Связь имён прилагательных с именами существительными
Submitted by Ольга Николаевна Галактионова on Sat, 14/05/2016 - 20:49
Русский язык
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Тип урока: урок изучения нового материала.
Тема урока: Связь имён прилагательных с именами существительными
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления новой информации.
Углубить представления о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов; показать связь имени прилагательного с именем существительным.
Задачи:
Образовательные:
-наблюдать за признаками имен прилагательных, их ролью в речи;
-наблюдать за связью имен существительных и имен прилагательных;
-наблюдать за изменением имен прилагательных по родам и числам.
Развивающие:
– Развитие умений соотносить прилагательные и существительные по значению, устанавливать грамматическую связь по вопросам, определять признаки прилагательного как части речи.
-развивать умения находить имена существительные и прилагательные;
-развивать речь (оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам);
- формировать у учащихся способность к систематизации изучаемого материала.
Воспитательные:
-воспитывать интерес и уважение к родному языку, его богатству;
-желание пользоваться средствами выразительности и потребность говорить красиво и образно.
Оборудование: учебник русского языка Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина; компьютер, карточки для групповой индивидуальной работы.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Ι. Мотивация к учебной деятельности.
II. Актуализация знаний.
Ребята, у нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости. Давайте им покажем, что мы с вами знаем и что умеем делать. Желаю нам с вами успешной работы.
1. Словарная работа. Карточка №1.
Начнём мы с вами со словарной работы. Перед каждым из вас есть карточка №1 со словами. Задача членов первой группы выписать слова с непроверяемой безударной гласной «о», а участники второй группы выписывают слова с безударной гласной «а».
народ огурец
апельсин ягода
артист мороз
комната овощи
картина обед
балкон осина праздничный
- Задача ясна? Я приглашаю одного из участников от каждой группы, для индивидуального выполнения этого задания у доски.
- Итак, приступим к проверки. Давайте сначала проверим индивидуальную работу. Скажи, что тебе нужно было сделать? (самооценка). Посмотрите у всех ли так. (Тоже самое со 2-ой группой).
Самооценка: оцените свою работу (карандашом на полях)(спросить одного ученика)
- А почему я не увидела одно слово из списка? Почему его не выписали ни в одной и не в другой группе?. (т.к. все слова на орфограмму «непроверяемая гласная в корне слова», а в слове праздничный орфограмма «удвоенная согласная в корне слова».
А только ли поэтому это слово лишнее? (нет. это разные части речи( прилагательное), а все остальные слова имена существительные. Докажите. (Они называют предмет и отвечают на вопрос кто? или что?)
По какому признаку разделены слова на две группы? (Ответы детей: по принадлежности к частям речи, имена прилагательные, имена существительные). А попробуем образовать из имён существительных - имена прилагательные. Работаем по цепочке. (огуречный, ягодный…._
- Скажите, а что мы знаем о именах прилагательных? (самост. часть речи, отвечает на вопросы …… Обозначают признак предмета внешний вид способности определять разные стороны предметов: цвет, размер, форму, запах, вкус, внешний вид, качества и свойства и т.д, качества, свойства человека.).
- Что же мы сегодня будем изучать? Давайте составим план урока.
План урока: (ключевые темы: имена прилагательные, имена существительные , изменение, связь)
- будем работать в к группе;
- продолжать изучать имена прилагательные
- как связаны имена су. и имена прилаг.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5.Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
III. Формулирование проблемы.
1. Работа в группах.
Карточкам №2.
На карточках даны словосочетания. Найдите и исправьте ошибки.
1.гр. трудолюбивая человек
вкусный смородина
праздничный настроение
2гр. яркий солнце
известный актриса
новая костюм
Давайте проверим. Что вам нужно было сделать? Что вы исправили в карточках и почему? А ваша группа что исправила? Так какой вывод можно сделать? Как связаны имена прилагательные с существительными? (имя существительное в мужском роде, значит и имя прилагательное в мужском роде;
Вывод: имена прилаг. стоят в том же роде, что и имена сущ.
2гр. Вкусная конфеты, белые облако, молодые человек.
Какой вывод можно сделать. Как связаны имена прилагательные с именами существительными?
Вывод: имена прил. стоят в том же числе, что и имена сущ.
Слайд
синий карандаш
синяя лента
синее море
синие зонтики
Сравните прилагательные.– Изменилось ли их значение?– А что же изменилось? (Род, число.)
– Как же понять, что прилагательное изменяется? (У него могут меняться род и число, а значение остаётся прежним.)
– Можно ли сказать, что существительное изменяется по родам? – А по числам? Докажите. А можем ли определить род имён прилаг. во мн. числе? ( нет определяем род только в ед.ч.).
– Как вы думаете, род и число – это постоянные или непостоянные признаки прилагательного?
– А теперь попробуем обобщить наши выводы в сравнительной таблице.
На доске появляется таблица (ученики должны заполнить её, поставив знаки «+» или «–» в ячейках):
-Мы выяснили, что имена прилаг. связаны с именами сущ. Как вы думаете, какое слово главное в словосочетании? (имя существительное). Как вы думаете, почему вопрос ставится от существительного к прилагательному, а не наоборот. (потому что имя существительное обозначает предмет, а имя прилагательное – его признак, а признака не может быть без предмета.
- Как мы обозначим это графически? (на плакате словосочетание, где маркером чертится стрелочка). А раз имя существительное главное в словосочетании, давайте его пометим крестиком. Почему имя прилагательное так называется?(Потому что оно связано с существительным; прилагательное произошло от слова прилагать , т.е. прикладывать, а оно ведь прикладывается к имени существительному и от него зависит)
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
IV. Первичное закрепление.
3 4 6 1 3
Работа в учебнике.
Упр. 313– развивается умение определять признаки имён прилагательных (род, число), графически обозначать связь. (Первый столбик выполняется у доски, второй столбик – самостоятельно)
Выполняется комментированная запись.
Проверка коллективная (Ответы детей: лес (какой?) густой, имя существительное мужского рода, единственного числа, имя прилагательное - м.р., ед. ч.)
Вывод:как определить род и число имён прилагательных? (Имя прилагательное стоит в том же роде и числе, что и существительное, к которому оно относится. Поэтому нужно сначала определить род и число имён существительных.)
В ходе записи дети подчёркивают орфограммы-буквы безударных гласных в корне, не проверяемые ударением.
Выполняется разбор по составу:
4.Упр. 314– развивается умение подбирать к прилагательным имена существительные (умение, обратное предыдущему).
Можно предложить детям выполнить упражнение самостоятельно.
Образец записи:
(Имя существительное день мужского рода употреблено в форме ед.ч. и прилагательное чудесный – тоже в форме ед.ч., м.р. )
Вывод: От чего зависит их прилаг.? (Ставятся в том же роде и числе, что и существительные, форма прилагательного зависит от формы существительного.)
Составьте с одним из понравившихся словосочетаний предложение.
Подчёркивает основу предложения, укажите связь слов в этом предложении. Выпишите словосочетание сущ.+прилаг. Обозначьте графически из взаимосвязь. Укажите род и число частей речи. ( вопросы: как ты определил род прилаг.)
Упр. 316. Самостоятельная работы. Дети записывают предложения указывая части речи над словами.
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна.
На печальные поляны
Льёт печальный свет она….
-Есть ли в первом предложении имена прилагательные? (Есть)
- С какими существительными эти прилагательные связаны? Покажите графически, от какого слова, к какому ставится вопрос. Определите род и число имён прилагательных в предложениях.
- Как вы это определили? (по имени существительному, к которому относится это прилагательное)
- Итак, чтобы определить род и число имени прилагательного, надо:
- Определить род и число имени существительного.
- По роду и числу имени существительного определить род и число имени прилаг.
Помни: Род имён прилагательных определяется только в единственном числе.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
–Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3.Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
V. Итог урока.
Что нового мы сегодня узнали на уроке? – Как определить род и число имени прилагательного? (По существительному, с которым связано это прилагательное.)
– Как вы определили род и число имени прилагательного? (Ответы: по имени существительному, с которым оно связано). (Во мн.ч. у прилагательных род не определяется.)
VI. Рефлексия.
Так как мы изучаем прилагательные. Я вас прошу оценить нашу работу за сегодняшний урок с помощью прилагательных. Закончите моё предложение. Наша работа сегодня была (какая?)… .