Официальный сайт tali-sk 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок русского языка «Путешествие в страну грамматику» в 3 классе.

Данные об авторе
Автор(ы): 
Головкина Людмила Анатольевна
Место работы, должность: 

МОБУГ гимназия № 2

Регион: 
Краснодарский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

1) Образовательные: Обобщить и систематизировать знания учащихся фонетического и морфемного разбора слов, синтаксического разбора предложения, разбора слов по частям речи, совершенствовать грамматико-орфографические, речевые умения и навыки.

2) Развивающие: развивать мышление и память учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изученного материала.

3)  Воспитательные: прививать навыки самообразования,   применяя методы контроля, самоконтроля, самоанализа и пословиц.голов

Тип урока: 
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
Используемое оборудование: 

1) Звуковое письмо Шапокляк.

2) Карточки-задания, тесты.

3) Таблички:

•Орфография (правила написания слов);        •Фонетика (звуки речи);

•Морфемика (состав слова);

•Морфология (части речи);

•Синтаксис (предложение).

4) Индивидуальные кодовые таблицы для отметки настроения и самооценки.

Краткое описание: 
Данный урок - заключительный урок по итогам изученных тем. Он связан со всеми предыдущими уроками, проведенных в текущем году. Его цель – обобщение, к обучающим задачам урока я отнесла: обобщить и систематизировать знания учащихся фонетического и морфемного разбора слов, синтаксического разбора предложения, разбора слов по частям речи, совершенствовать грамматико-орфографические, речевые умения и навыки; к воспитательным – прививать навыки самообразования, воспитывать любовь и уважение к великому русскому языку. Урок был также призван способствовать развитию у учащихся мышление и память посредством анализа, сравнения и обобщения изученного материала.

Ход урока:

 

I.  Организационный момент.

    - Добрый день, дорогие ребята! Прежде чем начать наш урок, я предлагаю вам в кодовой таблице отметить одно слово из четырех, которое определяет ваше настроение сейчас: спокойное, радостное, встревоженное, безразличное. В конце урока выясним, изменится ли оно.

II.  Сообщение темы и цели урока.

    - А теперь, ребята, мне хочется ознакомить вас с одним интересным письмом старушки Шапокляк. (Слушание звукозаписи)

«Здравствуйте, мои юные друзья!

Вот уже три года я наблюдаю, как вы путешествуете по сказочной стране «Русский язык», и знаю, вам еще рано в 4 класс, вы не сможете не только порадовать гостей своими знаниями, но и не умеете рассуждать, доказывать, смекать».

     - Итак, ребята, согласны ли вы с мнением старушки Шапокляк?                              -  Тогда, скорее за дело, давайте докажем обратное.

 III.  ФОНЕТИКА.

Повторение темы “Звуки и буквы”.

Выполняем первое задание из раздела «Фонетика».

- Что изучает фонетика?                                                         

Фонетика изучает звуки нашей речи. (Повесить табличку на доске)

 а) “Мозговая атака”

- Чем звук отличается от буквы?

- На какие 2 группы делятся звуки?

- Как отличить гласный от согласного?

Гласные в песенке тянутся звонкой, 
Могут заплакать и закричать, 
В тёмном лесу звать и аукать,
И в колыбельке Алёнку баюкать.

А согласные согласны шелестеть,
Рычать, шипеть,
Но не хочется им петь!

- Какие бывают гласные? (ударные и безударные)

- Согласные? (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные)

- Назовите парные согласные.

- Назовите согласные, которые всегда мягкие.

- Всегда твёрдые.

- Всегда ли количество букв и звуков в слове совпадает?

б) Практическое задание - звуко-буквенный анализ слов.

Работа в тетради.

1 вариант – якорь, 2 вариант -  платье

Взаимопроверка (слайд 1)

в) Фонетическая задача. Работа на доске. (2 ученика)

– По  транскрипции слов правильно записать предложение.

[висной] [пабижали ] [висолыйэ] [ручйи]

г) Фонетические игры и вопросы.

а)        Что обозначают эти числа в русском языке: 33, 21, 10, 6, 4?

Дети: В русском алфавите 33 буквы, 21согласная буква, 10 гласных букв, 6 гласных звуков, 4 гласные буквы, обозначающие по два звука.

б)        Чем интересны буквы ь и ъ?

Дети: Буквы ь и ъ не обозначают звуков.

в)        Какая из этих букв (и, ё, ы, э, а) лишняя? (2 слайд)        
Дети: буква ё лишняя, потому что обозначает два звука.

д) решение 1 и 2 задания в тестах. Самопроверка.

       е) Самооценка.

- Итак, оцените свои знания по фонетике и запишите в кодовой таблице.

IV. ОРФОГРАФИЯ.

- Переходим ко второму разделу «Орфография».

а) мозговая атака.

- Что изучает орфография?
(Орфография изучает правила написания слов)

- Угадайте орфограммы и хором назовите правила

 трава, зуб, Саша, семья, рожь, касса, во двор

- Ребята, так ли важно уметь определять орфограммы и проверять их? (Ответы детей).

    б) Развитие орфографической зоркости.

Внимание, тесты! (Задание 7 с взаимопроверкой) Слайд 2.

в) Развитие наблюдательности, умения зрительно определять ошибки.

-  А теперь, ребята, побудьте учителями, исправьте ошибки и объясните правописание слов и правильно запишите в тетрадку:                

всаду  девочька  роза  сорвола  красныя  розы.        

а) в (чём?) саду, в - предлог, пишется отдельно, потому что между ним и следующим словом можно поставить вопрос или другое слово;

б)  девочка -  сочетания чк, чн, нч пишутся без мягкого знака;

в) слово Роза обозначает имя собственное, пишется с большой буквы;

г) сорвала - проверочное слово рвать, пишется с безударной гласной а в корне слова; приставка со-

д) розы (какие?) красные – прилагательное множественного числа, окончание ые;

е) это предложение, т.к. оно выражает законченную мысль.

Уч-ль: Молодцы, ребята, в будущем вы можете стать прекрасными учителями. А почему же нужно так хорошо знать орфограммы?

Дети: Чтобы грамотно уметь говорить и писать.

Уч-ль: Правильно, не пером пишут, а умом.

г) Самооценка знаний орфографии.

V. Физминутка.        

- Ребята, наверное, сейчас настало время и отдохнуть.

Дети: На болоте две лягушки, две веселые квакушки

Утром рано умывались, полотенцем растирались,         

Вправо, влево наклонялась и обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет, всем гостям физкульт-привет.

Уч-ль: Молодцы, играй, отдыхай, а про дела не забывай. Работаем дальше.

VI. МОРФЕМИКА.

Что изучает наука «Морфемика»?

Дети: Морфемика изучает состав слова.

Уч-ль: А что входит в состав слова?

Дети: В состав слова входят корень, суффикс, приставка, окончание.

 а) “Мозговая атака”

- Какие части слова знаете?

- Может ли слово быть без приставки? Без корня?

- Как называется изменяемая часть слова?

- Что такое приставка? Суффикс?

б) Игра “Угадай приставку”

- Услышите приставку - хлопок, суффикс - молчок!

За-, на-, над-, -ск-, -очк-, по-, пере-, -ушк-

в) Разбор слов по составу. Индивидуальная работа на доске.

Уч-ль: К доске - двое желающих. Нужно разобрать слова по составу цветной и подход.

г) Устный фронтальный опрос теоретического материала.

Уч-ль: Всем остальным: «Думай, вспоминай, быстро отвечай!»

- Какая часть слова стоит перед корнем?

- Какая часть слова стоит после корня?

- Для чего они служат?

- Окончание - это часть речи или часть слова?

- Какая эта часть слова?

- Без какой части не может существовать слово?
- Что такое корень?

- Молодцы, справились и с этим заданием!

д) Проверка разбора слов по составу. Решение 5 задания в тестах.

е)        Творческая работа. «Волшебные превращения». (Слайд 3)

1)  Как большой дом превратить в маленький?

(Нужно к корню дом,  прибавить суффикс —ик, получится маленький домик.

2)  Как большой гриб превратить в маленький?

(гриб + ок = грибок)

3)  Как рыбу превратить в человека?

(рыб + ак = рыбак)

4) Как березу превратить в гриб?

(под + берез + овик = подберезовик)

Уч-ль: Итак, ребята, какие же части слов делают поистине волшебные превращения? (приставки и суффиксы, они образуют новые слова).

Самооценка.

