Двое пошли дремать на кочке очень много окон в нем
Сколько оленей осталось Тут их шесть, четыре там
прошу я ребят посчитать Посчитай все окна сам
Ежик по грибы пошел пять ворон на крышу сели
Шестнадцать рыжиков нашел пять еще к ним прилетели
Шесть положил в корзину Отвечайте быстро, смело
Остальные же на спину. Сколько всех их прилетело
Сколько рыжиков везешь
На своих иголках, еж
3. Математический диктант (1 и 2 группы)
1) Запиши число, в котором 1 десяток и 2 единицы, 1 десяток и 6 единиц.
2) Запиши число, которое получится, если 8 увеличить на 2.
3) Запиши число, которое получится, если 15 уменьшить на 5.
4)Запиши число, которое получится, если 18 увеличит на 2.
5) Запиши, чему равна разность 20 и 10.
Учащиеся 3 группы выполняют индивидуальное задание.
«Запиши соседей числа»
15 19 10
18 7
III. Знакомство с новым материалом.
1. Рассказ учителя.
- Жила-была точка. Вот она (на магнитную доску вывешивается модель
точки).
- Она была очень любопытная и хотела всё знать. Увидит незнакомую линию
и непременно спросит: «Как эта линия называется?»
- А какие вы, ребята, знаете линии? (Кривые, прямые, ломаные).
- Подумала однажды точка: «Как же я смогу всё узнать, если всегда буду
жить на одном месте?! Отправлюсь-ка я путешествовать!».
Сказано-сделано (на доске прямая). Вышла точка на прямую и пошла по этой прямой (учитель передвигает по этой прямой точку).
Шла-шла по прямой линии. Долго шла. Устала. Остановилась и говорит: «Долго ли я ещё буду идти? Скоро ли конец прямой?» Засмеялась прямая: «Эх ты, точка! Ведь ты не дойдёшь до конца. Разве ты не знаешь, что у прямой нет конца?»
- «Тогда я поверну назад»,- сказала точка. «Я, наверное, пошла не в ту
сторону».
- «И в другую не будет конца. У прямой линии совсем нет концов».
- А вы, ребята, где в жизни могли видеть прямую без конца и без края?
(Рельсы, провода).
Посмотрите, и наша прямая не имеет конца. Я могу её
продолжить (учитель показывает).
2. Чертёж в тетради прямой под руководством учителя.
Давайте начертим прямую у себя в тетради, только вся она у нас не поместится, начертим её часть.
А что же наша точка?
- «Как же быть?»,- спрашивает она. «Что же мне так и придётся идти,
идти и идти без конца?».
- «Ну, если ты не хочешь идти без конца, давай позовём на помощь
ножницы»,- сказала прямая.
- «Давай позовём. А зачем нам ножницы?».
- «Сейчас увидишь». Тут, откуда ни возьмись, появились ножницы ,
щёлкнули перед самым точкиным носом и разрезали прямую (учитель
имитирует разрезание прямой).
__________________|
- «Ура!»,- закричала точка. «Вот и конец получился! Ай, да ножницы! А
теперь сделайте, пожалуйста, конец с другой стороны.
- «Можно и с другой»,- послушно щёлкнули ножницы.
|________|_____________
- «Как интересно!»,- воскликнула точка.
- «Что же из моей прямой получилось? С одной стороны конец, с другой
стороны – конец. Как это называется?»
- «Это отрезок»,- сказали ножницы.
«Теперь ты, точка, на отрезке прямой».
- «Отрезок прямой, отрезок прямой»,- с удовольствием повторила точка,
прогуливаясь по отрезку от одного конца до другого.
3. Чертеж в тетради отрезка под руководством учителя
- Давайте и мы начертим в тетради две точки. Приложите к ним линейку и
соедините точки прямой линией. Получился отрезок. Начертите ещё
отрезки. (Ученики чертят разные отрезки: по длине, расположению на
листе).
4. Чертеж на доске отрезков
К доске вызываются ученики начертить свой отрезок.
Хором повторяют название – «отрезок».
- Я запомню, - сказала точка,- это название. Мне нравится на отрезке! Но
прямая мне тоже нравится. Жаль, что её не стало. Ведь теперь вместо
прямой есть мой отрезок и ещё два этих…. - не знаю как их назвать.
Тоже отрезки?
Как вы, ребята, думаете? (Нет. У отрезка 2 конца).
- Нет,- ответили ножницы. Ведь у них конец только с одной стороны, а в
другую сторону нет конца. И называется это по-другому.
- А как они называются?
- Лучами.
Это луч. И это луч.
____________________| |______________________
- А! – радостно сказала точка. – Я знаю, почему они так называются. Они
похожи на…
-А кто скажет на что похожи эти лучи? (солнечные лучи.)
- Да, - подтвердили ножницы. Солнечные лучи начинаются на солнце и идут
от солнца без конца, если только не встретят что-нибудь на своём пути.
Например, Землю, Луну или спутник.
- Значит из прямой вот что получилось: мой отрезок и ещё два луча.
5. Чертеж луча в тетради под руководством учителя.
-Давайте и мы начертим лучи у себя в тетради.
6. Физкультминутка.
IV. Закрепление нового материала.
1. Работа с учебником
С. 43 №3 (устно)
2. Решение задачи №5 у доски и в тетради.
-Прочитайте задачу. О чем в ней говорится? Что нужно найти?
Какие слова выберем для краткой записи? Запишем условие, вопрос, решение, ответ.
V. Итог урока
- Скажите, чем же отличаются и что общего между прямой, отрезком и
лучом? (общее – все прямые).
Отрезок и луч имеют конец, только отрезок
– два конца, а луч – один. У прямой конца совсем нет.