Настройка детей на работу. Приветствие и организационный момент. Дети встают в круг, педагог произносит:
Как мы рады – все на месте,
Собрались сегодня вместе
Посмотреть, что происходит,
Если сказка в дом приходит,
Нас волшебство и игры ждут,
В путь к чудесам друзей зовут.
1 часть. Сюрпризный момент «Загадочный сундучок»
Педагог предлагает детям отгадать, что лежит в сундучке (в ящике):
Он давно знаком со мной,
Каждый угол в нем - прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его... (Квадрат).
Педагог: Правильно! Но прежде чем увидеть его, вспомним что мы знаем про квадрат.
Работа со счетными палочками
Педагог: - Ребята, на столах лежат счётные палочки.
-Предложить детям посчитать, сколько у каждого палочек? (пять),
-Сколько палочек нужно для того чтобы получился квадрат? (четыре),
-Почему? (потому что у квадрата четыре стороны одинаковой длины),
- Значит одна палочка? (лишняя),
-Что с ней нужно сделать? (убрать)
Выкладывание квадрата из счётных палочек.
- А может катиться квадрат? (Нет.)
- Почему? (Мешают углы.)
- А сколько углов у квадрата? Посчитайте.
Основная часть
После чего дети возвращаются на ковёр, и педагог достаёт и представляет «помощника воспитателя» - квадратик (Приложение 1), который будет «помогать вести занятие». Дети могут познакомиться с ним, передавая его друг другу по кругу, и «поздороваться».
Педагог: сегодня к нам на занятие пришёл квадратик. Он не простой. Все называют его волшебным потому, что он умеет творить чудеса, совершать разные превращения. Квадратик этому научил меня, а я могу научить вас. Хотите?
Дети: Хотим.
Педагог предлагает сесть детям за столы.
Педагог: Квадратик принёс с собой геометрические фигуры. Они лежат у вас на столе. Посмотрите на них и скажите, как они называются?
Дети: фигуры называются квадраты.
Педагог: возьмите один квадрат и сложите пополам. Работа детей.
Педагог: какая фигура появилась?
Дети: прямоугольник.
Педагог: прямоугольник – это одна из двух равных частей квадрата и называется половиной. Как называется одна из двух равных частей квадрата? Дети: половиной.
Педагог: а что больше: целый квадрат или половина?
Дети: целый квадрат.
Воспитатель: а что меньше целый квадрат или половина?
Дети: половина.
Педагог: сложите прямоугольник пополам. Работа детей.
Педагог:разверните бумажную основу, посмотрите и скажите, на сколько частей разделился квадрат?
Дети: на четыре части.
Педагог: одна из четырёх частей квадрата называется четвертиной. Как называется одна из частей квадрата?
Дети: четвертиной.
Педагог: а что больше: целый квадрат или четвертина?
Дети: больше целый квадрат.
Педагог: а что меньше: целый квадрат или четвертина?
Дети: четвертина меньше целого квадрата.
Педагог: молодцы, ребята! Спасибо тебе Квадратик за то, что научил детей делить квадрат на половину и четвертину. А сейчас давайте отдохнём.
Физкультурная минутка «Посмотри-подумай-покажи».
Педагог оговаривает правила игры. Если дети увидят, нужно…
Круг – подпрыгнуть,
Квадрат – хлопнуть в ладоши над головой,
Треугольник – присесть.
Педагог: продолжаем творить чудеса. Возьмите второй квадрат. Сложите его по диагонали, то есть соедините противоположные уголки (педагог демонстрирует). Работа детей.
Педагог: какая геометрическая фигура получилась?
Дети: треугольник.
Педагог: сложите треугольник пополам. Работа детей.
Педагог: что стало с треугольником?
Дети: он стал меньше.
Педагог: правильно, ребята! Вот ещё одно чудо мы с вами увидели: квадрат стал маленьким треугольником. Квадратик предлагает превратить этот маленький треугольник в животное, а в какое отгадайте:
Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком.
Мяу! Как мне часто снится
Блюдце с тёплым молочком! (кошка)
Педагог: правильно, ребята. Но прежде чем мы будем превращать треугольник в кошку, давайте подготовим пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Крючочки»
Крепко держатся дружочки,
Не разжать нам их крючочки
(соединить мизинцы обеих рук «крючочками», так же другими пальцами)
Педагог: Согните уголки. Нарисуйте глазки, носик, усы – кошка готова. Работа детей. (Приложение 2).
Игровая ситуация «На что похоже?»
Педагог: Ребята, а сейчас возьмите в руки трафареты и нарисуйте на белом листе бумаги два квадрата.Линией разделите один квадрат на 2части, закрасьте красным карандашом одну вторую часть. Второй квадрат разделите двумялиниями на 4 части, синим карандашом закрасьте одну четвёртую часть.А теперь хорошенько присмотритесь и подумайте, вспомните знакомые сказки – на что теперь похожи фигуры.Вот наши ожившие карандаши, волшебные палочки, которыми мы сейчас поможем квадраты превратить в волшебных зверей или предметы, дорисовав элементы.(Дети рисуют).
Анализ: молодцы, ребята! Вам понравилось совершать превращения с Квадратиком?
Дети: да.
Педагог: наши глазки играли вместе с нами, ну а теперь нужно дать им отдохнуть.
Зрительная гимнастика
Глазки влево, глазки вправо,
Вверх и вниз и всё сначала.
Быстро-быстро поморгай.
Отдых глазкам потом дай.
Нужно глазки открывать,
Чудо чтоб не прозевать.
Треугольник, круг, квадрат
Нарисуем мы подряд.
Повернуть глаза в левую сторону, затем в правую сторону.
Поднять глаза вверх. Опустить глаза.
Быстро моргать.
Закрыть глаза.
Широко открывать и закрывать глаза.
Нарисовать глазами фигуры сначала по часовой стрелке, потом против.
3 часть. Подведение итогов
Педагог:Ребята, сегодня мы с вами узнали, что половиной называют одну из двух равных частей, а четвертиной одну из четырёх равных частей, научились из треугольника конструировать кошку и превращать квадраты в волшебных зверей и предметы.
Рефлексия
Педагог: У вас на столе лежат разноцветные квадратики - смайлики. Если вам сегодня было всё понятно, интересно – поднимите вверх зелёный смайлик, если не всё получалось, но вы старались – жёлтый, а если было трудно – красный. (Приложение 3).
Ритуал прощания
По окончанию НОД дети становятся в круг, берутся за руки, и произносят:
«Мы учились и играли.
Все немножечко устали.
Нужно нам передохнуть.
Завтра снова в долгий путь.
Встанем дружно шире кругом.
Попрощаемся друг с другом» (тихо–громко).