1. Утро
2. Прогулка
3. Сказочка
4. Тарантелла
5. Раскаяние
6. Вальс
7. Шествие кузнечиков
8. Дождь и радуга
9. Пятнашки
10. Марш
11. Вечер
12. Ходит месяц над лугами
Рабочий материал: портрет С. С. Прокофьева, альбом «Детская музыка» с иллюстрациями.
Ход проведения:
Музыкальный руководитель:
Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас в нашей музыкальной гостиной! Сегодня мы отправимся с вами в удивительное путешествие по музыкальным произведениям Сергея Сергеевича Прокофьева, одного из самых известных русских композиторов. Он рано начал писать музыку. Когда Прокофьеву было 6 лет, столько, сколько сейчас вам, он сочинил свою первую пьесу – «Индийский галоп», а в 9 лет уже написал оперу «Великан». А ещё Сергей Сергеевич Прокофьев написал 12 музыкальных пьес для детей и объединил их в один альбом. И назвал его… (ответ детей) Правильно, «Детская музыка». В двенадцати лёгких фортепианных пьесах – летний день ребенка с утра до вечера, картинки природы, ребячьи забавы. Сергей Сергеевич очень любил природу, лес, поле, восхищался отсветами заката, причудливыми узорами облаков, переливами птичьих голосов. Поэтому начинается и заканчивается альбом пьесами, изображающими природу. Давайте, откроем этот альбом и познакомимся с доброй, солнечной музыкой Сергея Сергеевича Прокофьева.
Ребёнок: Нас музыка в чащу лесную зовёт! -
Минута - и солнце над лесом взойдёт.
Согреется солнцем, проснутся зверюшки,
И бабочки будут кружить над опушкой.
Звучит пьеса «Утро»
Дети выполняют музыкально – ритмическую композицию «Пробуждение».
Появляется Солнце (девочка в костюме)
Солнце:
Чуть утро загорается, как я уже в саду.
Для всех, кто повстречается, подарочек найду.
Для Алёнки - сказка,
Собачонке – ласка,
Шутка – клёну и дубку,
Прибаутка – ветерку.
Всем – улыбка и привет.
Ничего дороже нет!
Звучит пьеса «Прогулка»
Творческая импровизация «Прогулка»
(Музыкальный руководитель предлагает детям погулять на полянке. Дети прыгают, бегают, играют в мячик. Прилетают бабочки, дети любуются ими.)
Музыкальный руководитель:
Девочки, мальчики, где же ваши пальчики? (дети прячут за спину руки)
Пошли пальчики с утра (шевелят пальцами)
В гости к тёте Разыгра (хлопают в ладоши)
На скамеечке сидели (на большом пальце левой руки «посидеть» каждым пальцем правой руки.)
Да в окошечко глядели, (сложить «окошечки» перед глазами из пальцев)
Напились чаю, чаю разыграю, (чередуют хлопки и показ больших пальцев)
Солнышку ладошки погладили немножко, (гладят ладошки, слегка массируя их)
Пальчики подняли – лучиками стали. (выпрямить и растопырить пальцы обоих рук)
Хорошо размяли свои пальчики! Теперь можно поиграть на музыкальных инструментах! Скажите, пожалуйста, что такое марш? (ответ детей)
Верно. В переводе с французского языка «марш» означает движение, шествие. Какой же чаще всего характер у марша? (ответ детей)
Правильно, бодрый, чёткий. Давайте, исполним на своих музыкальных инструментах «Марш» Сергея Прокофьева из альбома «Детская музыка» .
Шумовой оркестр
Ребята, в альбоме «Детская музыка» Сергея Прокофьева есть пьеса с названием «Тарантелла». Это весёлый, быстрый итальянский танец. Танцуют его с бубнами, чтобы танец был ещё задорней. А наши девочки умеют танцевать этот задорный танец. Давайте их попросим его исполнить.
Танец «Тарантелла»
Музыкальный руководитель: А теперь давайте поиграем! В пятнашки, ребята, давайте играть! «Пятнашку» считалкой начнём выбирать.
Звучит пьеса «Пятнашки»
(С началом музыки дети произносят считалку, затем убегают в разных направлениях, «пятнашка» их ловит) .
А теперь после весёлой игры немного отдохнём, посидим на коврике. Сергей Прокофьев был маленьким, то он как все дети любил слушать сказки. Эту любовь он пронёс через всю свою жизнь.
Звучит пьеса «Сказка»
В небе звёзд блестящих россыпь,
Мчится сказка к детям в гости.
У неё в руках кручёный
Тонкий прутик золочёный.
А над нею – месяц ямный.
Мчится, мчится к детям сказка.
Дети, когда вы слушали пьесу, которая называется «Сказка», какие сказки вы вспомнили? (Дети называют знакомые сказки) .
Сергей Прокофьев написал много сказочной музыки. Одна из них – это балет на сюжет сказки Ш. Перро «Золушка.
Дети смотрят иллюстрацию к балету «Золушка»
А вы помните, чем закончилась сказка? Принц отыскал свою Золушку. Заканчивается балет – Золушка и Принц танцуют красивый вальс в чудесном саду. Давайте закончим нашу встречу в музыкальной гостиной красивым вальсом под музыку Сергея Сергеевича Прокофьева!
Звучит «Вальс»
Парный танец
Концерт окончен. Музыка вдруг смолкла. Но так ли это? Кажется, сейчас она звучит. И будет долго звучать для каждого из нас. А на память о нашем сегодняшнем путешествии я хочу подарить вам небольшой портрет C. С. Прокофьева. Пусть музыка С. С. Прокофьева живёт в вашей памяти, смягчает наше сердце, будит фантазию.
А нам пора прощаться.
Звучит пьеса «Ходит месяц над лугами»
Вот мы познакомились с творчеством С.С.Прокофьева и с его альбомом «Детская музыка», а теперь ребята давайте нарисуем музыку С.С.Прокофьева, то что вы увидели и услышали сегодня в нашей музыкальной гостиной.
Дети рисуют музыку (лучшие рисунки выставляются на конкурс).