Официальный сайт itartass-sib 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Атмосферное давление. Ветер"

Submitted by Елена Павловна Царева on чт, 09/06/2016 - 18:42
Данные об авторе
Автор(ы): 
Царева Елена Павловна
Место работы, должность: 

учитель географии МОУ "Гимназия №3"города Ярославля

Регион: 
Ярославская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
География
Цель урока: 
  • Сформировать понятия об атмосферном давлении и величине нормального атмосферного давления, выяснить, от чего зависит атмосферное давление;
  • Сформировать понятие ветер и раскрыть причины его образования;
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля.5-6 классы : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / А.А. Лобжанидзе ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.

Используемое оборудование: 

Интерактивная доска, рабочие листы (приложение 1), барометр, оборудование для проведения экспериментов (лабораторные весы, грузик, линейка (длинной 25-30 см), два деревянных бруска, стакан с водой, лист плотной бумаги, два воздушных шарика)

Краткое описание: 
<p>В ходе проведения простых опытов ребята знакомятся с понятиями вес воздуха, &nbsp;атмосферное давление и ветер. Урок открытия новых заний путем ведения проблемного диалога.</p>

Технологическая карта урока географии

ФИО педагога

Царева Елена Павловна

Предмет

география

Класс

6 класс

УМК

Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля.5-6 классы : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / А.А. Лобжанидзе ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.

Оборудование

Интерактивная доска, рабочие листы (приложение 1), барометр, оборудование для проведения экспериментов (лабораторные весы, грузик, линейка (длинной 25-30 см), два деревянных бруска, стакан с водой, лист плотной бумаги, два воздушных шарика)

Тема урока

Ветер. Атмосферное давление.

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

  • Сформировать понятия об атмосферном давлении и величине нормального атмосферного давления, выяснить, от чего зависит атмосферное давление;
  • Сформировать понятие ветер и раскрыть причины его образования;

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать определение понятий «атмосферное давление» и «ветер»;
  • называть единицу измерения атмосферного давления;
  • понимать устройство ртутного барометра и барометра-анероида;
  • на основании расчетов определять давление на разной высоте в тропосфере;
  • описывать причины изменения атмосферного давления;
  • объяснять причины изменения атмосферного давления;
  • объяснять образование ветров и их разную скорость;

Метапредметные:

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • проводить наблюдение под руководством учителя;
  • выдвигать гипотезы
  • владеть устной речью, строить монологическое высказывание;
  • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
  • создавать и преобразовывать схемы для решения задач;

Личностные:

  • умение вести диалог на основе взаимного уважения;
  • использовать языковые средства для выражения своих мыслей. 

Ход урока

Этап урока, длительность

Учитель

Ученик

Этап 1. Организационный (1 мин)

    Приветствие обучающихся. Проверка готовности к уроку.

Приветствуют учителя.

Этап 2. Изучение нового материала

(1 мин)

    Предлагает по рисункам на слайде определить, какое явление природы объединяет данные изображения.

Если обучающиеся затрудняются, предлагает загадку:

Без рук, без ног,

по полю рыщет,

Поет да свищет,

деревья ломает,

к земле траву приклоняет. (Ответ – ветер)

Выполняют предложенное задание.

Этап 3. Целеполагание

( 3 мин)

 

      Предлагает сформулировать тему урока и записать ее на рабочих листах

      Организация диалога для формирования задач:

  • Что такое ветер?
  • Дайте понятию определение.

Ветер – горизонтальное перемещение воздуха

       Предлагает записать в рабочий лист первую часть определения.

  • Что вы знаете об этом явлении? Что хотели бы узнать?

(Виды ветров, причину образования ветров и т.д.)

      Предлагает эти утверждения считать задачами на урок

Определяют  тему и задачи урока

 

 

Этап 4. Открытие новых знаний

(13 мин)

 

Предлагает ответить на вопрос:

  • Кто или что заставляет двигаться воздух?

Ветер образуется под действием силы, которая позволяет провести опыт.

      Демонстрация опыта со стаканом воды и листом бумаги. (Налить полный стакан воды, накрыть его плотным листом бумаги. Поддерживая лист рукой, быстро перевернуть стакан вверх дном. Отнять руку от листа бумаги)

  • Что удерживает лист бумаги и не дает воде вылиться? Что удерживает лист бумаги, хотя казалось бы вокруг ничего нет? На самом деле ничего нет?

Воздух удерживает лист и потому оказывает давление – атмосферное давление.

Из всего выше сказанного попробуем сформулировать определение «атмосферного давления».

Атмосферное давление – сила, с которой воздух давит на земную поверхность и находящиеся на ней предметы.

Чтобы создать давление воздух должен иметь вес. Можно ли измерить вес воздуха?

Проведем опыт, доказывающий наличие веса у воздуха.

       Демонстрация опыта с весами и двумя шариками (Взять лабораторные весы. На правую и левую чашки весов положить сдутые детские воздушные шарики и убедится , что чашки весов раны. Затем один из шариков наполнить воздухом, завязать и положить на чашку весов. Равновесие не сохранилось)

Если воздух имеет вес, значит,  оказывает давление на все предметы, которые он окружает. Подсчитали, что столб воздуха давит на S=1 см. кв. с такой силой, как гиря в 1 кг 30 г.

Общий закон природы гласит: все что имеет вес – давит на нижележащие тела.     Доказательства закона – демонстрация опыта с линейкой (На два деревянных бруска положить пластмассовую линейку длинной. В центре линейки поставить грузик – линейка под тяжестью прогнулась. Затем убрать груз – линейка вернулась в прямолинейное положение)

1 случай – линейка прогнулась под тяжестью груза. 1 случай – на линейку давит воздух – почему она не деформировалась?

  • В чем отличие первого эксперимента от второго?
  • Как измерить АД?

Историческая справка : Впервые удалось измерить атмосферное давление  итальянскому ученому  Эванджелисту Торричелли, ученику Галилея. Опыт Торричелли состоит в следующем: стеклянную трубку длиной около 1 м, запаянную с одного конца, наполняют ртутью. Затем, плотно закрыв другой конец трубки, ее переворачивают, опускают в чашку с ртутью и под ртутью открывают конец трубки (рис. 1). Часть ртути при этом выливается в чашку, а часть ее остается в трубке. Торричелли, предложивший описанный выше опыт, дал и его объяснение. Как вы объясните, почему не вся ртуть вылилась в чашку?

Если к трубке с ртутью, использовавшейся в опыте Торричелли, прикрепить вертикальную шкалу разделенную на отрезки миллиметровые, то получится простейший прибор — ртутный барометр (от греч. барос – тяжесть, метрео – измеряю). Он служит для измерения атмосферного давления. С тех пор единицей измерения атмосферное давление является мм рт ст.

Благодаря барометру люди доказали, что атмосферное давление в разных точках земли различное. Почему?

Обратимся к рис. 1 на рабочем листе. На рисунке изображены несколько точек (А, В, С) земной поверхности.  Точка А расположена на уровне Мирового океана на средней широте.  При 0°С среднее давление составляет 760 мм РТ. ст. Эта величина принимается за нормальное атмосферное давление.

Перемещаемся в точку В. Что изменилось в этой точке в сравнении с предыдущей? (высота , толщина слоя атмосферы - уменьшилось). На вершине горы воздух больше или меньше будет давить на нижележащие объекты? Значит,  атмосферное давление должно уменьшиться.

Действительно: расчет ученых следующие – с подъемом вверх на 1 км – атмосферное давление уменьшается на 10,5 мм рт ст. Зная эту закономерность и высоту горы, определите атмосферное давление на вершине горы. Данные запишите рядом с ртутным барометром.

  • Какие ощущения испытывает человек, поднимаясь в горы, где давление ниже? – (признаки горной болезни)
  • А в самолете? – создается искусственное давление, комфортное человеку.

 

 

 

 

 

Выдвигают гипотезы (в первом случае предмет давил на линейку только сверху, во втором воздух давит на окружающие тела со всех сторон равномерно, поэтому линейка не изогнулась)

Выдвигают гипотезы (Воздух давит на поверхность ртути в чашке. Ртуть находится в равновесии. Значит, давление в трубке равно атмосферному давлению)

Учащиеся отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

Учащиеся делают предположения

 

Проводят соответствующие расчеты и данные заносят в рабочий лист

Этап 5. Применение новых знаний

( 2 мин)

Аналогично определим атмосферное давление в точке С. Что изменилось в этой точке в сравнении с предыдущей? (высота , толщина слоя атмосферы - уменьшилось). Во впадине воздух больше или меньше будет давить на нижележащие объекты? Значит, атмосферное давление должно увеличиться. На сколько? Определите, зная закономерность

 Проводят соответствующие расчеты и данные заносят в рабочий лист

Этап 6.Этап промежуточного подведения итогов (1 мин)

Итак, сделаем вывод. От чего зависит атмосферное давление?

Первая причина – высота точки над уровнем моря. Запишите в рабочий лист.

Отвечают на вопрос, записывают данные в лист

Этап  7. Открытие новых знаний (4 мин)

 

 

 

Город Ярославль находится на высоте 100 метров над уровнем моря, значит атмосферное давление будет отличаться от нормы на 1 мм рт ст. Однако сегодня прогноз погоды показал что в Ярославле атмосферное давление равно _____мм рт ст, а вчера - ____ мм рт ст. Положение города не изменилось, а атмосферное давление поменялось? Почему? От чего еще зависит атмосферное давление? Нам предстоит найти еще одну фактор, оказывающий влияние на атмосферное давление.

Все вы видели или запускали китайские фонарики? Задумывались ли вы над вопросом: что заставляет фонарик взлетать? Чтобы фонарик, воздушный шар взлетели, их необходимо наполнить теплым воздухом. Почему?

При нагревании воздух расширяется, становится легче и движется вверх. Холодный воздух ведет себя наоборот: при охлаждении воздух сжимается, становится тяжелее и опускается.

Доказательство этого факта: разница в температуре воздуха в помещении.  Где в помещении воздух будет теплее,  а где холоднее?

Давайте докажем это фактами: снимем показатели воздушных термометров, размещенных на разной высоте в кабинете: ближе к полу и ближе к потолку.

В природе все происходит аналогично: теплый воздух поднимается вверх (удаляется от земной поверхности – восходящие потоки воздуха), значит,  давит с меньшей силой и создает пониженное давление. Холодный воздух опускается (нисходящие потоки воздуха) , давит больше и создает повышенное давление

Итак, от чего еще зависит атмосферное давление.  (Атмосферное давление зависит от температуры воздуха) Предлагает сделать соответствующую запись в рабочем листе.

 

 

 

 

 

 

Выдвигают предположения

 

Отвечают на вопросы учителя

Выдвигают предположения

 

 

 

 

 

 

Два ученика снимаю показания с воздушных термометров

 

 

Отвечают на вопрос и записывают данные в рабочий лист

Этап 8. Применение новых знаний (4 мин)

 

Сегодня на уроке мы говорили о двух явлениях природы: атмосферное давление и ветер. Как связаны эти два явления?

  • Посмотрите на рисунок. Что на нем изображено?
  • Как будет себя вести воздух в этой ситуации? (будет двигаться из области повышенного давления в область пониженного)
  • Что мы нарисовали стрелкой? (ветер)
  • Откуда куда дует ветер, согласно рисунку? ( Из области высокого давления в область пониженного давления)

Предлагает дописать определение ветра в рабочий лист.

  • На  рисунках определите и стрелкой покажите направление ветра.
  • В каком случае ветер будет двигаться с большей скоростью?  Почему?
  • От чего зависит скорость ветра? (от разницы давления)

Отвечают на вопросы учителя и делают соответствующие зарисовки на рабочем листе

 

 

 

Делают предположения

 

 

Этап 9. Открытие новых знаний

( 5 мин)

Ветер имеет две главные характеристики: скорость и направление. Направление ветра определяют по той стороне горизонта, откуда он дует. Значит, если завтра обещают северный ветер, скорее всего будет похолодание.

  • Как определить на местности направление ветра?

Направление ветра можно определить по местным признакам: деревьям, дыму из труб. Но надежнее использовать прибор флюгер.(Демонстрация фото прибора)

На картах направление ветра изображают стрелками.

Предлагает определить направление ветра по карте атласа в Москве, Нижнем Новгороде.

Для каждой местности важно знать, какие ветры дуют чаще, какие – реже.

  • Людям какой профессии необходимы знания о направлении ветров?

Поэтому строят чертеж, который называется роза ветров. Он показывает преобладающие ветры в данной местности за определенный период.

Предлагает определить преобладающие ветры по розе ветров (рисунок на слайде)

Скорость ветра измеряют в метрах в секунду (м/с) и определяют с помощью прибора анемометра (демонстрация прибора).  Можно использовать приблизительный показатель силы ветра по шкале Бофорта (в баллах от 0 до 12)

 

 

 

Делают предположения

 

 

 

Работа по карте атласа (стр. 33)

 

 

 

 

 

Работа с розой ветров

Работа с рисунком учебника (шкала Бофорта)

Этап 10. Закрепление нового материала.

( 3 мин)

 

Вопросы для закрепления:

  • Может ли на Земле не быть ветра? Почему? (разная температура воздуха и разная высота местности)
  • Каково значение ветра в природе и жизни человека? (Мировой круговорот воды, перемешивание воды океане, образование ветровых волн и океанических течений)

 

Отвечают на вопросы учителя

Этап 11. Подведение итогов (2 мин)

Итак, что нового мы узнали сегодня на уроке?

Все решили задачи, поставленные в начале урока?

Отвечают на вопросы

Этап 12. Рефлексия.

(3 мин)

Предлагает оценить работу на уроке -  продолжить фразу на листочке:

  1. На уроке я работал активно/пассивно
  2. Своей работой я доволен/ недоволен
  3. За урок я устал / не устал
  4. Материал урока мне был интересен\скучен
  5. Какую оценку я ставлю себе за работу на уроке

Комментирует  и выставляет оценки за урок

Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов

Этап 13. Домашнее задание (3мин)

Параграф и задания на рабочем листе

 

Знакомятся с заданиями

 

Прикрепленный файл Size
рабочий лист учащимся.docx 613.1 KB

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн