Submitted by Елена Юрьевна Алентьева on Fri, 17/06/2016 - 08:13
Учебная программа – О.А. Климанова, В.В. Климанов.
Тема: План местности.
Тип урока: Закрепление учебного материала.
Вид учебного занятия: урок-игра.
Цель урока: Повторение и закрепление знаний по теме: «план местности»; формирование у учащихся интереса к предмету; развитие умения применять свои знания на практике.
Планируемые задачи.
Личностные: Формирование уважение к личности и ее достоинствам, потребности в самовыражении и самореализации, воспитывать чувство ответственности за коллективное дело.
Коммуникативные: развивать умение работать в группе, слушать и слышать друг друга, представлять в устной форме свою позицию, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивные взаимоотношения.
Познавательные: формирование умения планировать и определять последовательность работы, делать выводы и умозаключения, развивать умение применять свои знания на практике.
Регулятивные: умение организоват выполнения заданий, производить самооценку.
Предметные
Повторить и закрепить знания, полученные в ходе изучения темы «План местности»; развивать интерес обучающихся к предмету; развивать коммуникативные и творческие способности учащихся; профориентация; Предварительная подготовка.
На предыдущем уроке уч-ся получают задание: повторить материал по теме «План местности», разбиться на 3 команды (8-10 человек), каждая команда должна придумать название, девиз и эмблему, связанные с темой «План местности», придумать 3 вопроса для команды соперников, составить кроссворд из 6 вопросов.
Оборудование: презентация. Карточки задания, планы местности.
Ход урока.
1. Знакомство с правилами игры. Команды выполняют предложенные задания, за каждое из которых получают определенное количество баллов, итоги подводятся после каждого конкурса.
2. Первый конкурс - представление команд.
Каждая команда произносит свое название и девиз, демонстрирует эмблему (максимальное количество баллов в данном конкурсе - 5).
3. Второй конкурс – разминка. Учащиеся встают по командам в три колонны и, по очереди передавая эстафетный мелок, выходят к доске и записывают масштаб. Первый участник команды записывает любой масштаб в любом виде, например, в 1см 50м. следующий участник пишет этот же масштаб в другом виде, например 1:50000, третий участник пишет этот же масштаб в линейном виде. Четвертый участник начинает все сначала (каждая правильная запись оценивается в один балл).
4. Третий конкурс. Команды по очереди задают вопросы друг другу. (Каждый вопрос оценивается в один балл, каждый правильный ответ в 2 балла.)
5. Четвертый конкурс.
Командам загадываются загадки, отгадки на которые учащиеся должны зарисовать в виде условных знаков на листах бумаги (каждый правильный ответ оценивается в один балл).
А)
Не море, не земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя.
Б)
Шагаешь — впереди лежит,
Оглянешься — домой бежит.
В)
Я над речкой лежу,
Оба берега держу.
Г)
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик — в роднике,
А широкий — в море.
Д)
Все меня топчут,
А я все лучше.
Е)
Стоит копытце -
Полно водицы.
Ж)
От дождей, текущих вод
Он растёт из года в год.
Он полей равнинных враг,
И зовут его ....
З)
Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог,
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой.
6. Пятый конкурс.
Каждая команда получает листок с заданием, в котором зашифровано слово, которое ребята должны разгадать, используя указанные азимуты (правильные ответы оцениваются в 5 баллов).
Правильный ответ – ПЛАНЕТА
А- азимут; L- расстояние в см.
1 буква
2буква
3буква
4буква
5буква
6буква
7буква
А-0
L-2
А-90
L-0,5
А-45
L-2
А- 0
L-2
А-270 L-1
А- 0
L-2
А-90
L-0,5
А- 90
L-1
А- 0
L-2
А- 135
L-1
А-180
L-1
А- 0
L-1
А-270 L-1
А- 0
L-2
А-180
L-2
А- 90
L-1
А-270
L-1
А-90
L-1
А- 90
L-1
А- 90
L-2
А- 90
L-1
А-180
L-2
А- 90
L-1
А- 0
L-1
А-270
L-1
А-180
L-2
А-135
L-1
А-180
L-2
А- 0
L-1
А- 90
L-1
7. Шестой конкурс- конкурс специалистов. В каждой команде все участники делятся по специальностям: предприниматели, гидрологи, топографы, геоморфологи. В каждой команде представители одной специальности получают карточки с заданием. Предприниматели получают план местности на котором выделено два участка и им дается задание выбрать из этих двух участков территорию, которая подходит больше всего для организации горнолыжного курорта, выбор необходимо обосновать; гидрологи пользуясь планом местности должны составить описание реки; топографы по тексту должны составить план местности; геоморфологи должны определить абсолютную высоту точки, каждое правильно выполненное задание оценивается в три балла.
8. Седьмой конкурс - конкурс кроссвордов. Кроссворды выполненные учащимися оцениваются по 5 бальной шкале.
Учащиеся обмениваются кроссвордами и разгадывают их (правильно разгаданные кроссворды оцениваются в 5 баллов).
8. Подведение итогов. Подчитывается общее количество баллов. Называется команда-победитель. Учащиеся получают оценки за работу на уроке, высказывают свои мнения о игре.