2 4 2 3 2 1 4
1. Работа со стихотворением «Рояль».
1. Работа с текстом до чтения.
– Что вы узнали о рояле из загадки? (Разновидность фортепиано.)
– Какую форму имеет инструмент? (Треугольный корпус.)
– Рассмотрите иллюстрацию. Что увидели дети внутри рояля?
2. Работа с текстом во время чтения.
1. Чтение стихотворения про себя, затем вслух.
Вопросы после чтения:
– С чем автор сравнивает внутреннее устройство рояля?
– Что напоминает улицы? Из чего состоит этот городок? (Из струн, молоточков, суконца.)
– Что вы можете сказать об авторе этого стихотворения? (Хороший знаток музыки, фантазёр.)
– Какую музыку мы могли бы услышать на улицах этого города? (Светлую, радостную, мажорную.)
2. Выразительное чтение стихотворения.
2. Чтение фрагмента рассказа И.С. Тургенева «Певцы».
1. Работа с текстом до чтения.
Вступительное слово учителя.
– Вы послушаете сейчас отрывок из рассказа «Певцы». Его автор – русский писатель Иван Сергеевич Тургенев. Рассказ написан более 150 лет назад. Можете ли вы высказать какие-то предположения о содержании рассказа по его названию?
Ответы детей учитель выслушивает, но не комментирует.
– Этот рассказ – о необычном «соревновании» двух исполнителей русских народных песен, одного из них зовут Яков, имени другого мы не знаем, автор называет его по роду занятий – рядчик (человек, который управляет, заведует чем-то, возможно, он управляющий у какого-нибудь барина). Действие происходит в небольшом деревенском кабачке, слушатели – и жители деревни, и прохожие люди, рассказчик – охотник, помещик, хорошо знающий эти места и людей.
– Представить обстановку, действующих лиц нам поможет иллюстрация на с. 15.
2. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение (читает учитель, дети следят по тексту).
Задача учителя – помочь детям прочувствовать текст, эмоционально его «прожить».
По ходу чтения следует прокомментировать значения некоторых слов: фальцет (см. сноску на с. 151); све'дущие – знающие, понимающие хорошо что-либо; скорбь – сильная печаль, горесть, страдание; упоение – восторг, наслаждение.
2. Выявление первичного восприятия.
– Кто же победил в этом состязании певцов?
– Почему решили, что Яков? Ведь после пения рядчика «общий слитный крик ответил ему неистовым взрывом» – это был крик восторга! А после пения Якова «никто не крикнул, даже не пошевельнулся…»
3. Беседа после чтения (возможно выборочное чтение, если позволит время).
– Как готовится к пению рядчик? А Яков? (Рядчик выступает вперёд к тем, кому суждено разрешить их спор. Яков пытается отстраниться от зрителей. Он настраивает себя на пение. Певцу требуются душевная сосредоточенность и особый настрой.)
– Как звучал голос рядчика? Якова? (Автор показывает техническое мастерство рядчика: способность брать ноты в большом диапазоне, делать смелые переходы и украшать своё пение. Яков вкладывает в пение душу; автор отмечает «глубокую страсть», силу, «грустную скорбь».)
– Как воспринимают слушатели пение рядчика? Якова?
– Как вы думаете, почему же победил именно Яков? (Слушатели не просто восторгались его мастерством, Яков заставил их пережить очень сильные эмоции, задел за живое: «Русская… душа звучала и дышала в нём и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны».)
После беседы можно послушать с детьми в записи какую-нибудь русскую народную песню.
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
|
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
|