Новые ФГОС меняют представление о результате обучения. Теперь задача образовательного процесса состоят не столько в передаче знаний, умений и навыков, а в личностном результате, формировании осознанной позиции ученика и будущего гражданина с активной позицией. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ним в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе или колледже.
Так что же такое коучинг? Это новый и для многих в нашей стране пока малоизвестный подход к развитию человека. Предтечей коучинга был профессор Гарвардского университета и спортсмен Тимоти Гэлвей (Timothy Gallwey).
Коучинг (англ. coaching – обучение, тренировки) – это работа как с отдельным человеком или с группой, так и с организацией по постановке собственных целей и максимально быстрому достижению этих целей путем мобилизации внутреннего потенциала и освоения передовых стратегий получения результата. Коучинг больше помогает личности обучаться, нежели учит.
Коучинг позволяет педагогу, не забираясь в личностные проблемы, понять, что он может сделать для разрешения своих проблем и как направить своих учеников к наилучшему для них результату. У коучинга мягкая, не назидательная форма, которая активизирует ресурсы.
Коучинг – это искусство задавать сильные вопросы.
Коучинг – это построение своего будущего, это прорыв в будущее.
Логика применения коучинга в образовании
Цель коучинга в обучении - помогать учащимся учиться активно и сознательно, поддерживать их намерение самостоятельно приобретать знания, способствовать тому, чтобы они могли максимально использовать свой потенциал, развивать навыки, лучше выполнять свои учебные обязанности и в результате - достигать желаемых результатов.
Основная задача коуча - поддерживать у учащихся уверенность в своих силах, сформировать у них адекватную самооценку. Вера учащихся в свои возможности, степень их осознания способствуют высокой учебно-познавательной мотивации и формированию ответственности за свою учебу.
Коучинг может считаться осуществленным только в том случае, если учащийся приходит к искреннему осознанию необходимости учебной деятельности для достижения своих личных целей. Задача коуча - помочь ему прийти к этому осознанию. Как пишут Э. Парслоу и М. Рэй, «вы не можете никого ничему научить, прежде чем человек сам этого не захочет; вы можете привести лошадь на водопой, но не в ваших силах заставить ее пить!»
Ключевые установки и ценности коучинга нам знакомы, они естественным образом включаются в любое учебное занятие:
- развитие навыков целеполагания и проектирования,
- разработка гипотез и продвижение проектов,
- опора на творческую инициативу, позитивную мотивацию,
- желание пробовать, ошибаться, идти дальше.
Что важно - они близки к форматам личностного развития, причем не только наших учеников, но и самих учителей. За счет глубокой включенности во взаимодействие учитель тоже получает стимул для изменения качества своей жизни.
Пять установок коуча, которые были сформулированы Милтоном Эриксоном:
«Люди хороши такими, какие они есть»;
«Люди уже обладают всеми ресурсами для успеха»;
«Изменения не только возможны, но и неизбежны»;
«Люди действуют с позитивными намерениями»;
«Люди делают наилучший выбор из возможных».
Как видим, в педагогичности установок не приходится сомневаться. Хороший педагог никогда не навешивает на детей ярлыки неисправимых, принимает всех, создает новые возможности для выбора. Он верит в желание ребенка быть хорошим, в то, что он стремится к лучшему; главное – учитель сам уверен в собственной способности меняться к лучшему.
Философия и принципы коучинга
- Все люди обладают гораздо большими внутренними способностями, чем те, что они проявляют в своей повседневной жизни
- Каждый человек обладает мощным потенциалом
- В человеке уже есть все необходимые ресурсы для достижения успеха
- Фокус на сильные стороны
- Обучение на успехе, а не на ошибках
- Ориентир не на проблему, а на решение
- Принятие, открытость и доверие – ключ к взаимодействию
- Направленность: из настоящего в будущее
- Нет оценкам и советам! Все ответы внутри человека - человек себя оценивает сам
- Легкость и позитив
Итак, Коучинг рассматривает человека не пустым сосудом, в который можно поместить всё что угодно, он предлагает новую модель. Мы более похожи на желудь, который содержит в себе весь потенциал, чтобы стать могучим дубом. Нам необходимы питание, поощрение и свет, чтобы достичь этого, но способность вырасти в мощное создание уже заложена в нас.
Технологичность коучинга
Почему реализацию коучингового подхода в обучении школьников можно считать образовательной технологией? Да потому, что он соответствует существующим определениям образовательной технологии и имеет все присущие ей компоненты. О.Б. Епишева трактует образовательную технологию как продуманную во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя, которая предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом.
Модель процесса коучинга складывается из нескольких четко определенных этапов:
- Постановка цели и осознание её реальности.
- Анализ необходимых составляющих успеха.
- Анализ имеющихся возможностей.
- Определение путей достижения цели, выбор стратегии.
- Мониторинг достижения цели и анализ результатов.
Первый и все определяющий шаг на этом пути, в котором учащимся может помочь коуч: осознать их личную потребность в обучении. В результате этой работы ученик должен распрощаться с иллюзиями относительно того, что его обучение и достижение целей (например, успешное окончание школы и подготовка к поступлению в вуз) — это забота школы и учителя. Ему необходимо четко осознать, что обучение и развитие являются, прежде всего, его личными задачами.
На этом пути ему поможет совместная работа с коучем, который будет оказывать действенную помощь, поддержку, делиться опытом: будет формировать своеобразную поддерживающую среду (для успешного достижения целей, ученику также необходима поддержка и признание его успехов со стороны всего класса, коллектива учителей и родителей, что тоже является результатом комплексной работы с учителем-коучем)
Работает коучинг и в общении с родителями. И родители могут успешно применять коучинг в воспитании детей.
Коучинг и школьный урок
Если говорить о традиционной структуре урока и структуре коуч-сессии, то они удивительным образом совпадают. Это обстоятельство свидетельствует в пользу естественности применения коучингового подхода даже в этом основном элементе учебно-воспитательного процесса.
ВОЛШЕБНЫЕ ВОПРОСЫ КОУЧИНГА
Это открытые вопросы. Вопросы о будущем.
Вопросы по коучинговой модели GROW
Модель представляет собой логическую последовательность в задавании вопросов.
G – goal – цель (чего хотим достичь?)
R – reality – реальность (что есть на данный момент?)
O – options – варианты (каковы варианты/возможные пути достижения желаемого)
W – way & will – путь и намерение (какой вариант выбираю, каков конкретный план действий?)
Выводы
Итак, во-первых, потребность в использовании коучингового подхода в современной школе достаточно очевидна, особенно на старшей ступени образования, т.к. именно старшеклассники уже готовы ставить перед собой цели, способны оценить их значимость для себя и своей дальнейшей жизни, но не знают как с этими целями работать и не знакомы с эффективными инструментами для их достижения.
Во вторых коучинговый подход максимально соответствует концепции личностно-ориентированного образования (по крайней мере, нам пока неизвестна наиболее личностно-ориентированная и конкретная образовательная технология), а коучинговые навыки органично встраиваются в профиль компетенций современного учителя.
Успехов на пути мастерства!
|
На: Коучинг в образовании.
На дистанционных курсах учителей географии России на форуме по новым технологиям обучения с данной технологией всех обучающихся познакомила учитель географии Хабаровского края ШЕЛЕМЕТЬЕВА ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА. Её выступление называлось: "Коучинг в школе -это мост в будущее". Это её краткие комментарии и ссылки на изучение технологии.
Коучинг в школе-это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг не учит, а помогает учиться. Главная задача в образовании в том ,чтобы помочь ребёнку понять себя,оценить свои запросы,разобраться в своих проблемах, мобилизовать все свои внутренние и внешние ресурсы как для решения сложившийся ситуации, так и для своего дальнейшего саморазвития. С технологией коучинга я познакомилась в этом учебном году на семинарах, которые проводила методист нашей школы,начала использовать эту технологию на своих уроках.
http://coachingineducation.ru/ - Всероссийский проект «Коучинг в образовании»
https://www.facebook.com/groups/421412281371456/ - Группа педагогов-коучей.
С уважением, Нина Андреевна Никифорова!
На: Коучинг в образовании.
Прочла и внимательно просмотрела ссылки. Очень, интересная эта новая и малоизвестная технология. Мне кажется, что для молодых, начинающих педагогов это просто " палочка - выручалочка" Спасибо Нина Андреевна. С уважением Щеглова Н.Ф.