Безопасность общества - явление многогранное и весьма сложное. По мере эволюции изменяются условия жизнедеятельности людей, а вместе с ними характер и содержание угроз и опасностей для людей и общества в целом. Специфическим объектом национальной безопасности является духовная сфера общества.
Специфика национальной безопасности заключается в том, что духовные потребности людей в отличии от биологических (потребности в пище, одежде, жилище, продолжении рода и других) являются как бы менее выраженными, менее очевидными и для их глубокого понимания требуется умение субъектов безопасности анализировать духовные процессы.
Эта кажущаяся второстепенность духовной сферы в сравнении с экономической или политической сферами и объясняет тот факт, что не всегда и не везде духовной безопасности уделялось и уделяется должное внимание. Между тем духовная деградация, низкое качество социокультурной среды нередко становились причиной гибели цивилизаций, государств и отдельных социальных общностей. Примеров тому в истории достаточно.
На наш взгляд вопрос духовной безопасности связан с определением духа русского народа, русской культуры, русской истории, русской государственности, который должен быть тщательно, путем очень тонких и деликатных, совершенно не пиаровских, операций осмыслен и понят.
Осознание обществом и элитой проблем духовной безопасности можно рассматривать как обязательную составляющую сохранения Россией национального суверенитета и культурной идентичности, преодоления посттрансформационного социокультурного кризиса, дальнейшего движения по пути социальной и политической модернизации.
На наш взгляд, когда мы говорим о духовной сфере как об объекте обеспечения национальной безопасности, её следует рассматривать, прежде всего, как совокупность духовных отношений, основанных на сохранении, осмыслении и выборе соответствующей системы ценностей, идеалов, идей, целей, лежащих в основе взаимосвязи людей, реализации их чувств, восприятия личного и общественного бытия.
Происходящие в современном мире политические процессы, среди которых особо следует отметить изменение геополитической ситуации, увеличение числа конфликтов в различных регионах, ухудшение экологических условий на планете, вновь и вновь с невиданной ранее силой приковывают к себе внимание и вынуждают задумываться о судьбах отдельных наций, народов, государств, обществ и человечества в целом.
В последние годы во многих развитых странах произошла экологизация морального сознания, изменились ценностные ориентации; сложилась система ценностей, в которой оказались, представлены как социальные, так и природные элементы. Природа в этом случае получила статус самостоятельной ценности в силу ее уникальности, единственности и неповторимости.
Человек и общество выступают как элементы единой системы "природа - общество", вне которого их существование невозможно.
Предметом экологической этики как одной из субдисциплин общей этики являются моральные нормы и нравственность поведения в области отношений "человек - общество - природа".
Основатель учения о биосфере В. И. Вернадский писал: "Самыми главными вопросами являются вопросы этические, вопросы о том, как следует вести себя при тех или иных условиях жизни". Наверное, позволительно дополнить это авторитетное высказывание предположением, что первично ущербным становится сознание человека и только затем ущербной становится окружающая его природная среда, что экология человека - это, прежде всего, оздоровление духовного мира общества, освоение высокой культуры и гуманистической морали.
Исходя из вышесказанного, нравственной может быть названа деятельность, направленная на искоренение эгоистической идеологии с ее потребительством и пренебрежением к будущим поколениям, на перестройку в связи с этим всей системы просвещения, образования и воспитания, всей культуры.
Среди социальных экологических институтов первостепенное место, безусловно, занимает система образования и воспитания - школа и высшие учебные заведения. Именно они призваны заложить основы индивидуальной экологической культуры, дать экологические знания, воспитать любовь к природе. Без преувеличения можно утверждать, что от их успеха или неудачи зависит, справятся ли с экологической проблемой будущие поколения.
В неспециальном виде "экологическое образование" осуществлялось уже в древних цивилизациях Запада и в особенности Востока. Экологическая составляющая была частью общей картины мира основоположников философии - Конфуция, Лао-цзы, Демокрита, Аристотеля. В Новое время экологическое образование в неспециальном виде сопутствует зарождению и развитию экологической науки.