VII. МОРФОЛОГИЯ.

Уч-ль: Что изучает «Морфология»? (Части речи).

а) “Мозговая атака”

-Какие части речи знаете?

- Какая часть речи называется именем существительным?

- Как изменяется?

- Какая часть речи обозначает признаки предмета?

- В чём сходство между местоимением и именем существительным?

- Различие?

- Какая часть речи называется глаголом?

- Как изменяются глаголы?

б) Игра “Кто внимательный?”

- Две лягушки принесли задание. Я прочитаю сказку, а каждый из вас запишет в тетради все глаголы, которые услышит.

Две лягушки.

Две лягушки забрались в погреб и попали в горшок со сметаной. Положение было безнадёжным, и одна из лягушек не стала тратить силы, пошла на дно. А другая барахталась и вскоре ощутила под своими лапками что-то твёрдое: это она сама сбила из жидкой сметаны твёрдое масло. Оперлась она лапками на твёрдый масляный ком и выпрыгнула из горшка.

(11 глаголов)

- Как вы понимаете эти слова?

- На какие группы можно разделить глаголы? (по временам, с не и без частицы не, с приставками и без, с Ь знаком на конце и без, простые и составные) 

в) Игра “Аукцион”

А теперь – аукцион,
Подведёт итоги он.
Тот, кто больше знает, 
Тот и слово получает!

- Цепочкой называете по одному признаку слова, побеждает команда, назвавшая последний признак.

(Слово попугай - мужской род. единственное число, 3 слога, 7 букв, 7 звуков, 3 гласных, 4 согласных, может быть существительным или глаголом, надо смотреть в предложении.)

Говорит попугай попугаю:
“Я тебя, попугай, попугаю.”
Попугаю в ответ попугай:
“Попугай! Попугай! Попугай!”

г) Решение в тестах 3,4,8.9 заданий.

(Взаимопроверка в парах постоянного состава)

VIII. Упражнения для глаз. (слайд 4)

IX. СИНТАКСИС.

- Что изучает синтаксис? (Предложение)

 а) “Мозговая атака”

- Что такое предложение?

- Какие бывают предложения?

- Какие члены предложения вы знаете?

б) Минутка смеха.

Курлявая мамруля окуврычила блюмчика.

- Разберите по членам предложения и частям речи.

Алгоритм синтаксического разбора предложений.
Фронтальная работа.

а)        Прокомментируйте синтаксический разбор этого предложения.
Дети:

1 шаг: В этом предложении сообщается курлявая мамруля окуврычила блюмчика.

 что это повествовательное предложение, в конце его ставится точка.

2 шаг: В предложении говорится о, мамруле (что?) это подлежащее.

3 шаг: мамруля (что делала?), окуврычила, это сказуемое.

4 шаг: Мамруля окуврычила - это основа предложения, остальные слова -
второстепенные члены.

5 шаг: В предложении есть и главные, и второстепенные члены, значит,
это распространенное предложение.

6 шаг: Нахожу состав подлежащего:

7 шаг: Нахожу состав сказуемого:

в) Выполнение 6 задания в тестах.

Самооценка.

X. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

1. Общая отметка за урок.

-  Сейчас оцените свои знания, поставьте себе общую отметку и посмотрите, какие разделы русского языка  вы усвоили хорошо, а над какими еще нужно поработать. (Ответы детей).

2. Совместная рефлексия по разделам

- Что главное надо знать в каждом разделе?

- Какие задания для тебя труднее даются?

- Какие задания нравятся и делаешь легко?

3.  (На доске появляется аппликация – костер Знаний).

 Посмотрите, красные звездочки в верхней части костра – это ваши “5”, синие– “4”, желтые – “3”.

-  ЯРКО ГОРИТ КОСТЕР ЗНАНИЙ! Сегодня он согрел сердца всех присутствующих в классе своим теплом. И за это спасибо вам, ребята! Вы показали хорошие знания!

4.  Отметьте в кодовой таблице (приложение)  свое настроение. Изменилось ли оно?

- Молодцы, ребята, я поздравляю вас с успешным усвоением учебного материла за 3 класс и считаю, что всех вас можно смело переводить в 4 класс!  Старушка Шапокляк проиграла, вы победили!  Мне было очень интересно и приятно общаться с вами на уроке.


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...
Глобальная школьная лаборатория

Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн