Занятие по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Невидимка - воздух" (опыты)
ЦЕЛЬ: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.
ЗАДАЧИ:
1. Обобщать и уточнять ранее полученные знания о свойствах воздуха; Познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха.
2. Развивать навыки проведения опытов;
3. Расширять и активизировать словарь детей;
4. Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
5. Воспитывать аккуратность при работе с водой;
6. Формировать осознанное отношение к своему здоровью.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: обогащать словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, ученый и опыты.
МАТЕРИАЛ: бэйджик "Ученый-исследователь", камешки, стакан с водой, полиэтиленовый пакет, резиновая груша, кусочек мела, соломинка, зеркало; банка с водой, веер, стакан, кусок резины, резиновая игрушка ( по количеству детей); панно с деревом.
ХОД НОД:
Вводная часть.
Воспитатель:
Отгадайте загадку:
Такой большой , что занимаю мир,
Такой маленький, что в любую щель пролезаю ( воздух)
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать
Чтобы шарик надувать
С нами рядом каждый час
Но не видим он для нас (воздух).
Воспитатель: Правильно, а почему вы так решили?
Дети: Воздух везде; вокруг нас, на небе, на всей земле.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам стать учёными и заняться исследованием воздуха. Вы знаете, кто такие учёные - исследователи?
Дети: Люди, которые занимаются исследованиями.
Воспитатель: Ребята, а кто знает, кто изучает воздух? (учёные).
Воспитатель: А где работают учёные? (в лаборатории).
Воспитатель: А вы хотите поиграть в учёных и посетить нашу лабораторию?
Воспитатель: Ребята, оказывается в лаборатории необходимо работать по специальным правилам (рассказывает детям о правилах поведения в лаборатории)
Воспитатель: В лаборатории все работают в халатах, так, давайте все наденем халаты и отправимся в лабораторию. Нам предстоит трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает. ( Прикрепляет на грудь детям бэйджики).
Основная часть
Вы готовы? Уважаемые коллеги! Пройдите в лабораторию и приступим к нашим исследованиям.
1 Опыт: (с камнем)
Воспитатель: Возьмем в руки камешек, сожмем его в руке. Какой он на ощупь? (твердый, жесткий, крепкий).
Камень - это твердое тело. Какие твердые тела вы можете назвать?
Дети: кирпич, молоток, гири и т.д.
Воспитатель: А можно ли взять в руку воздух и сжать его? Нет нельзя.Делаем вывод: Воздух - не твердое тело.
2 Опыт: (с водой)
Воспитатель: Возьмем стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте, какая она?
Дети: Прозрачная, бесцветная, без запаха, без вкуса.
Воспитатель: Что умеет делать вода? Вода течет, бежит, струится, журчит. Что же такое вода? Вода – это жидкость. Назовите другие жидкости?
Дети: Сок, кефир, молоко, кисель и т. д.
Воспитатель: Делаем вывод: Воздух - не жидкое тело.
Воспитатель: Мы знаем, что воздух нельзя сжать в руке. Значит он - не твердое тело. Воздух не течет, его нельзя пить. Значит он - не жидкость. Можно сделать вывод: Воздух не твердое тело и не жидкость. Воздух - это газ. Он невидимый, бесцветный, прозрачный, безвкусный, не имеет запаха. Вот это наше открытие. Продолжим исследования.
Воспитатель: Воздух невидим. Как же нам его обнаружить?
3 Опыт: (С полиэтиленовым пакетом)
Воспитатель: Возьмем полиэтиленовый пакет и начнем скручивать его с открытого края. Пакет становится выпуклым. Почему?
Дети: Он наполнен воздухом, но мы его не видим.
4 Опыт: (С веером)
А теперь помашем веером на себя, потом друг на друга. Что мы чувствуем?
Дети: Ветер, воздух движется.
Воспитатель: Делаем вывод: Движение воздуха мы можем ощущать.
Физкультминутка (дети имитируют движения )
Ветер тихо клён качает.
Вправо влево наклоняет.
Раз - наклон и Два - наклон,
Зашумел листвою клён.
