Безударные окончания имен существительных в единственном числе
Submitted by Нина Николаевна Григорьева on вс, 15/05/2016 - 14:35
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя и учащихся
Планируемые результаты
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности
- Внимание, ребята, тихо встали. Наш урок я предлагаю начать такими словами:
«Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!
Мы урок наш начинаем,
Что учили, повторяем!
Все расселись по местам,
Никому не тесно.
По секрету вам скажу:
“Будет интересно!”»
- Открываем наши тетради и пропуская две строчки пишем красиво сегодняшнее число и классная работа. (Не забываем про правила посадки.)
15 февраля.
Классная работа.
- Написали – ручки положили.
Метапредметные:
Личностные УУД:
формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;
определять общие для всех правила поведения.
Актуализация знаний
Работа с классом (фронтальная работа).
- Ребята, давайте проведем с вами грамматическую разминку. Игра называется «Узнай падеж». Я называю падежные вопросы, а Вы отвечаете, к какому падежу относятся эти вопросы. (С места не выкрикиваем, а поднимаем ручки.)
Самостоятельная работа.
- Хорошо. С этим мы справились на отлично. Но справитесь ли Вы со следующим заданием. Перед вами лежат карточки с вопросами. Вы должны выбрать в них правильные ответы. Ответы обводим кружочком. Работаем самостоятельно. Не забудьте написать свои фамилии наверху в правом углу.
Вопросы несложные, их всего 5. Даю вам 5 минут на выполнение.
Карточка № 1.
____________________________
Существительное в начальной форме отвечает на вопросы …
Существительные ж.р. и м.р. с окончаниями –а, -я в начальной форме относятся к:
А) 3 скл. Б) 1 скл. В) 2 скл.
3. Существительные с.р. с окончаниями -о, -е и существительные м.р. с нулевым окончанием в начальной форме относятся к:
А) 3 скл. Б) 1 скл. В) 2 скл.
4. К 3 склонению относятся существительные ( - нулевое окончание):
А) м.р. с Б) ж.р с В) с.р. с
5. Сколько падежей в русском языке?
А) 6 Б) 5 В) 7
Количество баллов: ________
Работа в парах.
- Итак, закончили работу. Давайте сделаем взаимопроверку. Поменяйтесь, пожалуйста, листочками со своими соседями по парте. Возьмите ручку другого цвета или карандаши. Проговариваем ответы хором.
Предметные:
применять полученные знания на практике.
Метапредметные:
Коммуникативные УУД:
владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.
Познавательные УУД:
строить речевое высказывание в устной форме.
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, используя свои знания.
Коммуникативные УУД:
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные УУД:
определять правила работы в парах.
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других;
формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Целеполагание. Постановка учебной задачи
- Обратите внимание на совосочетания на доске:
15 февраля.
Классная работа.
Плачет у дорожк….
Думать о сын…
Подойти к лошад…
- Прочитайте словосочетания. Какая часть слова пропущена? (Окончание) Как вы думаете, почему? (Потому что мы учимся правильно писать окончания.)
- Какой частью речи являются слова с пропущенными окончаниями? (Существительные.)
- В каком числе они стоят? (В единственном числе.)
- Почему эти окончания могут вызвать сомнения в написании? (Эти окончания являются безударными.)
- Итак, как Вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте, пожалуйста, тему урока. (Безударные окончания существительных в единственном числе.)
- Хорошо. Сегодня мы с Вами закрепим знания по данной теме.
Коммуникативные УУД:
формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Регулятивные УУД:
определять цель деятельности на уроке;
Познавательные УУД:
развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Личностные УУД:
устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Обобщение изученного
Закрепление изученного
- Как же правильно писать безударные падежные окончания имён существительных?
- Как пишутся безударные и ударные окончания одного и того же склонения? (Безударные и ударные окончания слов одного и того же склонения пишутся одинаково.)
Работа с учебником.
- Молодцы, ребята. А теперь открываем наши учебники на стр. 28 и находим упр. 25. Что нам требуется здесь выполнить? (Ученики зачитывают задание.)
25. Запиши текст, вставляя нужные буквы. Перед глаголами с безударным гласным в корне в скобках пиши проверку. Как ты объяснишь выбор букв в окончаниях существительных? Укажи над существительными склонение и падеж.
Где очки у тёт... Вал...?
У неё очки пропали!
Ищет бедная старушка
На подушк„., на кадушк…,
В духовк..., в кладовк...,
В старом лукошке,
В миск... у кошк...,
Искала в беседк…,
Спросила у соседк... .
А они на самом деле
Унеё на лбу сидели.
(Ю. Тувим)
Работа у доски.
Разбирая у доски, ученики записывают текст в тетрадях с комментированием, вставляя пропущенные буквы, над существительными указывают склонение и падеж.
- А теперь переходим к упр. 27 на стр. 30. Его сделаем устно. Прочитайте задание.
27. Спиши текст, вставляя нужные буквы. Около сложных слов в скобках напиши слова, которые дали им жизнь. Над выделенными существительными укажи склонение, число и падеж.
Сестрицы Чернохвосты (черный, хвост),
Белобоки (белый, бок),
Тараторили сороки,
Словно кумушки-подружки,
У березки (I скл., ед.ч., Р.п.) на макушке (I скл., ед.ч., П.п.)
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
уметь работать по алгоритму.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике, тетради;
уметь правильно писать безударные окончания существительных в единственном числе 1 и 2 склонения, определять склонение, число, падеж.
Коммуникативные УУД:
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Физкультминутка
- А теперь все тихо встали…
- А сейчас мы зашагали…
- А теперь все тихо встали…
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
Личностные УУД:
выполнять общие для всех правила.
VI. Продолжение закрепления изученного
Cамостоятельная работа.
- Итак, продолжим нашу работу. Далее Вы будете работать самостоятельно, разделившись на 2 группы. Чем будет заниматься 1 группа? (Перечисляю учеников и объясняю, что им требуется сделать в упражнении.)
Карточка № 2. _________________________
Вставьте пропущенные окончания. Укажи склонение и падеж имен существительных:
обратиться к подруг… близко от деревн… купила в касс…
уйти без игрушк… говорил с дедушк…й шёл по степ…
сидели на яблон… махать шапк…й встала с кроват…
- Вторая группа, найдите на стр. 31 упр.28. Прочитайте про себя, что вам нужно сделать в упражнении. (Потом спрашиваю у одного из учеников сказать своими словами, что спрашивается в задании.)
- Хорошо. Выполнять это упражнение Вы будете тоже самостоятельно.
28. Спиши текст, вставляя нужные буквы. Над выделенными существительными укажи рядом в скобках напиши ту форму опорного слова, которая помогла выбрать букву окончания.
М[ч,]усь, как ветер, на ко[н,]ках
По л…сной опу[ш]к... .
Рукави[цы] на руках,
Ша[п]ка на маку[ш]к... .
Раз-два! По сколь[с]кой доро[ш]к... .
Раз и два! В…селые но[ш]ки...
Раз-два! Вп…ре[т] и вп…ре[т]...
Здесь ученики отрабатывают алгоритм написания безударных падежных окончаний существительных по опорным словам. Кроме того, они повторяют и другие, ранее пройденные орфограммы, устно объясняют написание пропущенных букв и подчеркивают орфограммы.
Проверка упражнений.
Предметные:
- уметь использовать в речи речевые единицы;
- уметь определять склонение и падеж имён существительных в единственном числе;
- уметь сравнивать разные формы имен существительных;
- знать правописание окончаний имен существительных при изменении существительных по падежам.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике, тетради, карточке с заданиями;
ориентироваться в своей системе знаний.
Регулятивные УУД:
осуществлять самоконтроль;
отличать верно выполненное задание от неверного
уметь работать по алгоритму.
VII. Рефлексия
- Итак, ребята, чем мы сегодня с Вами занимались?
- Поднимите, пожалуйста, ручки те, кто все понял и у которого не возникло никаких сомнений и трудностей.
- Хорошо. А есть такие, у которых возникли сомнения? С какими трудностями Вы столкнулись?
- Скажите, в целом Вам понравился урок?
Личностные УУД:
устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
уметь определять уровень усвоения учебного материала.
VIII. Домашнее задание
- А теперь открываем наши дневники и записываем домашнее задание: стр. 32–33, упр. 30.
Цель этого упражнения – повторить орфограмму «непроизносимый согласный в корне слова» и продолжить формирование навыка правописания безударных падежных окончаний существительных.
1. Вам нужно списать текст, объясняя написание пропущенных орфограмм. (Из первой части Вам нужно выписать следующие слова: красный – красен; прекрасно – прекрасен; ясно – ясен.)
2. Затем записываете первое предложение и разбираете его по членам предложения: (В стѐкла (обстоятельство) смотрит (сказуемое) месяц (подлежащее) красный (определение).)
3. Из второй части выписываете словосочетания: (Не спустился (из кого? из чего? откуда?) из печки (I скл., ед.ч., Р.п.); не спустился (на ком? на чем?) на тесемке (I скл., ед.ч., П.п.).)
Регулятивные УУД:
формирование умения слушать и понимать услышанное в процессе обучения.
IX. Мотивированное выставление оценок
Ставлю оценки в журнал
- Хорошо вы потрудились,
Вам пора и отдыхать.
Переменку веселитесь
И начнем урок опять.
Личностные УУД:
оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
формировать способность к самооценке, оцениванию жизненных ситуаций и своего отношения к процессу обучения