Далеко-далеко раскинулось царство, необъятное государство – Страна Сказок, Чудес и Волшебства. Прекрасная страна! И кто хоть раз побывал в ней, останется пленником на веки. Потому что деревья там самые высокие, терема самые расписные, птицы – самые звонкие, а чудища – самые страшные. (Звучит мелодия «В гостях у сказки»)
Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир русских народных сказок. Вспомним пословицы и поговорки, поучаствуем в викторине, разыграем фрагменты сказок и разгадаем сказочный кроссворд.
III Актуализация знаний.
Рассказ учителя. Когда вы были маленькими, мама, папа или бабушка, укладывая вас спать, рассказывали вам сказки. И в далеком прошлом, когда были маленькими ваши дедушки и бабушки, им тоже рассказывали сказки взрослые. Сказки появились очень давно. Создавались они самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передал ее слушателям. Другой, пересказывая, добавлял что-то свое. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в уста». Так сказка становилась народной, имя ее автора не запоминалось.
Беседа.
Какие первые маленькие сказки вам запомнились с раннего детства? («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» и др.)
? И даже вот в такую маленькую сказку народ вкладывал свои мечты о добре, справедливости, безбедной жизни. В каждой народной сказке содержится мудрая мысль. Не даром об этом говорится в пословице: «Сказка – ложь, да в ней…(хором дети продолжают).
IV Литературная выставка.
Ребята, посмотрите на выставку книг. По обложкам вы узнали уже знакомые вам сказки. Какие?
Есть ли на обложке фамилия автора? (нет)
Почему? (сказки народные, автор неизвестен)
Часто под названием сказки мы можем встретить надпись: «В обработке или пересказе А.Н.Толстого, А.Н.Афанасьева, К.Д.Ушинского и др.». Это значит, что эту русскую народную сказку пересказал для нас этот писатель.
V Беседа о сказочных предметах.
Не пристало добрым молодцам по полатям валяться, да на завалинке сидеть, а красным девицам песни распевать, да семечки лузгать.
Предлагаю вам отправиться в путь-дороженьку: белый свет повидать, на людей посмотреть, себя показать.
Дорожка нам предстоит дальняя. Нужно котомку собрать с вещами самыми необходимыми. Перед вами раскинулась скатерть-самобранка, но на ней не яства заморские, а предметы «сказочные», которые собраны из разных русских народных сказок.
Предлагаю эти предметы поближе посмотреть и вспомнить из каких они сказок? (репка, кувшин и тарелка, золотое яблочко, гусли, лук и стрела, коровушка, петух, волк, козлик, яблоко, перо).
Дети выходят, показывают предмет и называют сказкую
VI Работа с иллюстрациями к сказкам.
На доске представлены иллюстрации к некоторым русским народным сказкам. Давайте вспомним названия сказок и назовем их главных героев (7 народных сказок).
VII Работа с заданием на доске.
Часто в сказках у главных героев есть помощники. Давайте попробуем вспомнить их. Соединить линией героя-помощника со сказкой.
Сивка-бурка
Серый волк
Щука
Петух
Лиса
Печка
Коза
«Морозко»
Василиса Премудрая
«Коза-дереза»
«По щучьему велению»
«Сивка-бурка»
«Иван царевич и серый волк»
«Гуси-лебеди»
«Морозко»
«Царевна-лягушка»
«Петушок и бобовое зернышко»
«Снегурушка и лиса»
VIII Физминутка.
Танцевальные движения под песенку из сказки «Приключения Вити и Маши».
IX Литературные сценки и подбор к ним пословиц на карточках.
Долго ли, коротко ли мы путешествуем по Стране Сказок, Чудес и Волшебства, но очутились возле странной избушки. Стоит она на курьих ножках, вокруг себя поворачивается. Как в нее попасть? Какие слова нужно сказать?
(Избушка, избушка, Встань к лесу задом, ко мне передом).
А что это за сказочные герои около избушки на курьих ножках и из какой же они сказки? Попробуйте догадаться. (Разыгрывается фрагмент сказки «Гуси-лебеди»)
Какая из пословиц на карточках, подходит и подтверждает главную мысль сказки «Гуси-лебеди»:
А вот перед нами яблонька, а под ней зайка сидит. И еще герои этой сказки. Послушайте фрагмент этой сказки. Вспомните ее и назовите героев. (Разыгрывается сказка «У страха глаза велики»)
Выберите на карточке пословицу, которая раскрывает смысл этой сказки?
А вот деревенский дом. А в нем жадная старуха. (Сценка из сказки «Каша из топора»)
Выберите и к этой сказке пословицу.
X Чтение поговорок из карточек.
Благодаря русским народным сказкам появились эти поговорки. Продолжи их.
А теперь, ребята, представим, что мы очутились в дремучем лесу, нехоженом. Тсс…слышите кто-то говорит? (Отгадайте, чьи это голоса, и из каких сказок эти герои).
«Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе красная?» (Морозко- «Морозка»)
«Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано» (Корова – «Каврошечка»)
Не пей, братец, козленочком станешь» (Аленушка – «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
«Как выскачу, как выпрыгну, Полетят клочки по закоулочкам» (Лиса – «Заюшкина избушка»)
«Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой» (Иван-дурак – «Сивка-бурка»)
«Несет меня лиса за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы» (Петушок – «Кот, петух и лиса»)
«Козлятушки, ребятушки, отворитеся, оторопителя, ваша мать пришла, молока принесла» (Волк – «Волк и семеро козлят»)
«Вижу-вижу! Не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке» (Маша – «Маша и медведь»)
«Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, в тридесятом государстве, у Кощея Бессмертного…» (Царевна-лягушка)
XII Разгадывание кроссворда (на доске)
(в приложении)
XIII Итог урока.
Заканчивается наше путешествие по Стране Сказок, Чудес и Волшебства! Но заканчивается не на всегда, ведь сказочная тропинка бесконечна. Стоит вам открыть сборник русских народных сказок, и в путь!
А вот какие сказки мы вспомнили сегодня, давайте повторим?
Молодцы! Вы сегодня все славно по трудились. А кто был самым лучшим знатоком русских народных сказок? (оценить)
До новых встреч в стране Сказок, Чудес и Волшебства!