Турнир "Клуб знатоков профессий"
Рябыкина Елена Александровна,
педагог – психолог МБОУ «СШ № 26» г. Петропавловск – Камчатский
Цели:
Начать формировать ответственное отношение у учащихся к выбору профессии через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий и их особенностей.
Активизировать процесс формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению.
Задачи:
-формирование актуального для подростков «информационного поля»;
-обеспечение средствами самопознания, развития навыков и умений по целеполаганию и планированию;
- формирование мотивов саморазвития, личностного роста.
- учащиеся имеют возможность посоревноваться в знаниях, а также получить информацию о новых современных профессиях
Методы и приемы:
а) словесные (использование объяснений, словесных инструкций, пояснений);
б) наглядные (использование раздаточного материала со схемами, мультимедийной презентации);
в) практические (выполнение различных практических заданий с целью получения новых сведений о профессиях и степени сформированности собственного профессионального выбора);
г) диагностические (рефлексия, самооценивание, анализ успешности выполнения заданий).
Материалы и оборудование:
- мультимедийное оборудование, презентация “Power Point” на электронном носителе;
- по 6 карточек синего и красного цвета;
- столы, расставленные для работы 2 команд, листочки и пишущие предметы;
- ватман с эскизом города, солнца на горизонте и надписью “Наше профессиональное будущее”;
- раздаточный материал:
- 4 карточки для задания “Угадай профессию”, 2 бланка (см. приложение)
- для задания “Профессионально важные качества”, 2 бланка (см. приложение) для задания “Соотнесение профессии со школьными предметами”,
- для каждого участника: стул, по 3 фигурки человечка красного, желтого и зеленого цветов, кусочек скотча для крепления фигурки на ватман.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1 слайд (приложение 4 презентация).
Приветствие.
Здравствуйте, уважаемые участники турнира!
Приветствуем гостей!
Актуализация цели игры, разделение на команды.
Ребята, представьте, что вы являетесь членами клуба знатоков профессий. У вас разгорелся спор о том, кто лучше знает мир профессий. Спор разделили вас на две половины – красные и синие (раздаются карточки красного и синего цвета в произвольном порядке). Прошу вас разделиться на две группы по цвету карточек.
Вы обратились к председателю клуба знатоков профессий, то есть ко мне, с просьбой помочь вам разрешить этот спор. Я принимаю решение провести турнир на знание профессий, где каждый из вас сможет доказать, что он является лучшим знатоком.
У каждого из вас есть определенные знания о мире профессий, а также находчивость, оригинальная точка зрения и желание вывести вперед свою команду. Все это поможет вам выполнить задания нашего турнира, показать себя на должном уровне. Желаю всем удачи!
Заседание “Клуба знатоков профессий” считать открытым!
Знают мамы, знают дети,
Знают взрослый и малыш:
На безногом табурете
Ни за что не усидишь.
Без колес не сдвинешь воза,
Хоть впряги в него коня;
Не спасешься от мороза,
Если в печке нет огня;
От иголки мало толка,
Если без ушка иголка.
Так и руки – без труда
Не годятся никуда.
Такова важная роль труда и профессий в нашем мире.
2 слайд (приложение 4презентация).
1 тур. Разминка.
Любой конкурс начинается с разминки, и наш не исключение.
“Самая-самая…”. Сейчас я зачитаю необычные характеристики профессий, а вы должны по очереди называть те из них, которые, по вашему мнению, в наибольшей степени данной характеристике подходят.
Самая зеленая.
Самая сладкая.
Самая общительная.
Самая смешная.
Самая серьезная.
Самая экстремальная.
Самая редкая.
“Цепочка профессий”. Молодцы, команды с юмором подобрались! Продолжаем разминку. Теперь нужно будет построить цепочку профессий. Профессии, стоящие рядом в цепочке, могут иметь самое неожиданное сходство. Например, сталевар и повар – оба работают у печи, имеют дело с высокими температурами на производстве. Понятно? Итак, начинаем цепочку. Плодоовощевод!
“Что ни шаг, то профессия…" Теперь подвигаемся всей командой! Выходим и встаем в 2 колонки. По очереди каждый из участников команды доходит до этой черты и на каждый свой шаг называет какую-либо профессию. Повторяться нельзя! Итак, пока все участники не преодолеют это расстояние.
Ассоциации (морковь и чебурашка). Последнее задание разминки. Сейчас на слайде для каждой команды будет продемонстрирован какой-то предмет. Ваша задача написать свои профессиональные ассоциации с этим предметом. То есть, написать как можно больше профессий, которые могут быть связаны с данным предметом любым, самым невероятным образом. Давайте попробуем. Например, я говорю – слон. Какие профессии приходят на ум, когда говорят о слоне?
3-4 слайд - задания (приложение 4 презентация).
(После ответов ребятам предлагается посмотреть на 5 и 6 слайдах (приложение 4), какие еще профессии могут быть связаны с обсуждаемыми предметами).
2 тур. Задания на эрудицию.
Итак, первый тур – разминка – окончен. Теперь начинаем 2 тур, где вам понадобится догадливость и сообразительность, и, конечно же, знание профессий.
“Угадай профессию”. По предметам, указанным на карточках (приложение 1 - по 2 карточки каждой команде) нужно угадать профессию, которая имеет дело с этими предметами.
Чертеж, кульман, конструкция (инженер-конструктор).
|
Компьютер, программа, текст (программист, оператор ЭВМ).
|
Животные, шприц, лечебница (ветеринарный врач, ветфельдшер).
|
Ткань, фурнитура, эскиз (дизайнер-модельер, художник-модельер).
|
“Профессионально важные качества” (соотнести ПВК с профессией). Ребята, давайте вспомним, какие качества называются профессионально важными?
Сейчас вам будут представлены названия нескольких профессий и ПВК. Вам нужно будет догадаться, в каких профессиях какие качества необходимы (раздаются приложения 2 по 1 каждой команде).
1
|
Оператор банковского дела
|
|
аккуратность;
усидчивость;
терпеливость;
умелость рук;
хорошее зрение.
|
2
|
Портной
|
|
внимательность;
терпеливость;
общительность;
эмоциональная уравновешенность.
|
3
|
Менеджер
|
|
любовь к природе;
наблюдательность;
физическая выносливость;
образная и долговременная память.
|
4
|
Налоговый инспектор
|
|
внимательность;
аккуратность;
хорошая память;
концентрация и переключение внимания;
устойчивость к монотонной работе;
быстрота движений рук;
чувство ответственности;
общительность;
хорошие зрение и слух.
|
5
|
Логопед
|
|
хорошо развитые коммуникативные способности;
тактичность;
чувство ответственности;
умение сопереживать;
наблюдательность;
аналитический ум;
эмоциональная устойчивость;
развитая словесно-логическая и образная память;
внимательность.
|
6
|
Психолог
|
|
хорошее зрение и цветоразличение;
художественный вкус;
память на цветовые оттенки;
высокая тактильная и мышечно-суставная чувствительность;
ручная ловкость;
аккуратность;
внимательность;
быстрая реакция;
правильная координация движений.
|
7
|
лесник
|
|
хорошо развитые коммуникативные и организаторские способности;
эмоциональная устойчивость;
хорошая память;
ответственность;
логическое мышление;
умение быстро принимать решение, четко излагать мысли.
|
8
|
Маляр штукатур
|
|
аналитический ум;
концентрация и распределение внимания;
эмоционально-волевая устойчивость;
добросовестность;
честность;
умение общаться.
|
Выполнение
(раскладывают карточки, затем идет проверка с помощью 7 слайда (приложение 4 презентация).
Расшифровка: 1-4, 2-1, 3-7, 4-8, 5-2, 6-5, 7-3, 8-6.
Соотнесение профессии со школьными предметами. Молодцы! Справились. Следующее задание. Теперь вам надо будет отгадать, какие школьные предметы требуют углубленного изучения для получения перечисленных профессий. На выданных вами листочках (приложение 3 – по 1 каждой команде) проведите стрелки от каждой профессии к тому школьному предмету, который необходим для ее получения.
1
|
Физика
|
5
|
Лингвист
|
2
|
Риторика
|
9
|
модельер
|
3
|
логика
|
7
|
акробат
|
4
|
математика
|
2
|
адвокат
|
5
|
русский
|
10
|
Штурман
|
6
|
технология
|
3
|
следователь
|
7
|
Физическая культура
|
1
|
Атомщик
|
8
|
Психология
|
6
|
Столяр-краснодеревщик
|
9
|
Изобразительное искусство
|
4
|
Финансовый аналитик
|
10
|
география
|
11
|
Археолог
|
11
|
история
|
8
|
Специалист по работе с кадрами
|
Проверка по появляющимся стрелкам на 8 слайде (приложение 4 презентация).
Профессия – специальность – должность. “Четвертый лишний”. И заключительное задание 2 тура! Все вы наверняка на данном этапе знакомства с миром профессий сможете отличить профессию от специальности и должности. Давайте вспомним, что же такое профессия? (род трудовой деятельности, требующий специальных знаний и навыков, служащий источником дохода). А что такое “специальность”? (узкая область профессии). А что такое “должность”? (трудовой пост, разновидность руководящей работы). Кто-нибудь может привести примеры? / Раз вы так хорошо знакомы с этим материалом, выполнить практическое задание по нему вам не составит труда. Итак, внимание на слайд! Сейчас перед вами будут появляться по 4 слова на тему “Профессия, специальность, должность”. Вы должны будете найти лишнее слово и объяснить, почему вы его исключили. Команды работают по очереди.
Токарь, электрик, прораб, плотник.
|
Оториноларинголог, кардиолог, врач, терапевт.
|
Летчик-полярник, бренд-менеджер, вышивальщица бисером и пайетками, каскадер-мотогонщик
|
Бригадир, дрессировщик, директор цирка, старший ассистент.
|
(Команды по очереди высказываются, задание и проверка появляются на 9-12 слайдах (приложение 4 презентация)
3 тур. Творческий конкурс.
Молодцы, замечательно справились со всеми заданиями! Видно, что у вас есть и знания о профессиях, и находчивость.
Третий, заключительный тур нашего турнира называется творческим. Он называется так, потому что потребует от вас воображения, умения предвидеть и анализировать.
Анализ 3 стратегий выбора профессионального пути. Сейчас я предложу вам 3 высказывания о том, как надо выбирать профессию.
(13 слайд (приложение 4 презентация)).
Как же все-таки делается профессиональный выбор?
Для этого может быть три пути.
Первый путь – прислушиваться к собственной интуиции, неосознанному предчувствию успеха, поддаться спонтанному желанию, идущему откуда-то изнутри. В общем, без какого-либо логического продумывания найти некое правильное для тебя решение.
Второй путь – делать строго логический, рациональный выбор. Ведь ты становишься инвестором – тем, кто вкладывает свои физические и интеллектуальные силы, неповторимое время своей жизни, а возможно, и деньги своих родителей в свое образование. Ведь каждый уважающий себя инвестор, надеясь получить выгоду в будущем (интересную работу, признание, финансовую независимость), сделает тщательные расчеты, взвесив все “за” и “против”.
Третий путь – это соединение интуитивного и рационального подходов – проверенный рациональный план “инвестиций” в будущее, к которому у тебя есть положительное эмоциональное отношение (то есть, тебе нравится этот план).
Итак, прочитав об этих трех стратегиях выбора профессионального пути, какой бы вы себе выбрали (высказывания, при необходимости голосование с помощью 3 цветных жетонов).
Анкета.
Заключительный этап творческого тура.
Вы видите перед собой по три цветных жетончика, повторяющих цвета светофора. При ответах на вопросы анкеты используйте следующие условия при показе цветных жетонов: зеленый – да, желтый – сомневаетесь, красный – нет.
Выбрали ли вы будущую профессию?
Связан ли ваш выбор с семейными традициями?
Связан ли ваш выбор с престижем данной профессии в настоящее время?
Зависит ли ваш выбор от ближайшего окружения?
Советовались ли вы с родителями по данной профессии?
Знаете ли вы, в каком учебном заведении можно получить эту профессию?
Ориентируетесь на учебное заведение, которое расположено недалеко от дома?
Знаете ли вы, какие предметы потребуются при приеме в вуз по данной специальности?
Учитываете ли свои интересы и способности при выборе профессии?
Хорошо ли вы представляете работу по данной специальности?
Итак, наверняка после голосования у вас возникли те или иные мысли и чувства по поводу того, насколько вы близки к выбору профессии. Может быть, кто-либо хочет ими поделиться? (Рефлексия).
Рефлексия “Наше профессиональное будущее”. Итак, я предлагаю вам продемонстрировать степень своего профессионального выбора следующим образом: на этом ватмане вы расположите фигурку того цвета, который отражает состояние вашего профессионального будущего в данный момент. Если вы еще совсем не определились – вывешиваете красную фигурку; если есть мысли, но есть и сомнения – тогда фигурка будет желтой; и, наконец, если вы уже сделали свой окончательный профессиональный выбор, я предлагаю вам расположить на этом ватмане зеленую фигурку. (Делается общий вывод по выборам, оптимистичный).
Итоговый круг с высказываниями участников.
Я думаю, что все участники клуба знатоков профессий продемонстрировали сегодня много знаний о профессиях, свою эрудицию, находчивость и чувство юмора. Поэтому в нашем споре все оказались победителями. А на протяжении всей игры вы испытали много чувств, мыслей, сделали для себя какие-то выводы. Сейчас каждому из вас будет дана возможность высказаться по этому поводу. А если кто-то разволнуется, то ему могут помочь вопросы на слайде. Можно выбрать, на какой из них вам хочется ответить.
Вопросы на 14 слайде (приложение 4 презентация) для рефлексии.
Что понравилось?
Что было полезным?
Какие чувства вас посетили?
Какие выводы можно сделать для себя?
До новых встреч!
Приложение 1.
Карточки к заданию «Угадай профессию».
Чертеж, кульман, конструкция.
|
Компьютер, программа, текст.
|
Животные, шприц, лечебница.
|
Приложение 2.
Бланки к заданию «Профессионально важные качества» (соотнести ПВК с профессией).
КАКИЕ КАЧЕСТВА ВАЖНЫ ДЛЯ ЭТИХ ПРОФЕССИЙ?
1
|
Оператор банковского дела
|
|
1
|
аккуратность;
усидчивость;
терпеливость;
умелость рук;
хорошее зрение.
|
2
|
Портной
|
|
2
|
- внимательность;
- терпеливость;
- общительность;
- эмоциональная уравновешенность.
|
3
|
Менеджер
|
|
3
|
- любовь к природе;
- наблюдательность;
- физическая выносливость;
- образная и долговременная память.
|
4
|
Налоговый инспектор
|
|
4
|
- внимательность;
- аккуратность;
- хорошая память;
- концентрация и переключение внимания;
- устойчивость к монотонной работе;
- быстрота движений рук;
- чувство ответственности;
- общительность;
- хорошие зрение и слух.
|
5
|
Логопед
|
|
5
|
- хорошо развитые коммуникативные способности;
- тактичность;
- чувство ответственности;
- умение сопереживать;
- наблюдательность;
- аналитический ум;
- эмоциональная устойчивость;
- развитая словесно-логическая и образная память;
- внимательность.
|
6
|
Психолог
|
|
6
|
- хорошее зрение и цветоразличение;
- художественный вкус;
- память на цветовые оттенки;
- высокая тактильная и мышечно-суставная чувствительность;
- ручная ловкость;
- аккуратность;
- внимательность;
- быстрая реакция;
- правильная координация движений.
|
7
|
Лесник
|
|
7
|
- хорошо развитые коммуникативные и организаторские способности;
- эмоциональная устойчивость;
- хорошая память;
- ответственность;
- логическое мышление;
- умение быстро принимать решение, четко излагать мысли.
|
8
|
Маляр-штукатур
|
|
8
|
- аналитический ум;
- концентрация и распределение внимания;
- эмоционально-волевая устойчивость;
- добросовестность;
- честность;
- умение общаться.
|
Презентация
ЛИТЕРАТУРА
- Дидактический материал по курсу “Твоя профессиональная карьера” Кн. для учителя /И.П. Арефьев и др. Под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2000. – 112с.
- Жижова О. Перспектива успеха. Тренинговое занятие из элективного курса “Путь в профессию, или В поисках призвания”. //Школьный психолог, № 17. 2006.- С. 6-9.
- Кабина И., Радзик И. Я в мире профессий. Тренинг для подростков. /Школьный психолог, № 48. 2003. – С.8-9.
- Кислицкая Э.Р. Клуб веселых мастеров. //Педсовет, № 3. 2003. С.3-5.
- Толстик С. Турнир “Клуб знатоков профессий”. Занятие для учащихся 9-ых классов. //Школьный психолог, № 4. 2007. – С.46-47.
- Чистякова С.Н. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования: Элективный ориентационный курс для учащихся 9 класса: Учеб. Пособие/ С.Н. Чистякова и др. – М.: Образовательно-издательский центр “Академия”, 2004. – 96 с.
|