1
|
Самоопределение в деятель
ности.
|
Организационный момент.
Поприветствуйте гостей.
Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и мысленно пожелайте удачи и положительных оценок своему соседу.
- Каким вы хотите видеть наш урок?
- Я желаю вам всем сегодня на уроке сделать много хороших дел!
Пусть доброе солнечное настроение сопровождает нас на уроке и помогает справится с учебными задачами, которые мы определим в ходе работы.
- Какие умения вам понадобятся?
-Сегодня работаем под девизом: «Мы – дружная команда»
|
-интересным,
познавательным,
-наблюдательность, умение рассуждать, делать выводы и др.
|
|
2
|
Актуа-
лизация знаний.
|
Определение изучаемого раздела.
-Как же мы будем организовывать нашу работу?
(на доске условные обозначения)
-работа в парах;
-обрати внимание;
-давай подумаем;
-подсказка;
-тайна языка
- Назовите какой раздел учебного материала мы сейчас изучаем на уроках русского языка.
Определите о какой части речи говорится в загадке?
- «Я в языке одни предметы называю,
Запомните, друзья,- вот главный мой секрет».
- Давайте определим границы знания - незнания. Назовите, что мы уже знаем в теме, а что нет.
Тестирование по теме.
- Проверим ваши знания в форме теста.
Открываем тетради, записываем число.
Сегодня 18 декабря.
Классная работа.
Обратите внимание на прописанные слова в ваших тетрадях и потренируйтесь дома писать правильно и чисто.
Тестирование по теме.
Необходимо выбрать правильные ответы.
Спрогнозируйте свой результат.
Вопросы:
- Что такое имя существительное?
- Что обозначает имя существительное?
- На какие вопросы отвечает?
- Каким членом предложения может быть?
Проверка. На доске лист с ответами.
-
- С какой целью выполняли данное задание?
- Кто выполнил без ошибок?
- У кого прогноз не совпал с результатом?
|
Будем работать в парах,
Обратим внимание на то, что важно знать, понаблюдаем, воспользуемся подсказкой, обратимся к тайнам языка
- Части речи.
Имя существительное.
Учащиеся называют изученные темы.
Прогнозируют
Учащиеся показывают номер с правильным ответом
-Повторить полученные знания об имени существительном
Оценивают работу
|
|
3
|
Фиксация затрудне
ния в деятель
ности.
Выявле
ние места и причины затрудне
ния.
|
Проблемная ситуация
Критерий выполнения задания – наблюдательность.
На доске записаны словарные слова
М_лина, п_сок, г_зета, ябл_ко, п_рог, ра__тояние.
Прочитайте орфографически.. В каком слоге вставили безударную гласную? Какую?
Как вы думаете, что объединяет эти слова?
Разделите слова на 3 группы. По какому признаку можно это сделать?
-По какому признаку ещё можно разделить? (Фиксация затруднения)
-Ребята, а как вы думаете мы всё уже знаем об имени существительном?
- В русском языке очень много разных «тайн», в том числе и об имени существительном.
Какая наша задача? У вас на партах карточки на которых описывается одна из тайн.
- Что нам понадобится для выполнения этого задания
-Как организуете работу?
Тайна Мудрой Совы
Из этой истории вы узнаете, как у слов – существительных род появился. Сначала все существительные были очень и очень похожими. Да, такими похожими, что сама Королева их путала.
И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, тот будет награжден».
А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить.
Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала. Пришла Королева и сказала: «Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода. Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода. А те, что остались неопределёнными, пусть останутся среднего рода.»
Вот так и появился род у имён существительных. С тех пор Королева перестала путать существительные друг с другом. Но она знала секрет различия рода имён существительных, а вам, ребята, ещё предстоит открыть секрет определения рода имени существительного.
Какую тайну русского языка вы узнали?
-Что узнали об имени существительном?
-Сформулируйте тему урока.
(Учитель фиксирует тему на доске)
-Поставьте цель урока.
-Чтобы раскрыть тему, какие задачи на уроке мы должны поставить?
-Давайте откроем учебник с. 135 и узнаем правильно ли мы определили тему урока.
|
-имена существительные, словарные слова
Делят слова на группы
1 признак – от количества слогов в слове.
- Не знаем.
– раскрыть ещё одну «тайну».
Наблюдательность и внимание
Работают в парах
им. сущ. делятся по родам
Род имён существительных
Научиться определять род им. сущ.
Будем применить новое знание; повторять пройденный материал, развивать наблюдательность и внимание….
Работают по рубрике «тайны языка»
Читают по учебнику
|
|
4
|
Построе
ние проекта выхода из затрудне
ния
|
Давайте теперь вернёмся к нашему заданию, которое вызвало у вас затруднение.
-Распределите слова на группы
Девочки возьмите свои слова, а мальчики свои.
Проверка.
-Какие слова взяли девочки? Почему?
- Какие слова взяли мальчики?
-Какие слова остались лишними? Почему?
Какой род у оставшихся слов?
Ф/мин
|
Малина, ракета
Песок, пирог
Яблоко, расстояние
Они не относятся ни к мужским ни к женским, значит они среднего рода
|
|
|
Сделайте вывод.
-На какие три группы делятся существительные?
- Чтобы легче было научиться определять род,
я открою вам секрет Королевы:
Памятки на партах
Женский род запомню я
И скажу : « Она-моя»
(ж.р.)
И запомню род мужской
И опять скажу: «Он-мой»
(м.р.)
Средний род: «Оно-моё!»
Это правило-твоё!
(ср.р.)
Мы продолжаем работу по теме урока, учебник с. 135 упр.№2
-Прочитайте задание
-Какие знания нам понадобятся, чтобы выполнить упражнение?
(умение применять правило)
Смотрим образец.
Какие сущ -ые нам даны?
(дерево, роза, тюльпан)
-Какое прилагательное к ним дано?
КРАСИВ…
-Что отсутствует у прилагательного?
Обратите внимание , что в скобках даны подсказки.
( окончания:- ый, - ая, - ое)
Давайте составим сами словосочетания. Что нам поможет? (памятка)
гимнастка ( она ), ( ж.р.) – ловкая гимнастка,
прыжок ( он ), ( м.р. ) – ловкий прыжок,
движение ( оно ), ( ср.р. ) – ловкое движение
|
Ж.р, м.р., ср.р.
Читают вслух
Делают вывод
Мужской род
Женский род
Средний род
Вслух коллективно
Читают памятку
У доски
|
|
5
|
Реализа-
ция построен-ного проекта
|
Дальше работаем самостоятельно с опорой на образец.
2 строчка упражнения
Для чего будем выполнять это задание?
(проверка устно с места)
природа( она ), ( ж.р.) – зимняя природа
небо ( оно ), ( ср.р. ) – зимнее небо
пейзаж ( он ), ( м.р. ) – зимний пейзаж
-Что такое пейзаж?
На каких уроках вам встречалось это слово?
|
В парах
Чтобы научиться применять полученные знания
жанр изобразительного искусствав котором основным предметом изображения является природа
|
|
7
|
Самостоятельная работа с самопро
веркой по эталону.
|
Откройте с. 136
-Какой вопрос нам задаёт автор учебника?
( на доске тест)
Зима
Наступила долгожданный зима. Выпал пушистая снег. Выглянуло яркая солнце.
-Прочитайте текст. Что заметили?
-Спишите текст без ошибок.
-Определите род им.сущ.. Подпишите над сущ.
-Что понадобится для выполнения задания?
-Спрогнозируйте результат работы, а по окончанию мы проверим.
( взаимопроверка; учитель под их диктовку исправляю ошибки на доске).
- Вы сейчас встретились с затруднением, но благодаря друг другу и учителю нашли выход из него. А если нет рядом другого человека, где можно найти нужную информацию?
|
Читают по учебнику
правило
Ответ:
от формы имени сущ.
(в это время параллельно сильные ученики выполняют работу по карточкам0
Полученные знания и умения их пименять
Прогнозируют
-В книгах, словарях, энциклопедиях, в интернете.
|
|
9
|
Рефлек-
сия учебной деятель-
ности.
|
Итог урока.
-Каким сегодня был для вас урок? Почему?
-Над какой темой работали на уроке?
-Чему учились?
-Что нового узнали об им. сущ.?
Оцените свою деятельность на уроке.
На уроке были самыми активными: ………………
За карточки получили оценки……………….
Д/З
Из орфографического словаря ( форзац учебника) выписать
по 5 имён существительных каждого рода и к ним подобрать подходящие по смыслу имена прилагательные.
Спасибо за урок!
|
Оценивают свою деятельность
Я молодец!
Могу лучше!
Надо постараться!
|
|