Встречи Гринёва и Пугачёва. Опыт комментированного чтения (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
Submitted by Ольга Васильевна Федорова on Wed, 06/07/2016 - 00:15
Встречи Гринёва и Пугачева составляют сюжетную основу и смысловой центр романа, именно в них находит наиболее яркое отражение противостояние чести и бесчестия, человечности, милосердия и сословного неравенства, вражды. Именно в этих эпизодах кроется для меня разгадка образа Гринёва, который для многих читателей (в том числе и для М.И.Цветаевой) затмевает яркая фигура Пугачёва. Наблюдение над текстом романа становится интереснейшим разговором с автором о его героях.
В тексте статьи курсивом выделен текст романа, все выделения жирным шрифтом и подчёркивания – мои.
Глава 2. «Вожатый».
Ситуация: Сказочный мотив: герой спасен «если не из беды, то по крайней мере из очень неприятного положения».
Пугачев– Символические детали: «вдруг увидел я что-то черное», «должно быть, или волк, или человек», «страшный мужик ласково меня кликал»(из Сна Гринева);
Впечатление, черты личности:«его хладнокровие ободрило меня», «сметливость его и тонкость чутья меня изумили»;
Внешность: «наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары».
Гринев – «мне было досадно…что не мог отблагодарить человека, выручившего меня» - несословное чувство благодарности, просто Человеческое.
Вожатый (Пугачев) – «Его благородиемне жалует шубу со своего плеча, а твое холопье дело не спорить и слушаться» -исключительно сословный подход, все отношения исчерпываются системой «барин-холоп», где первый волен миловать, жаловать и казнить, а дело второго - подчиняться и не спорить. Здесь он -холоп: одет как холоп и говорит холопские слова.
2. Глава 6. «Пугачевщина».
Ситуация: Заочная встреча героев: дворянина, прапорщика и беглого казака, самозванца, государственного преступника, вора, разбойника, злодея… «…убежавший из-под караула донской казак и раскольник Емельян Пугачев, учиня непростительную дерзость принятием на себя имени покойного императора Петра 111, собрал злодейскую шайку, произвел возмущение в яицких селениях и уже взял и разорил несколько крепостей, произведя везде грабежи и смертные убийства», «воззвание (воззвание Пугачева) написано было в грубых, но сильных выражениях и должно было произвести опасное впечатление на умы простых людей»;
Вина Пугачева- в глазах государства: самозванство (посягнул на имя монарха, на святыню, на власть); в глазах человека, христианина: разбой, убийства (посягнул на закон божий).
3. Глава 7. «Приступ».
Ситуация- жизнь героя в руках самозванца, играющего роль царя.
Пугачев - «сидел в креслах…», «на нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза»;
«Грозно взглянул на старика и сказал ему: «Как ты смел противиться мне, своему государю?», «мрачно нахмурился и
махнул платком(в ответ на слова коменданта)»; «Вешать его!..»(о Гриневе); «Пугачев дал знак, и меня (Гринева) тотчас развязали и оставили»; Пугачев опустил руку (так и не поцелованную Гриневым), сказав с усмешкою:«Его благородие, знать, одурел от радости…». Меня подняли и оставили на свободе; «Унять старую ведьму!»,-сказал Пугачев. Тут молодой казак ударил ее саблею по голове, и она упала мертвая…». Теперь он – грозный царь- государь, а вокруг холопы. Он приказывает, он казнит и милует. По его представлениям, видимо, это и значит – быть государем. Ситуация повторяется зеркально, но он лишь играет роли: то благодарного холопа, то сурового, но способного на милости царя.
Гринев – «Я глядел смело на Пугачева, готовясь повторить ответ великодушных моих товарищей (капитана Миронова и Ивана Игнатьевича)»; «В эту минуту не могу сказать, чтоб я обрадовался своему избавлению, не скажу, однако ж, чтоб я о нем и сожалел. Чувствования мои были слишком смутны»; «…я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению (реакция на приказ целовать руку Пугачеву); «я стал смотреть на продолжение ужасной комедии».
В Гриневе, человеке чести, и сомнения не возникает, как вести себя в такой ситуации: честный человек честен всегда. Чувства его смутны, но чувство чести не зависит от душевного состояния. Гринев, видимо, ощущает неестественность ситуации:
театральность поведения «грозного государя» и бессмысленную жестокость происходящей «ужасной комедии».
4. Глава 8. «Незваный гость».
Ситуация- В этом эпизоде герои лицом к лицу выясняют суть своих отношений. Здесь неуместна маска, и Пугачев ее снимает, а Гринев отказывается надевать.
