РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ И КОРРЕКЦИЯ ЕГО НАРУШЕНИЙ
«Человеческий речевой аппарат – это своего рода скульптор, правда, скульптор создает художественные образы из глины и высекает их из мрамора, говорящий же человек «лепит» звук речи из особого материала – из волн движущегося воздуха» Ю.П. ФРОЛОВ
Главными критериями выразительности речи принято считать: устойчивое дыхание, хорошо звучащий голос, нормативное литературное произношение звуков. В последние годы много сделано в области изучения механизмов речи, слуха, теории голосообразования. Воспитание выразительности речи и голоса базируются на принципе комплексного развития всех систем речевого аппарата и их деятельности в тесной взаимосвязи между собой. В процессе тренировок необходимо сформировать координированные действия дыхательного, голосового, артикуляционного аппарата и двигательного тонуса под влиянием волевых импульсов, поступающих из центрального аппарата речи – головного мозга, под контролем речевого слуха. Физиологи многочисленными исследованиями доказали, что раздражение током воздуха рецепторов дыхательных путей влияет на дыхательный центр, регулирующий процесс дыхания, глубину, частоту дыхательных путей. Обязательным условием осуществления процесса фонации является сохранность физиологического дыхания. Дыхательные движения(вдох и выдох) происходят в строгой последовательности и регулируются дыхательным центром продолговатого мозга (О.Л. Бадалян, 1998). Жизненное дыхание непроизвольно. Вдох и выдох осуществляются через нос. После выдоха возникает небольшая пауза перед последующим вдохом. Продолжительность вдоха и выдоха одинакова. С функцией дыхания, с процессом дыхания связаны такие важные процессы и функции как речь, движение, кровообращение, терморегуляция, обменные процессы в тканях, активность нервной и иммунной систем, биологические ритмы организма. Дыхание ребенка изменяется в своем развитии. У новорожденного из – за перпендикулярного положения ребер по отношению к позвоночнику, грудная клетка приподнята (ребра не могут опускаться) и при вдохе почти не расширяются – действует только диафрагмальное дыхание. В дальнейшем ребра принимают саблевидную форму, грудь опускается. К 3 – 7 годам создаются условия для грудного дыхания. С развитием же плечевого пояса грудное дыхание становится господствующим. Но так как у дошкольника ребра меньше наклонены, чем у взрослого, то дыхание его в большей степени поверхностно. Работа голосового аппарата – это постоянная нагрузка на дыхание. Учащенный дыхательный пульс у детей нарушает ритм и плавность произношения слов и фраз. Из – за легкой возбудимости дыхательного центра, недоразвития нервной регуляции практически любое физическое напряжение, эмоциональное волнение и даже небольшое повышение температуры тела у детей вызывает учащение ритма дыхания, а, следовательно, усиливают несовершенство речи. Неумение малышей дышать ртом, управлять своим дыханием также вносит дезорганизацию в произношение звуков. Для дошкольников характерны различные несовершенства речевого дыхания: слабый вдох и выдох, неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха, неравномерный толчкообразный выдох, отсутствие фокусированного выдоха на губах и неумение делать незаметный для окружающих энергичный добор воздуха, напряжение шейной мускулатуры и др. Нарушение дыхания у детей с дизартрией обусловлены недостаточностью центральной регуляции дыхания. Недостаточна глубина дыхания, нарушен ритм дыхания: в момент речи оно учащается. Выдох часто происходит через нос, несмотря на полуоткрытый рот. У заикающихся детей также имеются особенности неречевого дыхания (поверхностное, недостаточно ритмичное, легко нарушается при эмоциональном напряжении). Во время речи объем вдыхаемого воздуха настолько уменьшается, что его не хватает на произнесение целой фразы. Их речь неожиданно прерывается, и в середине слова делается судорожный вдох. Часто заикающиеся вообще говорят на вдохе или на задержанном дыхании. Выделяют следующие типы дыхания: поверхностное(ключичное, клавикулярное, верхнегрудное) – дыхательные экскурсии совершаются за счет расширения и поднятия верхней части грудной клетки, а диафрагма пассивно следует за этими движениями, живот на вдохе втягивается, а верхняя часть грудной клетки, ключицы, а иногда плечи заметно поднимаются. – грудное – вдох производится в основном за счет расширения и поднятия нижней части грудной клетки. Оно не является самостоятельным типом, так как при этом обязательно включается в работу диафрагма, и может считаться лишь вариантом. При данном типе отмечается перебор дыхания – слишком большой вдох. – нижнереберно – диафрагмальное дыхание – грудная клетка и диафрагма активно включены в работу, – наиболее физиологично. Речевое высказывание образуется в процессе выдоха, когда воздушная струя осуществляет одновременно голосообразующую и артикуляционную функции. Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного, когда человек молчит. Речевое дыхание – во многом управляемый процесс. В момент речи выдох намного длиннее вдоха, человек производит вдвое меньше дыхательных движений. Для более длительного выдоха необходим и большой запас воздуха. Поэтому в момент речи значительно( приблизительно в 3 раза) увеличивается объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными. Вдох при речи становится более коротким и глубоким, делается и носом, и ртом. Еще одной особенностью речевого дыхания является то, что выдох в момент речи происходит при активном участии выдыхательных мышц (брюшной стенки и внутренних межреберных мышц). Это обеспечивает его наибольшую длительность и глубину и, кроме того, увеличивает давление воздушной струи, без чего невозможна звучная речь. В самом начале высказывания говорящий еще может вдохнуть носом. При длительном высказывании он делает доборы воздуха только через рот, т.к. быстро, полно, бесшумно вдохнуть через узкие носовые ходы невозможно. Поэтому при постановке речевого дыхания целесообразно приучать детей всегда делать вдох ртом, через немного приоткрытые губы. При этом язык спокойно лежит на дне рта, открывая доступ воздушной струе. Нормальное голосообразование невозможно без правильной техники дыхания. Различают 3 типа голосообразования (атаки): – придыхательный, когда смыканию голосовых складок предшествует прохождение воздушной струи, при этом они вовлекаются в работу постепенно и медленно, обеспечивая спокойное образование звука, как при произнесении слов «хата», «холм». – твердый – плотно смыкаются голосовые складки, перекрывая дыхательные пути. Давление воздуха под ними резко увеличивается, воздушная струя толчком размыкает их, как при произнесении слов «арбуз», «арба». – мягкий – дыхание и включение в работу голосовых складок происходит одномоментно, что обеспечивает интонационную точность, и спокойное главное без толчка или придыхания, начало звука, и его наилучший тембр. Выделяют 4 качества речевого дыхания: – глубина – имеется в виду нижнереберный – диафрагматический тип дыхания. Этот тип дыхания позволяет осуществлять полный и глубокий вдох. Когда верно зарожденный в гортани звук получает резонанс в верхнем резонаторе ( лицевая часть головы, «маска» - носовые полости, носоглотка, придаточные пазухи носа), то звук обогащается, приобретает звонкость, яркость, полнозвучие. – высокое дыхание – обладать высоким дыханием – значит вырабатывать ощущение посыла воздушного потока по вертикали – вверх в голову, а не по горизонтали – в рот. – частое дыхание – это легкие, быстрые, незаметные «доборы» воздуха во время речи (темпом, ритмом, паузами интонацией), делает звучащее слово наиболее действенным. – близость дыхания – т.е. отчетливость артикуляции. Тренируя дикцию, нельзя забывать о дыхании. Тип речевого дыхания имеет важное значение для организации плавной речи. Известно, что плавность речи – это целостное и непрерывное артикулирование интонационно – логически завершенного отрезка высказывания, в процессе одного непрерывного выдоха. Учитывая особенности дыхания у дошкольников, постановка диафрагмального дыхания имеет ведущее значение во всей коррекционной работе. Особенное значение функции дыхания проявляется и в том, что это – единственная физиологическая, вегетативная функция, доступная для произвольной регуляции уже с 3 – 4 летнего возраста. Навыки произвольной регуляции дыхания развиваются вместе с речью ребенка уже впервые годы жизни, когда дыхание начинает изменяться в ответ на звуковой, мыслительный или речевой стимул. Поэтому уже с первых осмысленных движений детей можно обучать правильному дыханию, как в условиях покоя, так и при выполнении физических упражнений. Развитие ребенка непрерывно связано с развитием речи, с увеличением объема речевого общения. При оценке дыхания особое внимание следует обращать на координированность вдоха и выдоха, их характер(через нос или через рот, частоту вдохов), распределение силы выдыхаемого воздуха во время речи. При наблюдении за обследуемым в процессе общения определяют тип дыхания (ключичный, грудной, брюшной). Регулярные дыхательные упражнения для детей полезны не только как общеоздоровительное средство, но и как одно из условий формирования правильной, красивой речи. Для хорошего развития речи особенно важно умение ребенка дышать равномерно, плавно, с удлиненным выдохом ( а не умение вдохнуть побольше воздуха). Для дошкольников с нарушением речи характерны различные несовершенства речевого дыхания: слабый вдох и выдох, неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха неравномерный толчкообразный выдох, отсутствие фуксированного выдоха на губах и неумение делать незаметный для окружающих энергичный добор воздуха, напряжение шейной мускулатуры и др. Во время речи объем выдыхаемого воздуха настолько уменьшается, что его не хватает на произнесение целой фразы. Развитие речевого дыхания рекомендуется проводить в три этапа: – постановка диафрагмально – реберного типа дыхания; – формирование длительного ротового выдоха; – дифференциация ротового и носового выдохов. Этот этап состоит из следующих подэтапов: – формирование фиксированного выдоха; – формирование форсированного выдоха; – формирование умения сочетать фиксированный и форсированный выдохи; – формирование речевого дыхания; – распределение выдоха в процессе речи; – «добор» воздуха в процессе речи. Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция – это единые взаимообусловленные процессы, тренировка речевого дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводится одновременно. «Смысл работы над дыханием состоит в том, чтобы саморегулирущийся процесс трех систем речеобразования (работа диафрагмы, глотки, артикуляционного аппарата) развить, довести до совершенства. Тогда выработанный с детства автомеханизм голосообразования не подведет, а будет действовать безотказно и четко….» (Савкова З.В. Воспитание речевого голоса. – Л.,1973) Дыхательная гимнастика – это «туалет» для создания хорошего физического и психического самочувствия. Она укрепляет дыхательные мышцы и особенно диафрагму, главную дыхательную мышцу. Недаром ее называют солнечным сплетением: сплетением жизненно важных нервов. Задача работы – научиться легко переключать дыхание в различные ритмы, диктуемые различными характерами речи. Постановка диафрагмально – реберного типа дыхания и формирование длительного ротового выдоха. Коррекция нарушений дыхания начинается с общих дыхательных упражнений, целью которых является увеличение объема, силы и глубины вдыхаемого и выдыхаемого воздуха и нормализация ритма дыхания. Логопед проводит с ребенком пассивные дыхательные упражнения. Во время проведения дыхательной гимнастики можно включить или напевать тихую плавную мелодию или спокойно, ласково рассказывать что – либо ребенку. Разработка дыхания проводится в различных положениях ребенка: лежа на спине, сидя, стоя. Целесообразно использовать следующие дыхательные упражнения:
1.В положении лежа на спине путем легкого поглаживания тела и, прежде всего верхнего плечевого пояса, а также потряхивания конечностей ребенка достигают расслабления скелетной мускулатуры. Захватив кисти рук ребенка и слегка потряхивая ими, логопед разводит руки в стороны, поднимает их вверх(вдох), затем опускает вперед, прижимая руки к туловищу и легко надавливая на грудную клетку(выдох).
2. В положении лежа на спине в ритме дыхания, осторожно потряхивая ноги ребенка, их вытягивают, разгибают(при этом происходит вдох), а сгибание в коленях и приведению к животу усиливает и удлиняет выдох. Для активизации работы диафрагмы это упражнение можно проводить при заведении рук ребенка под голову.
3. Одновременно с поворотом головы ребенка в сторону логопед отводит в соответствующую строну и его руку (вдох). Слегка потряхивая руку, возвращает руку и голову в исходное положение (выдох). Это упражнение способствует выработке ритмичности движения и дыхания.
4. Ребенок лежит на животе, руки под грудью опираются на твердую поверхность, голова опущена. Логопед поднимает голову и плечи при опоре на руки (вдох), затем опускает (выдох). Необходимо стремиться к активному включению ребенка в упражнение с помощью игры («Вот наш малыш! Ку-ку, наш малыш спрятался»).
5. В положении ребенка лежа или сидя логопед кладет свои руки на грудные мышцы ребенка, прислушивается к ритму дыхания. В момент выдоха нажимает на грудную клетку, кА бы препятствуя вдоху ( в течение неск. сек.). Это упражнение способствует глубокому и быстрому вдоху и удлиненному выдоху.
6. Ребенок лежит или сидит. Перед его ноздрями создается «веер воздуха», что усиливает глубину вдоха.
7. Ребенка просят как можно дольше задержать вдох, добиваясь таким образом более быстрого и глубокого вдоха и медленного выдоха. В зависимости от возраста и возможностей длина вдоха и выдоха устанавливается индивидуально. При выполнении любого пассивного движения желательно проводить афферентную стимуляцию различных анализаторов (слухового, зрительного, кинестетического. Активизируя деятельность ребенка, необходимо сосредоточить его внимание на выполнении упражнения. Ребенок должен не только ощутить движение, но и услышать речевую инструкцию к нему и по возможности увидеть его выполнение (в зеркале). Для работы по овладению произвольным дыханием, чтобы ребенок мог произвольно менять ритм, удерживать вдох и удлинять выдох, требуется длительная тренировка, основанная на непроизвольных дыхательных движениях. Например, ребенок непроизвольно глубоко вдохнул или зевнул, логопед фиксирует его внимание на углубленном вдохе и выдохе: «Ах, как ты умеешь глубоко дышать! А давай попробуем подышать еще так сильно!». Повторить только что возникшее непроизвольное дыхательное движение. Так постепенно происходит переход от безусловных рефлекторных реакций к произвольным дыхательным движениям. Непроизвольного выдоха можно достичь такими упражнениями:
1) логопед надавливает на плечи сидящему ребенку и предлагает ему подняться. Ребенок пытается сделать это. Сильно упирается ногами в пол, выпрямляет спину, останавливает дыхание. Однако логопед, ослабив давление, дает ему подняться. В это время ребенок непроизвольно делает глубокий облегченный выдох. Повторять не меньше 5 раз.
2) логопед легко надавливает сидящему ребенку на спину и предлагает ему опрокинуться назад на руки логопеда. Ребенок вынужден сильно напрячь мышцы живота, конечностей и задержать вдох. Позволив ребенку откинуться, логопед добивается непроизвольного глубокого выдоха. После ряда попыток ребенок повторяет глубокий выдох уже сознательно. Эти упражнения углубляют дыхание, делают его более ритмичным, усиливают вентиляцию легких, способствую функционированию дыхательного центра. Но все они являются только необходимой подготовкой для дальнейшей работы над постановкой и развитием речевого дыхания. Постановка диафрагмального типа дыхания. Такой тип дыхания помогает снять избыточное напряжение в области шеи, нижней челюсти, языка, что в свою очередь способствует индивидуальной, естественной свободной речи и мягкой голосоподаче, снятию речевых судорог и запинок. В результате работы ребенок обучается: произвольно регулировать тонус отдельных мышц, снижать их чрезмерное напряжение; совершать координированные движения лицевой мускулатуры и согласовать их с дыханием; осуществлять дыхание при активном участии мышц брюшного пресса, диафрагмы; осуществлять плавный вдох – выдох; выполнять большое количество различных упражнений на произнесение изолированных гласных, слогов, слов на выдохе, совершать чтение текстов в заданном темпе, ритме,с ударением, паузацией, интонацией, под контролем зрительного и слухового анализаторов; осуществлять выработку устойчивого навыка главной речи с наименьшими психоэмоциональными и энергетическими затратами. Постановку данного типа дыхания удобно начинать в положении лежа, поскольку в этом положении достигается эффект наибольшего расслабления. Правильность выполнения контролируется рукой в области диафрагмы. Передняя брюшная стенка при вдохе несколько отходит вперед, при выдохе – возвращается в исходное положение. Для усиления кинестетических ощущений используется прием выполнения упражнения с закрытыми глазами. Затем наблюдения за правильным движением диафрагмы подкрепляется использованием зрительного контроля(легкая игрушка, помещенная в область диафрагмы). Процесс овладения этим дыханием сложен, но еще труднее бывает ребенку его автоматизировать, так как нет точных критериев, способствующих правильному овладению упражнениями. После того, как сформированы навыки диафрагмального типа дыхания вне речевого процесса, начинается работа над речевым диафрагмальным дыханием; продолжается работа над правильной артикуляцией и мягкой атакой голоса. Сначала выполняются упражнения, сочетающие в себе диафрагмально – релаксационное дыхание и четкую артикуляцию гласных звуков, а также целевых согласных звуков ({Ф}, {пф}). Тренировка речевого диафрагмального дыхания также начинается в положении лежа на спине. Формируются умения повторять аналогичные упражнения в положении стоя. В дальнейшем в упражнения включаются слоги, отдельные односложные слова, простые словосочетания, предложения. Весь речевой материал используется при выполнении физических упражнений (при ходьбе, наклонах, поворотах туловища и пр.) Одновременно с проводимой работой по развитию дыхания необходимо тренировать умение пользоваться добором воздуха и делить текст на смысловые отрезки. Примеры статистических упражнений: Основная задача этих упражнений – воспитать смешанно – диафрагмальный тип дыхания, скоординировать правильное соотношение носового вдоха и ротового выдоха, удлинения выдоха в состоянии покоя, ( лежа, сидя, стоя). «Погреем ладошки» И.п. сидя. Глубоко вдохнуть. Открыть рот, произвести выдох на руки, произнося шепотом звук {А}. Воздух должен быть теплым, язык у нижних зубов. «Подуть на ветерок» Сложить губы трубочкой и подуть на вертушку. «Трубач» И.П. стоя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх – вдох, на медленном выдохе произносить в трубочку: «П – ф-ф-ф». Высунуть язык, вдох носом. Выдох с высунутым языком на ладошки. Примеры динамических упражнений: Эти упражнения облегчают процесс овладения навыком координированного дыхания. Они проводятся в сочетании с движениями туловища, рук, шеи. Так как дыхание подчинено одновременно и произвольному, и непроизвольному воздействию, то выполнение динамических упражнений совершенствует произвольный компонент регуляции дыхания.
Упражнение 1. Развести прямые руки в стороны, развернув их ладонями вверх, прогнувшись назад, сделать глубокий вдох через нос. Затем сдавить грудную клетку ладонями в верхнем и нижнем отделах, одновременно опустить голову вниз, выполнить плавный длительный выдох через рот.
Упражнение 2. Выполнит предыдущее упражнение, произнося на выдохе: «Пффф».
Упражнение 3. Разводя руки в стороны и прогибаясь назад, сделать вдох носом. Затем наклониться вперед, к пальцам ног, выполнить медленный выдох через рот, произнося «Фффууу».
Упражнение 4. Выполнить вдох носом, наклонить корпус тела вперед и правой рукой достать пальцы левой ноги, произнося на выдохе: «Фафофу».
Упражнение 5. Поворачивая голову вправо – влево, выполнять одновременно с каждым поворотом вдох носом. Затем медленно и плавно выдохнуть через рот, произнося «Пффф».
Упражнение 6. Выполнить предыдущее упражнение, осуществляя движения головой вперед – назад. «Ныряльщики» Глубоко вдохнуть, задержать выдох, «нырнуть в воду» - присесть. Встать «вынырнуть» - выдох. «Паровоз» Руки согнуты в локтях. Ходить по комнате, делая переменные движения руками и проговаривая на выдохе: «Чух – чух – чух». «Насос» И.п. стоя, ноги на ширине плеч, Смоделировать мысленно рукоятку насоса и, резко наклоняясь нажимать на нее, как будто накачивая шины. На выдохе произносить звук {С}, или {Ш}, или {Ф}. «Лыжник» Встать в позу бегущего лыжника, отталкивающегося палками. При каждом «отталкивании» делать попеременно вдох и выдох, произнося «ф-ф-ф». «Ежик» И.п. сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленный выдох при произнесении «ф-ф-ф». Выпрямить ноги – вдох. «Пильщики» Упражнение выполняется вдвоем, держась за руки крест – накрест. Правые руки – «пила», левые – «бревно». Первый из участников тянет на себя «пилу», произнося на плавном выдохе «з-з-з» (счет раз), второй берет «пилу « на себя –«с-с-с» (счет два). Пилить надо энергично, весело, не задерживая свою руку, когда второй участник берет «пилу» на себя. Дыхание должно быть равномерным, ритмичным:беря «пилу» на себя – выдох со звуком, отпуская ее – вдох. Данный комплекс рекомендуется для детей до 4 – х лет. С детьми более старшего возраста рекомендуется проводить модифицированные приемы парадоксальной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Комплекс парадоксальной дыхательной гимнастики (по А.Н. Стрельноковой) Парадоксальная гимнастика способствует увеличению объема вдоха и диафрагмального выдоха. При выполнении этой гимнастики, динамические упражнения сопровождаются движениями рук, туловища, ног. Каждое движение соответствует определенным фазам дыхания. Так, вдохи делаются при движениях, сжимающих грудную клетку. Вдох должен быть максимально активен, выдох – пассивен. В отличии от традиционной дыхательной гимнастики при слегка сомкнутых губах делается короткий шумный вдох носом. Выдох осуществляется через рот. Все упражнения делаются в определенном ритме. Каждое упражнение выполняется 8 раз, после 3 – 5 секундного перерыва рекомендуется переходить к следующим упражнениям. Продолжительность дыхательной гимнастики 5 – 6 минут. В начале цикла обучения осваивается одно упражнение. В каждый последующий день добавляется по одному упражнению. Весь комплекс дыхательной гимнастики составляет 11 упражнений.
1. «Ладошки» И.п.: встать прямо, поднять ладошки на уровне лица, локти опустить. Делать короткий шумный, активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный свободный через нос или рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.
2. «Поясок» И.п.: встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкнуть кулаки к полу, как будто что – то сбрасывая с рук. Во время толчка кулаки разжать, пальцы рук растопырить. На вдохе вернуться в исходное положение.
3. «Поклон» И.п.: встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться вниз, округлить спину, опустить голову и руки. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхать пол»). Затем, плавно, свободно выдыхая через нос или рот, вернуться в и.п.
4. «Кошка» И.п.: встать прямо, кисти рук на уровне пояса, локти чуть согнуты. Делать легкие пружинистые присоединения, поворачивая туловище то вправо, то влево, При повороте с одновременным коротким шумным вдохом сделать руками «сбрасываюше» движание в сторону (как будто кошка хочет схватить птичку). На выдохе вернуться в и.п. Повторить 8 раз.
5. «Обними плечи» И.п.: встать прямо, руки согнуты в локтях на уровне плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом обнять себя за плечи (руки должны двигаться параллельно). На выдохе вернуться в и.п.
6. «Большой маятник» И.п.: встать прямо, руки опущены, Слегка наклониться к полу, руки опустить к коленям – шумный вдох. Сразу без остановки слегка откинуться назад, чуть прогнувшись к пояснице, обнимая себя за плечи, еще один вдох. Выдох осуществляется пассивно между двумя вдохами – движениями. Вернуться в и.п.
7. «Поворот головы» И.п.: встать прямо, руки опущены. Повернуть голову вправо, сделать короткий шумный вдох. Без остановки повернуть голову влево, сделать короткий вдох. Выдох осуществляется пассивно между вдохами.
8. «Ушки» И.п.: встать прямо, смотреть перед собой. Слегка наклонить голову вправо к плечу – короткий шумный вдох носом. Затем наклонить голову влево – тоже вдох. Выдох осуществляется пассивно между вдохами, при этом голова посередине не останавливается.
9. «Малый маятник» И.п.: встать прямо, руки опущены. Опустить голову вниз, посмотреть на пол – вдох. Откинуть голову вверх, посмотреть на потолок – тоже вдох. Выдох осуществляется пассивно между вдохами, при этом голова посередине не останавливается. Шею не напрягать.
10. «Перекаты» И.п.: правая нога впереди, левая – на расстоянии одного шага сзади. Тяжесть тела на обеих ногах. Перенести тяжесть тела на впереди стоящую ногу. Слегка присесть на правой ноге – вдох. Выпрямить тело, перенести тяжесть тела на стоящую сзади левую ногу. Слегка присесть на левой ноге – вдох. Между вдохами осуществляется пассивный выдох. Выполнять упражнение 8 раз без остановки. Поменять ноги.
11. «Танцевальные шаги» И.п.: встать прямо, руки опущены вдоль тела. Поднять согнутую в колене до уровня живота правую ногу, слегка приседая на левой ноге – вдох. Вернуться в исходное положение – пассивный свободный выдох. Затем присесть на правой ноге, поднимая левую ногу – вдох. Выдох осуществляется свободно после каждого вдоха. Дифференциация ротового и носового выдоха. При развитии речевого дыхания логопед проводит работу, направленную на дифференциацию носового и ротового вдоха и выдоха. Необходимо сделать ротовой выдох по возможности более произвольным, длительным, ритмичным. Ребенок должен научиться ощущать разницу в направлении воздушной струи. Все упражнения логопед выполняет вместе с ребенком. Главной особенностью работы над дыханием в этот период является сочетание дыхательных упражнений с работой артикуляционного и голосового аппаратов, что способствует развитию координации между дыханием, голосом и артикуляцией. Для работы на этом этапе разработаны три комплекса упражнений.
Комплекс 1. Формирование фиксированного выдоха Этот комплекс направлен на формирование фиксированного (плавного) выдоха через нос или рот, чередование ротового и носового выдохов. Фиксированный выдох необходим для произнесение фрикативных (щелевых)согласных звуков([ф],[в],[ с]. [з], [ш],[ж], [х],[ й]). Широко открыть рот и спокойно подышать носом. Рот закрыт. Логопед зажимает одну ноздрю и ребенок дышит по определенный ритм (счет или метроном); потом зажимает другую ноздрю, и повторяет тот же цикл дыхательных упражнений. Закрыть одну ноздрю средним пальцем – вдох. Плавно выдохнуть через другую ноздрю. Попеременно закрывать то левую, то правую ноздрю. Для тренировки носового вдоха и выдоха логопед закрывает рот ребенка, придерживая сомкнутые губы пальцами. Детям дошкольного возраста дается инструкция: «Не открывай рот, Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Через некоторое время ребенок начинает сам следить за положением своего рта. При отработке вдоха через нос можно провести игру «Давай понюхаем цветочек». Для формирования произвольного выдоха через нос учить правильно сморкаться. Вдохнуть через слегка сомкнутые губы, плавно выдохнуть через нос сначала без голоса, потом с голосом (м___). Вдохнуть широко открытым ртом, плавно выдохнуть носом ( рот не закрывать). Вдохнуть носом, плавно выдохнуть ртом (рот широко открыть, язык на нижних зубах – как греют руки) сначала без голоса, затем с голосом (а____). Вдохнуть носом, плавно выдохнуть через неплотно сомкнутые губы (ф___). Вдохнуть через нос, плавно выдохнуть через углы рта, сначала через правый, затем через левый. Вдох носом, выдох – высунуть широкий язык, поднять к верхней губе, подуть на нос (сдувая ватку с носа). Для закрепления удлиненного произвольного выдоха через рот необходимо максимально опираться на кинестетические ощущения. Ребенок должен «видеть и слышать» свой выдох. С этой целью рекомендуется дутье через трубочку, соломинку, пипетку в воду. Ребенок дует и смотрит, как появляются пузыри. Затем дует с закрытыми глазами для усиления кинестетических ощущений. Логопед дает инструкцию ребенку: «Делай большие пузыри, смотри, слушай», «Делай попеременно один маленький, один большой пузырь». Для формирования произвольного направленного выдоха через рот большое значение имеют специальные игры – упражнения: выдувание мыльных пузырей, задувание свечей, сдувание со стола мелких пушинок и бумажек, дутье в дудочку, свисток, губную гармошку. Можно провести игры «Чья птичка дальше улетит», «Одуванчик», «Чей пароход дольше гудит». Ротовой выдох можно поддержать ощущением воздуха на руке. Вначале на руку ребенка дует логопед, привлекая его внимание к ощущению воздуха. Затем на свою руку дует сам ребенок. Вдох и выдох через нос; Вдох через нос, выдох через рот; Вдох через рот, выдох через нос; Вдох и выдох через рот. Цель данного упражнения – в процессе разучивания различных видов вдоха и выдоха закрепить диафрагмальный вдох и постепенный спокойный выдох. Кроме того оно закладывает основы ритма речевого дыхания с паузой после вдоха. Формирование речевой паузы при дыхании происходит спонтанно, т.к. ребенок задерживает выдох, обращая внимание на то, как нужно осуществлять выдох: через нос или рот при переходе о вдоха к выдоху. При дальнейшем обучении произношению гласных и согласных звуков эта пауза будет постепенно увеличиваться и закрепляться. А с переходом к слоговым сочетаниям, словам и фразам она полностью нормализуется, что обеспечит правильное речевое дыхание. Во время выполнения таких упражнений необходимо приучать ребенка к ощущению проходящей по слизистым оболочкам ротовой и глоточной полости направленной струи воздуха во время вдоха и выдоха. Для организации правильного ротового выдоха необходимо изменить положение языка в полости рта. Уже при разучивании видов вдоха и выдоха внимание ребенка сразу же обращается на положение органов артикуляции: при ротовом выдохе кончик языка нужно удерживать у нижних резцов, рот открывать при позевывании. При этом корень языка дожжен быть опущен. Если передвижение кончика языка к нижним резцам недостаточно снижает корень языка, можно временно допустить высовывание языка между зубами или нажать на корень языка шпателем (в крайнем случае). Правильный ротовой выдох при опущенном корне языка полностью снимает носовой оттенок в том или ином звуке. Комплекс 2. Формирование форсированного выдоха Этот комплекс предназначен для формирования форсированного (толчкообразного) выдоха через нос или рот, чередования ротового и носового выдохов. Форсированный выдох необходим для произнесения взрывных (смычковых) согласных звуков ([п],[б],[т],[д],[к],[г]). Вдохнуть носом, выдохнуть через нос толчками. Вдохнуть носом, выдохнуть через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки (ф! ф! ф!). Рот широко открыть, высунуть язык, вдохнуть и выдохнуть ртом толчкообразно, прерывисто (как дышит собачка). Вдохнуть широко открытым ртом, толчкообразно выдохнуть носом ( рот не закрывать). Вдохнуть через слегка сомкнутые губы, толчкообразно выдохнуть через нос сначала без голоса, затем с голосом (м!м!м!). Вдохнуть через нос толчкообразно выдохнуть через углы рта, сначала через правый, затем через левый. Губы трубочкой вытянуть вперед, Вдохнуть носом, толчкообразно выдохнуть через «трубочку»(у!у!у!). Комплекс 3. Формирование умения сочетать фиксированный и форсированный выдох. Этот комплекс направлен на формирование умения сочетать фиксированный и форсированный выдохи. Это умение необходимо для произнесения аффрикат ([ц]. [ ч]) и групп согласных звуков разного способа образования ([тс], [пл],[ вр] и т.д.). Вдохнуть носом, удлиненно выдохнуть с усилением в конце(ф____ф!ф!). Вдохнуть носом, толчкообразно выдохнуть, в конце переходя в плавный выдох (ф!ф!ф_). Губы трубочкой вытянуть в перед, Вдохнуть носом, удлиненно выдохнуть через «трубочку» с усилением в конце (у____у!у!). Губы трубочкой вытянуть в перед, Вдохнуть носом, толчкообразно выдохнуть, в конце переходящий в плавный выдох (у____у!у!). Вдохнуть через слегка сомкнутые губы, удлинено выдохнуть через нос с усилением в конце голосом (м___м!м!). Вдохнуть через слегка сомкнутые губы, толчкообразно выдохнуть, в конце переходя плавный выдох (м!м!м_____). Губы в улыбке. Вдохнуть носом, удлиненно выдохнуть через рот (с____с!с!). Губы в улыбке. Вдохнуть носом, толчкообразно выдохнуть, в конце переходя в плавный выдох(с!с!с_____). Вдохнуть носом. Длительно произносить звук [ш]с усилением в конце (ш____ш!ш!ш). Вдохнуть носом. Кратко произносить звук [ш], удлинить выдох в конце произнесения(ш!ш!ш____). Формирование речевого дыхания Формирование речевого дыхания имеет большое значение для плавности речи. В ходе работы по формированию длительного и плавного речевого выдоха происходит постепенное усложнение предлагаемых заданий. Тренировка осуществляется на материале отдельных звуков, затем слогов, слов и т.д. «Поем песенку» Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук а (сочетание звуков) [ау], [ауи], и т.д. Выдох контролируется ладонью. «Немое кино» Логопед показывает беззвучную артикуляцию гласного звука (сочетание двух – трех гласных звуков). Ребенку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнося звук на длительном выдохе. «Задуй свечу» Дети держат в правой руке полоски бумаги в форме свечи. Левая ладонь лежит на животе для контроля правильного дыхания. Спокойно, неслышно вдохнуть ртом. Почувствовать как при этом надулся живот. Затем сразу же начинать медленно, постепенно выдыхать – «гасит свечу» произнося [ф]. «Мишка учит буквы» У логопеда – набор букв, обозначающих гласные звуки, на правой руке кукла бибабо (Мишка). Логопед показывает буквы, объясняя артикуляцию каждого звука. Мишка произносит каждый звук то низким («толстым») голосом, как медведь, то высоким, тонким как маленький мишутка. Дети по одному произносят звуки, как медведь или как мишутка. В этой игре можно распределять и менять роли, чтобы произношение отдельного звука было интонационно окрашено. Например, медведь не сразу понял, как правильно произносить звук, и переспрашивает: «А?», а затем усвоил: «А!». «Трубач» Дети подносят к лицу сжатые кулачки, располагая, их друг перед другом. На выдохе медленно дуют в «трубу», «ПФ». «Жук» Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Логопед предлагает им поднять руки в стороны и немного отвести назад, сделать вдох. Выдыхая показать, как долго жужжит большой жук – Ж, одновременно опуская руки вниз. «Топор» Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук «замком» и опустить руки вниз. Быстро поднять руки – выдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести «ух!» на длительном выдохе. «Комарик» Дети сидят, ногами обхватив ножки стульчика. Руки на поясе. Нужно вдохнуть медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик – З; быстро повернуться в исходное положение; новый вдох – и поворот в другую сторону. «Зоопарк» Каждый ребенок, исполняет роль какого - нибудь животного. Логопед совершает экскурсию по зоопарку, называет животное, ребенок в ответ делает соответствующее звукоподражание на длительном выдохе. «Ворона» Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх – сделать вдох, медленно опустить руки – длительный выдох с произнесением звукоподражания «кар». Аналогичным образом можно использовать другие звукоподражания (например, гуси – произнести на выдохе «га-га-га», корова «муу», кошка «мяу» и.т.п). «В лесу» Логопед ищет «потерявшихся в лесу» детей, называя их по имени. Ребенку предлагается, услышав свое имя, сложить руки рупором и длительно, звучно произнести «ау!». Затем речевой материал усложняется: для произнесения предлагаются фразы «Оля ау!», «Я здесь!» и т.д., которые должны быть произнесены ребенком на одном выдохе. Обращается внимание на распределение выдоха в процессе речи; «добор» воздуха в процессе речи. Распределение выдоха в процессе речи заключается в формировании умения сознательно делить объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки. Четкое распределение выдоха необходимо для правильного членения фразы на интонационно – смысловые единицы речи – синтагмы. Упражнения сначала проводят с использованием слогов составленных с одним из согласных звуков, сначала с одинаковыми, а затем с разными гласными звуками. Слоги произносятся громко, отрывисто, равномерно, на одном дыхании. Постепенно необходимо увеличивать количество слогов. Затем навыки произношения на одном выдохе переносятся на слова, словосочетания, предложения. Важным условием правильного выполнения упражнений является соблюдение умеренного темпа речи, проговаривание слов в полном объеме, не допуская дрожания голоса, снижение его силы то шепота. Воспитание умения пользоваться добором воздуха на паузах «Главное условие добора воздуха – это создание привычки пополнять запас воздуха в каждой удобной паузе и подключать все дыхательные мышцы, помогая незаметному принятию в легкие его новых порций»[ Вансовская Л.И. Практикум по технике речи (Фонационный тренинг). СПБ - 1997] Для развития умения осуществлять добор воздуха используются небольшие потешки, стихотворения, скороговорки, разграниченные по смыслу на речевые отрезки длиной в 3 – 4 слова. При подборе речевого материала необходимо учитывать особенности произношения каждого ребенка, т.е. по возможности исключать дефектно произносимые звуки. В случаях большого количества нарушенных звуков можно использовать метод приближенного произношения Г.В. Чиркина). Сделав полный вдох, на выдохе произносить слогосочетания: «па, папа, папапа, папапапа…»; «папо, папопу, папопупы, папопупыпэ…»; «папапопопупу, папапапопопопупупу…»; «фаф,фаф,фаф». Слогосочетания следует сначала произносить равноударно, ритмично, отрывисто. Затем произносить ударный первый слог, последовательно перемещая его на второй, третий и т.д. Сделав полный вдох, посчитать на выдохе. Счет может быть прямым, обратным, порядковым и т.д. «один, два»; «один, два, три»; По аналогии с предыдущим упражнением перечислять дни недели, названия месяцев, времен года. Произносить считалочку «33 Егорки» в умеренном темпе, равномерно распределяя выдох на порции по три слова. Почувствовать, что эта порция освоена, переходить на более длительные: вдох через четыре, пять и т.д. «Егорок». Следить чтобы вдох не расходовался в паузах, он расходуется только на очередное сочетание слов. Как на горке, на пригорке (вдох) Стоят тридцать три Егорки. (вдох) Один Егорка, два Егорка, три Егорки.(вдох) Четыре Егорки, пять Егорок, шесть Егорок (вдох) и так до конца счета. Упражнение аналогично предыдущему. Шли семеро стариков,(вдох) Говорили старики про горох (вдох) Первый говорит: «горох хорош»(вдох) Второй говорит: «горох хорош» (вдох) и так до конца счета. Наращивание слов в предложении. Падает снег. Тихо падает снег. Тихо падает белый снег. И т.д. Отработка в спокойном темпе длительного и равномерного распределения выдоха при произнесении скороговорок. Вы ели - ели форелей у ели,/ их еле – еле у ели доели. Кукушка кукушонку сшила капюшон,/ надел кукушонок капюшон,/ как в капюшоне он смешон. Постепенно в речевой материал необходимо включать стихотворные тексты, которые должны сопровождаться членением на паузы, сначала после произнесения одной строчки, затем – двух, далее – куплета, на одном выдохе. Среди белых голубей/ Вот летает воробей,/ Откликайся, не робей./ Вылетай – ка, воробей! При отработке речевого дыхания на материале скороговорок и стихотворных текстов сначала необходимо хорошо выучить их содержание. Рациональное использование ротового выдоха способствует яркости, четкости и разборчивости речи, развитию мелодичности и звучности голоса, предохранению от переутомления. Нормализации речевого дыхания и улучшению артикуляции в начальный период помогают так называемые «сценки без слов». В этих сценках присутствуют элементы пантомимы, а речевой материал специально сведен к минимуму, чтобы дать основы техники речи и исключить неправильную речь. Во время этих представлений используются междометия (Ах! Ох!), звукоподражания (Ш,ПФ,У), отдельные слова (имена людей, клички животных), позже – короткие предложения. Вступление в речь облегчается тем, что почти все прилагаемые звукоподражания и слова начинаются на определенный гласный звук. Внимание начинающих артистов постоянно обращается на то, с какой интонацией следует произносить соответствующие слова, междометия, какими жестами и мимикой пользоваться. Участвуя в «сценках», дети постоянно общаются друг с другом при самом ограниченном речевом материале, учатся свободно двигаться по «сцене», изображать определенный персонаж. В ходе работы поощряются собственные фантазии детей, их умение подобрать новые жесты, интонацию. Каждая сцена рассчитана не более чем на 10 минут. Речевой материал соответствует установке занятия. Так, согласно цели отработать плавный выдох и уточнить артикуляцию звука[а] разыгрывается сценка «Авва и Альфа». «Сценки без слов» разнообразят игровые приемы для тренировки правильного речевого дыхания, позволяют вести работу над интонационной выразительностью речи буквально с первого занятия. (см. И.Г.Выготская, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская Устранение заикания у дошкольников в игре, Пособие для логопедов. – М., 1984.) Ипполитова А.Г не считает нужным проводить каких – либо специальных упражнений по развитию дыхания (сдувание ватки, надувание игрушек и т.п.), часто применяемых в логопедической практике, так как все виды такого дыхания к речи отношения не имеют. Кроме того эти упражнения часто выполняются ребенком с напряжением, которое для речи вредно, так как оно может иррадиировать на весь мышечный комплекс речевого аппарата и тем самым затруднить артикуляцию. Правила проведение дыхательной гимнастики. – При проведении дыхательной гимнастики нельзя переутомлять ребенка, дозировать количество и темп упражнений. – Для дошкольников дыхательные упражнения организуются в виде игры, так чтобы ребенок непроизвольно мог сделать глубокий вдох и длительный выдох. – Необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал шею, плечи, не принимал неверную позу. – Осваивать технику дыхания следует начинать в положении лежа, а после достаточной практики можно приступать к тренировкам в положении стоя, сидя, в движении. – Следует концентрировать внимание ребенка на ощущениях движения диафрагмы, межреберных мышц, продолжительности произвольного вдоха и выдоха. – Нужно следить за плавностью и ритмичностью дыхательных движений, не делать слишком большой вдох. – Тренировки должны бать систематическими и включаться во все виды занятий, проводимых с детьми. – Дыхательная гимнастика должна проводиться до еды, в хорошо проветренном помещении. Развитие силы голоса, высоты, модуляции голоса, расширение его диапазона, улучшение речевого тембра. Учеными установлено, что ведущая роль в процессе голосообразования отводится центральной нервной системе. Доказано, что голосовые связки имеют сложную связь с ЦНС. Их вибрация происходит в результате активного сокращения волокон голосовых мышц под воздействием нервных импульсов, идущих из головного мозга по нижнему гортанному нерву. Частота колебаний голосовых связок задается не мышцами гортани, а нервными импульсами, идущими из ЦНС. У детей маленькое по объему грудное резонирование, поэтому голос носит фальцетный характер. С формирование речевого голоса у дошкольников несколько расширяется диапазон, но преимущественно с головным резонированием. При формировании голоса у детей верхний регистр, как правило, звучит высоко и визгливо, низкий регистр – напряженно. Природные свойства голоса – это его сила, высота, тембр, диапазон. Однако в практике мы встречаемся с отсутствием звучности голоса (афония) и частичным расстройством голоса (дисфония). И афония (шепотная речь) и дисфония – голос звучит слабо, хрипло, дрожит, срывается – результат заболевания гортани или неправильного воспитания голоса. Среди недостатков речевого голоса встречаются и такие, как носовое звучание, форсированный звук, лающий звук, плоский, далекий, дрожащий, глухой, монотонный и т.д. Причины этих проблем могут быть разными. В работе над голосом важна осторожность и постепенность, нельзя спешить с расширением диапазона, перегружать речевой аппарат ребенка. Голосовые упражнения начинаются с произношения гласных: логопед привлекает внимание детей к мягкому голосоначалу и правильному положению языка при фонации. Дошкольников сначала обучают протяжному произнесению изолированных гласных, затем переходят к напевному, слитному произнесению сочетаний двух, трех гласных звуков. Так как для детей со стертой дизартрией характерно использование суженого диапазона частот в мелодичном оформлении высказываний, в коррекционно – логопедической работе особое внимание уделяется расширение диапазона голоса путем включения верхнего и нижнего регистров. Поскольку для дошкольников физиологично задействование головного регистра при фонации, работа по включению грудного регистра проводится осторожно и постепенно. Сначала ребенка учат произносить речевой материал голосом средней высоты на одном тоне, затем расширяют диапазон в доступных пределах терции или квинты. При стимуляции (включении) верхнего регистра голоса привлекается внимание детей к вибрационным и кинестетическим ощущениям во время фонации путем обучения сопровождению произношения речевого материала постукиванием: лобных пазух (ми-ми-ми, ни-ни-ни, нэ-нэ-нэ, мэ-мэ-мэ, мэ-мэ-мэ, ма-ма-ма, на-на-на); носогубной складки (вви-вви-вви, ввэ-ввэ-ввэ, вву-вву-вву); нижней губы (зззи-зззи-зззи, зззэ-зззэ-зззэ, зззу-зззу-зззу). При выполнении упражнений логопед фиксирует внимание детей на восходящем движении тона, объясняет, что голос «поднимается вверх», демонстрируется карточка – символ со стрелкой, направленной вверх. При стимуляции (включении) нижнего регистра голоса упражнения сопровождаются постукиваниями в области грудной клетки. В ходе их выполнения ребенок произносит речевой материал ( например, жжу-жжу-жжу, мму-мму-мму, нну-нну-нну; Мила-мила-мила, мама-мама-мама). Логопед обращает внимание детей на нисходящее движение тона, демонстрирует карточку – символ со стрелкой с соответствующим направлением движения. В дальнейшем расширение тонального диапазона осуществляется путем тренировки в переходе с головного нп грудной регистры голоса. Для этого проводятся упражнения, основной целью которых является отработка «скользящей» «восходящее – исходящей интонации с характерным «переломом» голоса из грудного в головной регистр. Используются следующие упражнения: – повышение и понижение голоса при произношении гласных звуков; – повышение и понижение голоса при произношении сочетаний из двух или трех гласных звуков; – повышение и понижение голоса при произнесении слогов (прямых открытых – ба, за,и т.п.; закрытых – бамм, бомм и т.п.); – «укачивание» (имитация укачивания куклы); – проговаривание стихотворений с соблюдением изменения голоса по высоте; – «звуковая лестница»; – пропевание знакомых мелодий без слов, с изменением высоты голоса. Ритм стихотворной речи возбуждает нервную систему ребенка, вызывает в нем эмоциональный отклик, рождает ритмическую эмоцию, ритмические переживания, приводящее в активное состояние весь организм ребенка, в том числе и голосовой аппарат. Улучшению тембра голоса, функционирования голосовых связок способствует работа над артикуляцией, в процессе которой вырабатываются четкие, правильные движение артикуляционного аппарата, координация его работы с органами дыхания и голосообразования. Важно использование руки в формировании навыков звучания речи. Известно, что в коре головного мозга большую проекцию занимают кисти и пальцы рук. Физиологи утверждают, что речевой анализатор не имеет своей собственной территории в коре головного мозга. Речевой процесс регулируется двигательным, слуховым и зрительным анализатором. Считается, что речевая деятельность – это деятельность всего мозга в целом, а управление осуществляется из двигательной зоны коры головного мозга. Физиолог М.М. Кольцова считает, что «есть все основания рассматривать кисти руки,как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат». При тренировке движений пальцев рук голосовые реакции ребенка развиваются интенсивнее, становятся более совершенными, народная педагогика не знала выводов физиологов, но, тем не менее, создала прекрасные упражнения для развития речи детей – потешки с пальчиками. Развитие голоса с помощью различных движений помогает формировать навыки речи, развивать ценные свойства и качества голоса, Кроме того, речь в движении снимает мышечное напряжение всего тела, раскрепощает голосообразующий аппарат. Известно, что напряжение в любой части тела, а особенно в кистях рук, отрицательно отражается на звучании голоса. Поэтому нужно выполнять упражнения, направленные на координацию речи и движения. Тренировка дикции Слово «дикция» происходит от латинского(dictioh ), что означает, выговариваю. Ясность и чистота произношения достигается правильностью артикуляции. Как говорил К.С. Станиславский, характеризуя звучание русского языка, что гласные – это река, а согласные – берега, а без них наша речь – болото. Чтобы речь была ясной, надо развивать гибкость и подвижность языка, губ, нижней челюсти и заднего неба. Упражнения проходят в форме хорового и индивидуального произнесения. Проводятся в игровой форме. Дикционные упражнения желательно соединять с упражнениями на силу звука (проговаривать тише, громче, шепотом), высоту голоса и т.п. Работу начинают с произнесения гласных и согласных звуков, слов, фраз. Работая с согласными звуками, важно помнить о классификации согласных. Так взрывные согласные очень полезны для тренировки четкой речи. Они образуются при прорыве препятствий воздушной струей ([т], [д], [п], [б], [к], [г],). Тренировка перечисленных согласных тренирует весь артикуляционный аппарат: губы, кончик языка, укрепляет корень языка. Работа над интонационной выразительностью Ритмические упражнения Ритмические упражнения подготавливают детей к воспроизведению интонационной выразительности, создают предпосылки для усвоения словесного, фразового логического ударения, паузального членения высказывания. Поскольку и дыхание, и речь являются ритмически организованными видами деятельности, при реализации данного направления логопедического воздействия большое значение придается развитию точности восприятия и воспроизведения сначала неречевых, а затем речевых ритмических структур. Материалом для упражнений служат различные ритмические структуры, где / - обозначает громкий, а_ - тихий удар. Для развития восприятия ритма применяют постепенно усложняющиеся упражнения на основе прослушивания сначала серий одинаковых, затем акцентированных ударов, направленных на определение их качества и количества. Это такие упражнения: – определение количества изолированных ударов(//, ///, ////, ит.п.) путем показа карточки с символически обозначенными ритмическими структурами; – определение количества простых ударов(// //; // // //; ////// ) путем показа карточки с обозначенными символами ритмическими структурами; – выявление качества и количества акцентированных ударов в ритмических сериях (/_; //_ / _ / и т.д.) на слух путем показа карточки с изображениями соответствующими сериям ритмических структур. Впоследствии задания усложняются и комбинируются. Например, детям предлагается записать символами прослушанную ритмическую серию, а затем воспроизвести ее хлопками или ударами. Затем применяются упражнения для развития восприятия и воспроизведения речевого ритма: словесного и синтагматического. Подбор речевого материала осуществляется с учетом произносительной сложности слов, предложений и стихотворений, программного материала и индивидуальных возможностей детей. Используются следующие виды заданий: – отхлопывание ритмического рисунка, прослушанного слова с выделением ударного слога ( на материале односложных, двухсложных, трехсложных слов с различной позицией словесного ударения); – подбор слов (по картинкам), соответствующих предъявленной ритмической схеме слова (_ “ _ _); – определение местоположения фазового ударения в высказывании. Детям предлагается прослушать предложение и определить место выделенного слова путем его подчеркивания на схеме; – «деление» прослушанного высказывания на слова путем отхлапывания ритма (одно слово – один хлопок) с выделением при помощи более громкого хлопка акцентированного слова; – произнесение слов различной слоговой структуры с одновременным отхлопыванием по слогам с выделением ударного слова голосом и с помощью акцентированного хлопка; – подбор и произнесение слов к предложенным схемам с обозначенным местоположением ударения; – составление предложений (по предметным и сюжетным картинкам) к предложенным схемам с обозначением акцентированного слова; Трансформация предложений. Дошкольникам предлагается произнести одно и то же предложение несколько раз со сменой местоположения логического ударения ( с опорой на наглядные схемы с графически выделенным местоположением заданного слова); – чтение стихотворений в сочетании с прохлопыванием по слогам или по словам с выделением акцентированного слога или слова; – пение простых песенок с выделением голосом акцентированных слов. Логопедическая ритмика Логопедическая ритмика может быть определена как одна из форм своеобразной активной терапии, как одно из средств воздействия в комплексе методик и как учебная дисциплина. Первое понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения. Взаимоотношение указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними. Второе понимание логоритмики обуславливает включение ее в любую реабилитационную методику воспитания, лечения, обучения лиц с различными аномалиями развития, особенно в отношении лиц с речевой патологией. Занятия лопедической ритмикой укрепляют у людей с речевыми нарушениями костномышечный аппарат, развивают дыхание, моторные функции, формируют пространственные представления. (В силу недоразвития корковых механизмов дети 3 – 7 лет испытывают трудности при выполнении точных движений.) В логоритмическом воспитании можно выделить два основных звена: Первое – развитие, воспитание к коррекцию неречевых процессов у людей с речевой патологией, а именно: слухового внимания, памяти, оптико – пространственных представлений, зрительной ориентировки на собеседника, координации движений, чувства темпа и ритма, воспитание и перевоспитание личности характера. Чувство ритма имеет три основных компонента: чувство темпа - способность к восприятию и воспроизведению темпа следования опорных звуков; чувство метра - способность к восприятию и воспроизведению акцентированных и не акцентированных звуков; чувство ритмического рисунка - способность к восприятию и воспроизведению отношений длительности звуков и пауз. Второе – развитие речи и коррекцию речевых нарушений: воспитание темпа и ритма дыхания и речи, орального праксиса, просодии, фонематического слуха, коррекцию речевых нарушений. 1) Темп и ритм дыханий (особенно у заикающихся, с тахилалией, брадилалией, спотыканием, с ринолалией, с дизартрией) воспитываются в процессе двигательных упражнений сначала без речи, затем с речью. Например, спокойная ходьба на полной ступне по кругу, по сигналу педагога поднять руки вверх – вдох, опустить вниз – выдох и т.п. Это же упражнение можно провести с речью с произношением отдельных гласных и их сочетаний, с использованием ритмической речи, перечисления, счета и т.д. например, в ходьбе по кругу по сигналу педагога поднять руки вверх – вдох, опуская их вниз, произносить протяжно звук [а] и т.п. 2) Рзвитие орального праксиса (особенно у лиц с дислалией, дизартрией, алалией, афазией, с заиканием). Добиваются на основе подражания и упражнение – динамичности, экономичности, скорости выполнения общих движений туловища, рук, ног, головы; развивают моторные и сенсомоторные координации, доводя выполнение упражнения до автоматизма. Кроме указанного косвенного развития артикуляторной моторики, челюсти, мягкого неба. На логоритмических занятиях полезно сочетать артикуляторные движения с движениями рук: например, руки развести в стороны и пропеть звук [а ], соединить их перед собой в форме обруча - [о] и.т.д. 3) Развитие просодии речи преимущественно у лиц с заиканием, дизартрией, ринолалией, нарушениями голоса средствами логоритмики обусловлено тем, что речь имеет совместные с музыкой элементы: мелодию, темп, ритм, акцент, ( в речи – логические ударения), паузацию. От мышечного напряжения зависит динамический акцент, от времени протекания мышечного спазма – ритмический акцент . От положения мышц мягкого неба, языка и мышц резонирующих полостей зависит мелодический акцент. Кроме того мелодический акцент обусловлен частотой колебания голосовых связок. При расстройствах речи имеется нарушение акцентов как органического, так и функционального характера. Слуховое восприятие разных по силе акустических сигналов, их высоты и времени протекания только в незначительной степени определяет способность к воспроизведению акцентов. Ведущую роль играют другие свойства речи, такие как объем движений артикуляторных мышц, способность к производству кинестетически – вербальных рефлексов. Развитие просодии, как ясно из изложенного, строится на основе воспитанных темпа и ритма дыхания, голоса, артикулярного аппарата, речевого слуха. Совершенствование просодических компонентов осуществляется разнообразными средствами логоритмики и прежде всего – пения. 4) Логоритмика способствует развитию фонематического восприятия у лиц с разнообразными речевыми нарушениями. Этому способствует восприятие музыки различной тональности, громкости, темпа и ритма, А воспитание соответствующих ассоциаций между звуком и мелодией непосредственно улучшает различение звуков на слух. Произношение под музыку текстов, повышенных оппозиционными звуками, способствует развитию слухопроизносительной дифференциации фонем. 5) Воспитание темпа и ритма речи с помощью логоритмики желательно выделить в специальный раздел коррекционной работы в отношении лиц с заиканием, тахилалилей, брадилалией, афазией спотыканием. В данном случае учитываются результаты логопедического воздействия, нормализующего темп и ритм речи. В помощь логопеду логоритмист создает своеобразную музыкально – двигательно – речевую основу, которую потом логопед совершенствует на своих занятиях в чисто речевом плане. Например, на логоритмическом занятии дети маршируют по кругу под музыку живо, бодро. На сигнал педагога останавливаются и продолжают обозначать умеренный ритм хлопками в ладоши. На следующий сигнал щелкают языком в том же умеренном ритме, затем произносят слоги ( по согласованию с логопедом). На другом занятии после слогов произносят короткий текст в том же ритме. 6) Коррекция речевых нарушений осуществляется как с учетом двигательных возможностей людей с речевой патологией, так и при целенаправленном подборе речевого материала для логометрических занятий. Одним из средств логопедической ритмики являются упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции. Эти упражнения проводятся в соответствии с этапами и задачами логопедической работы в начале коррекционного курса. Постепенно количество этих упражнений сокращается. Цель упражнений – способствовать нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата. Упражнения на развитие дыхания способствуют выработке правильного диыфрагмального дыхания, продолжительность выдоха, его силы и постепенности, их можно сочетать с движениями рук, туловища, головы. Например, подняться на носки, руки вверх – выдох, опуститься на полную ступню, руки на пояс – выдох. В упражнения на развитие дыхания также включается речевой материал, произносимый на выдохе. Например, подняться на носки, руки вверх – вдох, опускаясь на полную ступню и ставя руки на пояс, длительно тянуть глухой звук [с] ([ш], [ф],[х]), затем гласные звуки изолированно и в различных сочетаниях с согласными звуками. Далее на выдохе произносят слова: с открытыми слогами, закрытыми, двух и трехсложные, фразы, состоящие из трех – пяти слов. Удлинение фразы требует более длительного выдоха. C произношения на выдохе гласных и согласных звуков начинается работа над голосом. Необходимо воспитывать силу, высоту, длительность звучания и выразительность голоса, которая определяет его тембром. Упражнения в развитии голоса проводятся с музыкальным сопровождением и без него. Для воспитания выразительности голоса полезно проводить мелодекламацию: чтение стихотворений с вопросительной, восклицательной, побудительной и другой интонацией под соответствующую музыку. Воспитанию четкой дикции способствуют дыхательные, голосовые и артикулярные упражнения. В начале под ритмическую музыку или счет педагога гласные обозначаются немой артикуляцией, затем произносятся шепотом и громко, изолированно и в ряду из 2 – 3 – 4 гласных. Далее на выдохе произносятся слоги, слова на шепоте со звуками [г], [к],[ф],[с],[ш], (па-по-пу-пы, паф-поф-пыф и т.д.) и громко, четверостишья, пословицы, поговорки со сменой ударения и темпа речи. К середине коррекционного курса дыхательные, голосовые и артикулярные упражнения включаются в подвижные игры, игры – драматизации, в ходьбу с замедлением, в упражнения с хлопками, счетом, пением. Полезно пение вокализов – мелодии без слов. Затем поются гаммы, вводится другой вид связного пения – звучание голоса со скольжением звука с ноты на ноту вверх или вниз. В занятия по воспитанию дыхания, голоса и артикуляции включается пение и произношение междометий, которые экспрессивно окрашены, выражают эмоции, волевые побуждения человека: радость, боль, гнев, страх: «А! О! Ах! Ох! Ой!» и т.д. затем междометия включаются в стихи, которые подбираются таким образом, чтобы окраска звука была в них разной: минорной или мажорной, с соответствующей музыкой. Полезны распевания на материале артикулярной гимнастики с одновременным развитием мелкой моторики. Необходимо развивать диапазон голоса. В звонком полетном голосе выражены высокие (2000 – 3000Гц) и низкие (700 – 800Гц) частоты. Повышение уровня высокой форманты (2300 – 2700Гц) увеличивает силу и полетность звучания. Начинать следует с произношения звуков [м], [н] с гласными. Голос звучит на среднем регистре, в одной тональности: ммуммоммеммиммамм. Далее повышение и понижение голоса на сонорных согласных с паузами и без пауз при произношении слов и фраз. Формирование дыхания и развития голоса у детей по методу Хорста Кобленцера Это одна из методик, которая представляет способ тренировки голоса и дыхания, созданная в 70 – х годах немецко – австрийским педагогом по сценической речи Хорстом Кобленцером (Приспособленная к ритму дыхания фонация – ПРДФ). Давно используется в логопедической и фониатрической практике немецко - говорящих стран. Система двигательных упражнений обеспечивает, прежде всего развитие фонационного дыхания и техники голоса. Основная задача тренинга – «формирование приспособленной к ритму дыхания фонации» и оформление четкого произношения в прямой направленности на партнера. В процессе тренировок все стремления говорящего должны быть сконцентрированы на выработку максимальной «экономики» в дыхании, движении, голосообразовании и артикуляции, т.е. на наименьшую затрату физических и психических сил. Предпосылкой для восстановления голоса является развитие ритма движения как координирующего фактора всех систем, участвующих в речеобразовании. По мнению авторов, качество звука голоса говорящего определяется не объемом воздуха, который имеется в распоряжении для голосоподачи, а тем как этот резерв оптимально расходуется. Эта система упражнений адресована не только людям речевых профессий, но и предусматривает приемы профилактики и устранения ошибок или нарушений в речевом общении у людей с проблемами голоса и слуха. Комплексная работа предполагает физическую тренировку (дыхание, осанка, движения) и кроме того – тренировку на чувственном уровне (эмоции, концентрация и направленность на партнера) . Решающее значение для координации этих систем имеет ритм, который координирует и облегчает работу всех групп мышц, благодаря смене напряжения и расслабления. Нарушение ритма сковывает регуляцию напряжения и расслабления, как это бывает при изменении индивидуального ритма речевого дыхания. Большая роль в системе Кобленцера, прежде всего, отводится экономии. Экономно образованный и направленный голос является несущим, от как бы «летит» к слушателю и создает контакт. Значительную роль при голосообразовании играет также эмоциональная настройка – итенция. Она создает в мышцах рабочий тонус, в результате чего возникает среднее эластичное напряжение между напряжением и расслаблением мышц. Рабочая осанка с необходимым рабочим тонусным напряжение является предпосылкой для формирования рабочего голоса , по мнению автора, дистония ведет к дисфонии. Важными критериями ПРДФ являются: – координация дыхания, голоса, артикуляция, мимики и жестов; – максимальное экономное превращение дыхательной струи в звук; – начало и удержание уровня дыхания в среднем положении (оптимальное и физиологическое дыхание); – индивидуальное членение речевых отрезков; – скольжение речевой мелодии вокруг средней линии, филировка тональности; – быстрое, беззвучное и свободное «получение воздуха» на вдохе; – экономное распределение воздуха на вдохе; – пластическая артикуляция. Вся работа по системе Х. Кобленцера делится на 18 разделов, в которые входит 71 упражнение. 1. Обучение чувству дыхания. 2. Обучение чувству мышечного напряжения. 3. Первое контрольное восприятие собственного голоса. 4. Движение, дыхание и тон в заданном ритме. 5. Координация умственного и мышечного напряжения. 6. Первое направление дыхания. 7. Положение тела (осанка). 8. Мышечная тренировка речевого дыхания. 9. Дыхание и эмоциональная направленность. 10.Противопоставление механических и интенционных мышечных ощущений. 11.Дыхательная опора. 12.Ритмическое напряжение и расслабление гортани при речи и пении. 13.Артикуляция и голос как регуляторы дыхания. 14.Пластическая (подвижная артикуляция). 15.Голосовая атака звука. 16. Центральное (среднее) положение голоса – выработка оптимальной тональности звучания. 17. Приспособление голоса к акустике помещения. 18. Повышение направленности – «игра» на партнера через активизацию мышечного тонуса. Часть упражнений выполняется со специальным инвентарем или спортивными принадлежностями: теннисными мячами, кольцами, луком со стрелами, канатом, бревном, лассо и т.д. Все упражнения в системе ПРДФ имеют свое название «Лассо», «Медведь в муравейнике» и т.д. и поэтому их легко систематизировать, каждое из них описано в двух сборниках (1989, 1990). ЛИТЕРАТУРА В.И.Рождественская, А.И. Павлова. Игры и упражнения для исправления заикания – М., 1978 Пособие рассчитано для занятий с детьми дошкольного возраста от 3 до 7: игровые упражнения для развития речевого дыхания игровые упражнения по развитию голоса, игровые упражнения по снятию мышечного напряжения, подвижные игры для развития координации слова и движения; речевой материал для отраженного и самостоятельного произнесения фраз, текстов. Н.А. Уликова. Играй! Думай! Твори! Делай! Словом душа растет. Практический материал для работы с детьми по развитию речи. Части II. III.IV. - СПб., 1994. Курс оригинальных игровых занятий – театрализованные игры, направленные на развитие выразительности речи. На занятиях много внимания уделяется воспитанию чувств, эмоциональной отзывчивости, культуре речевого общения, умению владеть телом, голосом. Через кукольные театры дети приобщаются к театру, погружаются в мир поэтической речи. В книге представлен богатейший материал по развитию речи дошкольников. О.С. Орлова. Нарушения голоса у детей. – М.,2005 Это пособие содержит описание особенностей формирования детского голоса в норме и наиболее распространенных случаев патологии. Проводятся методы обследования и дифференцированные коррекционно – логопедические методики, учитывающие психологические особенности детей с голосовыми нарушениями. И.Г. Выготская, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская. Устранение заикания у дошкольников в игре. – М., 1984. В пособии содержится игровой материал для формирования у заикающихся дошкольников навыков свободной плавной речи. В книге проводится также система упражнений, которая снимает мышечное напряжение, создает условия для нормальной речевой деятельности. В разделе «речевое дыхание» даны приемы для нормализации речевого дыхания. Важно не только побудить ребенка к спокойному общению, но и обеспечить ему возможность говорить четко, плавно, выразительно, на выдохе. Игровые приемы позволяют ненавязчиво обучить его спокойному речевому дыханию. Г.А. Волкова. Логопедическая ритмика. – М., 1985. В пособии раскрываются цели и задачи логопедической ритмики, проводится краткая история развития данной дисциплины, а также методика занятий при разных формах нарушения речи: заикании дислалии, дизартрии, ринолалии, нарушении голоса, алалия, афазии. Е.С. Алмазова. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. Практическое пособие. – М.,2005. В пособии проводится методика восстановления голоса при органических заболеваниях гортани. На основе знаний анатомо – физиологических механизмов речи и голоса предложен комплексный метод восстановления голоса, который заключается в сочетании ортофонических упражнений с психотерапией, лечебной физкультурой и рядом лечебных мероприятий. В книге дан материал по проведению дыхательной гимнастики, описывается методика работы с глухими согласными: работа со звонкими согласными, даны упражнения для развития силы, высоты, тембра голоса, развития мелодико – интонационной стороны речи при помощи упражнений, развивающих модуляции, тембр, диапазон голоса. Г.Г. Голубева. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников с ЗПР. Методическое пособие. – СПб., 2000 В пособии рассматриваются современные представления о симптоматике и механизмах фонетического дефекта у дошкольников, определяются педагогические условия коррекции нарушений фонетической стороны речи у рассматриваемой категории детей. Содержание методики раскрывается в системе упражнений и игровых заданий, направленных на развитие речеслухового восприятия и фонетических функций, артикулярной моторики, на формирование интонационной выразительности речи, формирование правильного речевого дыхания. И.И. Ермакова. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. – М., 1984. Л.А. Позднякова. Логопедическая работа по формированию интонационной выразительности речи дошкольников со стертой дизартрией. // Логопед в детском саду № 1 (16),2007. В статье предлагается практический материал по формированию диафрагмального (нижнереберного дыхания), по отработке правильного соотношения вдоха и выдоха (статические и динамические упражнения), даны рекомендации для увеличения длительности речевого выдоха, упражнения для развития силы, высоты, модуляции голоса, расширения его диапазона, улучшения речевого тембра. Е.В. Федоренкова., Н.Ю. Ляпунцова. Основные принципы постановки диафрагмально – релаксационного типа дыхания у дошкольников с заиканием.. // Логопед в детском саду № 6 (21),2007. В статье раскрывается методика работы над постановкой диафрагмально – релаксационного дыхания. Эта работа является неотъемлемой частью комплексного метода логопедической работы. Данный метод эффективен не только при работе с заикающимися детьми, но и при коррекции дизартрии, ринолалии, ОНР. Л.Хоппе. Формирование дыхания и развития голоса у детей с нарушением речи и слуха по методу Хориста Кобленцера, // Логопед в детском саду. № 5 (20),2007. В статье раскрывается суть методики, приводятся данные проведения эксперимента. Е. Краузе. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика Практическое пособие. -СПб., 2007. В пособии даны рекомендации логопедам и родителям по проведению артикуляционной дыхательной гимнастики, логопедического массажа, массажа кистей рук. Г. А. Османова, Л.А. Позднякова. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. 3 – 4 года. В книге представлены рекомендации по формированию основных навыков интонационной выразительности речи у детей, начиная с возраста 3 – 4 лет. При этом осуществляется: организация фонационного дыхания; развитие мимики; развитие выразительности движений; развитие способностей понимать и выражать эмоции; формирование физиологических механизмов интонации(развитие силы и расширение диапазона голоса); развитие темпо – ритмической организации высказывания; формирование восприятия и воспроизведения основных интонационных типов оформления высказывания. Материал расположен по видам работы и соотнесен с лексическими темпами, используемыми для развития речи дошкольников на занятиях в средней (речевой) группе детского сада. Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко. Формирование устной речи у дошкольников с нарушенным слухом. Пособие для учителя – дефектолога. – М., 2003. В пособии изложены задачи и содержание работы по развитию слухового восприятия и обучению произношению. Раскрыты особенности работы на разных этапах, определена ее последовательность. В том числе работа над темпо – ритмической и интонационной сторонами речи, работа над речевым дыханием, работа над голосом. Подробно рассматриваются вопросы методики работы по обучению восприятию и воспроизведению устной речи.
|