Submitted by Марина Ивановна Светличная on Wed, 04/05/2016 - 00:01
С 1992 года преподаю историю и обществознание в МБОУ Лысогорской средней общеобразовательной школе. Ведущей целью моей педагогической деятельности является формирование гражданской ответственности и самосознания у учащихся в современном социуме, создание условий для выявления, развития и саморазвития личностных качеств школьников (интеллектуальных, творческих) через их активную познавательную деятельность.
Актуальность данной проблемы обоснована задачами государственных документов:
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания школьников;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации (2015-2025 годы);
- Концепция исторического образования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.
Базовые принципы стратегии развития воспитания – «позитивная социализация и духовно-нравственное становление, воспитание граждан демократического общества, способных реализовать свой личностный потенциал в интересах поступательного развития России, общественного и личного прогресса, осуществлять самостоятельный выбор в пользу гуманистических общечеловеческих и национальных ценностей».
Достижение целей и результатов моей педагогической деятельности отвечает требованиям ФГОС к личностным и метапредметным результатам. Которые определяют современное понимание результатов образования как мотивация гражданского долга, личностного роста, социальной инициативы, ответственного поведения.
На уроках истории и обществознания уделяю большое внимание модернизации традиционной технологии и использованию новых приемов и методов обучения.
С этой целью активно внедряю в практику образовательного процесса интерактивный метод обучения – один из инновационных методов организации и проведения уроков, который способствует выработке критического мышления. Кроме того, интерактивные формы обучения формируют навыки пользования информационными технологиями и культуру коллективного общения. Основной упор в выборе методов организации учебного процесса делаю на коллективную (групповую) деятельность учащихся. С учетом дидактических задач и возрастных особенностей ребят разработаны следующие формы уроков: уроки с использованием игровой деятельности (игры реконструкции с наличием воображаемой ситуации и ролями; игры-обсуждения, в которых моделируется ситуация с различными формами обсуждения, анализом прошлого с точки зрения настоящего; игры-соревнования с четко фиксированными правилами); уроки - дискуссии строятся на основе коллективной деятельности с заданием для всего класса и для отдельных групп, когда каждая группа выполняет свое задание, итоги группового обсуждения выносятся на суд класса; уроки подведения итогов творческой деятельности (выступления учащихся с рефератами, проектными работами; мозговые штурмы, деловые игры). В качестве примеров можно привести уроки: «Знаешь ли ты историю?» (8 класс, конкурс команд), «Реформы Петра I» (10 класс, работа в парах, использование метода цветных шляп), «Суд над Иваном Грозным» (7 класс, урок-реконструкция), «Экономика СССР 1953-1964гг.» (9 класс, групповая работа над историческим источником), «Гражданская война и интервенция в России» (11 класс, мозговой штурм), «Европа, расколотая на двое» (11 класс, деловая игра - обсуждение), «Избирательная компания» (11 класс, ролевая игра).
К современным образовательным технологиям относится метод социального проектирование, который позволяет соединить теоретические знания, практические навыки и умения с формированием активной жизненной позиции, путем включения школьников в реальные дела. Кроме того, проектные технологии формируют учебно-познавательные компетенции: навыки целеполагания, сбора информации, анализа социологических данных, построения гипотез, обобщения. С 2013-2015 гг. мною были разработаны два проекта: «Книга памяти», «70-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне». По виду деятельности указанные проекты можно отнести к прикладным, с элементами информационного, метапредметного, исследовательского типа. Долгосрочный характер деятельности (до года) определялся содержанием изучаемой проблемы, поэтому подготовка и реализация проектов проходила во внеурочное время. По характеру контактов - коллективные, внутришкольные проекты, с вовлечением в них педагогов и родителей, местных жителей. Тему первого проекта определил личностный выбор учащихся 9 класса, их желание привлечь внимание взрослых к созданию истории школы, села. Участники разделились на подгруппы и определили темы их работ, как компонентов общей исследовательской темы: «Учителя-ветераны», «Мои земляки», «Люди моего села» (на основе опросов, интервьюирования учащихся). Ребята прошли следующие этапы: организационно-подготовительный, поисковый, итоговый: защита проекта, презентация работы, участие в анализе проделанной работы, оценка вклада каждого из исполнителей. Итоговые рефераты используются мной при изучении тем по истории и обществознанию в 8 - 11-х классах. В 2014 – 2015 учебном году в преддверии празднования 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне разработан проект, целью которого являлось восстановление страниц героического прошлого нашей Родины, воспитание патриотизма, обеспечение неразрывной связи поколений. В ходе реализации проекта учащиеся были вовлечены в исследовательско-поисковую деятельность в следующих формах: конкурс исследовательских работ «История моей семьи в истории Родины» (для учащихся 9-11-х кл.), создание наглядных пособий «Медали и ордена Великой Отечественной войны», «Оружие Второй мировой войны», организация встреч с ветеранами войны, по результатам которых сделана запись воспоминаний Светличного М.С., Дубровщенко Е.П. о героических буднях тыла, викторина «Лысогорка в годы войны» (для учащихся 6-8-х кл.), викторина «Великая Отечественная война 1941-1945гг. в лицах, датах, фактах» (для учащихся 9-11-х кл.). Материалы проекта были обобщены и представлены на общешкольный вечер «Фронтовой огонек» с участием ветеранов войны Лунёва М.И. и Халангот М.И. Доклад «Фронтовые дороги Победы» (Шевцова Кристина, 10кл.), был представлены в апреле 2015года на областном конкурсе сочинений «Фронтовые дороги Победы».
Инновационность опыта моей работы заключается в следующем:
- педагогическая деятельность направлена на формирование гражданских исторических понятий у школьников как младшей, так и старшей возрастной группы, что соответствует повышению уровня социализации учащихся;
- педагогическая деятельность создаёт прецедент мотивации реализации своего личностного потенциала и социальных поступков общественного значения.
В своей работе использую новые подходы к организации практической деятельности детей в области освоения исторических знаний, что является актуальным в жизни подростков. Следую новым позициям в понимании планируемых результатов – личностных и метапредметных.
Психолого - педагогический эффект заключается в следующем:
- основа деятельностного подхода – реальные жизненные ситуации, их анализ, обобщение;
- формы учебных занятий – сценарии, проекты, экскурсии, дискуссии, командные проекты, деловые игры, встречи с людьми – героями событий;
- дидактические ресурсы – тексты документов, пособия, фрагменты фильмов, видеоролики.