Официальный сайт avufa 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Основы смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики как средство достижения цели концепции развития математического образования

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Средняя школа Вулканного городского поселения»

 

 

 

 

Основы смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики как средство достижения цели концепции развития математического образования

 

 

 

 

 

Клиндух Ирина Владимировна, учитель математики первой квалификационной категории

 

 

2016 год

 

 

Величие человека - в его способности мыслить.

 (Б. Паскаль)

 

Качественное математическое образование необходимо каждому человеку для успешной жизни в современном обществе. Еще М. В.   Ломоносов говорил: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».

В «Концепции развития математического образования в РФ» говорится, что математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.

Кардинально изменившиеся в современных условиях цели и задачи образования требуют соответствующих изменений в организации учебно-образовательного процесса, методах и формах обучения и воспитания. Актуальность проблем мотивации и дифференциации обучения очень возросла, образование становится личностно-ориентированным, субъективно значимым для каждого человека.

Главная цель введения ФГОС ООО заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.

В основу Федерального государственного образовательного стандарта положен системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.

Это послужило стимулом к тому, чтобы активно включить учащихся в работу с учебником на уроке, поскольку хорошо развитые навыки чтения создают у них прочную основу для творчества, развивают мышление, воображение, речь. Чтение является универсальным приемом для получения знаний, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта.

  В соответствии с требованием ФГОС ООО каждая образовательная организация обязана вести работу по освоению четырёх междисциплинарных учебных программ:

«Формирование универсальных учебных действий»,

«Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»,

«Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»,

 «Основы смыслового чтения и работа с текстом».

Программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом» направлена на формирование и развитие основ читательской компетенции, необходимой учащимся для осуществления своих дальнейших планов, в том числе, продолжения образования и самообразования, подготовки к трудовой и социальной деятельности.

  В Стандарте говорится:

«В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности.

У выпускников будет сформирована  потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.

Обучающиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения, овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением, овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.

  Особенно выделяют три вида смыслового чтения: изучающий, ознакомительный и просмотровый.

  • Изучающий. Данный вид чтения требует от читателя детального изучения и максимально точного понимания основных и второстепенных фактов. Обычно его проводят на текстах, обладающих познавательной и ценной информацией, которую в будущем читатель должен будет передать или использовать в своих целях.
  • Ознакомительный. Его задача – понять основную идею текста в целом, найти ключевую информацию.
  • Просмотровый. Здесь ставится задача получить основное представление и понимание текста в его общих чертах. В данном виде чтения читатель определяет, есть ли в содержании нужная ему информация.

  В разделе «Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ» ООП ООО сформулированы требования к освоению программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом».

  1. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

— определять главную тему, общую цель или назначение текста;

— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

— определять назначение разных видов текстов;

— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

— различать темы и подтемы специального текста;

— выделять главную и избыточную информацию;

— прогнозировать последовательность изложения идей текста;

— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

  1. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

• интерпретировать текст:

— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

— делать выводы из сформулированных посылок;

— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Выпускник получит возможность научиться:

• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

  1. Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

• откликаться на содержание текста:

— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

— находить доводы в защиту своей точки зрения;

• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Выпускник получит возможность научиться:

• критически относиться к рекламной информации;

• находить способы проверки противоречивой информации;

• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.  

  В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

  Работу по формированию основ смыслового чтения  необходимо начинать как можно раньше, систематически  включая  в урок  разнообразные приемы и методы работы с текстом.

  Наиболее эффективно проходит работа с текстом на уроке, если она проводится в три этапа:

  • до чтения,
  • во время чтения;
  • после чтения.

  Технология поэтапного продуктивного чтения направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста.

 Данная технология  резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Теперь учитель организует исследовательскую работу учащихся  так, что они сами находят решение ключевой проблемы урока и сами объясняют, как действовать в новых условиях. Учитель становится партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.

 Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся.

Перед учителями стоит задача не только приобщить школьников к чтению в целом, но и обучить их вдумчивому, аналитическому чтению. Справиться с этой задачей поможет использование педагогами в работе приемов развития смыслового чтения.

Этапы организации работы обучающихся с  текстом

1 этап – работа с текстом "до чтения".

  На этом этапе необходимо организовать работу так, чтобы у каждого ребенка сформировалось  желание обратиться к книге. Предварительная работа над ключевыми словами новой темы урока вызывает  у учащихся интерес, у них возникает потребность  узнать что-то новое, получить интересующую его  информацию.  Работа "до чтения " настраивает  учащихся  на необходимость приобретения новых  знаний, служит внутренним мотивом к смысловому чтению текста.

Наиболее эффективными и интересными для учащихся приемами работы с текстом до чтения являются:

Прием «Корзина» идей.

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей схеме:

  • Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
  • Индивидуальная работа. Каждый ученик тезисно записывает в тетради все, что ему известно по теме. Этот этап длится недолго — 2-3 минуты.
  • Работа в парах или в группах. Учащиеся обмениваются информацией, выясняя, в чем совпали их мнения, а в чем возникли разногласия. Время проведения — 3 минуты.
  • Работа с классом. На этом этапе каждая группа высказывает свое мнение по теме, приводит свои знания или высказывает идеи по данному вопросу, причем ответы не должны повторятся.
  • Все сведения кратко в виде тезисов записываются в «корзине» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «складывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи в ходе организации работы с текстом учебника.
  • В течение урока все ошибки обязательно  исправляются, по мере получения  новой информации.

Прием «Мозговой штурм».

Метод мозгового штурма является одним из способов поиска новых идей. Он представляет собой способ решения проблемы или задачи на базе стимулирования творческой активности. В ходе проведения мозгового штурма учащиеся высказывают большое количество вариантов решения, а затем из высказанных идей отбираются наиболее перспективные, удачные, практичные. Его применение способно значительно повысить активность всех школьников, так как в работу включаются все ребята. В ходе работы дети получают возможность продемонстрировать свои знания и задуматься о возможных вариантах решения задачи. При этом они учатся коротко и максимально четко выражать свои мысли, анализировать их. Метод мозгового штурма предполагает объединение усилий нескольких людей, и возможность развивать идеи друг друга.

Прием «Мозговой штурм» проводится по следующей схеме:

  •  Создание банка идей. Примерное время проведения 5 – 10 минут. На этом этапе происходит наработка возможных решений. Чем их больше, тем лучше. Важно, чтобы учащиеся не боялись высказывать свои мысли, даже если они кажутся невероятными, фантастичными. Критика и комментирование не допускаются. Все предложения фиксируются учителем на доске. Дети должны знать, что каждый из них может и должен внести свой вклад в создание банка идей.
  • Анализ идей.  Происходит коллективное обсуждение, анализ и критика всех предложений. Желательно в каждой идее найти что-то положительное, значимое, и рассмотреть возможность ее применения в иных условиях. Возможно, для этого нужно будет ее немного подкорректировать, усовершенствовать.
  • Обработка результатов. Данный этап можно провести на отдельном уроке. Из всех предложенных и рассмотренных идей выбирается самая интересная и практичная.

Прием «Верные – неверные утверждения».

  Этот прием используется на этапе  "до чтения" с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме.

Учащимся предлагается несколько утверждений по  еще не  изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая.

 Идет настрой на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты, возникает желание получить новую информацию.

Пример  (в шуточной форме на тему "Угол").

  • Тупой угол – это угол, который нарисован тупым карандашом
  • Угол состоит из двух пресекающихся прямых
  • Бывают углы остроумные и тупые
  • Угол состоит из двух лучей, выходящих из одной точки
  • Равные углы – это те, у которых равны стороны
  • Биссектриса – это такой угол, у которого три стороны.
  • Бывает угол прямой
  • Угол может быть тонким или толстым

На этапе после чтения необходимо  вернуться к списку утверждений, чтобы выяснить какие  из них были верными.

2 этап – Работа с текстом учебника непосредственно.

  На этом этапе учащиеся работают с учебником, читают текст, добывают информацию. Необходимо подчеркнуть, что работа с учебником должна обязательно преследовать определенную цель, которую необходимо сформулировать перед чтением  учебника, параграфа, главы. Основными целями чтения параграфа учебника могут быть: знакомство с информацией, заложенной в выбранном фрагменте текста, понимание информации, запоминание, использование информации в различных учебных и жизненных ситуациях, подтверждение изученного или того, что знали ранее, отыскание примеров, подтверждение научных фактов, работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами).

В зависимости от поставленной цели учитель должен организовать чтение параграфа одним из способов,  (ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением).

На этапе непосредственной работы с учебником наиболее эффективными  являются следующие приемы:

Прием «Инсепт».

  Этот прием является средством, позволяющим    ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует,  отдельные задания или предложения в тексте.

Пометки должны быть следующие:

Знаком «галочка» (V) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным заданием, текстом.

Знаком «минус» (-) отмечается то, что идёт вразрез    с имеющимися у ученика представлениями, о чём он думает иначе.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения задания, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения задания, текста или восприятия информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Читая текст, учащиеся заполняют таблицу, тем самым систематизируют материал. Записи в таблице  делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь мини-конспект.

Уже знал (V)

Узнал новое (+)

Думал иначе (–)

Есть вопросы (?)

 

 

 

 

 

 

  После заполнения учащимися таблицы обобщаются результаты работы в режиме беседы. Этот приём способствует развитию  умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять основные мысли, понимать границы знания и незнания.

 Пример: 8 класс. Геометрия. Тема урока: «Многоугольники».

Учащиеся  читают, делают пометки карандашом в учебнике, заполняют таблицу в тетради.

 

Уже знал (V)

Узнал новое (+)

Думал иначе (–)

Есть вопросы (?)

Многоугольник.

Вершина многоугольника.

Периметр многоугольника.

Диагональ многоугольника.

Угол многоугольника.

Противоположные стороны, вершины четырехугольника.

Внутренняя, внешняя область многоугольника

Сумма углов выпуклого многоугольника:

180° (n – 2)

Определение многоугольника

Как получили формулу

 

Прием ЗХУ («Знаем», «Хотим узнать», «Узнали новое»).

Одним из возможных приемов работы с текстом  является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки, знаю (З), узнал новое (У), хочу узнать подробнее (Х).

Прием «ЗХУ» применяется с использованием таблицы:

 

Знаем

Хотим узнать

Узнали

     

Осталось узнать

 

В каждую из колонок необходимо разнести содержание текста, используя только свои слова, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали.

Заполняя графу «Знаем», учащиеся  составляют список знаний, которые уже имеются.   Заполняя графу «Хотим узнать», учащиеся формулируют свои познавательные запросы, которые, соответственно, порождают мотивацию к их удовлетворению.

Учащиеся самостоятельно определяют основные понятия и направления изучения темы, наполняя содержанием графы «Х».  Читая текст, учащиеся отбирают ту информацию, которая по их мнению им  необходима для удовлетворения своих познавательных запросов, связанных с темой. Это обусловливает активность при чтении текста.
Читая текст учебника, учащиеся имеют возможность корректировать некоторые знания, находящиеся в графе «З». В графу «У»  они записывают новую для себя информацию, что способствует осознанию приобретенного знания.
Заполняя графу «Что осталось узнать», учащиеся формулируют направления для дальнейшего самостоятельного исследования.

.Прием «ЗХУ» позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке.

Пример: 6-й класс. Тема урока: «Сложение, вычитание обыкновенных дробей».

Знаю

Хочу узнать

Узнал новое

    

 

  • Как складывать дроби с разными знаменателями?
  • Как вычитать дроби с разными знаменателями?
  • Как  решать уравнения и задачи, содержащие дроби с разными знаменателями
  • Понятия: наименьший общий знаменатель, дополнительные множители.
  • Чтобы сложить, вычесть  дроби с разными знаменателями, нужно привести их к общему знаменателю.
  • Алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.

 

Пример:  8-й класс. Геометрия. Тема  «Площадь многоугольника. Площадь параллелограмма»

З

Х

У

  • Единицы измерения площади: мм2, см2, дм2, м2, км2.
  • Sквадрата = а . а
  • Sпрямоуг = а . b

Формулы для вычисления площади:

  • треугольника,
  • параллелограмма,
  • трапеции,
  • ромба.
  • Определение площади.
  • Свойства площади.
  • Доказательство формулы: S = а . b.
  • Sпараллелограмма = а . h.

Осталось узнать:

  • Sтрапеции
  • Sромба

 

Прием «Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»).

  Наиболее удачная классификация вопросов была предложена американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом.

Прочитав текст параграфа, учащимся предлагается изготовить ромашку, на каждом из шести лепестков которой записать вопросы разных типов. А затем предложить ответить на эти вопросы своим одноклассникам. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой. Цель – с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации.

Шесть лепестков – шесть типов вопросов.

  • Простые вопросы. Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.
  • Уточняющие вопросы. Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики.
  • Интерпретационные (объясняющие) вопросы.  Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова "Почему". Эти вопросы  направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд простых. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.
  • Творческие вопросы. Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?»
  • Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д.
  • Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Где вы в обычной жизни вы могли наблюдать симметрию?".

  При отработке приёма необходимо указывать учащимся на качество вопросов, отсеивая неинформативные, случайные.

 

Примеры вопросов по теме «Подобные слагаемые».

  1. Простой вопрос:  Какие слагаемые называются подобными?
  2. Уточняющий вопрос: Я правильно понимаю, что подобные слагаемые должны иметь одинаковую буквенную часть?
  3. Объясняющий вопрос: Почему нельзя складывать 2а и 2b
  4. Практический вопрос: Где вы встречали необходимость приводить подобные слагаемые?
  5. Творческий вопрос: Что изменилось бы, если  в выражении не привести подобные слагаемые?
  6. Оценочный вопрос: Чем отличается выражение  -2(2у-х) от 2(х-2у)

 

Прием «Тонкие» и « Толстые» вопросы.

  Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока математики. А можно учащимся предложить задание: составьте вопросы по теме, по тексту параграфа и т.д.

«Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы,  требующие подробного,  развёрнутого ответа.

   Этот прием  позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия.

  После прочтения текста  учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

«Толстые» вопросы

 

«Тонкие» вопросы

 

Объясните почему….?

Почему вы думаете….?

Предположите, что будет если…?

В чём различие…?

Почему вы считаете….?

 

Кто..? Что…? Когда…?

Может…? Мог ли…?

Было ли…? Будет…?

Согласны ли вы…?

Верно ли…?

 

 

Прием «Ключевые слова».

Это слова, по которым можно составить рассказ или определения некоторого понятия.

Составьте рассказ по теме «Пирамида» по следующим ключевым словам:

  • многогранник,
  • основание,
  • n-угольник,
  • треугольники,
  • вершина,
  • высота,
  • ребро,
  • правильная,
  • апофема.

 

  Прием « Составление плана или тезисного плана».

Составление плана. План текста – это совокупность названий основных мыслей, выраженных в тексте. Пунктами плана могут быть заголовки, данные автором, или вопросы к тем заголовкам, которые читатели детализируют, разбивая текст на части.  Как научиться составлять план? Самый простой приём – это разбить текст на логические части и озаглавить их.

Составление тезисного плана. Тезисы – это основные положения текста, которые доказывают, объясняют, поясняют материал в тексте. Если в плане в определенной последовательности даются только названия основных объектов в виде заголовков, то при составлении тезисов в той же самой последовательности даётся само содержание этих объектов.

  Можно сравнить план и тезисный план  на примере одного и того же текста из учебника геометрии в 11 классе  по теме «Пирамида»:

План

 

Тезисы

 

 

  1. Определение пирамиды.
  2. Боковые ребра пирамиды
  3. Высота пирамиды.
  1. Пирамида – это многогранник, составленный из n-угольника и n треугольников.
  2. Боковые ребра пирамиды – это отрезки, соединяющие вершину пирамиды с вершинами основания.
  3. Высотой пирамиды называют перпендикуляр, проведенный из вершины на плоскость основания.

 

Прием «Текст с пробелами».

  Применяется для структурирования и преобразования информации текста учебника при выполнении заданий «Прочитай текст учебника  и заполни пропуски в предложенном тексте». Этот прием можно использовать при работе с рабочей тетрадью на печатной основе.

Прием «Составление вопросного плана» - это один из эффективных приёмов работы с текстом, направленный на формирование умения выделять логическую и последовательную структуру текста.

В ходе работы ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом.

Памятка для учащегося:

  • внимательно прочитать текст;
  • выделить главные мысли текста;
  • проверить, как они соотносятся между собой;
  • сгруппировать текст вокруг главной мысли (разделить его на смысловые части);
  • определить количество пунктов плана по количеству главных мыслей;
  • сформулировать каждую главную мысль в виде заголовка или вопроса и записать как пункты плана;
  • прочитать текст ещё раз, проверить, не пропущено ли что-то важное.

 

3 этап- Работа после чтения.

 

  После чтения параграфа или главы из учебника ученики должны обязательно высказать свое отношение, свое мнение, свои мысли о прочитанном, дать свою характеристику, привести свои примеры. Важно, чтобы ученики смогли сопоставить прочитанное с тем, что уже знали. На этом этапе работы с книгой необходимо вернуться к заголовку и проверить выдвинутые перед чтением гипотезы.

 

Наиболее эффективными приемами работы после чтения являются:

Прием «Кластер.

  Кластеры используются для структуризации и систематизации материала. Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки),  с ним связанные.

  Учащимся предлагается систематизировать  материал и вокруг основного слова (тема урока) выписать ключевые, по их мнению понятия, выражения, формулы. А затем вместе в ходе беседы или ребята работая в парах, группах наполняют эти ключевые понятия, выражения, формулы необходимой информацией.

 

Пример кластера по теме «Квадратное уравнение»

Использование приема "Кластер"

  • развивает у учащихся: логическое мышление, алгоритмическую культуру, критическое мышление, умение проводить исследование, решать проблему,  рассматривать несколько возможностей ее решения, сотрудничая с другими людьми, умение работать с информацией, активно ее воспринимать, творческие способности, умение строить прогнозы, обосновывать их и ставить перед собой обдуманные цели;
  • обеспечивает: осознание педагогом и ребенком себя в сложившейся педагогической ситуации, осмысление и освоение опыта взаимодействия;
  • стимулирует  учащихся: свободно выражать свое мнение, быть любознательными;
  • воспитывает: способность размышлять о своих чувствах, мыслях, оценивать их, уважительное отношение, ответственность.

 

 Прием “Верю-не верю”.

  Универсальный прием, способствующий систематизации  знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность.

Этот прием  формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение выражать свое мнение. После прочтения текста учащимся предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно – «+»,  не верно – «-».

 

Вопрос

“+” верю,

“-” не верю

1. Верите ли вы, что если три угла одного треугольника равны трем углам другого треугольника, то такие треугольники равны.

 

2. Верите ли вы, что если три стороны  одного треугольника равны трем сторонам другого треугольника, то такие треугольники равны.

 

3. Верите ли вы, любые треугольники равны.

 

 

 

Прием «Синквейн».

Синквейн – «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing – пять), в котором синтезирована основная информация. Синквейн  требует изложить большой объем информации в кратких выражениях, что позволяет рефлексировать по определённой теме. Этот прием развивает умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном тексте, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.               

Структура Синквейна.

Первая строка

слово (существительное, местоимение), обозначающее объект или предмет, о котором пойдет речь в синквейне

Вторая строка

два слова (прилагательные, причастия) для описания признаков и свойств выбранного объекта.

Третья строка

три глагола, описывающие характерные действия объектом.

Четвертая строка

фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому объект.

Пятая строка

дно слово, характеризующее суть объекта.

 

Синквейн – эффективный и мощный инструмент для анализа, синтеза и обобщения понятий и информации. Он способствует развитию творческого, критического мышления у учащихся. С синквейном  можно работать индивидуально, в парах, в группах.

Пример синквейна:

Уравнение

Линейное. Квадратное.

Думать. Решать. Проверять.

Помогает решить сложную задачу.

Здорово!

 

 

На этапе после чтения учитель может предлагать учащимся различные виды заданий к текстам (по математике), которые позволяют развивать и проверять навыки смыслового чтения.

Задания «множественного выбора»:

1) выбор правильного ответа из предложенных вариантов;

2) определение вариантов утверждений, соответствующих/не соответствующих

содержанию текста/не имеющих отношения к тексту;

3) установление истинности/ложности информации по отношению к содержанию текста.

Задания «на соотнесение»:

1) нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями,

пунктами плана, знаками, схемами, диаграммами и частями текста

(короткими текстами);

2) нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, формул, схем, диаграмм и т.д.

3) соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста.

Задания «на дополнение информации»:

1) заполнение пропусков в тексте предложениями/несколькими словами/одним

словом/формулой.

2) дополнение (завершение) предложений/доказательств.

 

Задания «на перенос информации»:

1) заполнение таблиц/схем на основе прочитанного;

2) дополнение таблиц/схем на основе прочитанного.

 

Задания «на восстановление деформированного текста»:

1) расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной

последовательности.

2) «собери» правило, алгоритм.

3) «найди ошибку»

 

  Приемы развития смыслового чтения активно  используются в современной образовательной технологии "Развитие критического мышления". Применение  рассмотренных приёмов позволяет формировать культуру сотрудничества, культуру работы с информацией, развитие критической позиции как по отношению к окружающему миру, так и по отношению к себе, т.е. формировать «человека думающего». Ученик становится субъектом учебно-познавательной деятельности, у него развиваются мыслительные умения, необходимые для жизни в современном мире: умение критически относиться к информации, самостоятельно принимать решения и делать выводы.

  Рассмотренные приёмы работы с текстом учебника обеспечивают не только усвоение учебного материала, но и активизирует умственную деятельность учащихся, прививает интерес к изучаемому предмету.

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения).
  3. Концепция развития математического образования в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р.
  4. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5 – 9 классах: Как реализовать ФГОС. Пособие для учителя/ Н. Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011.
  5.  Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. – № 6
  6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под редакцией  А.Г. Асмолова. – М.:Просвещение, 2010.
  7. Граник Г. Г. Как учить работать с книгой – М. 2007 г.
  8. Соболева О. В. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст – М. 2012 г.

 

 

 


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн