Официальный сайт interaktiveboard 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Безударные окончания имен существительных в единственном числе

Submitted by Нина Николаевна Григорьева on вс, 15/05/2016 - 14:35
Данные об авторе
Автор(ы): 
Григорьева Нина Николаевна
Место работы, должность: 

студентка психолого-педагогического факультета ЧГПУ им. И. Я. Яковлева

Регион: 
Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

формирование умения правильно писать безударные падежные окончания существительных в единственном числе.

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Каленчук, М.Л. Русский язык : 3 кл. : Учебник : В 3 ч. / М. Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова. – 2-е изд., испр. – М. : Академия / Учебник, 2012. – Ч. 3 : 192 с. : ил.

Используемое оборудование: 

учебник «Русский язык», Ч. 3; рабочие тетради, ручки разных цветов, карандаши, карточки с заданиями, презентация.

Краткое описание: 
<p><strong>Программа:</strong> УМК &laquo;Перспективная начальная школа&raquo;</p> <p><strong>Задачи:&nbsp;</strong><span style="line-height:1.6">закреплять навык правописания &ndash; безударных падежных существительных с проверкой способом подстановки опорных слов &ndash; выделять в предложении словосочетания с определенными грамматическими признаками существительных; &ndash; определять склонение и падеж существительных;&nbsp;</span><span style="line-height:1.6">развивать речевые навыки грамотной речи обучающихся, памяти и внимания;&nbsp;</span><span style="line-height:1.6">воспитывать аккуратность, культуру работы в коллективе.</span></p>

Ход урока

Этапы урока

      Деятельность учителя и учащихся

Планируемые результаты

  1.  Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

 

- Внимание, ребята, тихо встали. Наш урок я предлагаю начать такими словами:

«Пусть сегодня для нас всех,

На урок придёт успех!

Мы урок наш начинаем,

Что учили, повторяем!

Все расселись по местам,

Никому не тесно.

По секрету вам скажу:

“Будет интересно!”»

- Открываем наши тетради и пропуская две строчки пишем красиво сегодняшнее число и классная работа. (Не забываем про правила посадки.)

 

 

15 февраля.

Классная работа.

 

 

- Написали – ручки положили.

 

Метапредметные:

 Личностные УУД:

  • формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;
  • определять общие для всех правила поведения.

 

  1.  Актуализация       знаний

 

 

  • Работа с классом (фронтальная работа).

- Ребята, давайте проведем с вами грамматическую разминку. Игра называется «Узнай падеж». Я называю падежные вопросы, а Вы отвечаете, к какому падежу относятся эти вопросы. (С места не выкрикиваем, а поднимаем ручки.)

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Самостоятельная работа.

 

- Хорошо. С этим мы справились на отлично. Но справитесь ли Вы со следующим заданием. Перед вами лежат карточки с вопросами. Вы должны выбрать в них правильные ответы. Ответы обводим кружочком. Работаем самостоятельно. Не забудьте написать свои фамилии наверху в правом углу.

Вопросы несложные, их всего 5. Даю вам 5 минут на выполнение.

                                      

Карточка № 1.                               

                                                             ____________________________

  1. Существительное в начальной форме отвечает на вопросы …

      А) кого? что?        Б) кто? что?          В) какой? какая? какое?

  1. Существительные ж.р. и м.р. с окончаниями –а, -я в начальной форме относятся к:

      А) 3 скл.                 Б) 1 скл.                В) 2 скл.

3.  Существительные с.р.  с окончаниями -о, -е и существительные м.р. с нулевым окончанием в начальной форме относятся к:

     А) 3 скл.           Б) 1 скл.                В) 2 скл.

 

4.  К 3 склонению относятся существительные ( - нулевое окончание):

    А) м.р. с                    Б) ж.р с                   В) с.р. с 

5.  Сколько падежей в русском языке?

    А) 6                         Б) 5                       В) 7

                                                       Количество баллов: ________

 

 

  • Работа в парах.

- Итак, закончили работу. Давайте сделаем взаимопроверку. Поменяйтесь, пожалуйста, листочками со своими соседями по парте. Возьмите ручку другого цвета или карандаши. Проговариваем ответы хором.

 

Предметные:

  • применять полученные знания на практике.

Метапредметные:

Коммуникативные УУД:

  • владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Познавательные УУД:

  • строить речевое высказывание в устной форме.

 

 

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, используя свои знания.

Коммуникативные УУД:

  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД:

  • определять правила работы в парах.

Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других;
  • формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

 

  1. Целеполагание.  Постановка учебной задачи

 

- Обратите внимание на совосочетания на доске:

 

 

15 февраля.

Классная работа.

     Плачет у дорожк….

     Думать о сын…

     Подойти к лошад…

 

 

 

- Прочитайте словосочетания. Какая часть слова пропущена? (Окончание) Как вы думаете, почему? (Потому что мы учимся правильно писать окончания.)

- Какой частью речи являются слова с пропущенными окончаниями? (Существительные.)

- В каком числе они стоят? (В единственном числе.)

- Почему эти окончания могут вызвать сомнения в написании? (Эти окончания являются безударными.)

 

- Итак, как Вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте, пожалуйста, тему урока. (Безударные окончания существительных в единственном числе.)

- Хорошо. Сегодня мы с Вами закрепим знания по данной теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД:

  • формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности на уроке;

Познавательные УУД:

  • развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Личностные УУД:

  • устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

 

  1. Обобщение изученного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Закрепление изученного

 

 

 

- Как же правильно писать безударные падежные окончания имён существительных? 

 

(Чтобы правильно написать безударное падежное окончание, я:

  1. ставлю существительное в начальную форму;
  2. определяю его склонение;
  3. определяю падеж;
  4. смотрю в справочную таблицу или -подбираю опорное слово, ставлю его в нужный падеж;
  5. пишу нужное окончание.)

 

- Назовите мне, пожалуйста, опорные слова. (Стена, земля, стул, степь.)

 

- Как пишутся безударные и ударные окончания одного и того же склонения? (Безударные и ударные окончания слов одного и того же склонения пишутся одинаково.)

 

 

 

  • Работа с учебником.

- Молодцы, ребята. А теперь открываем наши учебники на стр. 28 и находим упр. 25. Что нам требуется здесь выполнить? (Ученики зачитывают задание.)

 

*      25. Запиши текст, вставляя нужные буквы. Перед глаголами с безударным гласным в корне в скобках пиши проверку. Как ты объяснишь выбор букв в окончаниях существительных? Укажи над существительными склонение и падеж.

 

Где очки у тёт... Вал...?

У неё очки пропали!

Ищет бедная старушка

На подушк„., на кадушк…,

В духовк..., в кладовк...,

В старом лукошке,

В миск... у кошк...,

Искала в беседк…,

Спросила у соседк... .

А они на самом деле

У неё на лбу сидели.

               (Ю. Тувим)

 

  • Работа у доски.

Разбирая у доски, ученики записывают текст в тетрадях с комментированием, вставляя пропущенные буквы, над существительными указывают склонение и падеж.

 

- А теперь переходим к упр. 27 на стр. 30. Его сделаем устно. Прочитайте задание.

 

 

 

 

    27. Спиши текст, вставляя нужные буквы. Около сложных слов в скобках напиши слова, которые дали им жизнь. Над выделенными существительными укажи склонение, число и падеж.

 

Сестрицы Чернохвосты (черный, хвост),

Белобоки (белый, бок),

Тараторили сороки,

Словно кумушки-подружки,

У березки (I скл., ед.ч., Р.п.) на макушке (I скл., ед.ч., П.п.)

 

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • уметь работать по алгоритму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метапредметные:

Познавательные УУД: 

  • ориентироваться в учебнике, тетради;
  • уметь правильно писать безударные окончания существительных в единственном числе 1 и 2 склонения, определять склонение, число, падеж.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД:

  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 

 

 

 

  1. Физкультминутка

 

- А теперь все тихо встали…

- А сейчас мы зашагали…

- А теперь все тихо встали…

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

         Тихо сели, вновь за дело.

 

 

Личностные УУД:

  • выполнять общие для всех правила.

 VI.   Продолжение закрепления изученного

  • Cамостоятельная работа.

 

- Итак, продолжим нашу работу. Далее Вы будете работать самостоятельно, разделившись на 2 группы. Чем будет заниматься 1 группа? (Перечисляю учеников и объясняю, что им требуется сделать в упражнении.)

 

 

 Карточка № 2.                                     _________________________

Вставьте пропущенные окончания. Укажи склонение и падеж имен существительных:

 

обратиться к подруг…              близко от деревн…              купила в касс…

уйти без игрушк…                    говорил с дедушк…й              шёл по степ…

сидели на яблон…                     махать шапк…й                     встала с кроват…

 

- Вторая группа, найдите на стр. 31 упр.28. Прочитайте про себя, что вам нужно сделать в упражнении. (Потом спрашиваю у одного из учеников сказать своими словами, что спрашивается в задании.)

 

- Хорошо. Выполнять это упражнение Вы будете тоже самостоятельно.

 

28. Спиши текст, вставляя нужные буквы. Над выделенными существительными укажи рядом в скобках напиши ту форму опорного слова, которая помогла выбрать букву окончания.

 

                 М[ч,]усь, как ветер, на ко[н,]ках

По л…сной опу[ш]к... .

Рукави[цы] на руках,

Ша[п]ка на маку[ш]к... .

Раз-два! По сколь[с]кой доро[ш]к... .

Раз и два! В…селые но[ш]ки...

Раз-два! Вп…ре[т] и вп…ре[т]...

 

Здесь ученики отрабатывают алгоритм написания безударных падежных окончаний существительных по опорным словам. Кроме того, они повторяют и другие, ранее пройденные орфограммы, устно объясняют написание пропущенных букв и подчеркивают орфограммы.

 

 

  • Проверка упражнений.

 

 

 

Предметные:

-  уметь использовать в речи речевые единицы;

-  уметь определять склонение и падеж имён существительных в единственном числе;

-  уметь сравнивать разные формы имен существительных;

-  знать правописание окончаний имен существительных при изменении существительных по падежам.

 

 

Метапредметные:

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике, тетради, карточке с заданиями;
  • ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные УУД:

  • осуществлять самоконтроль;

отличать верно выполненное задание от неверного

  • уметь работать по алгоритму.

 

VII. Рефлексия

 

- Итак, ребята, чем мы сегодня с Вами занимались?

- Поднимите, пожалуйста, ручки те, кто все понял и у которого не возникло никаких сомнений и трудностей.

              - Хорошо. А есть такие, у которых возникли сомнения? С какими трудностями Вы столкнулись? 

- Скажите, в целом Вам понравился урок?

 

 

Личностные УУД:

  • устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

  • совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

  • уметь определять уровень усвоения учебного материала.

 

VIII.  Домашнее задание

 

- А теперь открываем наши дневники и записываем домашнее задание: стр. 32–33, упр.  30.

Цель этого упражнения – повторить орфограмму «непроизносимый согласный в корне слова» и продолжить формирование навыка правописания безударных падежных окончаний существительных.

1. Вам нужно списать текст, объясняя написание пропущенных орфограмм.  (Из первой части Вам нужно выписать следующие слова: красный – красен; прекрасно – прекрасен; ясно – ясен.)

2. Затем записываете первое предложение и разбираете его по членам предложения: (В стѐкла (обстоятельство) смотрит (сказуемое) месяц (подлежащее) красный (определение).)

3. Из второй части выписываете словосочетания: (Не спустился (из кого? из чего? откуда?) из печки (I скл., ед.ч., Р.п.); не спустился (на ком? на чем?) на тесемке (I скл., ед.ч., П.п.).)

 

Регулятивные УУД:

  • формирование умения слушать и понимать услышанное в процессе обучения.

 

IX. Мотивированное выставление оценок

 

Ставлю оценки в журнал

      

- Хорошо вы потрудились,

  Вам пора и отдыхать.

  Переменку веселитесь

  И начнем урок опять.

 

 

Личностные УУД:

  • оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
  • формировать способность к самооценке, оцениванию жизненных ситуаций и своего отношения к процессу обучения

 


Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн