«Основы выбора профессионального будущего»
(Программа профориентационной подготовки для обучающихся 9 классов)
Барашкова Алла Васильевна,
педагог - психолог МАОУ «СШ № 42» г. Петропавловск-Камчатский
Реализуемая система профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы, ориентированного на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда, ставит необходимостью организацию предпрофильной подготовки, которая предполагает постепенное формирование у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного, личностного).
Программа окажет помощь учащимся в выборе профиля обучения, в более легкой адаптации на выбранном профиле, в получении знаний о себе (Образ «Я»), о мире профессионального труда (анализ профессиональной деятельности), в соотнесении знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности.
Одним из используемых методов профориентационной работы, является профессиографическое исследование, задача которого – самостоятельный поиск и изучение информации о профессии учащимися. При самостоятельной познавательной деятельности достигается двойной эффект:
- профориентационный – получение важной для ученика информации (объективной, сущностной, неожиданной, перспективной и в связи с этим достаточно значимой в познавательном плане).
- воспитательный – уверенность в своих возможностях разрешить жизненные задачи, формирование готовности к оригинальному, самостоятельному решению любых других серьезных жизненных задач.
Это помогает пробудить чувство первооткрывателей и тем самым повысить ответственность за выбор. В результате профессиографического исследования профессия предстает перед учащимися содержательной и творческой, достижение мастерства в которой, сопряжено с трудностями. Профессия не идеализируется.
Цели курса.
- Актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся.
- Выявление определенного общего интереса как индивидуально-типологической особенности выпускников основной общей школы (тех особенностей, на основе которых можно объединить учащихся в профильные группы).
- Развитие у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Задачи.
- Повысить уровень психологической компетентности учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании.
- Развивать рефлексивные умения, умения самопознания и самооценки учащихся.
- Расширить знания о мире профессий, о новых формах организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров, взаимодействия человека и профессии.
- Информировать учащихся о рынке образовательных услуг города Петропавловска- Камчатского и других городов России, условиях поступления и обучения в учебных заведениях.
- Формировать осознанное профнамерение на пути продолжения образования.
- Познакомить со способами получения профессионального образования и препятствиями, которые могут осложнить задачу.
- Развивать умения жизненного целеполагания. Обозначить основные пути к достижению успеха в профессиональной деятельности, которые могут быть реализованы уже в юношеском возрасте.
- Воспитывать ценностное отношение к труду.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Содержание курса составляют знания психологической и профориентологической науки.
Программа курса рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю). Курс состоит из двух блоков:
- информационного - 11 часов;
- психолого-педагогического – 23 часа.
Занятия представлены в виде лекций, диагностических и практических занятий.
Методы:
- информирование,
- профессиографическое исследование,
- психодиагностические методы исследования личности,
- экспрессивные методы творческого самовыражения в рисунке, в движении, в письменных работах.
Методы социально-психологического тренинга:
- дискуссионный метод обсуждения различных психологических проблем;
- метод анализа конкретных ситуаций;
- учебно-игровая деятельность.
Завершает курс творческий проект «Моя будущая профессия».
Скачать программу
Презентация "Как выбрать профессию"
Презентация "Классификация профессий по предмету труда"
Презентация "Урок-игра:Карьерные маршруты"
|