ТЕХНИКА РЕЧИ. ДЫХАНИЕ.
Под техникой речи понимают совокупность умений и навыков, посредством которых реализуется язык в конкретной обстановке общения. Имеется в виду дыхание, голос, дикция.
Основой внешней (произносимой) речи является дыхание. От правильного дыхания зависят чистота, правильность и красота голоса и его изменений (тональных оттенков). Прежде чем начать говорить, необходимо сделать вдох. При вдохе лёгкие наполняются воздухом, грудная клетка расширяется, рёбра поднимаются, а диафрагма опускается. Воздух задерживается в легких и в процессе речи постепенно экономно расходуется. Дыхание бывает непроизвольным и произвольным. Разницу между этими видами дыхания можно схематично обозначить так:
Непроизвольное дыхание: вдох – выдох – пауза
Произвольное дыхание: вдох – пауза – выдох
Нельзя выдыхание делать до отказа или при вдохе поднимать плечи. Воздух добирается в лёгкие незаметно, во время естественных остановок так называемым нижним дыханием, при котором верхняя часть груди и ребра остаются приподнятыми и неподвижными, движется же только диафрагма. Этот тип дыхания называется рёберно-диафрагматическим, произвольным (в отличие от обычного, непроизвольного).
Выработка правильного произвольного дыхания во время речи и чтения достигается тренировкой, т.е. соответствующими упражнениями.
Вначале тренировочные упражнения дети выполняют под руководством преподавателя фронтально, а в случае необходимости индивидуально. На последующих занятиях те же упражнения можно выполнять самостоятельно.
У п р а ж н е н и я
1.
Стать прямо, не напрягаясь. Особое внимание обратить на то, чтобы не было напряжения в плечах и шее, слегка развернуть плечи. Для контроля за движением диафрагмы положить одну руку на верхнюю часть стенки живота, другую для контроля за движение рёбер положить сбоку, выше талии. Сделать небольшой вдох, задержать на некоторое время вдох (до желания выдохнуть). Незаметно вдохнуть через нос с закрытым ртом, ноздрями не двигать, вдыхать плавно (5 сек.) Задержать воздух в лёгких (2 -3 сек.), чтобы подготовиться к постепенному выдоху. Выдохнуть, раскрыв рот, как при звуке а, экономно, плавно, без толчков, только движением диафрагмы (4-5 сек.); движение ребер задержать на некоторое время, чтобы создать запас воздуха в лёгких. Расслабить рёбра и брюшной пресс.
2.
Задания те же, что и в упражнении 1, увеличивается лишь продолжительность выдоха, начиная с 1 сек. И до 10 сек., не более. Тренироваться ежедневно.
3. (со счётом)
Вдохнуть (3 сек), закрепить вдох, как и в упражнении 1. На выдохе считать вслух не спеша: 1, 2, 3 … 5 (произносить ясно).
Добрать воздух (1 сек) нижним дыханием (рёбра и плечи неподвижны). Считать вслух еще раз (1, 2, 3 …10), не сдвигая рёбра и не расслабляя брюшной пресс (контроль за движением диафрагмы и рёбер, как в упражнении 1). Добрать воздух (1 сек). Считать вслух (11, 12, 13 … 15). Не ускорять счёта! Расслабить рёбра и брюшной пресс. Отдохнуть.
4. (Со счётом)
Вдох (3 сек). Счёт вслух (1, 2, 3…5). Добрать воздух (1 сек). Счет вслух (1, 2, 3 …6). Добрать воздух (1 сек).
5. (С речью)
Проверить свое дыхание при чтении знакомых стихотворений наизусть. При чтении стихотворений соблюдать короткие остановки (стиховые паузы) в конце каждой стихотворной строки.
Литература: Л.А. Горбушина, А.П.Николаичева «Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста».
|