Игровые технологии на уроках литературы
Нурлыгаянова Наталья Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ "Кадетская школа "Патриот"
Энгельсского муниципального района
Саратовской области
Пояснительная записка
Как привлечь школьников к чтению художественной литературы? Как оторвать их от компьютера, побудить заглянуть в библиотеку, выбрать книгу и прочитать? Эти вопросы занимают многих педагогов. Проблема формирования интереса учащихся к изучению литературы и чтению является одной из самых актуальных для всех словесников.
Заинтересовать учеников и привлечь их к внимательному чтению художественного слова, на мой взгляд, помогают уроки литературы в игровой форме.
Цель опыта: создать условия для осознанного, осмысленного чтения художественной литературы.
Задачи:
1) активизация деятельности учащихся;
2) формирование навыка глубокого осмысления прочитанного, умения выражать свои мысли в форме развёрнутого аргументированного ответа на вопрос, вести диалог;
3) формирование познавательного интереса к предмету;
4) воспитание ответственности за коллектив, стремления к лучшему результату своей команды.
Игры широко применяются на уроках как методические приёмы обучения школьников. Игры можно использовать на любом этапе урока: усвоения новых знаний, закрепления и обобщения изученного материала, контроля. В копилке каждого учителя литературы огромное множество игр: викторины, кроссворды, КВН, брейн-ринг, интеллектуальное лото, игра-путешествие, театральные постановки. Важно уметь варьировать и компоновать игры с запланированными этапами урока, подстраивать ритм игры под психоэмоциональное состояние детей и никогда не «навязывать» игру авторитарными методами.
Урок-игра соответствует требованиям ФГОС:
- учащиеся самостоятельно работают на всех этапах урока;
- учитель выступает в роли организатора, а не информатора;
- обязательно организуется рефлексия учащихся на уроке;
- учащиеся активно выражают свои мысли, аргументируют свою точку зрения.
Учитель не даёт знания в готовом виде, не комментирует и не исправляет ответы учеников, давая возможность сделать это самим учащимся, предугадывает затруднения учеников и моделирует ход урока-игры, исходя из ситуации. Игра обладает чёткой учебно-познавательной направленностью, которую обеспечивает педагог, исподволь организовывая и координируя деятельность учащихся.
Используя игровые технологии на уроках литературы, могу отметить следующее:
- заметно повышается успеваемость по предмету, ответы учеников становятся более глубокими, продуманными, практически всегда высказывается личная точка зрения;
- повышается результативность участия в олимпиадах и конкурсах;
- изменятся микроклимат в классном коллективе: появляется взаимопонимание, внимательное отношение к мнению одноклассников;
- повышается интерес к предмету, что проявляется в чтении художественной литературы, желании обсудить прочитанное не только на уроках, но и в свободное от занятий время.
|