Цель урока:
Учебник: Математика, 4 класс, В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева
Тема урока: Истинные и ложные высказывания
Цели: 1. Познакомить учащихся с понятиями «истинное и ложное высказывание»;
2. Учить определять, является ли высказывание истинным с точки зрения объективной действительности;
3. Развивать логическое мышление, наблюдательность, речь;
4. Воспитывать умение работать в коллективе, с уважением относиться к мнению одноклассников.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: учебники, компьютер, мультимедиа, проектор.
Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята! Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться!
- Садитесь! Девизом нашего урока будут следующие слова. Давайте прочитаем их хором: «Считай несчастным тот день и тот час, в который ты не усвоил ничего нового, ничего не прибавил к своему образованию». Давайте все дружно откроем тетради и запишем число.(слайд)
2. Устный счёт.
а) – Прочитайте выраженья и решите их.(слайд)
6000 + 3000 + 200+ 5
(14350 − 350) : 100
18000 + 5000 + 300
60 × 3 + 120
- Молодцы! Вычислительные навыки у вас развиты хорошо.
б) – У учеников 4 «А» класса 48 ушей, а у их учительницы на 46 ушей меньше. Сколько всего ушей можно посчитать во время урока в 4 «А» классе? (слайд)
- Как нашли?
ЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА.
НА ДВУХ КРЫШАХ СИДЕЛИ 16 ГОЛУБЕЙ. ПОСЛЕ ТОГО КАКС ПЕРВОЙ НА ВТОРУЮ КРЫШУ ПЕРЕЛЕТЕЛИ 5 ГОЛУБЕЙ,А СО ВТОРОЙ НА ПЕРВУЮ 2 ГОЛУБЯ,НА ОБЕИХ КРЫШАХ СТАЛО ПОРОВНУ. СКОЛЬКО ГОЛУБЕЙ НА КАЖДОЙ КРЫШЕ БЫЛО СНАЧАЛА?
(1) 16:2=8
2) 8-2=6
3) 6+5=11
4) 16-11=5
ОТВЕТ: НА ПЕРВОЙ БЫЛО 11,НА ВТОРОЙ 5.)
3. Актуализация знаний и фиксация их затруднений.
- К вам на урок я принесла слово, но пока несла, потеряла из него три буквы.
- Сейчас я загадаю загадки, вам их нужно будет отгадать и первые буквы отгадок вставить по порядку в слово. (работа на доске)
*Сколько в радуге цветов?
Дней в неделе у китов?
Гномиков у Белоснежки?
Братьев – близнецов у пешки?
Нот, что знают даже дети?
И всего чудес на свете?
Разобраться с этим всем
Нам поможет цифра… (СЕМЬ)
- Какую букву вставим?
*Сколько на море ветров?
И копыт у двух слонов?
Щупалец у осьминога?
И клыков у пары догов?
Сколько ног у паука,
Паука – крестовика?
Если мы про это спросим
Нам ответит цифра… (ВОСЕМЬ)
- Какую букву вставим?
*Сколько лет в яйце цыплёнку?
Сколько крыльев у котёнка?
Сколько в алфавите цифр?
Сколько гор проглотит тигр?
Сколько мышка весит тонн?
Сколько в стае рыб – ворон?
Сколько зайцев съела моль?
Знает только цифра ... (НОЛЬ)
- Какое слово я хотела принести на урок?
- Как вы понимаете смысл этого слова?
4. Построение проекта и выхода из затруднения.
- Давайте вспомним русский язык, что такое СИНОНИМЫ? (Одинаковые слова по значению, но разные по написанию.)
- Подберите синоним к слову НЕПРАВДА. Я вам предлагаю несколько вариантов ответа: ЛОЖЬ, ГРАМОТА, ПИСЬМО, ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ, ИСТИНА, РЕЧЬ)
- А сейчас подберите синоним к слову ПРАВДА.
- Сегодня два понятия подробно разберём,
Правда и неправда мы в жизни их зовём.
А в математике их назовёшь
Иль истина, иль ложь.
- Как будет звучать тема нашего урока?
- Правильно! Истинные и ложные высказывания.
- Сегодня мы с вами познакомимся, научимся и будем развивать…
- Посмотрите, что у нас получилось.
- Мы сегодня познакомимся… (С ПОНЯТИЯМИ ИСТИННЫЕ И ЛОЖНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ)
- Научимся… (ОПРЕДЕЛЯТЬ, ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИСТИННЫМИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ)
- Будем развивать… (ЛОГИЧЕСКУЮ ГРАМОТНОСТЬ, НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ, ИНТЕЛЛЕКТ И РЕЧЬ)
5. Реализация построенного проекта.
- Истина и ложь – это несовместимые понятия..
*ИСТИНА – АДЕКВАТНОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ В СОЗНАНИИ ТОГО, ЧТО СУЩЕСТВУЕТ ОБЪЕКТИВНО.
*ЛОЖЬ – НАМЕРЕНОЕ ИСКАЖЕНИЕ ИСТИНЫ; НЕПРАВДА; ОБМАН.
- Истина не всегда лежит «на поверхности». Люди добывают истину, когда наблюдают, исследуют предметы и явления, думают, вычисляют, измеряют и т. д.
- И мы с вами тоже будем добывать истину.
- Как можно назвать высказывания, которые соответствуют действительности? Вам в этом поможет наше новое слово «ИСТИНА».
– Какие высказывания? (Истинные.)
- Как можно назвать высказывания, которые не соответствуют действительности? Вам в этом поможет наше новое слово «ЛОЖЬ». (ЛОЖНЫЕ)
- Откройте учебники на с. 30 и прочитайте правило про себя. Вслух…
- Будем ли записывать слова истинное и ложное полностью при выполнении
заданий? (Нет.)
- Почему? (Неудобно, долго.)
- Что сделаем со словами? (Сократим до первых букв «И» и «Л».)
7. Первичное закрепление во внешней речи. Игра «Истина - ложь».
- А сейчас поиграем. Я буду высказывать некоторые мысли, если вы верите мне, то поднимайте правую руку, если нет, то правую.
- Все крокодилы летают.(Л)
- Компьютер – помощник человека.(И)
- 10 делится на 3 без остатка.(Л)
- Телефон служит средством связи.(И)
- Наша школа находится в Москве.(Л).
- Сейчас у нас не урок математики.(И)
- Вы учащиеся школы № 9 и четвероклассники.(И,Л)
- Февраль – зимний месяц.(И)
- 246 – двузначное число(Л).
- Молодцы! Быстро вы справились с этим заданием.
8. Физминутка.(видео)
9. Самостоятельная работа.
- В учебнике на с. 30 найдите №1. Прочитайте задание про себя. Вслух…
- Простым карандашом поставьте в учебнике рядом с высказываниями букву «И».
- Напомните мне, что обозначает эта буква? (Истинные высказывания.)
- Проверяем. Если у вас также похлопайте в ладоши.
- Следующее задание на этой же странице № 2. Прочитайте задание вслух Миша.
- Первый ряд по очереди выполняет вслух.
- Сейчас поиграем в игру «Всё наоборот».
- Урок мы начали с подбора синонимов, а сейчас я предлагаю подобрать вам антонимы. Что такое АНТОНИМЫ? (Слова с противоположным значением.)
- Я буду произносить высказывания – действия, а вы будете делать всё наоборот, но только не говорить.
- Сидите!
- Не прыгайте!
- Не стойте!
- Поднимайте руки!
- Не топайте!
- Кричите!
- Не поднимайте руки!
- Не приседайте!
- Кричите!
- Не наклоняйтесь!
- Не садитесь!
- Не слушайте!
- В форме какого наклонения стоят эти глаголы? (Повелительного.)
10. Домашнее задание.
- Откройте дневники, запишем домашнее задание.
Уч. с.31 № 4,5
11. Рефлексия учебной деятельности.
- Вспомните девиз, с которого мы начали урок. Поднимите, пожалуйста, руку
те, кто что – то прибавил за сегодняшний урок к своему образованию.
- Если вам на уроке было интересно, материал был доступным, и вы научились определять истинные и ложные высказывания, то на полях тетради красной или другой пастой нарисуйте треугольник.
- Если вам на уроке было не интересно, материал был сложным, и вы не можете отличать истинные высказывания от ложных, то нарисуйте квадрат.
12. Итог урока.
- Мы должны быть честны друг перед другом, должны говорить только правду и в этом нам помогут истинные высказывания.
- Вы истину нам расскажите,
А ложь вы в себе сохраните.
Подошёл к концу урок,
Заливается звонок.
Дружно выйдем из – за парт,
Глубоко вздохнём, вот так…
- Спасибо за урок!