Проектная деятельность как форма профессиональной ориентации
Бородулина Татьяна Александровна,
учитель технологии МАОУ "Средняя школа №30"
С глубокой древности человек изготовлял и изготовляет различные изделия, стремясь сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ являлось то, что дарит земля и что исходит от самой природы: камень, глина, солома, дерево. Используя дары природы, педагог создаёт условия для развития творческих способностей школьников посредством ремесла как широкий процесс формирования жизненных отношений, воспитывающих развитую творческую личность.
Общение обучающихся с произведениями народного искусства, их участие в процессе изготовления красивых, полезных и нужных в жизни вещей очень важны для общего художественно-эстетического развития детей, воспитывая у них здоровые нравственные начала, любви и уважения к труду.
Занятия в объединении «Конструктор» формируют такие черты, как трудолюбие, креативность, настойчивость, усидчивость, умение планировать работу и доводить до конца начатое дело, развивают эстетический вкус. Беседы в теоретической части занятий объединения о видах древесины и их свойствах способствует расширению кругозора и развитию любви к родной природе.
Дерево - один из самых популярных поделочных материалов. Оно сравнительно легко обрабатывается самыми простыми инструментами. По разнообразию применения древесина не имела себе равных. Из неё изготавливали практически всё необходимое для жизни: дома, мебель, посуда, колыбели, игрушки, мосты, сани, телеги, музыкальные инструменты, мельницы, лодки и многое другое.
Во время занятий в объединении ребята научатся изготавливать изделия из фанеры не только способом выпиливания и выжигания. Выпиливание и выжигание - одни из самых распространённых видов технического творчества среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяет детям всех возрастов заниматься выпиливанием. Обучающиеся познакомятся и приобретут первоначальные навыки по обработке древесины другими способами: резьба по дереву, художественное выпиливание, деревянная мозаика.
Выпиливание и резьба по дереву - это общедоступные, основные виды обработки и способы показать дерево во всей красе.
Художественное выпиливание - это сочетание искусства с техническими операциями по ручной обработке древесины, позволяют существенно влиять, готовность трудиться, на воспитание чувства красоты, способность видеть и понимать прекрасное в окружающей жизни, на приобщении к культуре, рационально использовать свободное время обучающихся.
Программа «Конструктор», в отличие от других программ по обработке древесины, направлена на формирование у воспитанников в процессе обучения трудовых навыков и умений; побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профессиональной подготовки через предоставление обучаемым свободы выбора изготавливаемого объекта и самостоятельности.
Данная программа является адаптированной с учётом современных тенденций, технологий, специфики и материально-технической базы нашего учреждения.
Программа объединения «Конструктор» предусматривает выполнение учащимися творческого проекта. Объем полученных знаний на занятиях позволяет защитить творческий проект и продемонстрировать самостоятельно выполненную завершённую работу. Защита проекта проходит на фестивале «МЫ – ДЕТИ XXI ВЕКА» на школьном уровне.
Выполненные обучающимися, под руководством руководителя, творческие проекты, позволяют развивать и учитывать самые разные их способности и склонности, что необходимо для будущей профессиональной ориентации.
В процессе создания творческого проекта, от эскиза до готового изделия, обучающиеся знакомятся с работой дизайнера, декоратора, художника, конструктора, технолога, профессиями, связанными с обработкой древесины: столяра, плотника, оператора по отделке древесины, что поможет им в будущем с выбором профессии.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
- создание условий школьникам в раскрытии и развитии технических творческих возможностей, заложенных в ребёнке;
- побуждение к сознательному выбору профессии.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- знакомство с профессиями дизайнера, декоратора, художника, конструктора, технолога, профессиями, связанными с обработкой древесины: столяра, плотника, оператора по отделке древесины;
- ознакомление с основами конструирования и моделирования;
- формулирование навыков в графическом изображении при изготовлении изделий (первые модели учащиеся выполняют с помощью шаблонов, а затем и учатся работать по чертежу);
- правильное употребление технических терминов и использование их в работе;
- формирование умений и навыков работы с различными материалами и ручными инструментами;
- создание условий для проявления самостоятельности и творчества при изготовлении изделия, поощрение высказывания оригинальных идей;
- прививать навыки работы в группе, поощрять доброжелательное отношение друг к другу;
- предоставление обучающимся возможности самостоятельного выбора путей работы, средств для достижения цели, темпа деятельности;
- воспитание культуры труда и эстетическое просвещение;
- расширение и углубление знаний в области технологии;
- создание ситуаций успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности;
- помогать детям, в их желании сделать свои работы общественно значимыми;
- добиваться от обучающихся качественного изготовления и отделки, как самой детали, так и всего изделия в целом.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ
В ходе выполнения данной программы обучающиеся должны научиться выпиливать, обрабатывать и оформлять различные объекты из древесины, приобрести и закрепить:
- представление о современных производствах, профессиях, связанных с обработкой древесины;
- умение работать по чертежу и технологической карте;
- умение работать различными ручными и чертёжными инструментами;
- знание приёмы работы с этими орудиями труда;
- умение конструировать, планировать трудовой процесс, делать выбор плана действий, средств для достижения цели, темпа деятельности;
- умение вести технологическую операцию, самопроверку и самооценку своего трудового изделия, его полезность;
- интерес и желание самому выполнять изделия, проявлять выдумку, фантазию и смекалку;
- умение технологических процессов: разметку, сгибание, резание, формовку, монтаж, отделку;
- умение находить поиск путём преодоления трудностей;
- умение доводить начатое дело до конца;
- соблюдение основные требования санитарии, гигиены, культуры труда, техники безопасности;
- конструирование, изготовление поделки для выставок;
- проявление технического творчества, самостоятельности, фантазии и воображения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Для обучающихся первого года занятий рекомендуется использовать групповую /фронтальную/ форму организации работы, при которой все одновременно выполняют одно задание, но на разных изделиях. Объяснения руководителя относятся ко всем обучаемым, и воспринимается ими одновременно, причём знания не даются, а выстраиваются и каждый обучающийся имеет возможность к достижению цели своим путём.
Программа второго года занятий строится и служит непосредственным продолжением программы для начинающих.
Планируя практические работы обучаемых второго года занятий, необходимо иметь в виду, что не обязательно изготовлять все работы, указанные в примерном тематическом плане и программе. Достаточно в течение учебного года изготовить одну-две сложные вещи.
В занятиях рекомендуется использовать сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы.
Программа третьего года - творческая работа, отражающая в значительной мере уровень и глубину полученных обучающимися знаний и навыков к побуждению сознательного выбора профессии
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
|
Наименование темы занятия
|
Количество часов
|
всего
|
Теоретич.
|
Практич.
|
1.
|
Вводное занятие. Материалы и инструменты.
|
2
|
2
|
-
|
2.
|
Художественное выпиливание
|
78
|
4
|
74
|
3.
|
Обработка древесины
|
16
|
2
|
14
|
4.
|
Комбинация древесных материалов
|
16
|
2
|
14
|
5.
|
Начальное моделирование
|
18
|
2
|
16
|
6.
|
Экскурсии
|
6
|
2
|
4
|
7.
|
Защита творческих проектов. Выставки, беседы
|
6
|
-
|
6
|
8.
|
Заключительное занятие
|
2
|
2
|
-
|
Итого:
|
144
|
16
|
128
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Вводное занятие.
Всего часов: 2, из них: теоретических ― 2; практических - 0.
Краткое содержание
Организационный момент. Цели и задачи объединения. Обсуждение плана работы. Деревообработка - одна из древнейших профессий. Охрана лесных богатств. Безопасность труда при деревообработке. Правила внутреннего распорядка. Демонстрация изделий ранее выполненных в этом объединении.
Конечный результат ЗУН:
- знать Правила поведения в учреждении, при проведении занятий;
- технику безопасности при деревообработке.
Тема 2. Художественное выпиливание.
Всего часов: 78, из них: теоретических ― 4; практических - 74.
Краткое содержание
Чертёжные инструменты. Виды и приёмы выполнения разметки. Общее понятие о производстве пиломатериалов. Изготовление фанеры. Свойства бумаги, картона, древесины. Основные ручные инструменты для работы в объединении. Назначение и устройство лобзика и приспособлений, применяющихся при выпиливании лобзиком. Виды клея и технология изготовления соединений на клею. Технология обработки поверхностей масляными лаками. Выпиливание из фанеры лобзиком изделий с прямолинейными и криволинейными вырезами. Отделка изделий выжиганием.
Практическая часть.
Выпиливание из фанеры лобзиком изделий с прямолинейными и криволинейными вырезами. Отделка изделий выжиганием.
Конечный результат ЗУН:
- уметь работать с ручными инструментами, знать их назначение
- знать о пиломатериалах, свойствах бумаги, картона и фанеры;
- иметь навыки по работе с технологиями по сборке и обработке красками и лаками, соблюдать ТБ.
Тема 3. Обработка древесины.
Всего часов: 16, из них: теоретических ― 2; практических - 14.
Краткое содержание
Рациональная разметка древесины. Приёмы пиления. Правила безопасности труда. Простейшие приспособления. Контроль формы и размеров готового изделия. Водные красители.
Практическая часть.
Производит рациональную разметку древесины. Приёмы пиления. Перевод рисунка через копировальную бумагу и по шаблону.
Конечный результат ЗУН:
- уметь делать рациональную разметку при работе с фанерой;
- уметь переводить рисунок через копировальную бумагу и по шаблону;
- соблюдать ТБ при работе с красителями.
Тема 4. Комбинация древесных материалов.
Всего часов: 16, из них: теоретических ― 2; практических - 14.
Краткое содержание
Древесностружечные и древесноволокнистые плиты, древесные пластики. Вторичное использование отходов древесины. Виды и способы соединений.
Практическая часть.
Производить сборку деталей различными способами соединений.
Конечный результат ЗУН:
- знать виды и способы соединения;
- знать о свойствах древесностружечных/волокнистых плит, приёмы работы с ними;
- уметь планировать трудовой процесс.
Тема 5. Начальное моделирование.
Всего часов: 18, из них: теоретических ― 2; практических - 16.
Краткое содержание
Общее представление о процессе создания машин /этапы/. Понятие о контуре, силуэте технического объекта. Понятие о геометрических фигурах. Понятие о развёрстках, выкройках.
Практическая часть.
Выполняют с помощью чертёжных инструментов контурные модели технических объектов.
Конечный результат ЗУН:
- иметь представление о процессе создания машин;
- иметь понятие о развёртке и выкройке;
- знать геометрические фигуры.
Тема 6. Экскурсии.
Всего часов: 6, из них: теоретических ― 2; практических - 4.
Краткое содержание
Сезонные выходы в лес с рассказом о породах и пороках древесины. Текстура и прочность породы. Жизнь леса и их обитателей в различные сезоны года.
Практическая часть.
На практике знакомятся с пороками древесины. Производят сбор природного материала для работы в объединении.
Конечный результат ЗУН:
- уметь различать виды пород древесины, их свойства;
- соблюдать правила поведения во время экскурсии.
Тема 7. Выставки, соревнования и беседы.
Всего часов: 6, из них: теоретических ― 0; практических - 6.
Краткое содержание
Праздник первых своих изделий. Выставки тематические и плановые. Игры на знание терминов, приёмов работы. Беседы и устные журналы по тематике народных промыслов, по истории родного края, по культуре труда и поведения.
Практическая часть.
Производится корректировка изделий и подготовка их к выставке.
Конечный результат ЗУН:
- уметь подбирать материал по соответствующей тематике;
- знать термины и приёмы работы по изученным темам и разделам.
Тема 8. Заключительное занятие.
Всего часов: 2, из них: теоретических - 2; практических - 0.
Краткое содержание
Подведение итогов за год. Проведение выставки. Итоги её и награждения. Анализ успехов и недостатков. Перспективы работы в будущем учебном году.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
для педагогов дополнительного образования
1. Абросимова А.А. и др. Художественная резьба по дереву: Учеб.Пособие. - М.:Выс.шк., 1984.
2. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву. - М.: Культура и традиции, Легпромбытиздат, 1997.
3. Барадулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Культура, 1986.
4. Баланин В.Д. Мозаичные работы по дереву. - М.: Просвещение, 1981.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
для детей
1. Альтов А. “И тут появился изобретатель” 1984 год
2. Н.Беляков "Кружок "Умелые руки" в школе",
Москва., Учпедгиз, 1957г.
3. Горбачев А.Н. От поделки - к модели.. Н.Н. Времена. 1997.
4. Дубинский И.В. Мы строим модели .Альбом . - К. Рад. шк. 1989.
5. Журавлева А.П. Что нам стоит флот построить. М.Патриот. 1990.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
для родителей
1. Андрианова П.Н, Галапузова М.А Развитие технического творчества младших школьников.. 1988
2. Гагарин Б.Г.Конструирование из бумаги . Ташкент . 1988
3. Газарян С. Прекрасное своими руками. Научно-популярная литература для родителей. М.: «Детская литература», 1986.
4. Горбачев А.Н. От поделки - к модели.. Н.Н. Времена. 1997.
|