Коль с водой имеем дело (показ, переливаем из одного кулачка в другой)
Рукава засучим смело (засучиваем рукава)
Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой )
Тряпка под рукой всегда ( показ ладошек, соединенных ребром друг другу )
Фартук друг - он нам помог (провести ладонями от шеи до колен )
И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны )
Ты работу завершил? Все на место положил? ( шаг на месте )
Воспитатель: отдохнули, а теперь прошу всех за столики ( предлагаю сесть).
-Воздух есть везде. Проверим это.
5 Опыт:
Воспитатель: Возьмем резиновую грушу, сожмем её в руке. Что вы услышали?
Дети: Свист, воздух с шумом выходит из груши.
Воспитатель: А теперь закроем отверстие резиновой груши и попытаемся сжать её. Она не сжимается? Что же этому мешает?
Дети: Палец, закрывающий отверстие и воздух , находящийся внутри груши.
Воспитатель: Делаем вывод: Воздух, находящийся в груше, мешает её сжать.
6 Опыт: (с мелом)
Воспитатель: А теперь бросим в стакан с водой кусочек мела. Что происходит?
Дети: Из мела выходят пузырьки воздуха.
Воспитатель: Мы провели ряд опытов, выясняя, где есть воздух. К какому выводу мы пришли? Воздух есть везде: В пакете, в груше, в меле. А теперь, уважаемые коллеги, предлагаю вам продолжить исследования и выяснить, какими свойствами обладает воздух.
- Узнаем, имеет ли воздух вес?
7 Опыт: (с кусочком резины)
Воспитатель: А сейчас возьмем кусочек резины и бросим его в воду. Он утонул. Опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее, чем кусочек резины? Что у неё внутри?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Делаем вывод: Воздух имеет вес, но он легче, чем вода. Мы провели исследования. Что мы узнали о свойствах воздуха?
Дети: Воздух занимает место и имеет вес.
Воспитатель: Правильный вывод, коллеги. А для чего нам необходим воздух?
Дети: Для дыхания.
Воспитатель: Уважаемые коллеги! Мы провели опыты, узнали, как и где можно обнаружить воздух, какими свойствами он обладает. Знаем главное назначение воздуха. Теперь предлагаю убедиться в том, что мы дышим воздухом.
8 Опыт: (Воздух в человеке.)
Воспитатель: Возьмем стакан с водой и соломинку. Опустим соломинку в воду и тихонько подуем в неё. Что вы наблюдаете?
Дети: Пузырьки воздуха.
Воспитатель: Да, и это доказывает, что мы выдыхаем воздух.
- А теперь подышим на зеркало. Оно запотело. Почему?
Дети: предположения детей.
Воспитатель: Поверхность зеркала стала влажной, так как вместе с воздухом мы выдыхаем мельчайшие капельки воды.
9 Опыт: (С мыльными пузырями)
Воспитатель: Давайте и мыльные пузыри попускаем. Как вы думаете, что находится внутри мыльных пузырей?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри парят в воздухе.
Воспитатель: А теперь попробуйте не дышать. Долго вы смогли продержаться без дыхания? Нет. Делаем вывод: Без дыхания жизни нет.
- Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Люди должны дышать свежим и чистым воздухом.
- Что же приводит к загрязнению воздуха?
Дети: Дым из трубы, дым из машин.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам поиграть в игру "Земля, вода, огонь, воздух " (экологическая игра)
- Играющие становятся в круг, в середине - ведущий. Он бросает мяч кому - нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух.
Если водящий сказал " земля", тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово "вода" играющий отвечает названием рыб, на слово " воздух" - названием птиц.
При слове " огонь " все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.
III. Заключительная часть
Воспитатель: А сейчас мы рассмотрим панно. Как вы думаете, какие картинки здесь лишние, почему?
Дети: предположения детей.
Воспитатель: Мы должны заботиться о своем здоровье. Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым?
Дети: Сажать больше цветов, деревьев.
Воспитатель: Молодцы! Все ответили правильно. И нам, теперь, пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Скорее оденемся и пойдем на улицу дышать свежим воздухом .