Пугачев – «Пугачев на первом месте сидел…Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого…каждый свободно оспоривал Пугачева», «затянем-ка на сон грядущий мою любимую песенку»; «заунывная бурлацкая песня»; «простонародная песня про виселицу»; «Пугачев смотрел на меня пристально, изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости»; «Думал ли ты…что человек, который вывел тебя к умету, был сам великий государь? (Тут он взял на себя вид важный и таинственный). Ты крепко передо мной виноват, но я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу…Так ли еще тебя пожалую, когда получу свое государство!..», «Чему ты усмехаешься ?- спросил он меня нахмурясь .- Или ты не веришь, что я великий государь ?Отвечай прямо»- перед нами человек сначала без маски: он не свиреп от природы, а, скорее, плутоват и насмешлив, он любит одну из традиционных русских песен о лихом человеке и его страшной судьбе, о воле, идущей об руку с преступлением, и о власти, осуществляющей суд. Он играет роль, принимает на себя вид государя. Он и говорит о том, что произошло между ним и Гриневым уже не как холоп, но и не как равный (человек с человеком), а как государь из той же песни, из какой-нибудь сказки.
Гринев – «Их (пугачевцев) грозные лица, стройные голоса, унылое выражение, которое придавали они словам и без того вырази тельным, -все потрясало меня каким-то пиитическим ужасом»; «вопрос мошенника и его дерзость показались мне так забавны, что я не мог не усмехнуться»; «признать бродягу государем…казалось мне малодушием непростительным. Назвать его в глаза обманщиком –было подвергнуть себя погибели;…теперь (готовность умереть от руки самозванца) казалось мне бесполезной хвастливостью. Я колебался…Наконец чувство долга возобладало во мне над слабостию человеческою…Рассуди, могу ли я признать в тебе государя…Ты сам увидел бы, что я лукавствую». Подвигов, а тем более бессмысленных, Гринев не совершает. Савельич, судьба и заячий тулупчик спасли его от смерти. Теперь он может спасти Машу. Но Человеческая слабость – это ведь не только страх смерти, это и ложь во имя спасения своей жизни. Гринев преодолевает соблазн и говорит правду. Но говорит, не оскорбляя самозванца, без обличительного пафоса. Сейчас это было бы неуместно и опасно.
Пугачев- « Так ты не веришь, чтоб я был государь…Ну, добро. А разве нет удачи удалому? Разве в старину Гришка Отрепьев нецарствовал?…Послужи мне верой и правдою, и я тебя пожалую в фельдмаршалы»; «…а коли отпущу…так обещаешься ли по крайней мере против меня не служить?..»; «искренность (Гринева) поразилаПугачева». Маска снята: не важно, кто я – послужи мне. Послужи -не служи… Пугачеву не понятна сама природа поведения человека, держащего свое слово, верного ему (слову) и не меняющего убеждений ради дружеских отношений или даже ради спасения самой жизни, но он способен поражаться этому. Он удивлен, что кому-то может казаться важным что-то помимо царской милости.
Гринев- «…отвечал я с твердостию. –Я природный дворянин и присягал государыне императрице: тебе служить не могу»; «начто это будет похоже, если я от службы откажусь, когда служба моя понадобится». Держать данное слово всегда, не служить никому, кроме того, кому дал присягу, даже если «никто не узнает»,- это и есть честность.
6 .Глава11. «Мятежная слобода».
Пугачев- «сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась…узнал меня с первого взгляду . Поддельная важность его вдруг исчезла»; «глаза у Пугачева засверкали. «Кто из моих людей смеет обижать сироту? …от суда моего не уйдет… узнает, каково у меня своевольничать и обижать народ»»; «старик …настаивал на том ,что надобно тебя…повесить; но я не согласился…помня твой стакан вина и заячий тулуп. Ты видишь, что я не такой еще кровопийца, как говорит обо мне ваша братья»; «лицо самозванца изобразило довольное самолюбие. «Да!…Я воюю хоть куда»»; «улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою»; «поздно мне каяться. Для меня не будет помилования .Буду продолжать как начал…Авось и удастся»; «чем триста лет питаться падалью, лучше один раз напиться живой крови, а там что Бог даст!»
Гринев-«мне показалось, что провидение, вторично приведшее меня к Пугачеву, подавало мне случай привести в действо мое намерение(спасти Машу от власти Швабрина); «мороз пробежал по всему моему телу при мысли, в чьих руках я находился (беглых преступников, каторжников, убийц) ; «самозванец говорил правду ( о голоде в Оренбурге),но я по долгу присяги стал уверять, что все это пустые слухи…»; «я увидел необходимость переменить разговор, который мог кончиться для меня очень невыгодным образом…уловка моя удалась»; «Я вспоминал об опрометчивой жестокости, о кровожадных привычках того, кто вызывался быть избавителем моей любезной»; «я офицер и дворянин: вчера еще дрался противу тебя ,а сегодня ...счастие всей моей жизни зависит от тебя»; «я отвечал, что, быв однажды уже им помилован, я надеялся не только на его пощаду, но даже и на помощь»; «жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвичину».
Пугачев, общаясь с Гриневым, словно хочет выглядеть в его глазах лучше: милосерднее, благодарнее и, может быть, благороднее. И Гринев, видимо, понимает искренность этого желания Пугачева, так как называет его жестокость опрометчивой, говорит о его кровожадных привычках. Он понимает, что натура Пугачева – натура человека незаурядного, волею судеб ставшего на путь бунта против законов человеческих и божеских. Гринев даже пользуется абсолютно детским желанием Пугачева слыть перед ним лучше и чище и, когда ситуация становится опасной, переводит разговор на то, что может польстить самолюбию самозванца. Финал главы окончательно объясняет всю пропасть, разъединяющую героев. И эта пропасть не в сословном неравенстве, а в мировоззрении. Пугачев – хищник : «то ли волк, то ли человек», он не сомневается, что «хоть раз напиться живой крови»- благо, настоящая жизнь, свобода. Точно так же Гринев не сомневается в том, что «жить убийством и разбоем»-вот настоящее имя «философии орла», философии Пугачева. Пугачев не понимает самого главного -того, что он убивает другого человека, тем самым греша и губя душу собственную, а не пьет какую-то абстрактную «живую кровь». То, что выглядит привлекательно в аллегории, притче, обретает безобразные черты в жизни- недаром, когда Пугачев рассуждает с удовлетворением о том, что «не так кровожаден», Гринев вспоминает взятие Белогорской крепости.
7. Глава12. «Сирота».
Ситуация- исполнение, реализация сна Гринева.
Пугачев- «…сел на том диване, на котором, бывало ,дремал Иван Кузмич…»; «Выходи, красная девица; дарую тебе волю. Я государь»; «Пугачев устремил на меня огненные глаза свои. «Это что еще?»-спросил он меня с недоумением»; «Ты мне этого не сказал,- заметил Пугачев, у коего лицо омрачилось»; «Казалось, суровая душа Пугачева была тронута… «…Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай…»;
Гринев- «С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака»; «Как тебя назвать не знаю, да и знать нехочу…Но Бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести. Ты мой благодетель…А мы , где бы ты ни был и что бы с тобой ни случилось, каждый день будем Бога молить о спасении грешной твоей души…»; «Не могу изъяснить то, что я чувствовал, прощаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня…В эту минуту сильноесочувствие влекло меня к нему. Я пламенно желал вырвать его из числа злодеев, которыми он предводительствовать, и спасти его голову, пока было время»; «Я долго смотрел на белую степь, по которой неслась его тройка».
Гриневу, благодаря его честности, чувству благодарности, дару человечности, удалось волей провидения раскрыть «другого» Пугачева: умеющего быть милосердным, великодушным, благодарным. Благодаря этому взгляду образ Пугачева зазвучал трагически, ведь оказалось, что он сам знает, что его ждет, и спасти его уже нельзя, поздно… Пугачев все-таки стал посаженым отцом Гринева, да и Маши тоже, благословив их, то есть оказался на месте отца, как и во сне. А слова рассказчика об особой роли Пугачева в его жизни просто расшифровывают символическую фразу из того же сна «страшный мужик ласково меня кликал». Итак, Пушкин утверждает главный закон жизни, понятый им,- править людьми может только любовь, человечность, милосердие. Все, что кажется людям важнее этого(власть, формальные правила),- ведет к гибели, страданию души и тела. Гриневское понимание дворянской чести не противоречит общечеловеческому пониманию чести (целомудрия души и тела), поэтому он находит общий язык и с батюшкой, и с Мироновыми, и с Пугачевым, и с Савельичем. Поэтому его, а не Швабрина любит Маша Миронова, дочь честного капитана Миронова.
8. Глава 13. «Арест».
«Пугачев…явился на сибирских заводах, собрал там новые шайки и опять начал злодействовать»; «Мы проходили через селения, разоренные бунтовщиками, и поневоле отбирали у бедных жителей то, что успели они спасти…состояние всего обширного края, где свирепствовал пожар, был ужасно…Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!».
9. Эпилог.
«он (Гринев) присутствовал при казни Пугачева, который узнал его в толпе и кивнул головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу».