ПРОГРАММА КРУЖКА
«Познаем мир слова»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8 – 9 классов
Никиточкина Марина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №1 им. Героя Советского Союза П.И. Чиркина
г. Калининска Саратовской области»
Пояснительная записка.
Цель работы кружка –развивать ассоциативное мышление и коммуникативную компетенцию посредством работы со словарями; расширять и углублять знания учащихся о лексической системе языка, пробудить интерес и внимание к русскому слову.
Задачи кружка:
- формировать понимание эстетической функции языка;
- применять богатейшие возможности языка для выражения собственных мыслей и чувств в устной и письменной форме;
- развивать навыки написания рассуждения на лингвистическую тему;
- учить пользоваться словарями, извлекать из них нужную информацию;
-помочь ученикам овладеть начальными навыками исследовательской работы;
Занятия кружка нацелены на формирование следующих УУД
1 - логические универсальные действия (сравнение и сопоставление,
соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация)
2 - постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
3 - общеучебные универсальные действия:
- смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
- целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование - составление плана и последовательности действий;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
- оценка – оценивание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;
- умение составлять библиографический поиск,
- извлекать информацию из различных источников,
- умение работать с текстом.
Для достижения поставленных целей и решения задач в учебном процессе используются различные технологии
1. Технология развития критического мышления – составление кластеров, концептуальных таблиц, чтение текста с маркировкой.
2. Технология сотрудничества - диалоговые методы проведения занятий в сочетании с различными формами групповой работы, различные формы дискуссии.
3. Информационно – коммуникативные технологии - визуализация учебного материала; интерактивные таблицы, схемы. Оформление учащимися дидактических материалов, схем, тестов с помощью компьютера. Обращение к интерактивным словарям и пособиям.
4. Технология интерактивного обучения - работа в парах, работа в малых группах, ролевая игра;
5. Технология личностно ориентированного обучения - развитие индивидуальных способностей ученика; ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.
Структура курса.
Курс состоит из четырех разделов. Особенность работы в том, что теория и практика не разделены, они дополняют друг друга в рамках каждого занятия. В каждом разделе большое место уделяется работе со словарями и созданию текстов – рассуждений в устной и письменной форме.
Предполагаются следующие формы занятий:
урок – игра,
урок – исследование,
урок – устный журнал,
урок - презентация.
Данные формы предполагают наличие заданий для детей разного уровня обученности: сообщение, творческая работа, рисунок, газета, презентация, мини - проект.
Тематическое планирование.
№
|
тема
|
кол-во час
|
Характеристика основных видов деятельности учащихся
|
Раздел 1. Словарное богатство русского языка.
|
1-2
|
Введение. Устный журнал. русским языком можно творить чудеса…
|
2
|
Устный журнал: 1 страница - анализ высказываний о богатстве русской лексики, фразеологии. 2 страница - знакомство с разными видами словарей. 3 страница - лингвистические задачи, кроссворды...
Индивидуальное задание (2 – 3 уч – ся): сравнить словарные статьи словарей Ожегова и Даля. Групповая работа - составление памятки «Качества хорошей речи» и самопроверка
|
3
|
Слово как единица языка. Слово в словаре. Однозначные и многозначные слова.
|
1
|
Индивидуальное задание - анализ строения словарной статьи. Исследование: «Каких слов больше: однозначных или многозначных?» Составление предложений с многозначными словами. Рисунки к многозначным словам.
|
4
|
Синонимы. Словари синонимов.
|
1
|
Индивидуальное задание - анализ строения словарной статьи. Стилистические пометы. Групповая работа - развернутое рассуждение «Для чего нужны синонимы». Самопроверка, дополнения П[1]- «Назначение синонимов», «Энциклопедический словарь юного филолога», с. 269 - 270. Рисунки
|
5
|
Антонимы. Словари антонимов.
|
1
|
Индивидуальное задание - анализ строения словарной статьи. Групповые задания. Роль антонимов в тексте – развернутое высказывание. Самопроверка и дополнения - «Энциклопедический словарь юного филолога», с. 28 - 29
|
6
|
Омонимы. Омофоны. Омоформы.
|
1
|
Индивидуально - отличие омонимов от многозначных слов. Групповое задание - использование П омонимов в речи - план. Нахождение многозначных слов и омонимов словарях.
|
7
|
Паронимы. Словарь паронимов.
|
1
|
Коллективная работа - план статьи «Энциклопедический словарь юного филолога», с. 213 - 214. Индивидуально - П.«Паронимы и лексическое значение слова» Анализ строения словарной статьи. Словарь паронимов. Выполнение заданий в формате ЕГЭ.
|
8
|
Фразеологизмы. Употребление и происхождение.
|
2
|
Групповая работа (конспект разных текстов) - П «Эмоционально-экспрессивная окраска фразеологизмов», «Фразеология» ( «Энциклопедический словарь юного филолога», с.323), П«Употребление фразеологизмов».
Словарь фразеологизмов - индивидуально. Составление кластера «Происхождение фразеологизмов».
|
9
|
Урок - презентация мини - проектов.
|
|
Защита мини – проектов «Почему мы так говорим» или «Нарисуем фразеологизм» (на выбор). Взаимооценка. Самооценка. Выпуск газеты «В мире фразеологии»
|
10
|
Урок - игра «В гостях у словарей».
|
1
|
Составление лингвистического портрета слова (слово в разных словарях). Составление кроссвордов, лингвистических задач (на выбор). Выпуск газеты.
|
Раздел 2. Лексика с точки зрения происхождения и употребления
|
11
|
Наука этимология. Этимологический словарь.
|
1
|
Индивидуально - что такое этимология? (из разных источников) Связный ответ по результатам анализа словаря: «О чем расскажет нам этимологический словарь?» (родословная слова, источники поступления в нашу речь, способ образования и т.д.)
|
12
|
Урок – исследование «Родственные ли это слова?»
|
1
|
Используя этимологический словарь, составить рассуждение – доказательство «Родственные ли это слова?» П
Примеры. Выпуск газеты «Занимательная этимология»
|
13
|
Исконно русская и заимствованная лексика.
|
1
|
Групповая работа со словарями составление таблицы «Иностранцы: откуда они родом?» Игра «Переводчик». Отношение к заимствованным словам: за и против (дискуссия). П Сообщение или/и аналитическое чтение статьи Розенталя Д.Э.)
|
14
|
Активная и пассивная лексика. Архаизмы, историзмы, неологизмы.
|
1
|
Индивидуально - анализ строения статьи словаря В.И. Даля. Работа с текстами: нахождение устаревших слов, определение их значения и роли в тексте, опираясь на конспект статьи Рахманова Л.И.
|
15
|
Лексика ограниченного употребления: диалектизмы, профессионализмы, термины.
|
1
|
Составление собственных словарных статей «диалектизм, профессионализм, термин» и сравнение с определением в словарях и энциклопедиях. В группах - нахождение в словаре диалектных, профессиональных слов.
|
16
|
Стилистическая окраска слова: книжная лексика, разговорная. Эмоциональная окраска слова.
|
|
Работа с толковыми словарями: поиск слов со стил. пометами (работа в группах). Составление сводной таблицы.
Игра «Переводчик» - замена стилистически окрашенных слов нейтральными (в формате ОГЭ)
|
17
|
Стилистические возможности Языка
|
1
|
Составление кластера « Роль стилистически окрашенных слов в тексте» по статье Есина А.Б. П. Эксперимент: замена стилистически окрашенного слова нейтральным. Составление развернутого высказывания по теме с аргументацией. Взаимооценка.
|
Раздел 3. Изобразительно - выразительные средства языка
|
18
|
Изобразительно - выразительные средства языка. Расширение знаний.
|
1
|
Чтение статьи с маркировкой «Изобразительность и выразительность речи». Работа в группах - найти определения новых понятий, используя различные источники. Конспект. Самооценка
|
19
|
Эпитет. Роль эпитетов в тексте.
|
1
|
Игра «Соревнование с поэтом» - вставить эпитеты, сравнить с оригиналом. «Чья радуга ярче» - кто больше подберет эпитетов к слову. Взаимооценка.
|
20
|
Олицетворение.
|
1
|
Работа в группах - анализ текстов, роль олицетворений в текстах. Творческая работа «Вслед за мастером». Живые картины природы.
|
21
|
Сравнения. Как найти сравнение в тексте?
|
1
|
1 группа. Составление памятки: «Как найти сравнение». 2 группа «Средства сравнения». Сравнение с образцом. П.Взаимопроверка. Вставить сравнения в текст (например, Лермонтова, Гоголя), сравнить с оригиналом. П
|
22
|
Метафора. Как рождается метафора?
|
1
|
Метафора и сравнение: сходства и различия. Игра «Чья радуга ярче?» - кто больше найдет метафор в текстах. Роль метафор в тексте. «Вслед за мастером» - составит предложения с метафорами (работа в группах)
|
23
|
Метонимия. Синекдоха. Оксюморон.
|
1
|
Знакомство с понятиями (в группах) составление концептуальной таблицей «Метафора, метонимия, синекдоха: сходства и различия». Анализ примеров. Виды. Индивидуально - что такое оксюморон?. «Кто быстрее?» - найти выразительные средства в текстах
|
24
|
Различение средств выразительности.
|
1
|
Составление кластера «Средства выразительности». Подбор примеров из литературы (работа в группах) Решение заданий в формате ОГЭ
|
25
|
Роль выразительных средств в тексте.
|
1
|
Работа в группах с разными текстами: найти средства выразительности, определить их роль, составить развернутый ответ по теме. Взаимопроверка.
|
26
|
Лексический анализ текста.
|
1
|
Работа в группах «Я лингвист»: составление плана лексического анализа(предположения, предложения). Представление работ. Сравнение с образцом. П. Разбор текстов. Взаимопроверка.
|
27
|
Лексический анализ текста. Практикум.
|
1
|
Лексический анализ текстов. Самостоятельная формулировка заданий к тексту. Сравнительный анализ текстов разных стилей. П.
|
28
|
Урок - мастерская
|
1
|
Составление текста с использованием различных средств выразительности. Работа в группах - составление предложений с определенным ВС. Представление работ. Взаимооценка. Создание «Банка удивительных находок». Создание текста.
|
Раздел 4. Типичные ошибки в письменных работах. Классификация. Способы исправления.
|
29
|
Типичные речевые ошибки. Классификация.
|
2
|
Игра «Я учитель» Какие лексические (речевые) ошибки вы бы исправили, как объяснили бы? П. Исправление ошибок, представленных в таблице.
|
30
|
Речевые ошибки. Плеоназм, тавтология. Практикум.
|
1
|
Игра «Я учитель». Памятка для учеников «Как избежать речевых ошибок». Исправление ошибок.
|
31
|
Урок – игра «Корректор»
|
1
|
Работа с текстами, исправление ошибок в работах.
|
32
|
Урок - мастерская «Похвала словарям»
|
1
|
Чтение стихов о словарях, о слове. Знакомство с особенностями жанра. Составление «Похвалы...», используя цитирование. Оформление газеты.
|
33
|
Урок - конференция «Съезд словарей»
|
1
|
Групповые задания - представление словаря. Лингвистические задачи на основе словарных статей.
|
34-35
|
Итоговые занятия. Уроки - презентация
|
2
|
Представление работ (групповых, индивидуальных): собственных словарей, презентаций «Энциклопедия одного слова», рисунков, плакатов, видеороликов о слове и словарях.
|
|
|
|
|
|
Литература:
1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. М.: Просвещение, 1995
2. Введенская Л.А. Русское слово. М.: Просвещение,1991.
3. Откупщиков Ю.В. К истокам слова. Рассказы о науке этимологии. М.: Просвещение, 1998.
3. Энциклопедический словарь юного филолога/ Сост. М.В. Панов. - М.: Педагогика, 1984
Словари
-
Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М.: Русский язык. 1986.
-
Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. М.: Русский язык. 1984.
-
Даль В. И Толковый словарь русского языка. М.: Эксмо. 2005.
-
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: «А ТЕМП», 2004.
-
Словарь иностранных слов. М. 1987.
-
Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. М.: Дрофа, 2004.
-
Школьный словарь иностранных слов. – М.: ВАКО, 2010.
Интернет ресурсы
[1] П - приложение, есть материал к занятию в приложении
|