Занятие по профориентации
Тема: Ошибки в выборе профессии
Цели: - помочь учащимся в правильном выборе профессионального пути.
Задачи:
- дать практические рекомендации о правильном выборе профессии, об ошибках в выборе профессии;
- довести до сведения учащихся результаты диагностики;
- дать практические рекомендации по построению дальнейшего образовательного маршрута.
Притча о возможностях и способностях
Один человек как-то приехал в деревню. И вдруг увидел в курятнике орленка. Он, словно петух или курица, ходил вразвалочку и клевал зерна. Иногда его, будто цыпленка, долбали клювом петухи постарше, ничего не опасаясь.
Человек решил провести эксперимент. Взял орленка на руки, сказал:
- Ты же орел! Твое место в небе, ты должен летать!
Но орленок спрыгнул с его рук и заковылял обратно в курятник, клевать зерна.
На следующий день человек вновь взял орленка, отнес его на чердак, и вновь произнес:
- Ты же орел! Твое место в небе, ты должен летать!
А потом столкнул орленка вниз. Тот пролетел пару метров, но, оказавшись во дворе, опять потрусил в курятник.
На третий день человек взял орленка с собой в горы. Поднялся на самую высокую вершину и сказал:
- Ты же орел! Твое место в небе, ты должен летать!
На этот раз он постарался подкинуть орленка повыше. Тот испугался, ведь внизу была пропасть. Пришлось молодому орлу расправить крылья и полететь. Он поднимался все выше и выше. Далеко внизу остался и человек, и гора, и деревня, и курятник, и жившие там петухи с курами. Всего на секунду пожалел орел, что он все-таки научился летать, и вновь ему захотелось назад, в уютный курятник. Но тут его пронзила мысль, что его место - действительно в небе. И тогда он понял, что всегда будет вспоминать и свой курятник, и деревню, и этого человека. Но назад к ним не вернется уже никогда...
Обсуждение с детьми притчи.
Игра- разминка «Кроссворд профессий».
Дети делятся на 3 группы и разгадывают кроссворд на время. Команда, которая правильно и быстро отгадала - первая (выигрывает).
- Этот человек готовит обед в столовой
- Он сидит за кассой и получает деньги у покупателей
- Это человек лечит
- Он учит детей в школе
- Данный человек летает
- Он красит забор, стены, потолок
- Он ловит рыбу
- Он работает в шахте
- Он строит дома
- Он шьёт красивые вещи.
Если вы решите кроссворд правильно, то в выделенных клетках по вертикали прочтёте, кто подстригает людей.
Как не утонуть в «море профессий».
Детям раздаются буклеты. Психолог рассказывает об ошибках выбора профессии.
Обсуждает с детьми «Семь шагов в выборе профессии».
Игровое упражнение «Самая-самая»
Цель упражнения: повышение у учащихся знаний о мире профессионального труда.
Время проведения: 10 - 1 5 минут.
(Упражнение проводится в круге)
Инструкция
Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны по очереди называть те профессии, которые, по нашему мнению, в наибольшей степени данной характеристике соответствуют,
1. Ведущий называет первую характеристику, а участники сразу же по очереди (по кругу) предлагают свои варианты профессий. Если у кого-то возникают сомнения, что названа самая-самая подходящая к данной характеристике профессия (или близкая к самой-самой), то можно задавать уточняющие вопросы.
2. Далее называется следующая характеристика. Всего таких характеристик должно быть не более 5—7.
Обсуждение
Важным элементом данного игрового упражнения является обсуждение. Ведущий должен проявить уважение к мнениям различных участников, поскольку оценки могут (и должны) быть субъективными. В то же время, выделение некоторых «самых-самых» профессий должны опираться на объективные знания о них. Например, если как самая денежная называется профессия депутата Госдумы страны, то можно уточнить у школьника, а знает ли он, сколько зарабатывают депутаты (по сравнению с другими высокооплачиваемыми профессиями)? Можно в ходе обсуждения совместными усилиями определить, какую профессию вообще можно считать денежной и т.п.
Для того чтобы упражнение проходило более интересно, ведущий обязательно должен заранее отобрать наиболее необычные характеристики профессий, которые должны заинтриговать участников.
Это могут быть, например, такие характеристики: самая зеленая профессия; самая сладкая профессия; самая волосатая профессия; самая неприличная профессия; самая детская профессия; самая смешная профессия и т.д.
|