Официальный сайт aksakal 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Связь имён прилагательных с именами существительными

Submitted by Ольга Николаевна Галактионова on Sat, 14/05/2016 - 20:49
Данные об авторе
Автор(ы): 
Галактионова О.Н.
Место работы, должность: 

МОУ СОШ №4 г.Ртищево, учитель начальных классов

Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Родной язык
Цель урока: 

создать условия для осознания и осмысления новой информации.

 Углубить представления о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов; показать связь имени прилагательного с именем существительным.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник "Русский язык" для 3 класса,  Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.

Используемые ЦОР: 

учебник русского языка Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина;  компьютер, карточки для групповой индивидуальной работы.

Краткое описание: 
<p class="rteindent1">План - конспект по русскому языку, 3 класс. Тема: &quot;Связь имён прилагательных с именами существительными&quot;.</p>

 

Русский язык

ИМЯ  ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

Тип  урока: урок изучения нового материала.

Тема урока: Связь имён прилагательных с именами существительными

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления новой информации.

 Углубить представления о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов; показать связь имени прилагательного с именем существительным.

Задачи:

Образовательные:

-наблюдать за признаками имен прилагательных, их ролью в речи;

-наблюдать за связью имен существительных и имен прилагательных;

 -наблюдать за изменением имен прилагательных по родам и числам.

Развивающие:

– Развитие умений соотносить прилагательные и существительные по значению, устанавливать грамматическую связь по вопросам, определять признаки прилагательного как части речи.

-развивать умения находить имена существительные и прилагательные;

-развивать речь (оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам);

  - формировать у учащихся способность к систематизации изучаемого материала.

Воспитательные:

-воспитывать  интерес и уважение к родному языку, его богатству;

-желание пользоваться средствами выразительности и потребность говорить красиво и образно.

Оборудование: учебник русского языка Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина;  компьютер, карточки для групповой индивидуальной работы.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Мотивация к учебной деятельности.

 

II. Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Ребята, у нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости. Давайте им покажем,  что мы с вами  знаем и что умеем делать. Желаю нам с вами успешной работы.

1. Словарная работа. Карточка №1.

   Начнём мы с вами со словарной  работы. Перед каждым из вас есть карточка №1 со словами. Задача членов  первой группы выписать слова с непроверяемой безударной гласной «о», а участники второй группы выписывают слова  с безударной гласной «а».

 

народ                       огурец                       

апельсин                  ягода                         

артист                      мороз                        

комната                    овощи                       

картина                    обед                              

балкон                      осина                праздничный

  - Задача ясна? Я приглашаю одного из участников от каждой группы, для индивидуального выполнения этого задания у доски.

  - Итак, приступим к проверки. Давайте сначала проверим индивидуальную работу. Скажи, что тебе нужно было сделать? (самооценка). Посмотрите у всех ли так. (Тоже самое со 2-ой группой).

Самооценка: оцените свою работу  (карандашом на полях)(спросить одного ученика)

  - А почему я не увидела одно слово  из списка? Почему его не выписали ни в одной и не в другой группе?.  (т.к. все слова на орфограмму «непроверяемая гласная в корне слова», а в слове праздничный орфограмма «удвоенная согласная в корне слова».

   А только ли поэтому это слово лишнее? (нет. это разные части речи( прилагательное), а все остальные слова имена существительные. Докажите. (Они называют предмет и отвечают на вопрос кто? или что?)

  По какому признаку разделены слова на две группы?   (Ответы детей:  по принадлежности к частям речи, имена прилагательные, имена существительные). А попробуем образовать из  имён существительных - имена прилагательные.  Работаем по цепочке. (огуречный, ягодный…._

 

- Скажите, а что мы знаем о именах  прилагательных? (самост. часть речи, отвечает на вопросы …… Обозначают признак предмета внешний вид способности определять разные стороны предметов: цвет, размер, форму, запах, вкус, внешний вид, качества и свойства и т.д, качества, свойства человека.).

 - Что же мы сегодня будем изучать? Давайте составим план урока.

План урока:  (ключевые темы: имена прилагательные, имена существительные , изменение, связь)

- будем работать в к группе;

- продолжать изучать имена прилагательные

- как связаны имена су. и имена прилаг.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

 

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

III. Формулирование проблемы.

 

 

 

 

 

1. Работа в группах.

                                        Карточкам №2.

На карточках даны словосочетания. Найдите и исправьте ошибки.

1.гр. трудолюбивая человек

          вкусный смородина

          праздничный настроение

2гр.   яркий солнце                           

          известный актриса

          новая костюм

Давайте проверим. Что вам нужно было сделать? Что  вы исправили в карточках и почему?  А ваша группа что исправила?  Так какой вывод можно сделать? Как связаны имена прилагательные с существительными? (имя существительное в мужском роде, значит и имя прилагательное в мужском роде;

Вывод: имена прилаг.  стоят в том же роде, что и имена сущ.

                                                      

Карточка №3

 Исправьте ошибки в словосочетаниях.

1гр. Высокое деревья, широкие река, весёлая песни.

2гр. Вкусная конфеты, белые облако, молодые человек.

Какой вывод можно сделать. Как связаны имена прилагательные с именами существительными?

Вывод: имена прил. стоят в том же числе, что и имена сущ.

                                                                      Слайд

синий      карандаш

синяя      лента

синее       море
синие   зонтики

Сравните прилагательные.– Изменилось ли их значение?– А что же изменилось? (Род, число.)

– Как же понять, что прилагательное изменяется? (У него могут меняться род и число, а значение остаётся прежним.)

– Можно ли сказать, что существительное изменяется по родам? – А по числам? Докажите. А можем ли определить род  имён прилаг. во мн. числе? ( нет определяем род только в ед.ч.).

– Как вы думаете, род и число – это постоянные или непостоянные признаки прилагательного?

– А теперь попробуем обобщить наши выводы в сравнительной таблице.


На доске появляется таблица (ученики должны заполнить её, поставив знаки «+» или «–»  в ячейках):

-Мы выяснили, что имена прилаг. связаны с именами сущ. Как вы думаете, какое слово главное в словосочетании? (имя существительное). Как вы думаете, почему вопрос ставится  от существительного к прилагательному, а не наоборот. (потому что имя существительное обозначает предмет, а имя прилагательное – его признак, а  признака не может быть без предмета.

- Как мы обозначим  это графически? (на плакате словосочетание, где маркером чертится стрелочка). А раз имя существительное главное в словосочетании, давайте его пометим крестиком. Почему имя прилагательное так называется?(Потому что оно связано с существительным; прилагательное произошло от слова прилагать , т.е. прикладывать, а оно ведь прикладывается к имени существительному и от него зависит)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

IV. Первичное закрепление.

3  4  6  1  3

Работа в учебнике.

Упр. 313 – развивается умение определять признаки имён прилагательных (род, число), графически обозначать связь. (Первый столбик выполняется у доски, второй столбик – самостоятельно)

Выполняется комментированная запись.

Проверка коллективная (Ответы детей: лес (какой?) густой, имя существительное  мужского рода, единственного числа, имя прилагательное  - м.р., ед. ч.)

Вывод: как определить род и число имён прилагательных? (Имя прилагательное стоит в том же роде и числе, что и существительное, к которому оно относится. Поэтому нужно сначала определить род и число имён существительных.)

В    ходе записи дети подчёркивают орфограммы-буквы безударных гласных в корне, не проверяемые ударением.

Выполняется разбор по составу:

 

4. Упр. 314 – развивается умение подбирать к прилагательным имена существительные (умение, обратное предыдущему).

Можно предложить детям выполнить упражнение самостоятельно.

Образец записи:

 

(Имя существительное день мужского рода употреблено в форме ед.ч. и прилагательное чудесный – тоже в форме ед.ч., м.р. )

 Вывод: От чего зависит их прилаг.? (Ставятся в том же роде и числе, что и существительные, форма прилагательного зависит от формы существительного.)

 

Составьте с одним из понравившихся словосочетаний предложение.

Подчёркивает основу предложения,  укажите связь слов в этом предложении. Выпишите словосочетание сущ.+прилаг.  Обозначьте графически из взаимосвязь. Укажите род и число  частей речи. ( вопросы: как ты определил род прилаг.)

Упр. 316. Самостоятельная работы. Дети записывают предложения указывая части речи над словами.

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна.

На печальные поляны

Льёт печальный свет она….

-Есть ли в первом предложении имена прилагательные? (Есть)

- С какими существительными эти прилагательные связаны? Покажите графически, от какого слова, к какому ставится вопрос. Определите род и число имён прилагательных в предложениях.

- Как вы это определили? (по имени существительному, к которому относится это прилагательное)

- Итак, чтобы определить род и число имени прилагательного, надо:

- Определить род и число имени существительного.

- По роду и числу имени существительного определить род и число имени прилаг.

Помни: Род имён прилагательных определяется только в единственном числе.

 

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

 

V. Итог урока.

 

Что нового мы сегодня узнали на уроке? – Как определить род и число имени прилагательного? (По существительному, с которым связано это прилагательное.)

– Как вы определили род и число имени прилагательного?   (Ответы:  по имени существительному, с которым оно связано). (Во мн.ч. у прилагательных род не определяется.)

 

 

 

 

VI. Рефлексия.

  Так как мы изучаем прилагательные. Я вас прошу оценить нашу работу за сегодняшний урок с помощью прилагательных. Закончите моё предложение. Наша работа сегодня была (какая?)… .

 

VII.Д/З.

 

 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн