Работа с метрономом на разных этапах обучения игре на гитаре
Submitted by Антон Сергеевич Рябых on Wed, 08/06/2016 - 23:49
«… Ритм – это жизнь … Без ритма мелодии не существует,
она представляет собой бессодержательные звуки».
Н. А. Римский – Корсаков
Каждый человек с детства интуитивно понимает, что такое ритм. Все мы замечали, что ритмичными являются падение капель из не до конца закрытого водопроводного крана, стук колес поезда, биение сердца. Смена дня и ночи, времен года, вдохов и выдохов – все вокруг подвластно ритму. И музыка не исключение.
Однако исполнители, особенно начального уровня, не всегда могут грамотно привлекать внутреннее чувство ритма. В результате они незаметно для себя изменяют темп во время исполнения музыкального произведения – играют то быстрее, то медленнее. Чтобы избежать данной распространенной ошибки, преподавателю на уроках специальности следует уделять особое внимание развитию чувства ритма у ученика.
Итак, с чего же начать? Как спланировать занятия с учеником, чтобы он понял ритм, полюбил его и с удовольствием развивал свое чувство ритма. Начинать следует с простейшего – со знакомства с ритмом. Например, можно выполнить следующие упражнения:
Пение под ритмический аккомпанемент. Попросите ученика похлопать в ладоши. Делать это нужно ровно (т. е. ритмично), но без метронома. Пусть ученик продолжает выполнять упражнение в течение довольно продолжительного времени – порядка одной минуты. Так он сможет почувствовать «свой» ритм, комфортный именно ему. Далее усложните задачу: попросите его исполнить любимую песню под собственный ритмический аккомпанемент. Как правило, ученик выполняет эти действия легко и с радостью, ведь они знакомы ему с детства.
Ритмическое аккомпанирование другому исполнителю. Суть данного упражнения сводится к тому, что ученику необходимо с помощью хлопков в ладоши создать аккомпанемент играющему преподавателю. Таким образом можно научить слушать других исполнителей и улавливать ритм музыкальных произведений.
Подключать в работу метроном следует в тот период, когда ученик начинает осваивать азы игры на инструменте. В частности, можно сделать это так: включите метроном в среднем темпе и попросите ученика ритмично играть одну ноту. Цель – попасть в клик метронома, слиться с ним. Темп не следует ставить слишком медленный, он должен быть комфортным.
Когда учащийся освоит пару упражнений и гаммы, дайте ему задание: при исполнении гаммы играть каждую ноту вместе с сильной долей метронома. Настраивать метроном следует на восьмые, а играть – четвертные. Это упражнение необходимо для того, чтобы ученик научился дослушивать слабые доли. Кроме того, оно помогает выровнять все ноты по ритмической сетке.
Однако на начальном этапе освоения инструмента работу с метрономом не следует вести каждодневно, чтобы не ослабить интерес учащегося к предмету и не усложнить процесс обучения. Более активно развитием чувства ритма лучше заниматься, когда молодой исполнитель уже выучил музыкальный материал и хорошо знает «текст».
«Внутренний метроном» учащегося
В человеческом организме есть «внутренний метроном», т. е. человек знает, что такое ритм, потому что имеет сердце и чувствует, как кровь пульсирует по телу. Однако, у разных людей биоритмы не совпадают. Если слушать биение их сердец, то оно не будет синхронным. Оно не будет одинаково ровным даже у одного человека – в течение дня оно будет изменяться. Так же и в музыке. Каждая пьеса имеет свою пульсацию, свой темп, своё движение, которое влияет на характер музыки.
Этот «внутренний метроном» может быть очень полезен для опытного музыканта, который тонко чувствует исполняемый материал. И вместе с тем начинающему гитаристу он зачастую мешает и приносит вред. Все мы знаем такое явление, как «болезнь первоклассника», когда молодой исполнитель начинает ускорять темп в том месте музыкального произведения, которое ему дается легко, и, наоборот, замедляет темп во время исполнения сложного фрагмента.
Как выровнять и развить «внутренний метроном»?
Если ученик «страдает «болезнью первоклассника», в первую очередь преподавателю следует объяснить ему суть ошибки. Некоторым молодым исполнителям уже этого бывает достаточно. Но даже если объяснение дало быстрый результат, попросите учащегося сыграть музыкальный фрагмент под метроном, настроенный нота в ноту с исполняемым произведением. Будьте готовы к тому, что ученик будет часто ошибаться и попросит вас выключить метроном. Однако идти у него на поводу не стоит. При систематическом повторении данного упражнения ученик постепенно привыкнет к правильному темпу и ритмическому рисунку, и уже через несколько занятий вы заметите значительный прогресс.
Безусловно, научить ученика использовать метроном на уроке и при самостоятельных занятиях дома важно. Тем не менее, если применять это устройство слишком часто, то ученик может привыкнуть играть под подобный ритмический аккомпанемент. Когда он не услышит клика метронома во время исполнения музыкального произведения на экзамене или концерте, то, вполне вероятно, растеряется и сыграет хуже, чем обычно. Решить данную проблему поможет развитие «внутреннего метронома» учащегося. С этой целью преподаватель может воспользоваться следующими способами работы.
Несколько способов работы с метрономом
Игра в каждый клик
Осуществляется следующим образом: ученик старается сыграть так, чтобы попасть в каждый удар метронома. Нужно стремиться к тому, чтобы звук гитары максимально сливался с ударами метронома и как бы «съедал» (т. е. заглушал) их. При этом один звук – клик метронома – теряется. Для начинающего исполнителя такое упражнение может оказаться довольно трудозатратным, и он быстро устанет. Если после продолжительной игры в каждый клик возникнет слышимость двух звуков, это сигнал к тому, что ученику нужен небольшой перерыв или переход к другому виду деятельности.
Игра длинных нот в метроном, настроенный на быстрый темп
На метрономе нужно поставить размер 4/4 и «заполнить» такт ударами на каждую восьмую, сделав акцент на начало такта. Цель в данном случае – научить ученика слушать крупные длительности до конца, для того чтобы он не «глотал» их при исполнении музыкального произведения.
Игра в «редкий» клик
Удары метронома нужно настроить только на сильную долю такта. При этом перед учеником ставится такая задача: играя гамму или любое другое упражнение, попасть в «редкий» клик. Кроме того, вы можете попросить ученика сыграть уже выученную пьесу под метроном, настроенный на очень медленный темп, т. е. так, чтобы удар приходился только на первую долю такта исполняемого произведения.
Данное упражнение поможет учащемуся по-новому почувствовать движение долей и научит его укладывать нужное количество нот между ними. Оно нацелено на то, чтобы развить внутреннее чувство времени молодого гитариста. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем во время выступлений ученик мог держать тот темп, в котором начал исполнение музыкального произведения. Этот навык может пригодиться и в ансамблевой игре, когда участники коллектива чувствуют сильную долю общего темпа и опираются на нее, исполняя совершенно разные ритмические фигуры.
Смещение «внешнего» метронома относительно «внутреннего»
Этот способ не стоит применять на ранних этапах обучения игре на гитаре. Он подходит для тех учеников, которые уже достаточно уверенно умеют работать с метрономом. Нужно постараться сильные доли метронома сместить на слабые доли исполняемого материала. Тогда клик начнет восприниматься как слабая доля, т. е. будет исполнять роль некого перкуссивного инструмента. Цель данного упражнения – научить играть в метроном максимально свободно и легко.
Подводя итог вышеизложенному, хотелось бы отметить, что описанные в данном методическом докладе дидактические приемы могут найти практическое применение на занятиях по специальности как в музыкальных школах, так и в средних учебных заведениях музыкального профиля. Регулярная систематическая работа с метрономом на разных этапах обучения игре на гитаре позволяет преподавателю развить у ученика чувство ритма, научить его правильно воспроизводить ритмические рисунки различной сложности и сохранять единый темп во время исполнения музыкальных произведений.
Литература:
Агафошин П. А. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: Советский композитор,1987.
Лушников В. Школа игры на аккордеоне. – М.: Советский композитор, 1982.
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. – М.: Музыка, 1988.
Паньков О. О работе баяниста над ритмом. – Серия: Вопросы истории, теории, методики. М.: Музыка, 1986.
Самойлов Д. 15 уроков игры на баяне. – М.: Музыка, 1998.
Harrison G. Rhythmic Illusions. – USA: Warner Bros., 1999.