Цель: Формирование знаний детей о геометрических фигурах.
Задачи:
- Закреплять знания детей об основных геометрических формах, умение составлять из них изображение предметов, дополняя деталями по сюжету.
- Продолжать учить считать и сравнивать множество предметов из геометрических форм, закреплять прямой и обратный счет.
- Развивать фантазию, воображение, логическое мышление.
- Совершенствовать навыки рисования фломастерами и закрашивание ограниченной поверхности ( не выходя за линии контура, без пробелов).
- Индивидуальная работа с Эвелиной, Сашей, Максимом, Даниилом - отвечать на вопросы четко, продумывая ответы; считать слева направо правой рукой.
Демонстрационный материал: фланелеграф, геометрические фигуры, макет космического корабля, картины со сказочными городами, планеты, аудиозапись космической музыки, 3 конверта с наборами геометрических фигур.
Раздаточный материал: Листы с нарисованными точками (ракета) – дисконтная карта, карточки с двумя полосками, пеналы с геометрическими фигурами, альбомный лист (1/2), фломастеры.
Предварительная работа: Знакомство с геометрическими фигурами на НОД, в режимные моменты; решение логических задач, дидактические игры «Головоломка», «Сделай Петрушку», «Танграм».
Ход образовательной деятельности:
1.Введение в тему. (Дети сидят на ковре).
(Звучит I куплет песни «Земля в иллюминаторе» в исполнении группы «Земляне»)
- О чём поётся в этой песне? (Ответы детей)
- Ребята, на какой планете мы живём?
- На планете Земля.
- А какой она формы?
- Земля круглой формы, формы шара.
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы совершим космическое путешествие на далёкую планету «Геометрия». Но вначале давайте построим космический корабль, на который будут пропускать по пластиковой карте, и на ней по точкам нарисуем ракету (дети садятся за столы).
- Достаньте конверты и выполните задание: соедините точки по порядку, получится картинка и мы узнаем, на чем мы поедем. (Приложение № 1)
.1
.2 .3
.7 .4
.6 .5
Воспитатель: А сейчас сядем в космическую ракету (дети проходят через турникет). Прошу занять свои места. (Дети садятся в ракету).
- Командиром будет Саша. Начинаем обратный отсчет.
- -10,9,8,7,6,5,4,3,2,1, пуск, старт.
(звучит космическая музыка).
1.Основная часть.
- На ракете мы летим, во все стороны глядим. Ребята, посмотрите, какое все необычное! Какие планеты пролетаем?
- Меркурий, Венера, Марс, Юпитер (называют знакомые планеты, затем пролетают мимо плаката с нарисованными друг в друге разноцветными геометрическими фигурами).
- А вот необычная планета. Давайте сделаем остановку на этой сказочной планете. (Дети выходят из ракеты и встают полукругом возле
фланелеграфа). Как выдумаете, как называются жители этой планеты? (Ответы детей)
Правильно, здесь живут круг, прямоугольник, треугольник и другие жители. А как можно назвать их все вместе? (Геометрические фигуры). Посмотрите внимательно на рисунок, назовите ту фигуру, о которой звучит загадка.
Загадка 1.
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его (квадрат).
Воспитатель: Расскажите, как вы догадались.
Дети: у квадрата четыре угла, четыре стороны, и все стороны равны.
Загадка 2.
Нет углов у меня, а похож на блюдце я.
На тарелку и на крышку, на кольцо и колесо.
Кто такой же я, друзья? Назовите вы меня! (Круг)
Воспитатель: А как вы догадались?
Дети: у круга нет углов ,он может катиться.
Загадка 3.
Три вершины, три угла, три сторонки, вот и я. (Треугольник)
Воспитатель: Расскажите о треугольнике.
Дети: у треугольника три стороны, три угла, поэтому он и называется треугольником. Катиться он не может, ему мешают углы.
Загадка 4.
Что похоже на открытку,
На конверт и на альбом?
Что сравнить ребята можно с одеялом и ковром?
Вы подумайте, скажите, только помнить вы должны:
Стороны фигуры этой противоположные равны. (Прямоугольник)
Воспитатель: Расскажите о прямоугольнике.
Дети: У прямоугольника четыре угла, четыре стороны, стороны противоположные равны.
Физкультминутка. Подвижная игра: «Геометрические фигуры»
-Вот фигуры-непоседы, любят в прятки поиграть.
Так давайте их ребята будем глазками искать,
К ним поближе подбегать.
Дружно глянем все налево…..
Что там? Это же …… квадрат.
Не уйти тебе проказник от пытливых глаз ребят.
На четырех углах квадрат шагает, прямо, как солдат.
(дети шагают на месте).
-Теперь вправо посмотрите! Узнаете? Это круг.
И тебя мы отыскали, нас встречай любимый друг!
Вокруг себя мы повернемся и на месте вмиг вернемся.
(дети кружатся на месте).
-Вниз глазами поведем, треугольник там найдем.
И на корточки присядем…. Хорошо фигуры знаем!
(дети приседают).
Воспитатель: Мы летели, мы летели и к волшебной планете прилетели.
(Приложение № 2)
На этой планете все вокруг состоит из геометрических фигур: и солнце, и звезды, и трава, и деревья, и звери, и птицы, и даже жители, которые населяют её – тоже геометрические фигуры. (Дети двигаются от одного плаката к другому, на которых «Город квадратов», «Город Круг» и др.)
(Дети садятся за столы)
Есть на планете «Геометрия» Город квадратов. Как вы думаете, как выглядят ее жители, на каком транспорте они ездят? (Приложение № 3)
(Рассматривание картины. Дети придумывают образы, составляют изображения из квадратов за столами, комментируют).
Воспитатель: Продолжаем наше путешествие. И вот мы у Моря треугольников. Здесь живут удивительные рыбы. Представьте себе, какие они? (Дети с двух сторон выкладывают на фланелеграфе из треугольников рыбы.) Как вы бы назвали эти рыбы? (Ответы детей). (Приложение № 4)
Воспитатель: А вот и город под названием «Круг». А как называется город, в котором вы живете? (Город Балаково). А как называют жителей г. Балаково? (Балаковцы). Как можно назвать жителей города Круг? (Ответы детей: «кругляши», «круглики», и др.). Подскажите, как они выглядят, какие у них дома?
(Рассматривание картины. Дети придумывают образы, составляют изображения из кругов за столами, комментируют). ( Приложение № 5)
Воспитатель: Какие удивительные, сказочные планеты! А как вы думаете, вы хорошо знаете геометрические фигуры? Вот сейчас и проверим, кто самый внимательный и хорошо знает геометрические фигуры.
Упражнение. (работа с раздаточным материалом: у каждого – пенал с 5 видами геометрических фигур).
Выложить пять кругов, строго под ними четыре квадрата. Каких фигур больше? Каких меньше? На сколько? Что нужно сделать, чтобы стало поровну?
Воспитатель: Ребята, посмотрите, я нашла коробку, в ней 3конверта, на них написано «Выложи предмет, используя все 10 фигур». Для этого разделим на 3 команды. (Дидактическая игра: «Кто быстрее соберёт фигуру»)
Воспитатель: Ребята, вам хотелось бы продолжить путешествие по этой удивительной планете? Тогда приготовьте волшебные палочки (фломастеры), порисуйте в воздухе любую геометрическую фигуру, представьте, что все вокруг нас оживилось, ожили квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники и превратились в дома, транспорт, животных, необычных жителей планеты «Геометрия». (Дети рисуют за столами, прикрепляют рисунки на мольберт).(Приложение № 6)
Воспитатель:
-Какой рисунок самый яркий?
-Какой рисунок имеет больше всех геометрических фигур?
-Молодцы ребята! Вам понравилось наше путешествие? А теперь на ракете домой пора возвращаться на Землю. Займите свои места в космическом корабле.
Командир: Начинаем обратный отсчет: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1,……пуск, старт
(звучит музыка, под нее плавно двигаются по комнате, изображая невесомость).
«Мы летели, мы летели,
И домой мы прилетели»
Ну вот мы и дома!
3.Рефлексия. (Дети встают в круг)
Путешествие окончено. Все были активными, находчивыми, сообразительными. А теперь пусть каждый из вас выберет смайлик по вашему настроению после нашего путешествия и покажет нам. (Дети объясняют, почему показали смайлик) (Приложение № 7).
|