Мудрые китайцы говорят: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне попробовать, и я научусь». Жить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе можно и с помощью информационных технологий. Причем учиться не только ученику, но и учителю. В 1820 году, когда была напечатана поэма «Руслан и Людмила», Жуковский подарил Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя». Согласитесь, уважаемые коллеги, что и сегодня мы можем сказать так своим ученикам, потому что они лучше нас ориентируются в современных информационных технологиях. С введением новых законов ФГОС, в школе появилась новизна современного урока. Перед каждым педагогом встает задача не только дать детям знания, но и научить своих учеников искать их и осваивать самостоятельно. Если до принятия новых стандартов уроки проходили в традиционной форме, то сейчас необходимо усилить мотивацию ученика к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Педагогические технологии не остались в стороне и от всеобщего процесса компьютеризации. Электронные учебники, виртуальные экскурсии, программы-репетиторы, справочники, энциклопедии, уроки в электронном виде и методические разработки к ним – сейчас существует довольно широкий интерактивный мир возможностей для успешного учебного процесса. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Методика преподавания русского языка с использованием компьютера как технического средства обучения, позволяет интенсифицировать процесс обучения: повысить темп урока; увеличить долю самостоятельной работы учащихся; углубить степень отработки практических умений и навыков; вести дифференцированную работу с каждым учеником; выявить пробелы в его грамотности; выработать умение составлять алгоритмы. С помощью компьютера организовано выполнение всех известных типов упражнений (вставка орфограмм, постановка знаков препинания, редактирование текстов и др.). Особенно эффективно использование компьютера для тренинга и контроля над усвоением знаний и формированием навыков учащихся. В своей работе я использую различные способы оценивания при проверке знаний учащихся, один из них – тестирование. В своей работе я использую тесты трех видов. Входной тест дается в начале изучения темы. Он направлен на предупреждение неуспеваемости, связанной с наличием пробелов, мешающих успешному усвоению новой информации. Этот тест позволяет не только определить, в какой степени школьники подготовлены для более глубокого усвоения очередной порции учебного материала, но и судить о том, какие меры следует принять для ликвидации пробелов. Этот вид теста я обычно создаю в программе Hot Potatoes. Внимательный анализ результатов теста позволяет определить, где, и, самое главное, почему могут в дальнейшем возникнуть трудности с усвоением нового материала. Непосредственно после диагностирующего тестирования нужно сообщить учащимся правильные ответы на каждое задание. Промежуточный тест провожу, как правило, после изучения нового материала, но перед решением основных, типовых задач на применение полученных знаний. Основной целью этого тестирования является проверка правильности воспроизведения и понимания учащимися определений, правил, алгоритмов, так как продуктивного творческого обучения не может быть на пустом месте, без репродуктивных тренировок. Правильность своих ответов ученик может проверить, открыв нужную страницу школьного учебника. При этом осуществляется наиболее эффективная, целенаправленная корректировка знаний учащихся. Тесты третьего вида, предназначенные для заключительного контроля, я использую после того, как уже проведены тренировочные упражнения на применение новых знаний. В такой тест включены вопросы для определения глубины теоретического материала, а не для его простого репродуктивного воспроизведения. Тесты я применяю не только при индивидуальной работе, но и при работе учащихся в группах, в парах. Тестовый контроль повышает интерес учащихся к предмету. Тесты способствуют развитию у учащихся умения наблюдать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их. Все уроки литературы должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видео- сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку, попасть на заочную экскурсию по местам, связанным с жизнью и творчеством какого-либо писателя. Для учеников на уроках обобщения и повторения можно предложить кроссворды, криптограммы, тексты по фольклору, творчеству Пушкина, Гоголя, Тургенева. На уроках литературы использование информационных технологий позволяет не только дать широкий иллюстративный материал, но и соединить текст, видео, звук и иллюстрации в единую логически законченную композицию, включить в эту композицию тесты, задания на проверку внимания, памяти, на развитие познавательных способностей школьника. Учебная работа включает аудиторные занятия с учителем и самостоятельные домашние задания. Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома более полноценные практические занятия – виртуальные посещения музеев, наблюдения за производственными процессами, лабораторные эксперименты и пр. Также учащийся сможет самостоятельно провести анализ собственных знаний, умений и навыков без участия учителя или родителя. ЭОР помогают создать проблемную ситуацию на уроке. Применение компьютерной техники позволяет осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения. Я уверена, что ИКТ на уроках русского языка и литературы, впрочем, как и на любых других уроках, не только возможны, но и необходимы. Мы живем в информационном обществе, в котором тот, кто владеет информацией, владеет миром. Наши дети - это поколение визуалов, хотим мы того или нет, но они привыкли получать информацию с мониторов и дисплеев. Применение ИКТ существенно расширяет возможности современного урока, в чем мы еще раз убедились, применяя ИКТ.
|
На: ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК ЭФФЕКТИВ
Ольга Александровна, внимательно изучила Вашу статью, согласна со всеми позициями использования ИКТ и в групповой, и в индивидуальной, и в работе в парах. Особенно заинтересовала меня программа составления тестов - Hot Potatoes, я обязательно познакомлюсь с ней. Мне легче работать в онлайн-режиме с тестами, Вы же составляете их сами, мне кажется, это уже редкость. Я тоже использую, как и Вы, и ЭОРы, и электронные библиотеки, и виртуальные экскурсии... Действительно, это все очень мотивирует детей, все очень интересно, важно, но, на мой взгляд, обязательно нужно помнить об экологии в ИКТ, о здоровьесбережении детей и рационально использовать ИКТ в комплексе с традиционными технологиями, учитывая обязательно время работы ребенка у ПК.
В Вашей статье мне не хватило ссылок, примеров Вашего теста или какого-либо урока. Спасибо большое, на заметку беру программу по составлению тестов!
С уважением, Светлана Даниленко
На: ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК ЭФФЕКТИВ
Ольга Александровна, внимательно изучила Вашу статью, согласна со всеми позициями использования ИКТ и в групповой, и в индивидуальной, и в работе в парах. Особенно заинтересовала меня программа составления тестов - Hot Potatoes, я обязательно познакомлюсь с ней. Мне легче работать в онлайн-режиме с тестами, Вы же составляете их сами, мне кажется, это уже редкость. Я тоже использую, как и Вы, и ЭОРы, и электронные библиотеки, и виртуальные экскурсии... Действительно, это все очень мотивирует детей, все очень интересно, важно, но, на мой взгляд, обязательно нужно помнить об экологии в ИКТ, о здоровьесбережении детей и рационально использовать ИКТ в комплексе с традиционными технологиями, учитывая обязательно время работы ребенка у ПК.
В Вашей статье мне не хватило ссылок, примеров Вашего теста или какого-либо урока. Спасибо большое, на заметку беру программу по составлению тестов!
С уважением, Светлана Даниленко
На: ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК ЭФФЕКТИВ
Ольга Александровна, внимательно изучила Вашу статью, согласна со всеми позициями использования ИКТ и в групповой, и в индивидуальной, и в работе в парах. Особенно заинтересовала меня программа составления тестов - Hot Potatoes, я обязательно познакомлюсь с ней. Мне легче работать в онлайн-режиме с тестами, Вы же составляете их сами, мне кажется, это уже редкость. Я тоже использую, как и Вы, и ЭОРы, и электронные библиотеки, и виртуальные экскурсии... Действительно, это все очень мотивирует детей, все очень интересно, важно, но, на мой взгляд, обязательно нужно помнить об экологии в ИКТ, о здоровьесбережении детей и рационально использовать ИКТ в комплексе с традиционными технологиями, учитывая обязательно время работы ребенка у ПК.
В Вашей статье мне не хватило ссылок, примеров Вашего теста или какого-либо урока. Спасибо большое, на заметку беру программу по составлению тестов!
С уважением, Светлана Даниленко
На: ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК ЭФФЕКТИВ
Уважаемая Ольга Александровна! Прочитала вашу статью. Так и позавидуешь нынешним мальчишкам и девчонкам огромному выбору мультимедийной продукции, не то что в наше время. Спасибо, что поделились опытом своей работы.
На: ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК ЭФФЕКТИВ
Добрый день, Ольга Александровна! Я познакомилась с вашим материалом, и нашла для себя очень много полезной информации. Думаю, что ваш материал поможет многим педагогам в работе. Спасибо за проделанный труд. Желаю вам удачи в Конференции!
С уважением, Елена Михайловна!
На: ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК ЭФФЕКТИВ
Ольга Александровна, доброго времени суток!. Я прочитала Вашу статью. Спасибо Вам за предоставленный опыт работы. Он обязательно пригодится не только учителям-предметникам, но и в начальных классах. Я тоже составляю тесты сама, поэтому возьму на заметку программу Hot Potatoes.
С уважением Лидия Николаевна
На: ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК ЭФФЕКТИВ
Ольга Александровна! Прочитала Вашу статью, особенно заинтересовала меня программа составления тестов - Hot Potatoes, я обязательно познакомлюсь с ней. Я тоже использую, как и Вы, и ЭОРы, и электронные библиотеки.... Действительно, это очень все интересно, важно, помнить об здоровьесбережении детей и рационально использовать ИКТ . Спасибо большое!
На: ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК ЭФФЕКТИВ
Уважаемая Ольга Александровна, Ваша статья вызывает очень реальное представление о Вас, как об учителе - профессиональне. Ваш обширный опыт работы, предсавленный в материале, отражает системность использования ИКТ в работе педагога, что очень правильно и актуально. Широкий выбор возможностей ИКТ, которыми Вы пользуетесь в своей профессиональной деятельности, наверняка дает положительный результат в качестве обучения и в повышении мотивации Ваших учеников к предмету. Желаю Вам успехов в работе , новых идей и возможностей для их воплощения! С уважением Новосельцева Н.Л.