СИНКВЕЙН В ТЕХНОЛОГИИ.
Хочу поделиться с коллегами своей интересной находкой, позволяющей активизировать
познавательную способность учащихся на уроке технологии. Речь пойдет о синквейне.
Я познакомилась с ним на одном из тренингов школы «РОСТ» (школы лидеров), мне понравилось и сразу возникло желание использовать его на своем уроке. Это позже я узнала, что синквейн используют преподаватели разных предметов. А чем наш хуже?
Ведь на любом уроке учащиеся получают информацию, знакомятся с новыми терминами, учатся делать выводы, искать взаимосвязи. Способность изложить информацию, сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах очень важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе и смысле.
Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».
Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.
Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для обобщения понятий и информации. Важно делать эти упражнения систематически, целенаправленно и с ясными педагогическими целями.
Когда вы знакомите учащихся с синквейнами, сначала объясните им, как пишутся такие стихотворения. Затем дайте несколько примеров (ниже приводится несколько синквейнов). После этого предложите группе написать несколько синквейнов. Для некоторых людей сначала будет трудно. Эффективным средством введения синквейнов является разделение группы на пары. Назовите тему для синквейна. Каждому участнику дайте 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн. Затем он повернется к партнеру и из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это даст им возможность поговорить о том, почему они написали и еще раз критически рассмотреть данную тему. Кроме того, этот метод потребует, чтобы участники с слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем вся группа сможет ознакомиться с парными синквейнами.
Когда это делается, учение и мышление становятся прозрачным процессом, доступным для всех. Не будет никаких таинственных или трудно уловимых процессов, которые смогут заметить лишь те, кому повезет. Когда процессы становятся прозрачными, учащиеся не только узнают содержание, но и учатся учиться.
Синквейн – это не способ проверки знаний ученика, у него другая задача, причем, более универсальная. Синквейн – это способ на любом этапе урока, изучения темы, проверить, что находится у школьников на уровне ассоциаций.
Приступает учитель к изучению новой темы и в начале урока дает синквейн: «А что вы уже знаете об этом? Что думаете?» Проанализировав полученные результаты, можно корректировать представления ученика о данном понятии в ходе изучения темы.
…Разгар урока. Тема очень трудна для восприятия. Ученики устали. Предложите им синквейн по какому-то разделу изучаемой темы, и вы узнаете, как идет восприятие школьниками нового материала. Быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы.
Изучение темы завершено. Качество, глубину и прочность знаний покажут опрос, итоговый контрольный срез. А сейчас, в завершении урока – синквейн. Достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации учащихся. В конечном итоге, при детальном анализе синквейнов, учитель увидит, насколько ему удалось достичь прогнозируемого ранее результата.
Приведу пример использования синквейна на уроке знакомства с проектной деятельностью. Вначале урока предлагаю учащимся составить синквейн с темой «Проект» . Один из вариантов выглядит так.
Проект.
Архитектурный. Строительный
Отображает, знакомит, настраивает
Проект-основа строительства.
Задача.
В середине урока предлагаю синквейны на тему «Проблема», «Достижение», « Результат»
А в конце урока синквейны на тему «Проект» уже другие
Проект
Значимый Решаемый
Думаем, выбираем, действуем.
Помогает решать проблемы.
Идея
Или
Проект
Выполнимый Творческий
Конструируем, кроим, шьём.
Проект позволяет чего-то достичь.
Деятельность.
Иногда с помощью синквейна прошу учащихся выразить какое-либо понятие или термин. Темы для синквейна в технологии могут быть разные, например строчка, моделирование, силуэт, стиль., мода, дизайн, кулинария, блюдо, меню и другие.
Скажу честно, сразу не всем это нравится, но со временем появляется интерес. Тем, кому это
особо нравится, предлагаю более сложные темы для синквейна, или прошу составить синквейн-загадку (без указания темы, но так чтобы другие догадались, о чем идет речь). Коллеги попробуйте, вы будете приятно удивлены. Желаю успехов!
|
На: Синквейн на уроках технологии
Потрясающе! Так понятно изложено, что у меня сложился интересный урок! Завтра попробую на информатике.
На: Синквейн на уроках технологии
Спасибо! Синквейн действительно очень эффективный прием, который позволяет активизировать мыслительную деятельность наших учеников.
Всем благополучия и творческих успехов!
На: Синквейн на уроках технологии
Про синквейн слышала, но на уроках почему-то не использовала, а теперь обязательно попробую! Спасибо!