Развивать умение детей сравнивать объекты по величине, располагать предметы в ряд с учетом увеличения величины. Развивать умение ориентироваться на плоскости. Развивать умение внимательно слушать инструкцию педагога, Развивать глазомер и умение измерять расстояние с помощью условной мерки. Развивать комбинаторные способности. Закреплять пространственные направления, умение ориентироваться по клеточкам. Закреплять представления детей о плоскостных и объемных геометрических фигурах.
Коррекционного воспитания. Воспитывать умение договариваться о совместном выполнении работы, проявлять позитивное эмоциональное отношение на свои успешные действия и успех сверстников.
Предварительная работа: дидактические игры на развитие зрительного восприятия.
Планируемые результаты: принимает активное участие в выполнении заданий, имеет представление о форме предметов, их величине, пространственном расположении, умеет называть пространственные направления, параметры величины, с интересом выполняет задание графического диктанта, правильно измеряет расстояние с помощью условной мерки, соотносит форму окружающих предметов с геометрическим эталоном, эмоционально – положительно реагирует на происходящие события.
Материалы и оборудование: мяч, набор геометрических фигур, коврики для выкладывания фигур, простые карандаши, листы бумаги в клетку, карточки с нарисованными геометрическими фигурами, объемные и плоские геометрические фигуры, муфточки, бруски для выкладывания ряда по величине, наборы для игры «Танграм».
РАЗВЕРНУТЫЙ КОНСПЕКТСОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Организационный момент (педагогическая техника «ритуал начала образовательной деятельности»)
(Стоя в кругу)
- У меня сегодня хорошее настроение и я умею делать так…(показ какого – либо движения). Дети говорят «И мы можем так», и повторяют движение. И т.д.
Педагог предлагает детям отгадать загадку.
-У нас сегодня необычный гость.
Звонкий, громкий и прыгучий,
Улетает аж за тучи,
И на радость детворе
Звонко скачет во дворе. (Мяч)
- Правильно, ребята, это мяч. И прибыл он к нам с необычной планеты Геометрии. На этой планете живут различные геометрические фигуры. И наш гость похож на шар. И он приглашает нас с вами в гости к своим друзьям. А чтобы мы не заблудились, наш гость предлагает нам надеть волшебные браслеты. Они помогут нам в пути. Надеваем браслеты на левую руку.
–На чем можно полететь на другую планету? (Правильно, на ракете).
Основная часть.
Дидактическая игра «Расскажи, что где находится» (ориентировка на плоскости).
- У каждой ракеты есть пульт управления. И нам с вами нужно построить такой пульт. На пульте управления есть много кнопок. Я предлагаю вам разделиться на пары и договориться между собой: кто выкладывает фигуры, а кто рассказывает, где они находятся. (Дети работают в парах).
- Вот и готов наш пульт управления.
- Нам нужны ключи, чтобы запустить двигатели на нашей ракете. Где можно их взять? Ключи должны быть у всех пилотов одинаковые (усложнение вопроса) Что делать?- Я предлагаю Вам их нарисовать. Давайте подготовим наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Этот пальчик мой танцует. Этот вот кружок рисует. Этот пальчик ловко скачет. Будто легкий-легкий мячик. А мизинчик мой малышка Ноготком скребет как мышка. А большой мой толстячок Он улегся на бочок. А теперь все по порядку Пальцы делают зарядку.
Графический диктант. Педагог предлагает детям выполнить графический диктант по клеточкам. (2 клетки вверх, 7 клеток вправо, 4 клетки вверх и т.д.)
Физминутка
Дети встают по кругу. В центр вытягивают левую руку с ключом и двигаются по кругу.
Приземлиться можно предложить детям разными способами (прыжками, кружением и т.д.)
Дидактическая игра «Считай ногами»
– Нас встречают жители планеты, но не могут к нам подойти. Нам нужно самим до них дойти. Выберите фигуру, к которой вы пойдете. Посмотрите и скажите, сколько вы сделаете шагов до своей фигуры. (Дети на глаз определяют расстояние до фигуры в шагах).
Дидактическая игра «Преврати фигуры в предметы»
- Назовите свои фигуры. Какие они плоские или объемные? Они очень любят превращаться в разные предметы. Я предлагаю Вам пройти за столы взять карандаши и превратить нарисованные фигуры в картинки.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
–Фигуры очень любят играть в прятки. Вот и сейчас в волшебных мешочках спрятались какие-то фигуры. - Потрогайте, какие фигуры оказались в мешочке? (В мешочке спрятались бруски). Давайте их выложим от самого длинного до самого короткого.
– Сначала мы находим самый длинный брусок, затем снова выбираем брусок самый длинный из оставшихся брусков.
- Чем бруски отличаются друг от друга?
-Выбери любой брусок и сравни его с соседями.
Дидактическая игра «Танграм»
– На планете Геометрии очень веселые жители. Они предлагают вам еще поиграть. Вас ждут на геометрических полянках. Посмотрите, на одной полянке нарисована снежинка, а на другой – солнышко. На полянке со снежинкой будут играть дети, у которых волшебные браслетики холодных цветов, а на полянке с солнышком - у кого браслеты теплых цветов. (Дети выполняют задание по образцу).
Гимнастика для снятия зрительного утомления.
Солнышко с тучками в прядки играло
Солнышко тучки-летучки считало
Серые тучки, черные тучки
Легких две штучки, тяжелых три штучки.
Тучки прощались, тучек не стало,
Солнце на небе вовсю засияло.
Подведение итогов.
- Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Встаем в круг, левая рука в центр, побежали по кругу. Наш мяч решил отправиться вместе с нами, он хочет научить нас разным играм. Вот мы и в детском саду.
Рефлексия.
Педагог просит детей встать в круг и поиграть в игру «Закончи предложение»
Педагог бросает ребенку мяч со словами «Я летал на планету…(Геометрия») Чтобы туда полететь мы сделали…(пульт управления), А еще мы нарисовали…(Ключ), На планете мы играли… (считали ногами, превращали фигуры в картинки, искали и выкладывали бруски, выкладывали картинки из танграма).