Официальный сайт yerka 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Цветы из сада "Геометрии"

Размещено: Ольга Ивановна Галина - пн, 22/08/2016 - 23:21
Данные об авторе
Автор(ы): 
Галина Ольга Ивановна
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
4 класс
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Геометрия
Цель урока: 

Создать условия для расширения теоретических знаний о пространственных фигурах:

ввести понятия «многогранник», «грани», «вершина», «ребро»;

обеспечить развитие у школьников умения выделять главное в познавательном объекте;

содействовать развитию пространственного воображения учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
135
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник «Математика. 4 класс» (авт. В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева)

 

Используемая методическая литература: 

Щепан Еленьский “По следам Пифагора” изд. “Дедгиз”,1961г.

И. Я. Депман, Н. Я. Виленкин “За страницами учебника математики” изд. “Просвещение”, 1989 г.

С. В. Виноградова, Н. Н. Деменева “Математика 5-11 классы. Предметные недели в школе”, изд. “Учитель”, 2008 г.

А. П. Киселев “Элементарные геометрия” изд. “Просвещение”, 1980г.

Используемое оборудование: 

 Компьютер; проектор;  модели многогранников, развертки многогранников;  ножницы.

Используемые ЦОР: 

презентация «Многоугольники»

Краткое описание: 
<p>На мероприятии ребята&nbsp; посмотрели презентацию &laquo;Правильные многогранники в природе&raquo;, которую приготовил учащийся 10 класса Петров Кирилл.</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Работая в группах, четвероклассники собрали модели пространственных геометрических фигур, указали для каждого многогранника число граней, рёбер и вершин. А итогом совместного мероприятия стал роскошный букет из сада &laquo;Геометрия&raquo;, который был собран&nbsp; из изготовленных моделей.</p> <p>Ребятам понравилось это мероприятие, об этом говорит проведённая рефлексия &laquo;Острова&raquo;, проведённая в конце. Свои кораблики, подумав, учащиеся причалили к островам &laquo;Радости&raquo;, &laquo;Удовольствия&raquo;, &laquo;Наслаждения&raquo;, которые есть в море математики.</p>

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

Учитель. Дорогие мои непоседы, сегодня  я приглашаю вас в увлекательный мир математики. И я уверена в том, что и на этом  мероприятии  вы узнаете новое, закрепите изученное и сможете полученные знания применить на практике.

 

Сегодня наше мероприятие  мне хочется начать словами древней китайской мудрости:

 

 « Расскажи мне – и я забуду

   Покажи – и я, может быть, запомню

   Дай мне сделать самому – и я научусь»

 

 Я думаю, что на  мероприятии  мы непременно найдем подтверждение словам этой древней китайской мудрости.

 

У каждого года есть своё животное-покровитель.

Ребята, а вы знаете, годом какого животного был 2015 год?

А какой год пришёл ему на смену?

 

Только что на смену году Козы пришёл, по восточному календарю, год Огненной Обезьяны.

 

12 знаков Зодиака делятся на  группы  по стихиям: огонь, земля, воздух, вода,  а атомы этих «стихий» имеют форму правильных многогранников.

Я хочу вам, ребята,  рассказать об этом соответствии.

В классе есть ли ребята и присутствующие на нашем мероприятии , рождённые под знаками Овен, Лев,  Стрелец ?

Встаньте, мы на вас посмотрим! Ваша стихия

 

  1. ОГОНЬ . (Овен, Лев,  Стрелец) . Эту стихию олицетворяет ТЕТРАЭДР, поскольку его вершина устремлена вверх, как у разгоревшегося пламени.

 

Поднимите руки ребята, рождённые под знаками  Козерог, Телец, Дева.

Ваша стихия

  1. ЗЕМЛЯ ( Козерог, Телец, Дева). Эту стихию олицетворяет  ГЕКСАЭДР ( КУБ), это самая «устойчивая» из всех фигур.

Помашите руками в воздухе ребята, рождённые под знаками  Весы, Водолей, Близнецы

Ваша стихия

         3)ВОЗДУХ ( Весы, Водолей, Близнецы). ОКТАЭДР олицетворяет эту стихию. Это «самый» воздушный многогранник.

В классе есть ли ребята, рождённые под знаками Рак, Скорпион, Рыбы?

Встаньте, мы на вас посмотрим! Ваша стихия

 

4)ВОДА (Рак, Скорпион, Рыбы). ИКОСАЭДР «самый» обтекаемый, олицетворяет эту стихию.

5)Существует и  ещё один пятый многогранник- ДОДЕКАЭДР. Он воплотил в себе « ВСЕ СУЩЕЕ», «Вселенский разум», символизирует весь мир и считался ГЛАВНОЙ геометрической фигурой МИРОЗДАНИЯ.

А сейчас Петров Кирилл расскажет вам небольшую историческую  справку об этих геометрических фигурах. Он приготовил презентацию.

 

Все правильные многогранники были известны еще в Древней Греции, и им посвящена заключительная, 13-я книга знаменитых «Начал» Евклида.

 

Правильные многогранники иногда называют Платоновыми телами, поскольку именно Платон  великий мыслитель Древней Греции, разработал философскую картину мира, где правильные многогранники занимали видное место.

 

Итак, существует 5 видов правильных многогранников, но сам ли человек их придумал или он  «подсмотрел» их у природы. Как вы думаете, ребята?

 

Послушаем сообщение «Правильные многогранники и природа» .

 

Сообщение

Правильные многогранники встречаются в живой природе. Например, скелет одноклеточного организма феодарии по форме напоминает икосаэдр. Большинство феодарий живут на морской глубине и служат добычей коралловых рыбок. Но простейшее животное пытается себя защитить: из 12 вершин скелета выходят 12 полых игл. На концах игл находятся зубцы, делающие иглу еще более эффективной при защите.

 

Чем же вызвана такая природная геометризация феодарий? По-видимому, тем, что из всех многогранников с тем же числом граней именно икосаэдр имеет наибольший объём при наименьшей площади поверхности. Это свойство помогает морскому организму преодолевать давление водной толщи.

 

Вирусы, мельчайшие из организмов, настолько простые, что до сих пор неясно – относить их к живой или неживой природе, – справились с геометрической проблемой, потребовавшей у людей более двух тысячелетий. Они решили сложнейшую задачу: найти тело наименьшей поверхности при заданном объеме и притом состоящее из одинаковых и тоже простейших фигур. По законам математики для построения наиболее экономичным способом замкнутой оболочки из одинаковых элементов нужно сложить из них икосаэдр, который мы наблюдаем у вирусов. Например, вирус полиомиелита, представляет собой икосаэдр.

 

Правильные многогранники – самые выгодные фигуры. И природа этим широко пользуется. Подтверждением тому служит форма некоторых кристаллов. Взять хотя бы поваренную соль, без которой мы не можем обойтись. Кристаллы поваренной соли ( NaCl) имеют форму куба (демонстрируется модель кристалла соли).

 

Правильный многогранник – икосаэдр передаёт форму кристаллов бора. В своё время бор использовался для создания полупроводников первого поколения.

 

Форму октаэдра имеют всем хорошо известный алмаз и монокристалл алюмокалиевых квасцов, применяющихся для протравливания тканей и выделки кожи.

Итак,  ребята,  я повторяю вопрос   сам ли человек придумал 5 видов правильных многогранников  или он  «подсмотрел» их у природы. Как вы думаете, ребята?

Итак, благодаря правильным многогранникам открываются не только удивительные свойства геометрических фигур, но и пути познания природной гармонии.

А теперь мы проведём с вами

 Физминутка

  1. Посмотри по сторонам и найди на стене а) жёлтый треугольник,

б) зелёный треугольник, в) тёмный треугольник.

 

  1.  «Ленивые восьмёрки»     нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости  «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

 

  1. Присядьте столько раз, сколько сторон у квадрата; вершин у треугольника; сколько сторон у прямоугольника

 

Продолжаем, ребята, с вами  изучать правильные многогранники.

 

II. Повторение пройденного материала.  

 На уроках математики в 1-м, 2-м, 3-м классах вы изучали различные плоские геометрические фигуры, а также учились их строить.

На столах у вас лежат листочки, ручки, линейки и карандаши.

Запишите одним словом :

Геометрическую фигуру, у которой три стороны и три вершины;

Спросить у ребят кто правильно записал название фигуры?

Проверяем ( треугольник)

Четырёхугольник, у которого углы прямые, а стороны попарно равны;

Спросить у ребят кто правильно записал название фигуры?

Проверяем (прямоугольник)

Прямоугольник, у которого все стороны равны.

Спросить у ребят кто правильно записал название фигуры?

Проверяем ( квадрат).

Ребята, а умеете ли вы рисовать эти плоские геометрические фигуры?

Начерти любые две фигуры из списка.(будет проверять аккуратность работы). Пройти по рядам и оценить  аккуратность нарисованного.

Как называются эти геометрические фигуры одним словом?

Дети. Это многоугольники..

III. Знакомство с новым материалом

 Сегодня я познакомлю вас с объемными геометрическими фигурами, которые называются многогранники.  Их модели представлены у вас на столах. ТЕТРАЭДР, ГЕКСАЭДР, ИКОСАЭДР, ОКТАЭДР, ДОДЕКАЭДР.

  Названия этих многоранников пришло из Древней Греции и в них указано число граней.

«эдра» - грань

«тетра»-4

«гекса»-6

«окта»-8

«икоса»-20

«додека»-12

– Если взять 4 треугольника, то можно создать объемную фигуру ТЕТРАЭДР.

 Из квадратов можно получить другую фигуру ГЕКСАЭДР ( КУБ).

Все эти фигуры называются многогранниками.

Каждый из многоугольников   называют гранью многогранника. А стороны многоугольников называют ребрами многогранника. И, конечно же, вершины многоугольника будут вершинами многогранника.

 

У. Назовите и покажите грани многогранника, его ребра и вершины.

Дети показывают указкой и перечисляют.

– Если разрезать ТЕТРАЭДР   с вершины до основания по ребрам, то получится вот такая развертка.

Практическая работа по изготовлению правильных многогранников.

    

 Сначала вспомним правила работы в группах.

  • Умейте слушать и слышать.
  • Умейте спорить, но не ссориться.
  • Правильно распределяйте обязанности между    членами группы.
  • Помните, вместе вы можете сделать гораздо больше, чем каждый в отдельности.

 

 

 

- У вас на столах лежат развёртки фигур и инструкция                       с заданием.Внимательно прочитайте инструкцию и выполните задания.

 

Инструкция

  1. Соберите модель  правильного многогранника.
  1. Укажите число вершин __ ,    граней __ ,   ребер __ многоугольника.
 

 

 

 

 

 

Спросить каждую группу по окончании практической работы.

Насадите свой изготовленный многогранник на палочку и поставьте в вазу.

У нас получился изумительный букет ! «Цветы из сада «Геометрия»».

 

Хочу у вас спросить  На уроке  нашли ли вы  подтверждение словам древней китайской мудрости, заявленной в начале урока?

Наше мероприятие подходит к концу. Как вы оцениваете свою работу на мероприятии?

 Проведём рефлексию . Метод «Острова».

Ребята, вам понравилось наше мероприятие. Вы  подумали и причалили и свои кораблики к островам  «Радости», «Удовольствия», «Наслаждения», «Просветления».

Получился настоящий праздник!

 Я благодарю вас, ребята , за урок.

Вы такие молодцы.

С вами приятно было работать.

  


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...
Глобальная школьная лаборатория

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн