Официальный сайт медиатэк 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



конспект интегрированного урока "Живая природа зимой"

Размещено: Екатерина Алексеевна Локтионова - чт, 16/06/2016 - 22:54
Данные об авторе
Автор(ы): 
Локтионова Е.А
Место работы, должность: 

ГБОУ ЦО "Технологии обучения"

Регион: 
Город Москва
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Цель урока: 

Цель урока: закрепление и расширение  имеющихся у детей знаний об изменениях в жизни живой природы с приходом зимы;

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Оборудование:  учебники А.А. Плешакова к УМК «Школа России» 1-3 классы,

Используемое оборудование: 

планшеты, электронные приложения к учебникам, презентация, иллюстрации с изображениями животных и птиц, тесты, 

 

Используемые ЦОР: 

материал с сайта http://allforchildren.ru/why/why52.php, You Tube учебный фильм для начальных классов: “Времена года. Зима».

Краткое описание: 
<p><strong>Задачи урока:</strong></p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; 1. Повторить и обобщить знания учащихся об изменениях в жизни &nbsp;живой природы с&nbsp;&nbsp;</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; приходом зимы;</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; 2. Тренировать умения устанавливать связи между изменениями в неживой и живой&nbsp;&nbsp;</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;природе;</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; 3. Пробуждать интерес детей к жизни животных и птиц в зимнее время;&nbsp;&nbsp;</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; 4. Развивать умение добывать информацию при помощи вопросов и при работе с</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; различными видами информационных источников, развивать коммуникативные &nbsp;&nbsp;</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; навыки.</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; 5. Воспитывать любовь к природе своего края, чувство сострадания.</p> <p><strong>Тип урока:&nbsp; </strong>урок актуализации знаний.</p> <p><strong>Методы обучения:</strong></p> <p>&nbsp;а) по источнику изложения материала: наглядные, практические, словесные, игровые;</p> <p>&nbsp;б) по характеру учебно-познавательной деятельности: поисковые, исследовательские,&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; проблемные.</p> <p><strong>Планируемый результат:</strong> создание условий для формирования исследовательской деятельности учащихся через включение их в учебное исследование; &nbsp;формирование умения устанавливать связи между изменениями в неживой и живой&nbsp; природе (невидимые нити природы ); &nbsp;совершенствование умения анализировать результаты исследования, делать вывод; стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы, используя различные источники информации, развитие самоконтроля, мышления, речи.</p> <p>&nbsp;</p>

Ход урока.

1. Организационный момент.

Приветствие. Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

У.   - О каком времени года это стихотворения В.Фетисова?

                    Ночью ветер волком выл

                    И по крыше палкой бил.

                    Утром глянули в окно,

                    Там  - волшебное кино:

                    Раскатала белый холст,

                    Набросала светлых звезд

                    И папахи на дома

                    Нахлобучила …                              Слайд 1

Д.  -  Зима.

2. Повторение изученного материала.

У. -Почему существуют времена года?

Д. – Солнце по-разному освещает землю.

Дифференцированная работа учащихся.

Ученики 3- 4-х классов знакомятся с материалом из Интернета, а ученики  2-х классов повторяют пройденный материал по учебнику, ученики 1–х классов работают с учителем.

Материал для учащихся 3- 4-х классов.

Смена времен года — вечное и неизменное явление природы. Причина его заключается в движении Земли вокруг Солнца.

Путь, по которому в космическом пространстве движется земной шар, имеет форму вытянутого круга - эллипса. Солнце находится не в центре этого эллипса, а в одном из ее фокусов. Поэтому на протяжении года расстояние от Солнца до Земли периодически меняется: от 147,1 млн. км (в начале января) до 152,1 млн. км (в начале июля). Переход от тёплого времени года (весна, лето) к холодному (осень, зима) происходит вовсе не потому, что Земля то приближается к Солнцу, то удаляется от него. А ведь и сегодня так думают многие люди! Взгляните на приведенные выше цифры: в июне Земля находится дальше от Солнца, чем в январе!

Схема смены времен года

Дело в том, что Земля, помимо обращения вокруг Солнца, вращается вокруг воображаемой оси (линии, проходящей через Северный и Южный полюса). Если бы ось Земли располагалась под прямым углом к орбите Земли вокруг Солнца, у нас не было бы времен года, а все дни были бы одинаковыми. Но эта ось наклонена по отношению к Солнцу (на 23°27'). В результате Земля вращается вокруг Солнца в наклонном положении. Это положение сохраняется круглый год, а ось Земли всегда направлена в одну точку — на Полярную звезду.

Поэтому в разное время года Земля по-разному подставляет солнечным лучам свою поверхность. Когда солнечные лучи падают отвесно, прямо, Солнце жарче. Если же лучи Солнца падают на земную поверхность под углом, то они греют земную поверхность слабее.

Лучи Солнца падают на Землю

Солнце всегда стоит прямо на экваторе и в тропиках, поэтому жители этих мест не знают холодов. Там не так резко, как у нас, сменяются времена года, и никогда не бывает снега.

В то же время часть года каждый из двух полюсов повернут к Солнцу, а вторую часть скрыт от него. Когда Северное полушарие повернуто к Солнцу, в странах к северу от экватора — лето и день длинный, к югу — зима, а день короткий. Когда прямые лучи Солнца падают на Южное полушарие — здесь наступает лето, а в Северном — зима.

Зима и лето в Северном и Южном полушарии

 

Работа с учащимися 1-2-х классов.

 

Учащиеся 2-х классов повторяют пройденный материал по учебнику, затем включаются в работу с учителем.

 

У.  – Какие  изменения в неживой природе происходят с наступлением зимы?

Д.  – С приходом зимы дни становятся короче, небо покрыто темными низкими облаками,   солнце низко  поднимается над землей,  поэтому земля получает мало тепла, стало намного холоднее, замерзла почва, снег покрыл землю, мороз сковал водоемы.                                                                                                                                         

У.  – Какие зимние явления природы вы запомнили?

Д.  -  Снегопад, метель, изморозь, гололедица, оттепели.

 

 

У.  -  А теперь проверим ваши знания, заполните таблицу ( групповая работа детей).

Дети заполняют строчки по классам.

 

4 класс

Почему наступает зима?

 

 

3 класс

Какие  изменения в неживой природе происходят с наступлением зимы?

 

2 класс

Назовите зимние явления природы.

 

 

1 класс

Нарисуйте осадки в зимний период.

 

 

 

Слайд 2.

 

3. Актуализация знаний.

 

У.  -  Сегодня мы снова отправимся в гости к зиме.(постановка проблемы)

         А о чем  пойдет речь, попробуйте догадаться, пока я буду читать вам рассказ

         В. Бианки «Холодно в лесу, холодно!»:

 

      «Ледяной ветер гуляет в открытом поле, носится по лесу меж голых берез и осин. Он забирается под тугое перо, проникает в густую шерсть, студит кровь. Не усидишь ни на земле, ни на ветке: все покрыто снегом, стынут лапы. Надо бегать,   прыгать, летать, чтобы как-нибудь согреться.

       Хорошо тому, у кого теплое, уютное логово, норка, гнездо; у кого запасов целая кладовая. Закусил поплотней, свернулся калачиком, - спи крепко.»

 

У.  -  Догадались, о чем пойдет речь?

Д.  -  О жизни животных и птиц зимой.

 

 

4. Определение темы урока.

 

У.  -  Правильно,  только тема нашего урока более полная. разговор пойдет не только  о     жизни животных и птиц.  Что еще относится к живой природе?

Д. - Растения.

У. - Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Д. - «Живая природа зимой».

 

 Слайд 3

5. Постановка учебных  задач.
У. -  Определите учебные задачи.

Д. - Сегодня на уроке мы повторим и обобщим всё, что знаем о том, как зимуют различные растения, животные, птицы.

У. - Какие цели вы перед собой поставите? На какие вопросы к концу урока хотите получить ответы?

Д. – Узнать новые сведения о жизни животных и птиц, о том, кто чем питается и как добывает пищу в тяжелое зимнее время.

У. - А еще во время выполнения заданий обратите внимание на то, при помощи каких способов и приемов вы получаете нужную информацию (обучение приемам информационной деятельности). Я буду рада вашим хорошим ответам

 

Слайд 4.

Знаю: - какие изменения наступают в природе с приходом зимы;

            - суровое время для растений и животных.

Хочу узнать:  - как зимуют различные растения и животные;

                         - чем люди могут помочь животным в зимнее время.

 

 6 .Мотивирование к учебной деятельности.

Закрепление  знаний о жизни растений  в зимний период.

 У. - Вспомните, как изменения в неживой природе с приходом зимы,  влияют на жизнь растений.

Д.  -  Деревья сбрасывают листья.

У.  -  Правильно, почему?

Д.  -  Становится холодно, выпадает снег, он может сломать ветки.

У.  -  Все ли деревья сбрасывают листву на зиму?

Д.  -  Нет, зелеными остаются ель, сосна.

 

Слайд 5 (ель, сосна)

 

У.  -  Действительно, растениям для роста и развития нужно тепло. Зимой рост растений прекращается. Ученые говорят, что они находятся в состоянии покоя. К зиме дерево запасает питательные вещества, помогающие ему дожить до весны. Зимой дерево не растет, но ученые убедились в том, что дерево продолжает дышать, только во много раз медленнее, чем летом.

-Если деревья на зиму сбрасывают листья, то как же можно их отличить друг от друга?

Д.   -  По стволу.

У.   -  Правильно, по коре ствола, на некоторых, например,  дубах, остается часть листьев, на многих деревьях можно увидеть плоды и семена, а еще по форме кроны.

 

Слайды 6- 15  Задание: Определите дерево по стволу.

(береза, осина, рябина, дуб ствол, дуб листья, тополь, ясень семена, лиственница,клен семена, клен листья)

 

У. -  Деревья и кустарники замирают на зиму. А что происходит с травянистыми  

        растениями?

Д.  -  Растения вянут и желтеют.

У.  – Да, многие, действительно вянут. А можно ли под снегом увидеть зеленые растения?

         Оказывается, можно.

-  Почему же такое возможно?

Д.  -  Под снегом тепло.

У.  -  Снег плотно укутывает землю. Под снегом температура всегда выше, чем на воздухе.

     Показ иллюстраций растений, остающихся под снегом зелеными (брусника, земляника,

     клюква, вереск).

                

 

 

        

 

 

 

 

 

                

                

 

 

 

 

 

              

 

 

 

- Узнаете ли вы эти растения?

Слайды 16-19

-Показ изображения поля осенью. Деревья уже голые, а вся земля покрыта свежими зелеными расточками.

 

 

 

 

 

 

У. -  Что это за растения?

Д.  -   Это озимые хлеба.          

 

 Слайд 20                                     

 

У   -    На каком уроке  вы  уже встречали сведения об озимых?

Д.  -   На уроке чтения читали  стихотворение  А. Плещеева, в котором есть отрывок:

                                Вянет и желтеет

                                Травка на лугах.

                                Только зеленеет

                                Озимь на полях.

 

Упражнение на закрепление знаний о жизни растений зимой выполняется детьми дифференцированно в виде таблицы.

 

У.  -  А теперь проверим ваши знания, заполните таблицу ( групповая работа детей).

Дети заполняют строчки по классам.

 

4 класс

Перечислите деревья, сбрасывающие листву, перед наступлением зимы.

 

3 класс

Перечислите кустарнички, зимующие под снегом зелеными?

 

2 класс

Как называются злаковые культуры, высеянные на поля осенью?

 

1 класс

Какие деревья зимуют зелеными?

 

 

 

7. Динамическая пауза.

 

У. – Я буду называть растения, если они зимуют зелеными, вы разминаете ножки, а, если – сбрасывают листву – руки.

 

8. Создание проблемной ситуации.

  Жизнь животных зимой.

У. Теперь давайте подумаем, что меняется с приходом зимы в жизни животных.

-Как животные приспосабливаются к приходу зимы?

Д.  -    Медведь ложится в берлогу спать.

У.  -   Правильно, а еще барсуки, ежи. Только они спят крепко, барсук иногда просыпается и подкрепляется запасами, заготовленными с осени. А сон медведя неглубок, он спит очень чутко, поэтому зимой медведя лучше не тревожить. Медведь зимой не может добыть себе пищу, и, если он проснется, то вылезет из берлоги, и будет бродить по лесу. Такого зверя называют шатуном. Голодный зверь очень опасен.

 

Слайды 21-23

 

У. - Как меняется жизнь лягушек, жаб, ящериц, змей поздней осенью?

Д. – Прячутся в укромные места, засыпают.

У. – Этих животных ( земноводные, пресмыкающиеся, рыбы) называют хладнокровными.

Они имеют медленный обмен веществ, поэтому температура тела у них выше температуры окружающей среды не более, чем на 1-2 градуса. В холодное время года, когда у этих животных снижается скорость движения, они впадают в состояние анабиоза (в спячку).

 

У. -  Каких зверей можно встретить зимой в лесу?

Д.   -  Волки, лисы, зайцы, белки… (учитель показывает иллюстрации).

       -  Как эти звери приспосабливаются к холодам?

Д.   -  Осенью у зверей отрастает густая теплая шерсть.

У.   - А еще что происходит с шерстью некоторых животных?

Д.   -  Меняется цвет шерсти у белки и зайца.

У.   -  Для чего звери меняют окраску шерсти?

Д.   -  Для того, чтобы легче было спрятаться от врагов.

 

Слайды 24- 27

 

У.   -  А как мелкие животные защищаются от холода?

Д.   -  Прячутся в укрытия, норки.

У.   -  Мы уже говорили о том, что снег согревает растения. Также под снегом от холода

       прячутся  мыши и полевки. Они почти всю зиму проводят под снегом.

 

Слайд 28

 

       -  Кроме того, что под снегом тепло, подумайте, почему еще у этих зверьков нет

       необходимости выходить из-под снега?

 Д.   -  Под снегом они могут добыть себе пищу.

 У.   -  Правильно, а еще снег помогает им укрыться от врагов.

  -  А  какие враги у этих зверьков?

Д.    -  Лисы.

 

Слайд 29

 

У.    – А еще ласки, хорьки. 

  -  Какой еще опасный хищник водится в лесу?

Д.   -  Волк.

У.   -  Чем питается волк? 

Д.    -  Зайцами.

У.    -  Не только. Волки охотятся стаями, поэтому добычей волка становятся и более

крупные звери: кабаны, лоси.

  -  А чем питаются травоядные лось и зайцы?

Д.    -   Корой и молодыми веточками кустов и деревьев.

 

У.   -  Вывод: Видите, сколько интересного вы вспомнили и узнали о жизни животных зимой. Но животные в этот период становятся очень аккуратными. Поэтому, когда входишь в зимний лес, кажется, что жизнь в нем замерла, остановилась.

-  Что указывает на то, что это не так?

Д.   -  На снегу видны следы зверей.

У.   -  Следы на снегу расскажут о том, какие животные обитают в данной местности. Но   

       для этого нужно уметь читать следы, т.е. знать, какой след у какого зверя.

 

Слайд 30

 

-  Направление движения зверя легко определить по неглубокому и влажному снегу.

      На отпечатке лапы или ноги видны подушечки, когти, передняя часть копыта.

      У белок и зайцев направление движения укажут отпечатки задних лап, они

      расположены впереди передних. Лисица обычно бежит легкой рысью и следы ее тянутся ровной цепочкой. У лося, передвигающегося по в глубоком снегу, передняя стенка следа более плотная, чем задняя.

Следы расскажут также, где зверь ночевал – видна лежка, где он кормился – ямки в снегу (лисица), «нырки» под снег (ласка, горностай). Где зверь переходил в другое место – след ровный, расстояния между отпечатками небольшие. Если зверь напуган и убегает – шаг сменяется прыжками.

 Упражнения на закрепление знаний .

Задание для учащихся 1-х классов:

Отгадайте загадки. Нарисуйте животное, которое можно увидеть зимой в лесу.

 

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.                    (Белка)

 

 У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.                (Заяц)

  

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.          (Медведь)

 

 

Все время по лесу он рыщет

И в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами «щелк».

Кто, отгадайте, это - …..              (Волк)

 

 

 За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало-

Нет ни дыма, ни пожара.             (Лиса)     

 

В электронном приложении к учебнику для 2-х классов.

Упр. 1  Зимние явления в живой и неживой природе.

Упр. 2   Какие животные к зиме меняют свой наряд.

Задание для учащихся 3- 4 –х классов.

 Тест  « Животные  зимой»

 

  1. Как меняется жизнь лягушек, жаб, ящериц, змей поздней осенью?

          -  засыпают в норах

          -  умирают

          -  впадают в спячку в укромных местах

 

  1. Зимой  не впадают в спячку:

          -  заяц

          -  медведь

          -  волк

          - барсук

          -  лиса

          -  еж

    3.  Какие животные делают запасы корма на зиму:      

        -  мышь

        -  барсук

        -  заяц

        -  лиса

        -  белка

        -  медведь

 

  4. Благодаря чему медведи, ежи, барсуки могут не питаться всю зиму?

-  запасам корма

        -  запасам жира

        -  долгому сну

 

9. Динамическая пауза.

Гимнастика для глаз:

                       Чтобы глазки зорче были, чтобы зрение сохранить

                        Эти лёгкие движенья предлагаю повторить.

                        Вдаль посмотрим и под ноги, вправо, влево,  поскорей

                        Быстро глазки мы закроем и откроем их скорей.

                        А теперь по кругу быстро, словно стрелочка часов,

                        Проведём глазами дружно ну, а дальше – будь здоров!

 

 

10. Жизнь птиц зимой.

 

У. -  Давайте теперь поговорим о птицах. Что в их жизни изменилось с приходом зимы?

Д. -  Многие птицы осенью улетели в теплые страны.

У. -  Как называют этих птиц?

Д. -  Это перелетные птицы.

У. -  Назовите, каких перелетных птиц вы знаете.

Д. -  Скворцы, грачи, жаворонки, ласточки.

 

Слайд 31

 

У. -  Правильно, а еще зяблики, стрижи, иволги, кукушки и многие другие птицы.

     -  Почему эти птицы улетают?

Д. -  Они не могут добыть себе зимой корм.

У.  -  Чем питаются эти птицы?

Д.  – Насекомыми.

 

У.  -  А почему улетают утки, гуси, чайки, аисты, цапли?

-  Где живут эти птицы? Чем питаются?

Д.  – Утки, гуси, чайки - это водоплавающие птицы.

- Они питаются рыбой. А аисты и цапли любят лягушек.

 

Слайд 32

 

У.  – Какой же вывод можно сделать?

Д.  -  Эти птицы улетают, потому что водоемы зимой покрываются льдом.

 

У.  -  Каких птиц зимой можно увидеть на улицах города?

Д.  -  Воробьев, галок, ворон, голубей, синиц.

 

Слайд  33

 

У.  -  Этих птиц называют оседлыми.

 

У. -  А каких  птиц можно встретить в зимнем лесу?

Д.  -  Синицы, дятлы, сороки, поползни.

 

Слайд 34

 

У.  -  А есть ли такие птицы, которые, наоборот, зимой прилетают в наши края?

Д.  -  Это снегири.

 

Слайд 35

 

У.  -  А еще к нам прилетают очень интересные птички – чечетки.

 

      Птицы эти прилетают, как только выпадает снег. Самочки, как и у многих других видов  птиц – невзрачные, серенькие, а самцы – красивые, яркие: на голове красные шапочки и ярко-красные перышки на груди. Самое большое лакомство для них – семена лебеды.

 

 Слайд 36

 

У.  -   Многие птицы зимой питаются семенами растений, в том числе и   

      сорных.  

      -  В зарослях бурьяна, где торчат сухие стебли лебеды, репейника, крапивы, кормятся

       стайки ярко окрашенных щеглов. Они перелетают по кустикам сорных трав и  

       выклевывают маслянистые семена.

     - Снегири тоже любят полакомиться семенами растений, особенно крапивы и конского

      щавеля.

 

У.   - Чем еще питаются зимой птицы?

Д.   -  Дятлы, поползни и синицы достают насекомых из-под коры деревьев.

 

У.    - С утра до позднего вечера работает дятел: упершись в ствол упругим хвостом, зацепившись сильными лапами, он долбит дерево крепким, как долото, клювом. А потом длинным, крепким, с зазубринами языком достает насекомых из выдолбленного отверстия. Найденное насекомое либо прилипает к языку, смоченному липкой слюной, либо прокалывается, как острогой, острым концом языка.

 

У.  -Зимуют у нас в лесах еще глухари, тетерева, рябчики, совы, ястребы, сойки.

      -  Чем же питаются зимой эти птицы в лесу?

Дети, скорее всего, затруднятся ответить на этот вопрос.

 

У.   -  Интересную подготовку к зиме проводят глухари. Они вылетают на берега рек и     озер, набивают зобы маленькими круглыми камешками, которые помогают перемалывать жесткую сосновую хвою. Сосна, на которой кормятся глухари, к весне кажется совсем голой. Ведь хвоя почти единственная пища этих птиц в зимнее время.   

      - Тетерева питаются побегами и почками берез, ольхи, ивы.

      -  Рябчики питаются преимущественно почками и сережками

      березы и ольхи.

 

     - Кроме пищи, лес дает птицам защиту от непогоды. В кронах хвойных деревьев и подлеске птицы находят надежное убежище от ветра и снежных метелей.

У.  - Глухари, тетерева и рябчики на ночь закапываются в снег, ныряя в него прямо с дерева. Как вы думаете, для чего они это делают?

Д. -  Под снегом тепло.

 

У.   -   Какие птицы питаются семенами хвойных деревьев? 

Д.   -  Дятлы, клесты.

У.   -  Чем особенны эти птицы – клесты?

 Д.   -  Они прилетают к нам зимой и выводят птенцов.

 

 Слайд 37

 

У.   -  Почему некоторые птицы прилетают к нам в холодное время? Откуда они

       прилетают?

Д.   -  Оттуда, где холоднее.

У.   -  Правильно, они прилетают из более северных районов. К тому времени, когда у нас

       начинаются холода, там уже становится тяжело добыть пищу.

-А что птицам зимой страшнее: холод или голод?

Д.  -   Голод.

У.  -  Почему зимой в городах становится больше птиц?

Д.  -  В городе проще добыть пропитание.

 

Создание проблемной ситуации.

У. – А вы никогда не обращали внимания на такую интересную вещь: зимой чаще, чем летом можно увидеть стаи птиц? Причем в одной стае рядом находятся разные птицы.

В городе в одной стае можно увидеть ворон и галок. А в лесу можно встретить смешанную стайку синиц, дятлов, поползней, пищух.

Д.- Стаей легче добыть корм.

У.  – Правильно.  В стае птицам легче выжить. Стая, скорее, чем одиночная особь, заметит хищника, быстрее обнаружит запасы корма и найдет убежище на длинную, морозную ночь.

 

У. – Мы с вами уже много говорили о том, что зимой для птиц страшнее голод, чем холод.

    Но все-таки сильное понижение температуры воздуха играет не последнюю роль. Когда

    лес надолго оказывается во власти холода, сильного ветра и снежной метели, птицы не

    покидают своих убежищ, расходуя запасенную энергию на поддержание постоянной  

    температуры тела. Именно в такие дни много мелких птиц погибает от переохлаждения

    и недостатка корма. Например, синички могут погибнуть, если в течение 6 часов не                 

    добудут себе пищи. Ученые подсчитали, что из 10 синиц 8-9 гибнут в холодный период.

   Для синиц еще опасно обледенение деревьев. Через ледяную корку птички не могут 

   добраться до корма. 

                            

 У.   -  Как люди могут помочь птицам зимой?

 Д. -  Птиц нужно подкармливать.

 У. -  Как это можно делать?

 Д. -  Развешивать кормушки и насыпать в них корм.

 У.  – Развешивать кормушки нужно обязательно, а  какой же корм можно в них насыпать?

Выслушиваются ответы детей.

У.  -  Птицам можно крошить белый хлеб, из круп лучше давать пшено, любят птицы семечки подсолнуха и тыквы, овес. Для синичек на ветках деревьев развешивают кусочки несоленого сала. Если вы уже осенью начнете заготавливать корм для птиц, то высушите семена арбузов и яблок, плоды рябины и калины можно заморозить. Птицы будут вам благодарны!

 

Упражнения для закрепления знаний.

 

Учащиеся 1-х классов выполняют задания из электронного приложения к учебнику:

-  Определи птиц, которые могут прилететь зимой к кормушке;

-  Выбери корм, который лучше положить в кормушку.

 

Учащиеся 2-х классов  отвечают на вопросы:

-  Для чего некоторые птицы зимой собираются в стайки?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

- У какой птицы птенцы появляются зимой?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

- Каких птиц зимой можно увидеть у кормушки?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Какой корм можно насыпать в кормушку?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Учащиеся 3-х классов отвечают на вопросы и  выполняют задания в тестовой форме:

 

  1. Дополни ответ:

Перелётные птицы - это те, которые

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Зимующие птицы - это те, которые

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

    2. Почему некоторые птицы улетают в другие края?

-  становится холодно

-  пропадает корм

-  замерзают водоёмы, нечего пить

 

  1. Отметь  птиц, которые улетают раньше других.

- утка                

- стриж        

- грач

- скворец

- ласточка

  1. Как птицы определяют, что пришла пора отлёта?

- стало холодно

-  пропал корм

-  день стал короче

 

  1. Отметь  зимующих птиц

- дятел

- ворона        

- грач                

-  сойка

- цапля

- поползень

 

 

Учащиеся 4-х классов отвечают на вопросы:

 

  1. Дополни ответ:

Перелётные птицы - это те, которые

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Зимующие птицы - это те, которые

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Почему некоторые птицы улетают в другие края?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Назови птиц, которые улетают раньше других.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как птицы определяют, что пришла пора отлёта?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Назови не менее 5 зимующих птиц

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 11. Итог урока.

 

1) Самопроверка детьми усвоения изученного материала по теме : «Живая природа зимой» ( групповая работа).

 

Задание: Допиши недостающие слова, чтобы получился рассказ о зимних изменениях в  неживой и живой природе.

 

        Наступила зима. Самое заметное изменение в неживой природе - ___________________. Часто идет сухой, колючий или мокрый _________________.

Метут  сильные ____________________. Вода в реках, прудах и озерах

________________________. Почва  сильно _____________________

и покрылась __________________.

 

       Все лиственные деревья в зимнем лесу стоят _____________.

Только ___________________ и ___________________ хвастаются зеленым нарядом. Травянистые растения зимуют ________________________________________ .

        Не слышно в лесу птичьего щебета. Только далеко – далеко разносится стук _______________. В зимнем лесу можно увидеть, прыгающую по деревьям пушистую красавицу __________.

        Люди помогают зверям и птицам перенести зимний голод. Они ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

После выполнения задания, учитель предлагает учащимся для самопроверки слова для справок.

 

Слова для справок: похолодание, метели, промерзла, снегом, снег, замерзла, сосны, голые, ели, под снегом, белка, дятел, корм, кормушка.

 

2) Итоговая работа ( проект) учащихся – заполнение фотографиями растений, животных и птиц книжки- раскладушки «Живая природа зимой».

Учащиеся 1- 2-х классов заполняют  странички про растения ( какие растения к зиме сбрасывают листья,  а какие зимуют зелеными ).

Учащиеся 3-х  классов заполняют странички о животных ( какие животные впадают в спячку, а каких можно увидеть зимой в лесу).

Учащиеся 4-х классов заполняют странички про птиц (какие птицы улетают в теплые страны, каких птиц можно встретить зимой в городе, а каких – в лесу).


Рефлексия.

Дети дают самооценку работе на уроке.

 Слайд 38

Чему  научились на уроке:

Я научился...

Я понял, что...

Было трудно...

Было интересно...

 

Оценки за урок (выставляются учащимися).

Учитель: - Спасибо за урок! Мне с вами было приятно работать. 

Прикрепленный файл Размер
живая природа зимой.ppt 4.52 Мбайт

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн