстояли его, не дали разрушить. Вечная им память и вечная слава героям Вов.
-Как , ребята вы понимаете, что такое война?
(это ужас, горе, страдание, смерть, кровь…)
-Да. «Война – страшнее нету слова,
Война – жесточе нету слова,
Война – печальней нету слова».
Ю.Дружинина писала:
«Я только раз видала рукопашный.
Раз наяву. И тысячу во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне».
- Если бы вас, ребята попросили нарисовать войну, то какие краски вы бы взяли? Почему?
2)Беседа о лошадях
-Кто знает, какие животные помогали людям на фронте?
(голуби, лошади, собаки.)
Эту подкову я нашла в нашем карельском лесу в наше мирное время
…Во время войны кони –тяжеловесы перевозили оружие, пушки…
- Сегодня мы познакомимся со стихотворением БорисаАбрамовичаСлуцкого «Лошади в океане».
Решим с вами, почему оно включено в раздел «Родина»?
Физкультминутка:
4. Работа над новым материалом
1)
- Что же это был за человек, почему он написал такое произведение, которое тоже включено в раздел «Родина»?
Филиппова К. и Уханова С. ( сообщение о поэте.)
Б.А.Слуцкий родился в 1919 году в городе Славянске на Украине, в семье служащего. Поэт вспоминает: «Предвоенное и послевоенное поколение детей росло в нищете. У родителей подчас не хватало не то чтобы на книги для нас, но и на хлеб. Трудно жили».
1941 год-начало Великой отечественной войны. Слуцкий уходит на фронт. Начинает войну солдатом, заканчивает майором.
- Отгремела война. Позади салют Победы 9 мая 1945 года. Но как злобное эхо, она, эта страшная война, еще долго напоминала о себе и убивала…
- Обладая исключительной добротой и честностью, зорким внимательным взглядом и чуткой душой поэта, он и в послевоенные годы не мог оставить без внимания ни одно из значительных волнующих событий.
Свое первое стихотворение он написал в мае 1941 года, будучи студентом Литературного института, а выпустил первую книгу "Память", когда ему исполнилось 38 лет. Слуцкий - автор многих поэтических сборников Переводил польскую, английскую, немецкую поэзию. (портрет Слуцкого)
.-Темы его стихов – прошедшая война, суровые житейские будни. Поэт в 22 года ушел на войну, участвовал во многих сражениях, был тяжело ранен, но стихотворение это он написал уже после войны.
Отгремела война. Но как злобное эхо, она, эта страшная война, еще долго напоминала о себе и убивала…
Чтение стихотворения учителем.
Первичное восприятие
-Чем вас стихотворение поразило?
-Что запомнилось больше всего?
-Какое настроение, какие чувства навеяло?
(см. словарик настроения)
Повторное прочтение детьми про себя
шёпотом. (Отметьте непонятные слова,логические паузы, логические ударения, подумайте, с какой интонацией вы будете читать это произведение.(отметьте карандашом)
- Какие слова вам не понятны?
Превозмочь – преодолеть, чего бы это ни стоило, достигнуть желаемого.
В трюме – внутреннее помещение корабля под нижней палубой, служащее для установки механизмов, грузов.
Подкова- приспособление для защиты копыт лошади.
Шлюпки- маленькие мореходные судна.
Плот – плавучая площадка для перевозки людей и грузов.
Гнедые лошади – красновато-рыжие , это масть(масть это окраска лошади) . картинка-(с черным хвостом и черной гривой)
«На исходе лошадиных сил» - силы кончаются, их почти не осталось.
3)Физкультминутка: «Море волнуется раз,….»
Ответы на вопросы
-О чем говорит поэт в первых 2-х строчках?
-Почему он начал с этих строк?
-Что доказывает, что ничего не предвещало беды?
-Почему? (война закончилась)
-Какой масти были лошади? Много ли их было?
-Каким изобразительным приемом здесь пользовался Слуцкий? (сравнение)
-Почему автор пишет о подковах?
-Откуда взялась мина?(Когда то шла война, мина плавала в воде, противолодочная морская мина)
-Как спасались люди?-прочитайте!
- Почему автор говорит «в шлюпки влезли»?( была суета, толкотня, крик,плач)
(люди использовали свой шанс на спасение)
-Но, вспомнил ли кто-нибудь о лошадях?
(что же оставалось делать, как спасаться им, умеющим плавать «но не хорошо, не далеко»)
-А как спасались лошади? Прочитайте!
- Предполагали ли они, что их подстерегает гибель?
(все же лошади плыли, отчаянно стараясь остаться в живых)
- Что почувствовали лошади, когда потеряли надежду на спасение?
страх, испуг, безнадежность, тревога.
- Расставьте слова по мере возникновения этих чувств у лошадей.
Тревога, испуг, страх, безнадежность.
-Как лошади почувствовали свою неминуемую погибель?
(«Вдруг заржали кони, возражая, тем, кто в океане их топил…»)
- Почему неоднократно повторяется слово «ржали»?
(было тяжело, невыносимо, горько, страшно,надеялись на помощь).
«Ржали, ржали» будто бы на помощь звали.
Так ржали они, словно хотели докричаться до людей, передать свою боль и страдания, упрекая их в своей страшной смерти.
-Кто оказался виновным в гибели лошадей?
(люди, случай, судьба…)
Увы, лошади ничего не могли сделать, но, может быть, в силах людей было предотвратить катастрофу?
-Могли ли люди как – то помочь лошадям в океане?
(неразрешимая ситуация)
-Что чувствовали люди, видя, как гибнут кони?
(см. словарик настроения)
«Жаль их – рыжих, не увидевших земли»
- С какого момента вы почувствовали волнение за судьбу лошадей?(читать 7 – 2 строчка)
- Какой момент стихотворения вам показался самый напряженный? (читать 12)
- Какие чувства, мысли, убеждения поэт хотел передать читателям?(читать 14)
2) Выразительное чтение вслух.
Чтение по 4 строчки (1 или 2 раза),( - Прочитайте друг другу это произведение так, как если бы вы сами наблюдали это событие, постарайтесь передать чувства и настроениие.)
3) Беседа.
- Как вы считаете, кому из чтецов лучше удалось передать трагедию произошедшего?
- С какой целью поэт написал это стихотворение?
(Чтобы сообщить о том, что произошло с лошадьми.
Чтобы вызвать взаимное сопереживание.)
- Как вы думаете, удалось ли автору добиться своей цели?
-
- Вы обратили внимание на фамилию после названия – И. Эренбургу.
( Илья Григорьевич Эренбург - писатель, поэт, друг Бориса Абрамовича Слуцкого)
- Эренбургу очень понравилось это стихотворение, поэтому Слуцкий посвятил ему.
4) Диагностика. Тест. (приготовить заранее)
(выполняют самостоятельно, проверка с помощью светофора)
1.К какому жанру литературы отнесем это произведение?
а) рассказ б) басня в) стихотворение г) очерк (баллада)
2.К какому типу речи отнесем текст?
а) описание б) повествование в) рассуждение
5.Какие строки отражают основную мысль текста?
а) Плыл по океану рыжий остров.
В море синем остров плыл гнедой.
б) Вот и все. А все-таки мне жаль их – Рыжих, не увидевших земли.
в) Кони шли на дно и ржали, ржали,
Все на дно покуда не пошли.
а) на тему текста б) на основную мысль текста.
4.На что указывает заглавие?
3)Физкультминутка:
III. Рефлексия
Жизненные впечатления рождают переживания.
В школе мы часто слышим о том, что человек ответственен за совершаемые им действия, за сделанный выбор.
Это особенно важно, когда речь идет об экологии планеты, о природе, о братьях наших меньших – всём, на чем отражаются человеческие поступки, даже если человек этого не желает.
Человек создал машины, полетел в космос, покорил реки и горы. Однако действительно ли покорил?
Вот мина пробила кораблю днище, и все живые существа оказались под угрозой смерти.
Людям хорошо, они заранее продумали все варианты своего спасения. Но вот как быть лошадям.
.Итог урока.
1) Составление синквейна ( коллективно, по группам: чтец, секретарь, докладчик, хрономенист - записывают на карточке.)
1. Написать имя существительное по теме (Лошади)
2. 2 имени прилагательных (рыжие, гнедые, бедные)
3. 3 глагола (Плыли, ржали, возражали, утонули)
4. Предложение (Война приносит боль и горе всему живому!)
5. Слово-смысл темы. (Трагедия, которая никогда не должна повториться).
- Давайте прочитаем, что получилось…
- Почему стихотворение Слуцкого включено в Раздел Родина?
( Любовь ко всему живому на Земле – это и есть любовь к Родине.)
Мы в ответе за тех, кого приручили.
Если из гнезда упала птица -
Мне не спится.
Если где-то умер зверь в берлоге -
Я в тревоге.
Если раздавлю зерно невольно -
Мне больно.
Если ствол рвануло бесшабашно -
Мне страшно.
Им бы жить да жить на белом свете -
Я в ответе.
2). Домашнее задание: стр. 139-140 читать выразительно, а кому это стихотворение «запало» в душу, может выучить его наизусть.
3). Просмотр видеоклипа «Лошади в океане» http://www.youtube.com/watch?v=VREyNFxJ8s4
- Это событие, было на самом деле. Фашистами был потоплен Американский корабль с лошадьми.
- Я предлагаю посмотреть клип, снятый по сюжету стихотворения, и послушать музыку, написанную на стихи Б.Слуцкого композитором В.Берковским.
- А что вы почувствуете во время просмотра, мы поговорим на следующем уроке.