Наше российское экологическое образование имеет давние традиции формирования знаний о взаимоотношениях человека и природы. Усилиями таких светил отечественного естествознания, как А. Н. Бекетов и К. А. Тимирязев, их педагогическими работами был создан естественнонаучный фундамент экологического образования. В последующем экологическое образование и воспитание в нашей стране существенно эволюционировали.
Факт глобального экологического кризиса требует закрепления в образовании и воспитании подрастающего поколения и в просвещении населения в целом нового миропонимания.
Научно-техническая революция, мощное усиление технической вооруженности человека в жесткой форме выявляет его полную зависимость от ресурсов живой и неживой природы. Эта драматическая ситуация должна быть в центре внимания и учителя и обучаемых.
В наше время вся живая природа планеты вовлечена в человеческую деятельность, в само жизнеобеспечение человеческого общества. В таком положении вещей сокрыт другой важнейший приоритет современного экологического образования, на который следует обратить особое внимание. Дело в том, что обеднение генофонда, безвозвратные потери видов животных и растительного мира разрушают живую природу постепенно. И это разрушение не так очевидно, оно как бы нас и не касается. Если, скажем, последствия загрязнения водоемов производственными отходами совершенно наглядны, то это позволяет рассматривать данную тему уже в начальной школе. Более затруднено понимание того, что чистота природных вод, газовый состав атмосферы, переработка бытовых и производственных отходов, их возвращение в систему биологического кругооборота, восстановление нарушенных биосферных сообществ обеспечиваются живыми организмами. Включение в образовательный процесс представления о том, что основным условием эффективности названных процессов является многообразие форм жизни, - весьма непростая, требующая высокого мировоззренческого уровня и педагогического мастерства, но совершенно необходимая задача современного экологического образования.
Далее, важнейшим аспектом современного экологического образования является научная пропаганда того, что экологические законы касаются и материальной и духовной культуры и, таким образом, влияют на социальные процессы. Охрана природы через обратную связь возвращается к нам охраной благополучия человека. Необходимы широкий подход к теме "человек - общество - природа" и знания не только общей экологии, но и социальной экологии, включения этого предмета в весь объем просветительского и образовательного процесса.
Экологическое образование в настоящее время принято рассматривать как единую систему, основными компонентами которой выступают формальное (дошкольное, школьное, среднее специальное и высшее) образование и неформальное образование взрослого населения.
В системе непрерывного образования дошкольное воспитание является его первой ступенью. На этой ступени у дошкольников происходят формирование привычек гигиенического характера, выработка простейших практических навыков, осознание элементарных проблем окружающей среды.
Ключевым звеном системы непрерывного экологического образования и воспитания со всей очевидностью является общеобразовательная школа.
В начальных классах происходит закрепление и развитие знаний об окружающей природной и социальной среде, полученных школьником в семье и в дошкольных учреждениях. В этом возрасте закладываются основы экологической культуры, целостного представления о природе, формируется научное отношение к природной среде, осознается необходимость ее охраны, усваиваются нормы поведения в окружающей среде и навыки элементарных экологически грамотных действий. Каждый предмет, изучаемый в начальной школе (родной язык, рисование, музыка, трудовая подготовка и др.), по-новому раскрывает природоведческий материал, обогащает и помогает развивать навыки общения с природными объектами. В среднем школьном звене главная роль в экологическом образовании отводится данной теме с привлечением задач по экологии, игр, а также некоторых видов практического общения с природой. В этих классах рекомендуется развивать "экологизированные" нравственные ценности, доступные подростковому возрасту. Целью воспитания детей данного возраста (11-14 лет) является формирование позитивного отношения к окружающей среде. Это происходит на уроках географии, биологии, литературы, физики.
В средних и старших классах при изучении интегрированных курсов "Здоровье и окружающая среда", "Биосфера и человек", "Основы экологии", "Экология человека", "Природа и культура", "Охрана окружающей среды" закрепляется и совершенствуется нравственная ориентация школьника в его отношениях с природой. Здесь закладываются основы диалектического понимания единства природы и общества, а охрана природы рассматривается как часть общей культуры человека. На этом этапе формируется современное мировоззрение, строящееся на интегративных знаниях об окружающем мире и проявляющееся в ответственном, деятельностном поведении, основанном на убежденности в необходимости охраны природной среды. Важна роль экологической практики.
Ведущие специалисты школьной педагогики полагают важным, чтобы учитель, занятый экологическим образованием и воспитанием, постоянно имел перед собой определенную сверхзадачу: знания выпускника школы должны соответствовать передовым достижениям науки, соединенным с экологической культурой, с ее гуманистически цельным экономическим, правовым, нравственным, эстетическим и практическим отношением человека к природе.
Не менее значимо, чтобы выпускник школы входил во взрослую трудовую жизнь, имея устойчивые ценностные установки бережного отношения к живой и неживой природе, по-настоящему усваивал, что можно, а что нельзя позволять себе и при производственных и при обычных, бытовых отношениях с нею. При этом важно стремиться донести до сознания ученика, что его предмет действительно реально связан не только с его личным благополучием и благополучием его близких, но и всего человечества.
Уровень современного школьного образования в целом и экологического в частности во многом зависит от внедрения в постоянную практику новых оригинальных методов и приемов обучения и воспитания. Среди них можно назвать повсеместную и непрерывную от младших до выпускных классов компьютеризацию экологического образования. Необходимо и внедрение неординарных педагогических приемов, как, например, "летний экологический лагерь", или начиная с младших классов проектных уроков типа "Лес - мой друг", "Город моей мечты", "Экомагазин", "Экотеатр", "Природа и искусство".
В настоящее время появилось много альтернативных средних учебных заведений дополнительного экологического образования в связи с созданием современной эколого-информационной культуры (фермерские школы, заочные экологические лицеи для учеников сельских школ и малых городов, лагеря и школы по отдельным направлениям экологического и биологического образования и т.д.).
Экологическое образование - это органичная и приоритетная часть всей системы образования, придающая ему новое качество, формирующая иное отношение не только к природе, но и к обществу, к человеку (экогуманизм). Экологизация образования означает формирование нового миропонимания и новый подход к деятельности, основанный на формировании ноосферно-гуманитарных и экологических ценностей.
Экологизация системы образования - это характеристика тенденции проникновения экологических идей, понятий, принципов, переходов в содержание различных учебных дисциплин, а также подготовка экологически грамотных людей.
Экстремизм, терроризм, любые вооруженные конфликты – это проявление, прежде всего элементарной безграмотности, в том числе экологической, которая подводит нашу планету к экологической катастрофе. А ведь отвечать перед природой нам придется всем вместе. Здесь не будет ни богатых, ни бедных, ни господ, ни слуг.
Это нужно помнить всем. Поэтому, думаю, что мы должны провозгласить следующие, на наш взгляд, самые важные принципы:
•Чтобы сохранить планету для наших потомков, мы должны уже сегодня заняться истинным воспитанием и образованием подрастающего поколения, в основе которых лежат принципы культуры мира, уважения и понимания исторической и экологической значимости друг друга в качестве составных частей, как общества, так и природы.
•Чтобы сохранить планету, по крайней мере, в том виде, в котором она досталась нам, мы должны помнить об основных законах природы и необычайно бережно относиться к ее богатствам.
•Чтобы сохранить планету не изуродованной военными действиями и их последствиями, мы должны воспитать подрастающее поколение на исторической правде, доброте, народной и религиозной мудрости.
Другие пути неминуемо приведут человечество к пропасти.
|