Цель: Формировать умения детей самостоятельно выполнять математические задания.
Задачи:
Образовательные:
ü закреплять навыки количественного счета в пределах 20 и порядкового счёта в пределах 10;
ü закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10);
ü систематизировать знания о составе чисел из двух меньших в пределах 10;
ü упражнять детей в составлении и решении задачи на сложение и вычитание, с опорой на наглядность;
ü закреплять умения детей измерять объём сыпучих тел путём замещения одной мерки другой.
Развивающие:
ü способствовать развитию мыслительной деятельности при решении логической задачи;
ü развивать речевое общение детей;
ü активизировать в речи детей слова: цифра, число, знаки – больше, меньше, равно, выражения – задача, вычитание, сложение и т.д.
Воспитательные:
ü воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, способствовать улучшению взаимоотношений в группе;
ü воспитывать в детях такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь.
Индивидуальная работа: воспитывать в Д.Г. и Д.Р. качество личности, как уверенность; помощь овладеть навыками общения, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.
Оборудование и реквизит:
· Компьютер и музыкальные записи (см. по тексту);
· Мультимедиа проектор, экран.
· Математические пособия (см. по тексту)
Используемая литература:
1. Л.С. Метлина Занятия по математике в детском саду : М. Просвещение, 1986 год.
2. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная к школе группа (6–7 лет).
3. А.А. Смоленцова Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием: М. Просвещение, 1993 год.
4. З.А. Михайлова Игровые занимательные задачи для дошкольников:
М. Просвещение, 1990 год.
Развернутый конспект совместной деятельности
Воспитатель: Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ребята, поздоровайтесь с гостями.
Вы любите сказки? Тогда сегодня я хочу пригласить вас в сказку. А в какую отгадайте сами.
На поляночке лесной стоял домик расписной
Всех зверюшек спрятать мог. Что за домик? (Теремок).
На магнитной доске воспитатель выкладывает картинку «Теремок».
Воспитатель: Но это не обычный теремок, а математический. Чтобы туда попасть, нужно:
Ø правильно и быстро выполнять задания;
Ø не допускать ошибок;
Ø а главное – быть очень внимательными.
Готовы? (Да)
Задание 1. Количественный счёт, знание цифр
Воспитатель (обращает внимание на картинку «Теремок»): Попасть туда можно, если мы выложим дорожку из камней (листы с цифрами от 1 до 20, вырезанные в форме камней). Давайте посчитаем. Сколько всего камней?
Дети рассматривают волшебные камни и выкладывают на полу дорожку до теремка из камней от 1 до 20.
Гимнастика для глаз
Терем- терем- теремок! Движение глазами вправо- влево.
Он не низок, не высок, Движение глазами вверх- вниз.
Наверху петух сидит,
Кукареку он кричит. Моргают глазами.
Включается слайд 1. Идёт Мышка (с муз. сопровождением)
Воспитатель:
Как-то по полю мышка бежала,
Теремок увидала.
Подбежали к теремку и говорит:
«Что за терем-теремок?
Он не низок, не высок!»
Хотела войти в теремок.
Но попасть в теремок не просто. Надо выполнить задание.
Задание 2. Установление связей и отношений между числами натурального ряда
Воспитатель: Давайте поможем Мышке.
Обращает внимание на конверт с игрой «Угадай числа» и делит детей на пары. Раздаёт детям карточки с цифрами от 1 до 20.
Сейчас поиграем в игру «Угадай числа». Я буду называть вам числа, а вы, взяв нужную карточку с цифрами, покажите. Итак,
· Какое число больше (меньше) названного на 1 (называются числа 5, 6, 7)?
· Какое число стоит перед 17? После 17? (Дети показывают карточки с цифрами 16 и 18).
· Какое число больше 5 и меньше 7? (Дети показывают цифру 6).
· Какое число больше 7 и меньше 9? (Дети показывают цифру 8).
· Какое число получиться, если 8 увеличить на 1? (Дети показывают цифру 9).
· Какое число получиться, если 8 уменьшить на 1? (Дети показывают цифру 7).
Воспитатель: Мы выполнили задание, Мышка может войти в теремок (на магнитной доске рядом с теремком выкладывает картинку мышки).
Включается слайд 2. По кочкам скачет лягушка (с муз. сопровождением)
Воспитатель:
Пожелтела вся трава!
У лягушки мёрзнут лапки и живот.
Ребята нужно помочь лягушке доскакать по кочкам до теремка.
Задание 3. Порядковый счёт
Воспитатель: Перед каждыми из вас, ребята, лежит лист бумаги с нарисованными в ряд кружочками. Это поле с кочками, по которым будут скакать лягушки. Лягушонок (он перед вами) должен прискакать на седьмую кочку слева и остаться на ней. Подумайте, как надо считать, чтобы лягушонок попал на седьмую кочку.
Воспитатель: Мы помогли лягушке (на магнитной доске выкладывает картинку лягушки).
Воспитатель: Стали они жить – поживать, да добра наживать. Посадили семена. Самые первые ростки появились из четвёртого и шестого семени слева. Нарисуйте на этих семенах ростки. Раздаёт листы с нарисованными семенами. Молодцы!
Включается слайд 3. Идёт Зайка (с муз. сопровождением)
Воспитатель:
По дороге к теремку
Собирал зайка морковку.
Задание 4. Состав числа из двух меньших
Воспитатель: Поможем зайке собрать морковку
Дети делятся на микрогруппы по принципу: «Найди команду по геометрической фигуре».
В коробке сложены геометрические фигуры — три, четыре или пять видов (в зависимости от того, сколько микрогрупп предполагается образовать). Число фигур каждого вида ограничено. Каждый ребенок вынимает из коробки какую-нибудь геометрическую фигуру. Затем он должен отыскать детей, выбравших такую же фигуру. Так появляются команды «Треугольники», «Квадраты», «Круги» и т.п.
Воспитатель раздаёт корзины, на которых прикреплены цифры 8, 9 и 10, а в корзинках лежат числовые выражения.
Воспитатель: Вставьте пропущенные числа, так чтобы сумма двух чисел равнялась 8 (9, 10). Например,
9
На магнитной доске морковки, на них прикреплены цифры от 1 до 9.
Воспитатель: Мы помогли Зайке собрать морковку (на магнитной доске выкладывает картинку зайки).
Физминутка
Ну-ка, зайка, поскачи, поскачи,
Лапкой, лапкой постучи, постучи.
Ты на травку упади, упади,
Полежи и отдохни, отдохни.
Отдохнул, теперь вставай,
Прыгать снова начинай!
Быстро к ёлочке беги
И скорей назад скачи.
(Дети прыгают на двух ногах, поджав руки к груди, имитируя движения зайчиков. Потом приседают на корточки и отдыхают. Встают и снова прыгают. По команде педагога бегут быстро к «ёлочке» (место выбирает воспитатель), а затем разбегаются по местам и садятся на свои места.)
Включается слайд 4. Идёт Ёжик (с муз. сопровождением)
Воспитатель:
Топал ежик по тропинке,
Собирал грибы в корзинку.
Задание 5. Умение составлять и решать задачи
Воспитатель: Ребята, давайте поможем ёжику собрать грибы. Для этого нужно составить задачу по картинке.
О чём будет наша задача?
Напомните мне: из каких частей состоит задача? (Условие, вопрос).
Чтобы ответить на вопрос задачи, что мы должны сделать? (Решить, а потом ответить).
Кто составит условие задачи?
Дети: У ёжика в корзинке было 4 гриба, он нашёл ещё 2 гриба.
Воспитатель: Больше или меньше стало грибов в корзинке, после того, как ёжик нашёл ещё 2 гриба? На сколько? Как правильно поставить вопрос к задаче? (О чём хочется спросить в задаче?).
Дети: Сколько всего грибов стало в корзинке?
Воспитатель читает составленную с детьми задачу, а дети повторяют.
Воспитатель: А когда становится больше, какое арифметическое действие надо выполнить: сложение или вычитание? Выложите на столах решение с помощью цифр и знаков.
Дети работают в микрогруппах.
Воспитатель: Прочитайте решение (к 4 прибавить 2 получится 6). Кто расскажет, как прибавляли число 2?
Воспитатель: Давайте проговорим ответ задачи полным предложением. (Всего стало 6 грибов в корзине.).
Воспитатель: Мы помогли Ёжику собрать грибы (на магнитной доске выкладывает картинку ёжика).
Включается слайд 5. Ёжик потерял грибы, а внизу запись:
Воспитатель: А теперь вам нужно самостоятельно придумать свою задачу
по этой записи:
Дети рассматривают картинку на слайде.
Воспитатель:
Кто составит условие задачи?
Больше или меньше стало грибов в корзинке, после того, как ёжик потерял 2 гриба? На сколько? Как правильно поставить вопрос к задаче? (О чём хочется спросить в задаче?).
Дети: Сколько всего грибов осталось в корзинке?
Воспитатель читает составленную с детьми задачу, а дети повторяют.
Дети читают решение задачи и дают ответ полным предложением.
Включается слайд 5. Идёт Лиса (с муз. сопровождением)
Воспитатель:
Вот лисичка - рыжий хвост
Крупу жителям теремка несёт.
Воспитатель: Чтобы сварить вкусную кашу, нужна крупа. Но у лисы нет весов. Она не знает сколько крупы надо взять. Помогите ей: У нас есть полиэтиленовые пакеты, в каждый пакет нужно насыпать по 2 больших бокала крупы.
Дети работают в микрогруппах.
Воспитатель: К сожалению, только один бокал, но перед каждым стоит маленькая чашка, 2 таких чашки составляют 1 бокал.
Воспитатель демонстрирует, что в один бокал вмещаются 2 маленьких чашки крупы.
Пальчиковая гимнастика
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики - "Ура!"
Дети самостоятельно меряют крупу чашками и «отдают» мешочки лисе.
Воспитатель: Молодцы! (на магнитной доске выкладывает картинку лисы).
Включается слайд 6. Идёт Мишка (с муз. сопровождением)
Воспитатель:
Медведь за медом лазил в улей,
Так трудился, так устал.
Злые пчелы покусали
Нос, и уши, и глаза!
Он хочет найти покоя.
Ребята, пустим Мишку в теремок.
Воспитатель выслушивает детей. Все приходят к выводу, что надо построить большой теремок, чтоб он вмещал всех зверей.
Игра «Танграм» (из двух наборов)
З.А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников».
Дети объединяются в подгруппы по симпатии, каждая подгруппа получает два набора игры и образец. Чья подгруппа быстрее построит новый «Теремок», там и будут жить зверюшки.
Воспитатель:
Мы по сказке погуляли
И немножечко устали
На поляну мы пойдем
И все вместе отдохнем.
Дети садятся на индивидуальные коврики.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите какая красивая поляна? Как много красивых цветов? Если вы довольны своими успехами сегодня и оцениваете свою работу на «отлично» - возьмите в подарок за свою работу красный цветок, а если вы считаете, что у вас что-то не получилось и вы могли заниматься лучше – возьмите синий цветок. Возьмите цветок, который вы выбрали, и пройдите к теремку.
Дети по одному подходят к теремку и прикрепляют к тропинке цветы.
Воспитатель: Какая красивая полянка из цветов получилась! Вы сегодня смогли попасть в теремок, потому что вы
Очень хорошо построенная по структуре непосредственно-образовательная деятельность. Не сомневаюсь, что детишкам этого возраста, на который направлен данный конспект, будет очень интересно.
Очень хорошо построенная по структуре непосредственно-образовательная деятельность. Не сомневаюсь, что детишкам этого возраста, на который направлен данный конспект, будет очень интересно.
На: НОД по формированию элементарных математических представлени
Очень хорошо построенная по структуре непосредственно-образовательная деятельность. Не сомневаюсь, что детишкам этого возраста, на который направлен данный конспект, будет очень интересно.
На: НОД по формированию элементарных математических представлени
Очень хорошо построенная по структуре непосредственно-образовательная деятельность. Не сомневаюсь, что детишкам этого возраста, на который направлен данный конспект, будет очень интересно.