В связи с реализацией ФГОС ДО становится актуальным рассмотрение психолого-педагогических условий построения эффективного дошкольного образования. Эффективность дошкольного образования определяется прежде всего, по нашему мнению, созданием развивающей образовательной среды, ориентированной на целостное развитие ребёнка с учётом его особенностей. В связи с этим возникают вопросы: «Какой дошкольник сейчас? Как обеспечить целостное развитие ребёнка в современных условиях? Какие психолого-педагогические условия можно выделить для построения эффективного дошкольного образования?»
В ХХ веке ребенок развивался в условиях малого социума (семьи, дворовой компании, пионерской организации) с четкой привязкой к конкретному взрослому. Сегодня ребенок поставлен в ситуацию разорванных связей и хаотичного потока информации без структурно-логических связей. Современные дети сильно отличаются не только от тех, кого описывали в своих сочинениях И.Г.Песталоцци, Я.А.Коменский и В.А.Сухомлинский, но и от своих сверстников последнего десятилетия ХХ века. Социальные изменения привели к изменениям психологическим. Обобщив фундаментальные академические исследования последних лет, академик И.Фельдштейн обозначил круг из 13 значимых изменений у современных детей:
- Резкое снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста.
- Рост эмоционального дискомфорта и снижение желания активных действий.
- Уход из жизни ребенка сюжетно-ролевой игры и, как следствие, снижение произвольности и мотивационно-потребностной сферы.
- Снижение любознательности и воображения у дошкольников, неразвитость внутреннего плана действий.
- Недостаточная сформированность мелкой моторики и, следовательно,
графических навыков у детей дошкольного возраста указывают на неразвитость соответствующих мозговых структур, в том числе отвечающих за произвольность.
- Значительное снижение социальной компетентности и самостоятельности в принятии решений.
- Рост «экранной» зависимости.
- Ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества,
растерянности, неверия в себя.
- Увеличение числа детей с эмоциональными проблемами.
- Астенизация телосложения и снижение мышечной силы.
- Рост каждые десять лет на 10–15% основных форм психических заболеваний.
- Рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Увеличение численности одаренных детей [2, с. 30].
Исходя из данных исследований, мы можем констатировать, что современный дошкольник, при наличии большей информированности o «взрослом мире», менее развит в психологическом плане (рассматривая основные психические процессы: воображение, мышление, волю и эмоциональную сферу).
Кравцов Г. и Кравцова Е., рассматривая психологические основы стандартов дошкольного образования, выделяют три психологических основания развития и совершенствования современной системы дошкольного образования:
- целостное представление о ребенке дошкольного возраста («… целостное представление непосредственно связано с психологическими особенностями и характеристиками детей этого возраста»);
- представление о целостной жизнедеятельности ребенка («…развитие системы дошкольного образования предполагает учет самых разных аспектов жизнедеятельности малыша»);
- представления об индивидуальных траекториях развития и особенностях поведения дошкольников («…чем больше проявляется и развивается индивидуальность детей, тем более эффективна система дошкольного образования») [1, с. 8].
Данные основания реализованы при разработке ФГОС ДО и предполагают изменение в подходах к организации жизнедеятельности ребёнка в детском саду, построении всего образовательного процесса, создание эффективной развивающей образовательной среды.
Под образовательной средой (по Ясвину В.А.) « ..мы будем понимать систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [3,c.14].
Образовательная среда может рассматриваться как развивающая, если эта среда обеспечивает возможности:
1. Для удовлетворения и развития субъектом своих потребностей на всех иерархических уровнях;
2. Для усвоения личностью социальных ценностей и органичной трансформации их во внутренние ценности.
Весь комплекс таких возможностей, обеспечиваемых конкретной образовательной средой, и составляет её развивающий психолого-педагогический потенциал.
Качество образовательной среды может быть оценено путём анализа:
1. Пространственно-предметного компонента этой среды;
2. Социального компонента этой среды;
3. Связей между пространственно-предметным и социальным компонентами этой среды.
Таким образом, эффективность развивающей образовательной среды, по нашему мнению, определяется способностью обеспечивать комплекс возможностей для развития всех субъектов образовательного процесса. При этом особые требования предъявляются к педагогу как носителю культурной информации, профессионалу, создающему условия для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства.
Для реализации основной психологической цели дошкольного образования (по Кравцову Г.Г.) необходимо создать следующие психолого-педагогические условия:
- Включение семьи в жизнь детского сада («…позволяет создать единую образовательную среду и социальную ситуацию развития, необходимые ребенку; Включение семьи в жизнь детского сада позволяет родителям посмотреть на других детей, на своего ребенка со стороны, найти интересное для ребенка содержание и адекватные для его развития формы обучения. Это позволяет родителям взглянуть на мир глазами ребенка, лучше понимать его, надлежащим образом общаться и взаимодействовать с ним.»);
- Ориентация в образовательных программах для дошкольников на спонтанное обучение («Психологический смысл процесса обучения раскрыт в предложенном Л.С.Выготским принципе взаимосвязи обучения и развития. Дошкольник развивается в процессе обучения, если оно строится по его собственной программе. Наличие такой программы обучения означает, что ребенок учится тому, что он считает нужным и интересным… Ориентация в образовательных программах для дошкольников на спонтанное обучение предполагает, что педагог должен не только и не столько научить ребенка (это вторая задача), сколько сформировать у него мотивы обучения.»);
- Становления и развитие детской игры – ведущей деятельности в дошкольном периоде («Именно игра позволяет построить адекватную особенностям дошкольников систему обучения; именно игра обеспечивает особенности и вариативность дошкольного воспитания, связанные с культурным развитием ребенка; именно игра способствует включению семьи в систему дошкольного образования. Таким образом, именно детская игра обеспечивает те условия и те особенности организации дошкольного воспитания, которые необходимы для становления и развития психики и личности ребенка. Перед взрослыми, обучающими детей дошкольного возраста, стоят две в чем-то противоположные задачи: создать условия для развития волевой сферы, т.е. способности подчинять свое поведение и психические функции определенным законам и правилам, и вместе с тем обеспечить ребенку возможность и условия для свободного действия. Это значит, что нужно сделать так, чтобы внешние правила и предписания трансформировались во внутренние, собственные правила ребенка. Обе эти задачи вполне успешно решаются в детской игре в ее разных видах и формах.») [1, c. 9].
Итак, подходы к созданию психолого-педагогических условий для эффективного дошкольного образования в современных условиях, базируются на особенностях и закономерностях развития ребёнка, принципах развивающего образования, тенденциях развития образования на данном этапе.
Литература:
- Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психологические основы стандартов дошкольного образования // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 6. - С. 6.
- Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Бюллетень Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации. - 2010. -№ 4.- С. 20–32.
- Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. -М.: Смысл, 2001. — 365 с.
|