II Интернет-конференция
"Перспективные направления развития ИКТ в образовании"
Цуканова Е.В. учитель химии МБОУ «СОШ № 24 имени В.Г. Столля» г. Воронежа
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ХИМИИ
Цифровой образовательный ресурс (ЦОР) – это учебный объект, предназначенный для образовательных целей и представленный в электронной форме. В качестве ЦОРа можно рассматривать любой фрагмент текста, химическую формулу, таблицу, рисунок, график, фотографию, анимацию, звуковой или видео-файл, презентацию, электронный тест и другое.
Использование цифровых образовательных ресурсов способствует формированию навыков и умений информационно-поисковой деятельности учащихся, активизирует их познавательную деятельность, создает условия для эффективной реализации современных методов обучения.
ЦОРы открывает новые перспективы для обучения химии. Их можно использовать для проведения химической разминки, при проверке изученного материала, на этапе знакомства с новой информацией, для коррекции знаний, при проведении практической работы или демонстрационного эксперимента.
При обучении химии я использую такие электронные пособия, как «Химия. 1С Репетитор», «Образовательная коллекция. Органическая химия», «Образовательная коллекция. Химия. Базовый курс 8-9 класс», «Образовательная коллекция. Общая и неорганическая химия. 10-11 классы», ресурсы Единой Коллекции ЦОР, Федерального центра информационно-образовательных ресурсов, презентации, динамические схемы, видеоролики.
Многие химические процессы отличаются сложностью. Некоторые учащиеся с трудом усваивают абстрактные обобщения. Без «картинки» они не понимают суть химического процесса. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. И вот здесь на помощь приходят цифровые образовательные ресурсы.
Электронные презентации позволяет учителю быстро и эффективно провести проверку выполненных заданий и убедиться в правильности ответа, а также активизирует познавательную деятельность учащихся. Создание презентаций иногда является одним из видов домашней работы по химии. Систематизируя и обобщая информацию, школьники самостоятельно готовят презентации, тем самым, демонстрируя результат своей деятельности. Таким образом, у учащихся формируются предметные, личностные и УУД.
Благодаря презентациям можно рассмотреть в динамике некоторые химические процессы или природные явления. Например, круговорот веществ, образование кислотных осадков, адсорбцию, фотосинтез.
Мультимедийные технологии позволяют разнообразить формы организации контроля и усвоения знаний, сокращают время обучения, сохраняют здоровье детей. При закреплении темы «Алкадиены» предлагаю учащимися собрать пазл «Натуральный и синтетический каучук» (http://learningapps.org/1471252), в котором необходимо распределить предложенные утверждения по группам.
Использование интерактивного тестирования на уроках химии развивает интеллектуальные способности учащихся, так как один и тот же тест они могут проходить по несколько раз, пока не будет получен положительный результат. Создавать интерактивные тесты можно с помощью различных программ или веб-сервисов. В качестве одного из примеров приведу тест для учащихся 8 класса «Строение атома. Структура периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева» (Банк Тестов.РУ).
Благодаря видеороликам учащиеся знакомятся с веществами, которых нет в школьной лаборатории, или в опытах с которыми образуются ядовитые соединения. Например, на уроках химии в 10 классе по теме «Ароматические углеводороды» изучение химических свойств бензола осуществляется через применение ЭОР. Кроме того историческая справка об открытии бензола в составе светильного газа, сопровождаемая видео и звуковой информацией, является прекрасным активизирующим элементом для учащихся.
Мультимедийные учебники, применяемые в процессе обучения химии, позволяют достичь более глубокого запоминания учебного материала через образное восприятие.
Таким образом, цифровые образовательные ресурсы дают возможность многократного использования на уроке видеофрагментов, анимации, динамических схем с их остановкой, анализом, комментированием; использовать моделирующие элементы общения ученика с преподавателем, когда неверный выбор ответа на вопрос сопровождается разной реакцией; автоматизировать контроль и оценивание уровня знаний, систематизацию ошибок по нескольким параметрам и др.
Использование ЦОР делает урок привлекательным и по-настоящему современным. Все это повышает уровень обучения и вызывает интерес школьников к предмету химия.
|
На: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ХИ
Уважаемая, Елена Викторовна!
В статье вы затрагиваете актуальные вопросы современного образования. Сегодня много информации об использовании информационных ресурсов в образовательном процессе. Хотелось бы отметить, что Ваша статья может быть полезна не только учителям химии. Для себя я нашла полезную информацию, пройдя по упомянутым в статье ссылкам. Конечно, Вы правы, что ученикам без «картинки» сложно понять суть химического процесса. Я далека от этой предметной области, но еще со школьной скамьи помню то, что было наглядно продемонстрировано на уроках химии. Спасибо за интересный материал!
На: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ХИ
Елена Викторовна, с большим интересом прочитала вашу статью об использовании ЦОР на ваших уроках. Я и сама активно использую ЦОР на всех этапах урока. Вам удалось показать, что полноценное внедрение ЦОР с их встраиванием в учебный процесс при выполнении описанных методов использования позволит лаконично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, использующими информационные технологии, объективно оценивать качество обученности по предмету. Спасибо за публикацию, она, безусловно, будет полезна всем учителям - предметникам.
На: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ХИ
Здравствуйте, Елена Викторовна! С интересом прочла Вашу статью. Недавно провела опрос среди учащихся 5-8 класса, я думаю Вы не удивитесь, если я скажу, что 85 % из опрошенных - визуалы! Так что без ЦОР, различных видеороликов, сервисов веб 2.0 и т.п., нам никак не обойтись не только на уроках естественно-научных дисциплин))) Спасибо за представленные ресурсы. Удачи!.
С уважением Галина Николаевна
На: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ХИ
Уважаемая, Елена Викторовна! Очень понравилась ваша статья. Я как молодой педагог, который ищет средства, методы, ресурсы для успешной работы, считаю Вашу статью очень полезной. Спасибо огромное. Творческих успехов Вам.
С уважением Бухарина Ю.Ю.